Адаптированная образовательная программа по предмету «Трудовое обучение» 4 класс, VIII вид
рабочая программа (4 класс) на тему
Адаптированная образовательная программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013 ,и следующих нормативно - правовых документов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_obuchenie_4_kl.docx | 50.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Начальных классов Протокол № ____________ Председатель МО____________ | Согласно: Зам.дир. Ершова Р.В. ____________ | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ№5» ____________ Н.И. Малева «____»___________2015г |
Адаптированная образовательная программа по предмету «Трудовое обучение»
4 класс, VIII вид
Программа составлена: Сапуновой В.А.
2015 -2016 уч.год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013 ,и следующих нормативно - правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Учебного плана образовательного учреждения.
- Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Целью данной программы является:
- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труд.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
- выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
-воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
-обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовки.
Уроки трудового обучения должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Предусмотрены следующие виды труда:
· работа с бумагой и картоном;
· работа с текстильными материалами;
· работа с проволокой и металлоконструктором;
· работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.
В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).
В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года).
Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
· значение производства товаров для жизни людей;
· сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
· демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
· соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
· знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
В программе учтены принципы научности и доступности изложения материала. Вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники. Расширению знаний учащихся о профессиях, изделиях, которые можно изготовить своими руками служат материалы выставок, экскурсии в школьные мастерские.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми учащимся в обыденной жизни. На уроках трудового обучения идет формирование тех ключевых жизненных компетенций, которые являются основой существования личности в обществе (учебно – познавательной, социально – трудовой, коммуникативной, общекультурной, информационной). Разделы программы содержат дидактические единицы, обеспечивающие формирование компетенций:
- развитие коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции: сведения о свойствах материалов, используемых на уроках труда, о безопасных приемах работы с различными инструментами;
-развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно- смысловой компетенции: сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления изделий;
- становление и формирование ценностно - смысловой компетенции: знакомство учащихся с работой школьных мастерских.
-развитие общекультурной компетенции: познавательные сведения, касающиеся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, материалы выставок, демонстрация изделий декоративно – прикладного искусства, экскурсии в школьные мастерские.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических, здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных и игровых технологий.
Трудовое обучение является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, выполнение расчетов, вычислений, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами; счёт в пределах 100; вычерчивание прямоугольника, квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку).
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций; изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна: определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности – связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам; дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Чтение и развитие речи– работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 140 ч. в год (4 ч. в неделю).
Содержание учебного курса (предмета) (тематическое планирование).
Перечень разделов | Количество часов | Содержание учебного материала |
Работа с бумагой и картоном; | 67 ч. | Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Проверка организационных навыков учащихся (подготовка и содержание в порядке рабочего места; правила поведения на уроках труда; работа с учебником и рабочей тетрадью). |
Работа с текстильными материалами | 41 ч. | Проверка знаний о ткани (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Формирование представлений о плотности переплетения нитей в ткани (редкое, частое переплетение). |
Работа с проволокой и металлоконструктором | 16ч. | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла. Формирование представлений о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Развитие умения сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приёмам формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий алюминиевой фольги. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. |
Работа с древесиной. | 16 ч. | Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов (ножи, стамески, рубанки). Ознакомление с приёмом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приёмам затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Развитие умения работать в коллективе. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия. |
Итого | 140 ч. |
Результаты освоения академического компонента и жизненных компетенций.
Академический компонент.
Учащиеся должны:
- получить знания о назначении и применении материалов, используемых в работе (природных материалов, бумаги, ткани, ниток, древесины, проволоки и материалоотходов), свойствах и видах этих материалов;
- получить знания о названии инструментов, используемых в работе;
-получить знания о правилах безопасной работы с ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами, напильником, молотком, отвёрткой, проволокой и клеем; об организации рабочего места и о соблюдении санитарно-гигиенических требований при работе с инструментами;
- уметь делать рациональную разметку по шаблону и линейке;
- научиться работать с циркулем для разметки картона и бумаги;
- уметь смазывать клеем бумагу по всей поверхности при склеивании и окантовочные полосы;
- научиться резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки (прямым и кривым);
- научиться размещать на листе бумаги или картона элементы аппликации и наклеивать их;
-уметь делать обработку углов изделия при окантовке;
- научиться сгибать картон и склеивать по стыкам;
-научиться склеивать бумагой объемные изделия;
- получить знания о способах обработки древесины;
- научиться зачищать древесину напильником и наждачной бумагой;
- уметь вбивать и извлекать гвоздь из древесины, ввёртывать шуруп;
- научиться наклеивать материалоотходы (опилки) на картон;
- научиться правильной хватке инструмента;
- уметь сгибать и резать проволоку при помощи инструментов;
- уметь подбирать планки металлоконструктора по счету отверстий;
- уметь соединять детали изделия винтами и гайками;
- научиться завинчивать и отвинчивать гайки рукой и инструментами;
- научиться выполнять косой обмёточный стежок;
-уметь обметывать края изделия косым обметочным стежком;
-научиться сметывать изделие по краям;
- уметь вышивать по линиям рисунка;
- научиться оформлению вышитой салфетки бахромой;
-научиться комбинировать в одном изделии различные материалы;
-получить элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра.
