Формирование предпосылок УУД дошкольника как важного условия готовности к обучению в школе
статья на тему
Зачастую, устраивая ребенка в школу, родители гордятся тем, что он умеет читать и считать. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка, но этих умений и навыков недостаточно. Потому что бойко читающие и хорошо считающие дети порой не проявляют интереса к учебе, нарушают дисциплину, конфликтуют со сверстниками.
Под психологической готовностью к школьному обучению (школьной зрелостью) понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_uud.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) ДОШКОЛЬНИКА КАК ВАЖНОГО УСЛОВИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Проблема готовности к школьному обучению сейчас очень актуальна для всех дошкольных учреждений города и школ, набирающих первоклашек.
Зачастую, устраивая ребенка в школу, родители гордятся тем, что он умеет читать и считать. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка, но этих умений и навыков недостаточно. Потому что бойко читающие и хорошо считающие дети порой не проявляют интереса к учебе, нарушают дисциплину, конфликтуют со сверстниками.
Под психологической готовностью к школьному обучению (школьной зрелостью) понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Т.е. ребенок на пороге школы должен быть ЗРЕЛЫМ:
• физически
• умственно (интеллектуально)
• эмоционально
• социально
Таковы критерии школьной зрелости. Умышленно опущу пункт «умственно», т.к. именно его зачастую ставят во главу угла, а по остальным пунктам пробегаются, не уточняя их важность для ЗДОРОВЬЯ ребенка.
А сможет ли часто болеющий ребенок быть успешным учеником? Вряд ли. А если сможет (редко, но бывает и такое), то принесет ли эта успешность радость ему и его родителям? О чем это? Да, о том, что пусть лучше уровень интеллекта спадет с высокого уровня на средний, но пройдут невротические заикания, прекратятся тики, стабилизируется эмоциональное состояние и т.д. и т.п. Я не имею в виду детей, которые психологически созрели и способны обучаться. Я имею в виду тех, кто достиг школьного возраста, но не школьной зрелости.
В медицине существуют понятия “паспортный и биологический возраст”. Паспортный возраст – это число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту.
Биологический и паспортный возраст могут не совпадать. Причина - функциональная незрелость головного мозга.
Протестировать биологический возраст на житейском уровне можно с помощью Филиппинского теста. В 5-6 лет дети переживают «скачок роста» - он заключается в существенном удлинении конечностей рук и ног - результат характеризует именно биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета – это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Если этот «скачок» произошел, то ребенок без труда достанет рукой до противоположного уха.
Смена зубов (особенно верхних) также свидетельствует о том, что жизненные силы ребенка уже закончили работу над формированием физического тела, и часть их уже может освободиться для того, чтобы ребенок мог целенаправленно учиться.
Таким образом, принимая решение о поступлении ребенка в 1-й класс, нам с вами предстоит объективно оценить здоровье ребенка, соответствие биологического возраста паспортному, наличие невротических проявлений (тиков, заикания и т.д.), а также уровень умственной и физической работоспособности.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ характеризуется произвольностью поведения и наличием учебно-познавательной мотивации.
Ребенка, который вместо букваря достает машинку или куколку, сложно будет чему-то научить, потому что у него преобладает игровой мотив.
Сложно будет ребенку, который не умеет собрать волю «в кулак» и довести начатое (да еще и малоинтересное) дело до конца.
СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ определяется развитием элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками, степенью доброжелательности и эмоционального благополучия в коллективе.
Таким образом, в определении готовности ребенка к школе интеллект имеет значение, но отнюдь не решающее! И если умственно развитый ребенок, не имеет проблем по вышеописанным пунктам, т.е. зрел физиологически, здоров соматически и эмоционально и адаптирован социально, то это успешный ученик и счастливые родители.
Но если же какой-то из критериев «хромает», то давайте поможем ребенку осознать, развить, укрепить то, в чем он нуждается, и распрощаться с тем, что ему мешает (страхи, тики и т.д) и не будем спешить в школу.
