Адаптированная образовательная программа по предмету «Письмо и развитие речи» 4 класс, VIII вид
рабочая программа (4 класс) на тему
Адаптированная образовательная программа по предмету «Письмо и развитие речи» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_po_pismu.docx | 65.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Начальных классов Протокол № ____________ Председатель МО____________ | Согласно: Зам.дир. Ершова Р.В. ____________ | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ№5» ____________ Н.И. Малева «____»___________2015г |
Адаптированная образовательная программа по предмету «Письмо и развитие речи»
4 класс, VIII вид
Программа составлена: Сапуновой В.А.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по предмету «Письмо и развитие речи» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Учебного плана образовательного учреждения,
Письмо и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Целью уроков письма и развития речи в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида является:
расширить речевую базу обучающихся, подготовить их к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах, сформировать умение пользоваться им в речи.
Основные задачи уроков:
1.Формирование языковых обобщений.
2. Совершенствование произносительной стороны речи.
3.Уточнение, расширение и активизация словарного запаса. 4.Формирование умений правильно строить и употреблять в речи простое предложение.
5.Формирование основных орфографических и пунктуационных навыков.
6.Формирование навыков связной устной речи и навыков связной письменной речи.
7.Развитие познавательной деятельности обучающихся.
8.Воспитание познавательного интереса к родному языку и нравственных качеств личности.
Письмо и развитие речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит практическую и коррекционную направленность. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Обучение ему носит элементарно – практический и развивающий характер. Все знания обучающихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. При обучении происходит развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. В большей степени уделяется внимание развитию коммуникативной, языковой, культуроведческой, информационной компетенциям.
Формируемые жизненные компетенции обеспечивают развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная письменная речь», «Письмо и чистописание», «Устная речь». Большее количество часов выделено на принципиально значимые темы «Звуки и буквы» и «Слово», способствующие усвоению элементарных сведений по грамматике. Упражнения в связной устной и письменной речи проводятся в процессе изучения всего программного материала по письму. Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке, содержание занятий связывается с материалом урока. В программе учтены принципы научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей обучающихся, так как в коррекционной школе они представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных и игровых технологий.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида « Русский язык» 4класс, авторы: А. К. Аксенова, Н. Г Галунчикова, М.: Просвещение, 2011 г.
В младших классах обучающимся даются самые элементарные сведения по грамматике, способствующие выработке достаточно осмысленного отношения к элементам языка, приобретению практических навыков устной и письменной речи, формированию основных орфографических и пунктуационных навыков. Обучающиеся приобретают ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. На уроках развиваются умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.
Фонетико-фонематические нарушения младших школьников с ограниченными возможностями затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении обучающие получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся осознают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
В 4 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Продолжается работа с деформированным текстом. Обучающиеся учатся писать небольшое изложение под руководством учителя; делают описание картин по коллективно составленному плану; учатся оформлять деловые бумаги: письмо адреса на конверте.
У обучающихся продолжается работа по развитию графических навыков, трудности формирования которых у школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 204 ч. в год (6ч. в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
На уроках письма и развития речи у обучающихся формируются следующие ценностные ориентиры:
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5.Результаты освоения академического компонента и жизненных компетенций.
Академический компонент.
Обучающиеся должны научиться:
составлять и распространять предложения,
устанавливать связи между словами по вопросам;
ставить знаки препинания в конце предложения;
анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Знать:
алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Жизненные компетенции.
Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках письма и развития речи позволяет обучающимся получать следующие умения:
владеть основными речевыми формами и правилами их применения; приобретать и накапливать знания о родном языке;
использовать язык в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
анализировать и оценивать языковые явления и факты;
владеть орфографической и пунктуационной грамотностью;
передавать на письме собственные мысли и чувства;
осознавать язык как форму выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа;
владеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; осуществлять простейшее планирование своей деятельности;
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях; осуществлять сотрудничество; оценивать мысли и действия других людей; взять на себя ответственность.
6.Содержание учебного предмета.
Содержание предмета письмо и развитие речи в 4 классе включает следующие разделы:
Повторение.
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы.
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово.
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.
Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение.
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная письменная речь.
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание.
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
Повторение пройденного.
Академический компонент.