Жизненные компетенции.
Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках трудового обучения позволяет учащимся получать следующие умения:
- позитивно относиться к труду и людям труда,
- осознавать необходимость и практическую значимость труда, который они выполняют;
- осуществлять выбор способов деятельности, реализовать их на практике;
- воспринимать целостную картину мира через единство предметного мира и мира природы, освоение трудовых умений и навыков;
- уважительно относиться к своему народу, его народным традициям на основе знакомства с наиболее распространенными народными промыслами и ремеслами в своем регионе и России;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность;
- работать с материалами и инструментами, используемыми при изготовлении изделий;
-подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- производить измерительные действия при изготовлении изделий;
- соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, санитарно - гигиенические требования;
- экономно расходовать материалы;
-осуществлять простейшее планирование своей деятельностии придерживаться плана при выполнении изделия;
-осуществлять необходимые контрольные действия самостоятельно, на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- работать по инструкциям, алгоритму;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;
- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), убеждать в правильности выбранного способа и т.д.)
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (отчет о последовательности изготовления изделия, о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов);
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов
- общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;
- сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;
- адекватно оценивать собственные мысли и действия и поведение других людей;
- взять на себя ответственность;
- работать самостоятельно
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используется текущий и итоговый контроль. Знания и умения, учащихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий и устного ответа.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать:
правильность приемов работы; степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта); качество готового изделия; организацию рабочего места.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока); дан устный полный отчёт о проделанной работе;
«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия; устный отчёт о проделанной работе неполный и неточный;
«Оценка 3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия; устный отчёт о проделанной работе дан с помощью учителя.
Мониторинг динамики процесса обучения являются составной частью общего мониторинга школы – интерната, осуществляемого в соответствии с Положением « Об инспекционно – контрольной деятельности (внутришкольном контроле) МКС (К) ОУ Краснобаковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема урока. Вид ручного труда. (теория) | Название изделия. (практическая работа) | Содержание | |
План факт | |||||
1 | Работа с бумагой. «Что ты знаешь о бумаге?» Учебник-с.4-8. Рабочая тетрадь. | Образцы или изображения инструментов, материалов, приспособлений, изделий, видов бумаги, технологических операций, видов работы. | Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Проверка организационных навыков учащихся (подготовка и содержание в порядке рабочего места; правила поведения на уроках труда; работа с учебником и рабочей тетрадью). | ||
2 | Работа с бумагой. Складывание из треугольников. Учебник-с.9-11. Рабочая тетрадь. | Геометрическая фигура-раскладка. | Повторение видов работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объёмное конструирование). Выявление знаний о подготовке рабочего места к работе с бумагой. Формирование умения устанавливать общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках (стороны, углы). Повторение правил разметки бумаги. Совершенствование навыков сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Закрепление навыков склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея. Развитие логического мышления и внимания в ходе складывания геометрических комбинаций на фигуре-раскладке. | ||
3 | Работа с бумагой. Складывание простых форм из квадрата. Учебник-с.12-13. Рабочая тетрадь. | Фигурка «Рыбка» | Проверка знаний о складывании из бумаги (название этого способа изготовления изделий-оригами). Формирование умения устанавливать общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаки (стороны, углы). Обучение складыванию базовой формы «треугольник» и на его основе- фигурки рыбки. Закрепление навыков чтения схем-рисунков по условным обозначениям. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие пространственной ориентировки. | ||
4 5 6 7 8 9 | Работа с бумагой. Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Учебник-с.14-17. Рабочая тетрадь.