Многих родителей, присутствующих здесь, интересует, как будет проводится прием детей в 1-й класс. Конечно, наблюдая детей в условиях нашего дошкольного образования, учителя «0» ступени уже могли бы дать свои рекомендации. Но в нашей гимназии уже сложилась традиция для объективности оценивания к этой деятельности привлекать независимых экспертов: учителей начальной школы и учителей английского языка основной школы. Что будет оцениваться и можно ли эту процедуру назвать «отбором»?
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) школьников.
И вот в мае этого года наши независимые эксперты совместно с психологом помогут нам оценить уровень сформированности ууд обучающихся школы «0» ступени применительно к завершению ступени предшкольного образования.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться и включает четыре основных блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Личностные действия определяются прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению. Показателями сформированности личностного компонента ууд являются:
- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
- проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что вражается, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;
- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
Мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности и провоцирует низкую успешность обучения, а несформированность учебной деятельности и систематический неуспех ребенка – приводит к дальнейшему снижению мотивации.
Регулятивные действия тесно связаны с формированием воли и произвольности поведения. Произвольность обеспечивает целенаправленное управление ребенком своей деятельностью и поведением, умение организовывать свою учебную деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Будут оцениваться следующие показатели сформированности регулятивных ууд:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- умение обсуждать возникающие проблемы, правила;
- умение управлять своим поведением.
Произвольность поведения, способность ребенка подчинять импульсивные желания сознательно поставленным целям (соподчинение мотивов) способствуют формированию новых моральных мотивов – чувству долга и ответственности.
Познавательные действия предусматривают сформированность логических операций (умение анализировать, сравнивать объекты, выделять общие и различные признаки, осуществлять классификацию, сериацию, устанавливать аналогии).
Диагностика познавательных действий, кроме изучения вербального и невербального интеллекта, памяти и внимания будущего первоклассника, будет включать в себя выявление следующих познавательных действий:
- проявление степени самостоятельности в игровой или учебной деятельности;
- умение следовать образцу, правилу, инструкции;
- умение использовать предметные заместители;
- умение понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему;
- умение увидеть целое раньше его частей;
- умение слушать, понимать и пересказывать простые тексты;
- умение задавать вопросы: как?, почему?, зачем?, интересоваться причинно-следственными связями.
Коммуникативные действия обеспечивают навыки общения и социального взаимодействия дошкольников.
В соответствии с нормативно протекающим развитием дошкольники должны уметь устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности, слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи, владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства и понимать чувства другого.
При поступлении в школу у детей должны быть сформированы следующие базовые предпосылки:
- потребность в общении;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника.
- понимание возможности различных позиций и точек зрения;
- умение договариваться, находить общее решение.
Таким образом, при помощи наблюдений за обучающимися и фиксирования этих наблюдений в картах по параметрам, о которых говорилось выше, мы будем делать выводы об уровне сформированности предпосылок учебной деятельности на дошкольном уровне образования.
А ребят, чей уровень умения учиться окажется выше, мы будем рады видеть в качестве наших учеников начальном и последующих уровнях образования, что выразится в виде списка детей, рекомендованных к зачислению в НОУ гимназию «Школа бизнеса».
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком».
Л.С.Выготский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение уровня готовности к обучению в школе 1 ступени в условиях предшкольного образования в группе кратковременного пребывания на базе школы.
Подготовка детей к школе - одна из актуальных проблем, волнующая как педагогов, так и родителей. Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе об...
Психологическая готовность к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников.
Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует мобилизации интеллект...
Особенности формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе детей разного пола
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях ведется активная работа по формированию готовности детей к обучению в школе, издается большое количество пособий для родителей и педагогов с ...
Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье говорится о формировании мотивационной готовности учащихся 1 дополнительного класса к школе, даётся методика выявления готовности детей с ограниченными возможностями...
Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе.
Уровень речевого развития ребёнка....
Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"
В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные и организационные аспекты коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...
.Выступление учителей 1-го класса по освоению нового ФГОС НОО и ФГОС ООО: «Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО». Результаты адаптации.
Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС и ФГОС ООО...