Формировать умение составлять и распространять предложения;
Формировать умение устанавливать связи между словами по вопросам;
Формировать умение ставить знаки препинания в конце предложения;
Формировать умение анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
Формировать умение списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
Формировать умение писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Формировать знания алфавита;
Формировать умение располагать слова в алфавитном порядке.
Жизненные компетенции.
1.Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2.Формировать способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
3.Формировать умения и навыки в приобретении и накоплении знаний о родном языке.
4.Формировать умение использовать язык в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
5.Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
6.Формировать умение владеть нормами родного языка.
7.Обогащать словарный запас обучающихся.
8.Развивать представления у учащихся о языке как о форме выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа;
9.Формировать умение владеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
10.Формировать умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности.
11.Совершенствовать умение ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).
12.Формировать навыки отбора необходимой информации в тексте, иллюстрациях.
13.Формировать умения сотрудничать при выполнении коллективной работы.
14.Формировать умения правильно оценивать мысли и действия других людей.
15.Формировать умение брать на себя ответственность.
7.Тематическое планирование (Приложение).
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Основная адаптированная общеобразовательная программа на 2015
– 2016 учебный год;
2. Учебник «Русский язык» 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, А.К.Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. Москва. «Просвещение», 2009г., 2011
К средствам обучения и воспитания, которые могут эффективно использоваться на уроках письма и развития речи, относятся: DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор; компьютеры.
С помощью компьютера можно провести следующие виды работ:
1.Орфографические и пунктуационные тренажеры;
2.Редактирование;
3.Создание мультимедийных презентаций.
9. Содержание мониторинга динамики развития обучающихся.
Система специального обучения детей в специальной (коррекционной) школе 8 вида не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Для этой категории детей она ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Приоритетом образования детей с ОВЗ является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения.
Однако педагоги школы разрабатывают критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся с различной степенью умственной отсталости. Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных работ.
Текущий контроль по письму и развитию речи осуществляется на каждом уроке в виде устных ответов, выполнение письменных работ (упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, задания на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием диктанта, изложения).
Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы по результатам контрольной работы.
Итоговый контроль проводиться по окончании каждой четверти в виде контрольных работ. Данные результаты заносятся в таблицу, разработанную педагогическим коллективом, и методическими объединениями школы-интерната. В таблицах отражается динамика обучающихся по следующим критериям: оценка за диктант, оценка за грамматическое задание, характер допущенных ошибок, уровень обученности, уровень качества обучения, средний балл.
При оценке устных ответов обучающихся принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажает их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ обучающихся.
Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам ежедневных
письменных работ обучающихся, текущих и итоговых контрольных работ.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв их соединений оценка снижается на один балл, если это не связанно с нарушением моторики у детей. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1 – 3 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 4 – 5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 – 8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1 – 2 исправления или пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове; две негрубые ошибки (негрубыми считаются: повторение одной и другой же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении)
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. При выставлении оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применять свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1 – 2 исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик не обнаруживает достаточного понимания изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 -5 ошибок или не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с грамматическим заданием.