| Игра «Геометрический конструктор»: «Силуэт самолёта». «Силуэт петуха» «Силуэт голубя» | Формирование представлений о миллиметре как мере длины. Обучение нахождению на линейке нужного количества миллиметров (20.80) и перевода их в сантиметры. Формирование умения чертить отрезки заданной в миллиметрах длины. Использование этих умений при разметке заготовки на части. Формирование наглядно-действенного мышления, внимания, памяти в процессе переворачивания деталей геометрического конструктора с изнаночной стороны на лицевую. Развитие воссоздающего воображения в процессе сборки заданных силуэтов. | ||
10 11 | Работа с тканью. Что ты знаешь о ткани?». Учебник-с.18-21. Рабочая тетрадь. | Бумажная схема полотняного переплетения нитей. | Проверка знаний о ткани (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Формирование представлений о плотности переплетения нитей в ткани (редкое, частое переплетение). Сообщение сведений о процессе ткачества на примере полотняного переплетения нитей (поперечные нити-уток, продольные нити - основа). Знакомство с устройством ткацкого станка на примере игрушечного станка. Обучение выполнению бумажной схемы переплетения нитей. Совершенствование приёмов резания по длинной линии и плетения бумажных полос крест – накрест. Развитие понятий, содержащих пространственные характеристики (вдоль, поперёк, крест-накрест). Развитие дифференциации пальцев, координации рук. | ||
12 13 14 15 | Работа с тканью. Виды работы и технологические операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. Учебник-с.22-27. Рабочая тетрадь. | Игрушка «Кукла-скрутка». | Проверка знаний о видах работы с тканью (ткачество, плетение, вышивание, аппликация, шитьё, роспись), о технологических операциях при работе с тканью (разметка деталей изделия и выкраивание их по линиям разметки, соединение деталей изделия). Сообщение сведений об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток. Обучение приёму скручивания ткани. Формирование умения изготавливать куклу-скрутку по плану и самостоятельно. Развитие дифференциации пальцев, координации рук, памяти. | ||
16 17 18 19 | Работа с тканью. Отделка изделий из ткани. Учебник-с.28-31. | Салфетка с аппликацией. | Формирование представлений о способах отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация). Определение понятия «аппликация». Закрепление знаний о видах ткани, ткачестве. Сообщение сведений о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Развитие умения анализировать изделие, выделяя его основные признаки и детали. Формирование умения работать в соответствии с планом. Обучение приёму обработки края салфетки способом выдёргивания нитей (бахрома). Развитие пространственной ориентировки на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу (середина, вертикальные и горизонтальные края). | ||
20 21 22 | Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Учебник-с.32-35. Рабочая тетрадь. | Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок». | Формирование умения анализировать объект и разбираться в особенностях конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях с бумагой (разметка детали по шаблону, вырезание детали из заготовки, склеивание деталей). Совершенствование приёмов разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Развитие точности, аккуратности при выполнении действий. Развитие умения работать самостоятельно по готовому плану. | ||
23 24 | Работа с бумагой и картоном. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Учебник-с.36-40. Рабочая тетрадь. | Игрушка «Летающий диск». | Обучение умению определять особенности конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Ознакомление с циркулем как с чертёжным инструментом (устройство циркуля, правила подготовки циркуля к работе). Формирование знаний о геометрических понятиях «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр». Формирование умений вычерчивать окружность с помощью циркуля. Обучение изготовлению игрушки «Летающий диск» по плану. Развитие пространственной ориентировки, точности и аккуратности при выполнении действий. Развитие умения регулировать мышечное усилие при работе с циркулем. | ||
25 26 | Работа с бумагой и картоном. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Учебник-с.41-45. | Игрушка из бумажных кругов «Попугай». | Развитие умения анализировать конструкцию многодетального изделия, выделять его основные признаки и свойства. Закрепление знаний о циркуле и умения вычерчивать окружность с помощью циркуля. Обучение экономной разметке бумаги при вычерчивании нескольких окружностей(5-6). Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Совершенствование качества работы при вырезании и сгибании бумаги. Формирование умения соблюдать точность при сборке изделия. Развитие умения работать в коллективе. | ||
27 28 | Работа с бумагой и картоном. Развёртка изделия. Учебник-с.46-47. Рабочая тетрадь. | Конверт для писем с клеевым соединением деталей. | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Объяснение понятия «развёртка». Обучение изготовлению изделия на основе развёртки. Развитие умения анализировать конструкцию изделия, выделять его основные признаки и свойства. Закрепление умений производить разметку на бумаге развёртки по шаблону. Совершенствование умений при резании бумаги («надрез», «разрез по прямой длинной линии»). Развитие умения работать по плану. Выработка точности при сгибании бумаги. Обучение технологии склеивания клапанов конверта. | ||
29 30 | Работа с бумагой и картоном. Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Учебник-с.48-51. | Конверт без клеевого соединения деталей. Конверт с замком без клеевого соединения деталей. | Закрепление знаний о назначении конвертов. Проверка знаний о способах изготовления конвертов (с клеевым соединением). Совершенствование умения анализировать объект, выделять его признаки, свойства и детали. Обучение элементам графической грамоты (названия условных обозначений: тонкая сплошная линия - вспомогательная, размерная; штрих с двумя точками – линия сгиба; стрелочки – направление, в котором надо выполнять действие). Развитие умения сгибать бумагу по этим условным обозначениям. Применение полученных знаний и умений при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий. | ||
31 32 | Работа с бумагой и картоном. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Учебник – с.52-57. Рабочая тетрадь. | Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом». | Расширение представлений об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах). Закрепление понятия «геометрический орнамент» и знаний о пространственном размещении его элементов (в прямоугольнике и квадрате). Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение знаний о видах бумаги (бархатная бумага). Совершенствование умений анализировать объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Усвоение геометрического понятия «прямой угол». Обучение вычерчиванию прямого угла с помощью линейки и угольника. Развитие умения использовать приобретённый навык при разметке деталей изделия. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие пространственной ориентировки при составлении геометрического орнамента. Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий. | ||
34 35 | Работа с бумагой и картоном. Разметка прямоугольника с помощью угольника. Учебник – с.58-61. | Закладка для книг из зигзагообразных полос. | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Обучение умению размечать прямоугольник с помощью чертёжных инструментов (угольника). Закрепление умения размечать детали изделия под прямым углом. Совершенствовать умение резать по коротким линиям и использовать соответствующий приём вырезания ножницами из бумаги. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Совершенствование навыка контролирования выполняемых операций (сравнение со схемой для контроля в рабочей тетради). Обучение переплетению деталей из бумажных зигзагообразных полос. Развитие точности и координации движений обеих рук. | ||
36 | Работа с бумагой и картоном. Разметка наклонных линий с помощью угольника. Учебник-с.62-65. Рабочая тетрадь. | Закладка для книг со «свободным плетением». | Закрепление знаний о применении закладок. Закрепление знаний о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Обучение вычерчиванию острого угла с помощью угольника. Развитие умения использовать этот способ разметки при изготовлении изделия. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Обучение «свободному плетению» из бумаги. Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий. Развитие точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе плетения. | ||
37 38 | Работа с тканью. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. Учебник-с.66-69. Рабочая тетрадь. | «Салфетка-прихватка» «Рукавица-прихватка». | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из ткани. Совершенствование умения анализировать объект, выделять его признаки, свойства и детали. Закрепление знаний о правилах работы режущими и колющими инструментами. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Закрепление умения смётывать детали изделия строчкой прямого стежка. Обучение соединению деталей изделия строчкой косого стежка. Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий. Развитие точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе шитья. | ||
39 40 41 42 43 44 45 | Работа с металлом. «Что надо знать о металле». Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Учебник–с.70-76. Рабочая тетрадь. | Изделие «Дерево» Изделие «Паук» Изделие «Бабочка» Изделие «Веточка». | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла. Формирование представлений о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Развитие умения сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приёмам формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий алюминиевой фольги. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие умения распределять мышечное усилие при сминании, сжимании и скручивании фольги. Развитие точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе обработки алюминиевой фольги. | ||
46 47 | Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части способом складывания. Учебник-с.77-80. Рабочая тетрадь. | «Геометрическая фигура- раскладка». «Складные часы». | Совершенствование знаний о геометрической фигуре «круг». Повторение правил вычерчивания окружности с применением циркуля. Закрепление знаний о чертёжных инструментах и правилах работы с циркулем. Совершенствование умения резать по кругу. Обучение делению круга на равные части способом сгибания. Закрепление навыков сгибания бумаги. Закрепление навыка склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея. Развитие логического мышления, внимания в ходе составления геометрических комбинаций на фигуре – раскладке. Закрепление умения определять время по часам. | ||