Приложение. Тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол. час. | Академический компонент | Область развития жизненных компетенций |
Предложение | 8 | Развивать умения в построении простого предложения. Совершенствовать умения и навыки оформления предложения. Учить различать предложения по интонации и читать их с нужной интонацией. Формировать умения выделять предложения из речи и текста. Формировать умения составлять предложения по картинке, вопросу, на тему. | Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Формировать умения и навыки в приобретении и накоплении знаний о родном языке. Формировать умение использовать язык в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки. Формировать навыки отбора необходимой информации в тексте, иллюстрациях. | |
1 | Текст. Деление текста на предложения. | 1 | ||
2 | Изменения слов по вопросам косвенных падежей, составление предложений. | 1 | ||
3 | Изменение слов по вопросам косвенных падежей и составление предложений. | 1 | ||
4 | Изменение слов в предложении по смыслу. | 1 | ||
5 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме | 1 | ||
6 | Составление рассказа по картинкам и по данному плану. | 1 | ||
7 | Составление рассказа по картинкам и по данному плану. | 1 | ||
8 | Работа над ошибками. | 1 | ||
Звуки и буквы | 89 | |||
9 | Количество букв в алфавите | 1 | ||
10-12 | Запись слов в алфавитном порядке | 3 | Учить различать звуки и буквы. Развивать умения сравнивать пары слов и делать звуко – буквенный анализ. Закреплять с порядком букв в азбуке. Учить записывать слова в порядке алфавита. Формировать навыки работы со словарём, ориентируясь на знание алфавита. Распознавание в словах разделительного мягкого знака, обозначение его на письме. Формировать умения определять количество слогов в слове по правилу. Совершенствовать умения делить слова на слоги и переносить части слова при письме. Формировать умение писать под диктовку текст. | Формировать умения и навыки в приобретении и накоплении знаний о родном языке. Формировать умение владеть нормами родного языка. Обогащать словарный запас обучающихся. Развивать представления у учащихся о языке как о форме выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки. |
13 | Гласные и согласные звуки | 1 | ||
14 | Деление гласных и согласных звуков на группы | 1 | ||
Мягкий знак на конце и в середине слова | 6 | |||
15 | Роль мягкого знака в слове. | 1 | ||
16-17 | Правописание слов с мягким знаком на конце слова. | 2 | ||
18 | Правописание слов с мягким знаком в середине слова. | 1 | ||
19 | Составление и запись рассказа по серии картинок | 1 | ||
Разделительный мягкий знак | 9 | |||
21 | Роль разделительного мягкого знака в слове | 1 | ||
22-23 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 2 | ||
24 | Образование множественного числа с разделительным мягким знаком. | 1 | ||
25 | Дифференциация написания слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком-показателем мягкости согласных звуков. | 1 | ||
26-27 | Правила переноса слов с разделительным мягким знаком | 2 | ||
28 | Контрольный диктант по теме: «Разделительный мягкий знак» | 1 | Развивать умение выделять сочетания жи–ши, ча - ща, чу-щу в произношении и на письме, применять правила. | Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Формировать умения правильно оценивать мысли и действия других людей. Формировать умение брать на себя ответственность. |
29 | Работа над ошибками. | 1 | ||
Сочетание гласных с шипящими | 5 | |||
30 | Гласные после шипящих. Правописание слов с сочетаниями жи, ши. | 1 | ||
31 | Правописание слов с сочетаниями ча, ща | 1 | ||
32 | Правописание слов с сочетаниями чу, щу. | 1 | ||
33 | Изложение по вопросному плану «Кот Пушок». | 1 | ||
34 | Работа над ошибками. | 1 | ||
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова | 13 | |||
35 | Дифференциация звонких и глухих согласных. | 1 | Учить объяснять написание парной звонкой и глухой согласной в конце слова по предложенному алгоритму. Дифференциация слов с мягкими согласными. | Формировать способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Формировать умение использовать язык в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. |
36 | Написание звонкой и глухой согласной на конце слова | 1 | ||
37 | Подбор проверочных слов путём изменения формы слова | 1 | ||
38 | Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. | 1 | ||
39 | Подбор проверочных слов и проверка написания звонких и глухих согласных в середине слова. | 1 | ||
40 | Подбор проверочных слов и проверка написания звонких и глухих согласных в середине слова. | 1 | Развивать умение изменять формы слова для проверки написания звонких и глухих согласных на конце слова. | Формировать умение владеть нормами родного языка. Обогащать словарный запас обучающихся. Формировать способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов. |
41-42-43 | Объяснение написания слов со звонкими и глухими согласными. | 3 | ||