48 49 | Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Учебник-с.81-84. Рабочая тетрадь. Работа с бумагой и картоном. | Объёмное ёлочное украшение. Ёлочная игрушка «Солнышко». Снежинки из ватных палочек. Еловая ветка из гофрированной бумаги | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Совершенствование умения анализировать объект, выделять его признаки, свойства и детали. Проверка знаний о геометрической фигуре «круг». Повторение правил вычерчивания окружности с применением циркуля или по шаблону. Совершенствование умения резать по короткой прямой и по кругу. Обучение делению круга на равные части с помощью угольника и линейки. Использование данного приёма при разметке деталей изделия. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Закрепление навыка склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея. Развитие зрительно – двигательной координации. Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Развитие умения анализировать конструкцию изделия, выделять его основные признаки и свойства. Совершенствование умений при резании бумаги («надрез», «разрез по прямой длинной линии»). Развитие умения работать по плану. | ||
51 52 53 54 | Работа с бумагой и картоном. Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Учебник-с.85-88. Рабочая тетрадь. | Растягивающаяся игрушка «Матрёшка». «Цыплёнок» | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Обучение определению особенностей конструкции изделия (растягивающееся туловище матрёшки). Обучение способу тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Закрепление умения размечать заготовки с помощью линейки. Совершенствование умения вырезать по кругу. Закрепление умения делить круг на равные части с помощью угольника. Обучение склеиванию деталей изделия с использованием приёма «точечного склеивания». Развитие внимания, пространственной ориентировки, аккуратности при выполнении действий. | ||
55 56 57- 58 | Работа с бумагой и картоном. Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Учебник-с.89-91. Рабочая тетрадь. | «Птица». Ёлочки из картона и кружев | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Обучение умению определять особенности конструкции изделия. Совершенствование приёмов разметки деталей изделия по шаблону. Отработка приёма «надрез по короткой линии». Развитие умения вырезать симметричные детали из бумаги, сложенной пополам. Развитие аккуратности при выполнении действий. Контроль за правильностью выполнения трудовых действий. | ||
59 60 61 62 63 64 | Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Учебник-с.92-94. Рабочая тетрадь. | «Снежинка» «Звезда». «животный мир» | Знакомство с традиционным национальным видом искусства Японии – оригами. Формирование умения определять геометрическую форму изделия (многоугольник), конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках (стороны, углы). Обучение складыванию базовой формы «змей» и использование её в изделии. Закрепление навыков чтения схем-рисунков с условными обозначениями. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие пространственной ориентировки. Развитие аккуратности при выполнении действий. Контроль за правильностью выполнения трудовых действий. | ||
65 66 67 68 | Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертёж. Учебник-с.95-98. Рабочая тетрадь. | Летающая модель «Планёр». | Формирование представлений о чертеже. Обучение чтению чертежа и технического рисунка по чертёжным линиям. Закрепление название чертёжных линий (тонкая сплошная линия – вспомогательная; толстая сплошная линия – контур; тонкая сплошная линия со стрелочками – размерная, габаритная). Формирование способности находить общие детали в чертеже и на объёмном рисунке объекта. Развитие умения выполнять разметку изделия с опорой на чертёж. Закрепление навыка выполнять контрольные операции (сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради). Совершенствования умения действовать в соответствии с планом работы. Развитие внимания, пространственной ориентировки, аккуратности при выполнении действий. | ||
69 70 71 | Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Учебник-с.99-100. Рабочая тетрадь. | Летающая модель «Самолёт». | Закрепление знаний о чертеже. Закрепление умения самостоятельно читать чертёж по чертёжным линиям. Закрепление знаний о названиях чертёжных линий (тонкая сплошная линия – вспомогательная; толстая сплошная линия – контур; сплошная тонкая линия со стрелочками – размерная, габаритная). Формирование способности самостоятельно находить общие детали в чертеже и на объёмном рисунке объекта. Развитие умения самостоятельно выполнять разметку изделия с опорой на чертёж. Закрепление навыка самостоятельно выполнять контрольные операции (сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради). Совершенствование умения самостоятельно действовать в соответствии с планом работы. Развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности, старательности, внимания). Контроль за правильностью выполнения трудовых действий. | ||
72 73 74 | Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Учебник-с.101-102. | Аппликация «Цветок из ниток». | Расширение представлений об изделиях декоративно-прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток). Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение знаний о видах (хлопчатобумажные, шерстяные), свойствах ниток (рвутся, режутся ножницами, сматываются), видах работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитьё, вышивание, вязание). Совершенствование умения анализировать аппликацию, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу. | ||
75 76 | Работа с нитками. Сматывание ниток в пучок. Учебник-с.103-104. | «Помпон из ниток» | Проверка знаний о приёме работы с нитками. Обучение обматыванию нитками картонных колец с применением иглы с широким ушком. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу в виде кольца. | ||
77 78 79 80 81 | Работа с проволокой. Изгибание проволоки. Учебник-с.105-106. | Декоративные фигурки птиц, зверей и человечков. | Закрепление и расширение знаний о видах проволоки (медная, алюминиевая. Стальная). Её свойства (гнётся, режется кусачками, сматывается), приёмов её сгибания (в кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углом). Совершенствование умений анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия. | ||
83 83 | Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Учебник-с.107-108. | «Муха» | Формирование умения использовать различные материалы при изготовлении одного изделия. Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Определение сходства и различий между этими материалами (по длине, пластическим свойствам). Совершенствование умений анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия, ритмичности движений. | ||
84 85 86 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Учебник-с.109-112. | «Открытая коробочка» «Коробочка» | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочки). Определение названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Закрепление знаний о приёмах сгибания бумаги (сгибание с угла на угол, сгибание пополам и др.). Закрепление умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на её основе коробочки (1). Обучение складыванию базовой формы «блин» и складыванию на её основе коробочки (2). Совершенствование умений действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки, зрительно-двигательной координации, точности, плавности и координации движений правой и левой рук. | ||
87 88 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление панно. | Цветочный узор. | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Закрепление умения складывать базовую форму Совершенствование умений действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки, зрительно-двигательной координации, точности, плавности и координации движений правой и левой рук. | ||
89 90 | Работа с древесиной. «Что ты знаешь о древесине?» Учебник-с.113-117. Рабочая тетрадь. | Образцы и изображения инструментов, материалов, приспособлений. Экскурсия в школьную столярную мастерскую | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из древесины. Выявление знаний о материалах, инструментах и приспособлениях и умений объединять их в соответствующие группы (заполнение таблицы в рабочей тетради «Что относится к материалам, инструментам и приспособлениям»). Сообщение сведений о заготовке древесины. Формирование представлений о рабочих профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофёра, плотника, столяра. Развитие умения определять свойства древесины (цвет, текстура). Проверка умения находить различия в понятиях «древесина» и «дерево». Совершенствование изобразительно-графических навыков при рисовании текстуры древесины по образцам в рабочей тетради. Посещение школьной столярной мастерской с целью ознакомления с натуральными древесными материалами. | ||
91 92 93 94 95 96 97 98 | Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Учебник-с.118-120. | Аппликация из карандашной стружки «Цветок» «Цыплёнок» «Петушок» «Букет» «Мери Поппинс» | Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов (ножи, стамески, рубанки). Ознакомление с приёмом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приёмам затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Развитие умения работать в коллективе. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия. | ||
99 100 101 102 103 104 | Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Учебник-с.121-122. | Аппликация из древесных заготовок «Дом». «Ёжик в лесу» «Щенок» | Расширение представлений об изделиях из древесины. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах. Сообщение сведений о применении древесных заготовок в аппликации. Совершенствование умений анализировать аппликацию, определять её детали и их пространственное расположение в композиции. Закрепление умений самостоятельно работать по намеченному плану. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений. | ||
105 106 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Учебник-с.123-124. | Пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями. | Формирование представлений о различных операциях по ремонту одежды (пришить пуговицу, вешалку, рукав, зашить распоровшееся по шву или разорвавшееся изделие и т.п.) Закрепление знаний о пуговицах (с двумя или четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Обучение технологии пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Повторение правил работы иглой. Закрепление умения отрезать нитку нужной длины (30см), завязывать узелок на конце нитки. Закрепление умения работать по намеченному плану. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки. | ||