44 | Дифференциация написания слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова. | 1 | ||
45 | Итоговый контрольный диктант за 1 четверть. | 1 | ||
46 | Работа над ошибками | 1 | ||
Повторение. | 4 | Деловое письмо. Написание почтового адреса. Формировать умение писать под диктовку текст. Формирование умения определять место ударения в слове. | Формировать способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Формировать умение использовать язык в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Формировать умения и навыки в приобретении и накоплении знаний о родном языке. | |
47 | Разделительный мягкий знак и мягкий знак- показатель мягкости согласных | 1 | ||
48 | Правила построения предложения. | 1 | ||
49 | Деловое письмо. Составление письма. | 1 | ||
50 | Работа над ошибками. | 1 | ||
Ударные и безударные гласные. | 51 | |||
51 | Смыслоразличительная роль ударения | 1 | ||
52-54 | Постановка ударения. Выделение ударной гласной в слове. | 3 | ||
55-56 | Сравнение произношения и написания слов с безударной гласной. | 2 | ||
57-58 | Единообразное написание ударной и безударной гласной в различных формах одного и того же слова. | 2 | Формировать понятие ударения и его роли в слове. Развивать умения звуко – буквенного анализа слов. Формировать навыки постановки ударения, умения дифференцировать ударные и безударные гласные. | Формировать умения и навыки в приобретении и накоплении знаний о родном языке. Формировать навыки отбора необходимой информации в тексте, иллюстрациях. Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
59-60 | Правописание безударных гласных. | 2 | ||
61-62-63 | Проверка написания безударной гласной в слове. | 3 | ||
64-65 | Подбор проверочных слов путём изменения формы слова. | 2 | ||
66-67-68 | Объяснение написания слов с безударными гласными. | 3 | ||
69 | Составление и запись рассказа по картинке и вопросам на тему «Зима». | 1 | ||
70 | Работа над ошибками. | 1 | ||
71 | Написание слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными. | 1 | Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Формировать умение писать под диктовку текст. | Формировать умение брать на себя ответственность. Формировать способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Формировать умение владеть нормами родного языка. |
72 | Изложение по вопросному плану на тему «Собака Дружок». | 1 | ||
73 | Работа над ошибками. | 1 | ||
74 | Дифференциация изученных орфограмм. | 1 | ||
75 | Контрольный диктант по теме «Ударные и безударные гласные». | 1 | ||
76 | Работа над ошибками. | 1 | ||
Непроверяемые безударные гласные | 13 | |||
77 | Безударные гласные, непроверяемые ударением. | 1 | Формировать умение писать под диктовку текст. Формировать умения коллективно составлять тексты изложений и записывать их. Формировать умение правильно составлять предложение. Формировать умение писать под диктовку. Закрепить умения и навыки в составлении предложения. Распознавание в словах разделительного мягкого знака, обозначение его на письме. Уметь переносить слова с разделительным мягким знаком. Формировать умения в употреблении слов, обозначающих предметы с помощью вопросов падежей и установления связи с другими словами. Формировать умение писать под диктовку текст. Закреплять умения и навыки в употреблении слов, обозначающих предметы в различных формах | Обогащать словарный запас учащихся Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Формировать навыки отбора необходимой информации в тексте, иллюстрациях. Формировать умения сотрудничать при выполнении коллективной работы. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки. Формировать умение использовать язык в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Формировать умение владеть нормами родного языка. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки. Обогащать словарный запас обучающихся. |
78- 79 | Правописание слов с непроверяемой безударной гласной. | 2 | ||
80- 81- 82 | Дифференциация написания слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной. | 3 | ||
83 | Деловое письмо. Написание письма бабушке с использованием вежливых слов. | 1 | ||
84 | Работа над ошибками. | 1 | ||
85 | Проверка написания слов с безударной гласной и звонкой согласной. | 1 | ||
86 | Написание слов с разделительным мягким знаком и безударной гласной. | 1 | ||
87 | Составление и запись рассказа-описания по картинке и вопросам. | 1 | ||
88 | Итоговый контрольный диктант за 2 четверть. | 1 | ||
89 | Работа над ошибками. | 1 | ||
Повторение. | 5 | |||
90 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | 1 | ||
91 | Правило переноса слов с разделительным мягким знаком. | 1 | ||
92 93 | Объяснение написания слов с безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные. | 1 1 | ||
94 | Составление и запись рассказа на тему и по вопросам. | 1 | ||
3 четверть. Повторение. | 58 1 | |||