107 108 109 110 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с ушком. | Пуговицы с ушком. | Закрепление знаний о пуговицах (с двумя, четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Обучение технологии пришивания пуговиц с ушком. Повторение правил работы иглой. Закрепление умения отрезать нитку нужной длины(30см), завязывать узелок на конце нитки. Закрепление умения работать по намеченному плану. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки. | ||
111 112 113 114 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами. Учебник-с.126. Рабочая тетрадь. | Аппликация с использованием пуговиц «Медведь». «Кот». «Лягушка». «Собака». | Закрепление знаний о пуговицах. Расширение представлений о форме пуговиц и применении пуговиц для украшения одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений. | ||
115 116 117 | Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва ткани. Учебник-с.127-128. Рабочая тетрадь. | «Вешалка» «Зашивание простого разрыва ткани». | Формирование представлений о различных операциях при ремонте одежды (изготовление и пришивание вешалки, зашивание простого разрыва ткани). Расширение знаний о назначении вешалки. Обучение технологии изготовления и пришивания вешалки. Повторение правил работы иглой. Закрепление умения отрезать нитку нужной длины, завязывать узелок на конце нитки. Закрепление знаний о строчке прямого и косого стежков и применение их при изготовлении и пришивании вешалки. Совершенствование умения работать по намеченному плану. Развитие умений изготовить лекало вешалки из бумаги, разметить и выкроить деталь из ткани, сшить вешалку и пришить её к ткани. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки. | ||
118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 | Картонажно-переплётные работы. Переплёт. Учебник-с.129-132. Рабочая тетрадь. | Записная книжка-раскладушка с переплётной крышкой, «Блокнот». | Расширение представлений о картонажно-переплётных изделиях (картонажные изделия, изделия в переплёте). Развитие умения объединять в соответствующие группы измерительные, режущие, колющие и вспомогательные инструменты, используемые в картонажно-переплётных работах. Обучение изготовлению записной книжки с переплётной крышкой. Формирование представлений о записных книжках, их назначении, форме, размере, конструкции (переплётная крышка, блок). Закрепление умения работать по намеченному плану. Обучение промазыванию клеем технической ткани с изнаночной стороны. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук. | ||
130 131 132 133 134 | Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Учебник-с.133-136. | Подушечка для игл. | Расширение представлений об изделиях из ткани (предметы быта). Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей по лекалу, отделка деталей изделия вышивкой, соединение деталей строчкой прямого стежка). Совершенствование умений самостоятельно анализировать изделие и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Закрепление умения вышивать строчкой прямого стежка. Обучение приёму соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки. | ||
135 136 137 138 139 140 | Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Учебник-с.137-138. Рабочая тетрадь. | Мягкие игрушки-подушки «Девочка» «Рыба» «Цыплёнок» | Расширение представлений об изделиях из ткани (мягкие игрушки). Закрепление умений соединять детали из ткани строчкой петлеобразного стежка при пошиве игрушек – подушек. Закрепление всех технологических ручных операций, необходимых при пошиве изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей по лекалу, скалывание деталей, смётывание деталей, соединение деталей строчкой петлеобразного стежка, отделка изделия). Развитие воображения, внимания, точности, координации движений рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений, пространственной ориентировки. |
Учебно-тематический план 4 класс
Дата | Наименование | Всего |
I четверть | 32 | |
Что ты знаешь о бумаге? | ||
Материалы, инструменты и приспособления. Виды бумаги. Свойства бумаги. Цвет бумаги. | 1 | |
Размер бумаги. | 1 | |
Виды работы с бумагой. | 1 | |
Складывание из треугольников. | 1 | |
Геометрическая фигура-раскладка | 1 | |
Складывание простых форм из квадрата. | 1 | |
Фигурка «Рыбка» | 1 | |
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. | 1 | |
Игра «Геометрический конструктор». | 1 | |
Работа с тканью. | ||
Виды ткани. Свойства ткани. Цвет ткани. | 1 | |
Как ткани ткут. | 1 | |
Процесс ткачества. | 1 | |
Виды работы с тканью. Материалы, инструменты и приспособления. | 1 | |
Технологические операции при работе с нитками и тканью. | 1 | |
Скручивание ткани. | 1 | |
Игрушка «Кукла-скрутка» | 1 | |
Отделка изделий из ткани. | 1 | |
Аппликация. | 1 | |
Изделие «Салфетка с аппликацией». | 1 | |
Работа с бумагой и картоном. | ||
Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. | 1 | |
Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе». | 1 | |
Конструкция игрушки. | 1 | |
Вычерчивание окружности с помощью циркуля. | 1 | |
Правила подготовки циркуля к работе. | 1 | |
Игрушка «Летающий диск». | 1 | |
Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. | 1 | |
Игрушка из бумажных кругов «Попугай». | 1 | |
Развёртка изделия. | 1 | |
Изготовление «Конверта для писем» с клеевым соединением деталей. | 1 | |
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. | 1 | |