95 | Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением | 1 | ||
Названия предметов, действий и признаков | 22 | |||
96 | Выделение слов, обозначающих предметы и различение их по вопросам. | 1 | ||
97 | Постановка вопросов к словам, обозначающим предметы. | 1 | ||
98-99- | Изменение слов, обозначающих | 2 | ||
100-101 | предметы, по вопросам косвенных падежей. | 2 | ||
102-103 | Постановка вопроса к словам, обозначающим действие предмета. | 2 | ||
104- 105 | Согласование слов, обозначающих предмет и его действие. | 2 | ||
106 | Составление рассказа-описания «Комната» по плану. | 1 | ||
107-108 | Слова, обозначающие признаки, различение их по вопросам. | 2 | Развивать умение выделять слова, обозначающие действия. Развивать умение различать, выделять и изменять слова, обозначающие действия предметов по вопросам Что делает? Что делают? Формировать умение согласовывать слова с помощью вопросов. Развивать умения выделения слов, обозначающих цвет, форму, величину, вкус. Учить ставить вопросы к словам, обозначающим признаки предметов. | Формировать умение владеть нормами родного языка. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки. Обогащать словарный запас обучающихся. Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Формировать навыки отбора необходимой информации в тексте, иллюстрациях. |
109-110 | Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы, по вопросам. | 2 | ||
111
| Сравнение слов, обозначающих признаки предмета по величине, форме, цвету, характеру. | 1 | ||
112 113 | Подбор синонимов к словам, обозначающим признак. предмета. | 2 | ||
114 115 | Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки предмета по вопросам. | 2 | ||
116 117 | Составление и запись рассказа по картинке и данному началу. | 2 | ||
118 119 | Составление письма товарищу. | 1 | ||
120 | Контрольный диктант «Слова, обозначающие предметы, действия, признаки». | 1 | ||
121 | Работа над ошибками. | 1 | ||
Имена собственные. | 8 | Употребление фамилий и имён людей в речи. Закрепить навыки написания названий городов, сёл, деревень, улиц с большой буквы. Закрепить умения различать разные категории слов с помощью вопросов. Формировать умение правильно выбирать нужный предлог. Правильное написание предлогов со словами. Навык грамотного письма (аналитико-синтетические умения и навыки. | Развивать представления у учащихся о языке как о форме выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа. Формировать умение владеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Формировать умение владеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Формировать умения и навыки в приобретении и накоплении знаний о родном языке. Формировать умение владеть нормами родного языка. Обогащать словарный запас обучающихся. | |
122 | Имена собственные. Понятие. | 1 | ||
123 124 125 | Дифференциация слов, обозначающих названия предметов и имён собственных. | 2 | ||
126-127 | Большая буква в именах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, улиц, деревень. | 3 | ||
128 129 130 | Большая буква в названиях морей, рек, озёр, гор. | 3 | ||
131 132 133 | Дифференциация написания слов, обозначающих предметы и признаки имён существительных. | 3 | ||
134 135 | Адрес. Написание адреса в конверте. | 1 | ||
Предлоги. | 6 | |||
136 | Предлог и его роль в связи слов. | 1 | ||
137 138 | Правописание предлогов с другими словами. | 2 | ||
139 140 | Правописание предлогов без, под, над, около, перед, до. | 2 | ||
141 | Изложение по вопросному плану «Музыка». | 1 | ||
142 | Работа над ошибками. Правописание предлогов с другими словами. | 1 | ||
143 | Разделительный ъ, правописание слов с разделительным ъ. | |||
Разделительный ъ знак | 4 | |||
144 | Разделительный ъ, правописание слов с разделительным ъ. | 1 | ||
145 | Написание объявления. | 1 | ||
146 | Контрольный диктант «Имена собственные. Предлоги». | 1 | ||
147 | Работа над ошибками. Дифференциация написания слов с буквами ь и ъ. | 1 | ||
148 149 150 151 | Родственные слова. Родственные слова. Установка общности смысла. Корень – общая часть родственных слов. Выделение корня в родственных словах. Подбор родственных слов к данным и выделение в них корня. | 15 1 1 1 | Распознавание родственных слов. Сопоставление слов по одному из признаков. Написание безударной гласной в корне . Умение писать под диктовку. Навык проверки правописания безударной гласной в корне. Формировать умения составлять предложения по картинке, вопросу, на тему. | Формировать умение владеть нормами родного языка. Обогащать словарный запас обучающихся. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки. Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Формировать умения и навыки в приобретении и накоплении знаний о родном языке. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки. |
152 | Произношение и написание корня в родственных словах. | 1 | ||
153 | Правописание безударной гласной в корне родственных слов. | 1 | ||
154 | Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной в корне. | 1 | ||
155 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | ||
156 | Правописание безударной гласной в корне родственных слов. | 1 | ||
157-158 | Правописание безударной гласной в корне родственных слов. | 2 | ||
159 | Составление и запись по образцу и вопросам сказки «Весна». | 1 | ||
160 | Дифференциация написания слов с безударной гласной, звонкой и глухой согласной в корне. | 1 | ||
161 | Итоговый контрольный диктант за 3 четверть. | 1 | ||
162 | Работа над ошибками. | 1 | ||
4 четверть. 50ч Повторение. 2ч | Формировать умения выделять предложения из речи и текста. Формировать умения составлять предложения по картинке, вопросу, на тему. Совершенствовать умения и навыки работы с деформированным предложением и текстом. Учить записывать ответ на вопрос, пользуясь словами этого вопроса. Формировать умение правильно составлять предложение. Оформление предложения на письме. Воспринимать и дифференцировать Интонацию сообщения, вопроса, восклицания. | Обогащать словарный запас обучающихся. Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Формировать умения и навыки в приобретении и накоплении знаний о родном языке. Формировать умение использовать язык в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Формировать навыки отбора необходимой информации в тексте, иллюстрациях. Формировать умения сотрудничать при выполнении коллективной работы. | ||
163 164 | Два признака родственных слов. Выделение корня в родственных словах | 1 1 | ||
Предложение. | 27 | |||
165 | Предложение – единица речи. | 1 | ||
166 | Правила написания предложения. | 1 | ||
167 168 | Количество предложений в тексте. Количество слов в предложении. | 1 | ||
169 | Предложение – выражение законченной мысли. | 1 | ||
170-171 | Порядок слов в предложении. | 2 | ||
172-173 | Порядок слов в предложении по вопросам. | 2 | ||
174-175 | Связь слов в предложении по вопросам. | 2 | ||
176-177 | Постановка вопроса к словам в предложении. | 2 | ||
178 | Дополнение предложений словами по вопросу, по смыслу. | 1 | ||
Знаки препинания в конце предложения | 9ч. | |||
179 | Дифференциация предложения различной интонации по слуху и на письме. | 1 | ||
180 | Повествовательные предложения. | 1 | ||
181-182 | Вопросительные предложения. | 2 | ||
183 | Типы восклицательных предложений. | 1 | ||
184-185 | Дифференциация предложений, различных по интонации. | 2 | ||
186 | Контрольный диктант «Знаки препинания в конце предложения. | 1 | ||
187 | Работа над ошибками. | 1 | ||
Главные и второстепенные члены предложения | 9 | Совершенствовать умение правильно составлять предложение. Совершенствовать навыки правильного письма гласных после шипящих. Закрепить умения писать имена собственные. Закрепить знания алфавита. Закрепить умение писать слова с разделительным мягким знаком ь. Закрепить знания о словах разных категорий и правилах их выделения. Формировать умение писать под диктовку. Закрепить умение анализировать ошибки и исправлять их. Закрепить навыки согласования слов. Закрепить умение правильно составлять предложение. | Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Формировать умения и навыки в приобретении и накоплении знаний о родном языке. Формировать способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Формировать умения сотрудничать при выполнении коллективной работы. Формировать навыки отбора необходимой информации в тексте, иллюстрациях. Обогащать словарный запас обучающихся.
| |
188 | Понятие о сказуемом. | 1 | ||
189 | Выделение сказуемого в предложении. | 1 | ||
190 | Понятие о подлежащем. | 1 | ||
191 | Выделение подлежащего в предложении. | 1 | ||
192 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | ||
193 | Понятие о второстепенных членах предложения. | 1 | ||
193 | Контрольный диктант «Главные и второстепенные члены предложения». | 1 | ||
194 | Работа над ошибками. | 1 | ||
Повторение изученного материала за год | 16 | |||
195 | Алфавит. Порядок букв в алфавите. Значение алфавита. | 1 | ||
197 | Родственные слова. | 1 | ||
198 199 | Образование родственных слов и выделение в них корня. Итоговый контрольный диктант за год. | 1 | ||
200 | Работа над ошибками. | 1 | ||
201 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||
202- 204 | Виды предложений по интонации. | 3 |
| ||||
| ||||
. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс...
Адаптированная программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» для обучающейся 4 класса (VIII вид)
Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучения учащихся 4 класса 8 вида....
Адаптированная образовательная программа по предмету Чтение и развитие речи» 4 класс, VIII вид
Адаптированная образовательная программа по предмету «Чтение и развитие речи» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год и...
Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету письмо и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ред...