Изготовление конверта без клеевого соединения деталей. | 1 | |
Творческая работа «Конверт с замком» без клеевого соединения деталей. | 1 | |
II четверть | 32 | |
Работа с бумагой и картоном. | ||
Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. | 1 | |
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом». | 1 | |
Разметка прямоугольника с помощью угольника. | 1 | |
Изделие «Закладка для книг из зигзагообразных полос». | 1 | |
Работа с тканью. | ||
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. | 1 | |
Изделие «Салфетка-прихватка». | 1 | |
Работа с металлом. | ||
Что надо знать о металле. | 1 | |
Применение металла. | 1 | |
Виды металлов. Свойства металлов. Цвет металла. | 1 | |
Технология ручной обработки металла. Инструменты. | 2 | |
Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. | 2 | |
Изделие «Дерево». | 2 | |
Работа с бумагой и картоном. | ||
Деление круга на равные части способом складывания. | 1 | |
Изделие «Геометрическая фигура-раскладка». | 2 | |
Задания для самостоятельной работы с геометрической фигурой-раскладкой. | 1 | |
Игра 1. «Геометрические комбинации». | 1 | |
Игра 2. «Складные часы». | 1 | |
Игра 3. «Складная ёлочная игрушка». | 1 | |
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. | 1 | |
Изделие «Объёмное ёлочное украшение». | 2 | |
Тиражирование деталей. Точечное клеевое соединение деталей. | 1 | |
Изделие «Растягивающаяся игрушка». | 2 | |
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. | 1 | |
Складывание из бумаги. | 1 | |
Изделие «Снежинка». | 2 | |
III четверть
| 40 | |
Работа с бумагой и картоном. |
| |
Выполнение разметки с опорой на чертёж. | 1 | |
Летающая модель «Планёр». | 2 | |
Линии чертежа. Чтение чертежа. | 2 | |
Летающая модель «Самолёт». | 2 | |
Работа с нитками. |
| |
Связывание ниток в пучок. | 1 | |
Изделие «Цветок из ниток». | 2 | |
Изделие «Помпон из ниток». | 2 | |
Работа с проволокой. | ||
Изгибание проволоки. | 1 | |
Изделие «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков». | 2 | |
Сборка изделия из разных материалов. | 2 | |
Изделия из проволоки, бумаги и ниток «Муха» и «Паук». | 2 | |
Работа с бумагой. | ||
Складывание из бумаги. | 1 | |
Изделие «Открытая коробочка». | 2 | |
Изделие «Коробочка». | 2 | |
Работа с древесиной |
| |
Что ты знаешь о древесине? | 1 | |
Материалы, инструменты. | 1 | |
Заготовка древесины. | 1 | |
Кто работает с древесными материалами. | 1 | |
Свойства древесины. | 1 | |
Обработка древесины ручными инструментами. | 2 | |
Клеевое соединение деталей древесины. | 2 | |
Аппликация из карандашной стружки. | 2 | |
Приёмы соединения кусочков карандашной стружки. | 1 | |
Аппликация из древесных заготовок. | 2 | |
Аппликация «Дом». | 2 | |
IV четверть. | 36 | |
Ремонт одежды. | ||
Пришивание пуговиц. | 2 | |
Технология пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. | 4 | |
Технология пришивания пуговиц с ушком. | 2 | |
Отделка изделий пуговицами. | 4 | |
Изготовление и пришивание вешалки. | 2 | |
Картонажно-переплётные работы. | ||
Картонажные изделия. | 2 | |
Изделия в переплёте. | 4 | |
Материалы. Инструменты и приспособления. | 2 | |
Изготовление записной книжки-раскладушки с переплётной крышкой. | 4 | |
Ручные швейные работы. | ||
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. | 2 | |
Изделие «Подушечка для игл». | 4 | |
Изделие «Тряпичная игрушка-подушка». | 4 |
Список литературы.
- Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология ручной труд 4 класс. Филиал издательства «Просвещение» Санкт-Петербург 2012.
- Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2008.
- Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 2006.
- Николкина Г.А., Гулуева Т.С., Попова Г.П. Уроки труда в начальной школе. В помощь преподавателю начальной школы. - Волгоград, Учитель, 2006.
- «Рукоделие в начальных классах»; книга для учителя. Составитель А.М. Гукасова. М., «Просвещение», 2009.
- Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело. 4 класс». М., «Просвещение», 2005.
- Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства» 2006.
- Н.А.Цирюлик, Т.Н.Проснякова «Уроки творчества» 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ учебного предмета: "Трудовое обучение", 4 класс
Рабочая программ учебного предмета: "Трудовое обучение", 4 класс...
Адаптированная образовательная программа по предмету «Письмо и развитие речи» 4 класс, VIII вид
Адаптированная образовательная программа по предмету «Письмо и развитие речи» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год и...
Адаптированная образовательная программа по предмету Чтение и развитие речи» 4 класс, VIII вид
Адаптированная образовательная программа по предмету «Чтение и развитие речи» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год и...
Адаптированная образовательная программа по предмету «Математика» 4 класс, VIII вид
Адаптированная образовательная программа по предмету «Чтение и развитие речи» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год и...
Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс, VIII вид
Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный го...
Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс, VIII вид
Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптиров...
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» для 3 класса (КРО).
• Авторская программа В.И. Романиной, В.Г.Машинистова, Н. М. Конышевой. Издательство: «Просвещение», Москва...