Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс, VIII вид
рабочая программа (4 класс) на тему
Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год, и следующих нормативно - правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_po_izo_4_kl.ass_.docx | 55.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Начальных классов Протокол № ____________ Председатель МО____________ | Согласно: Зам.дир. Ершова Р.В. ____________ | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ№5» ____________ Н.И. Малева «____»___________2015г |
Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство»
4 класс, VIII вид
Программа составлена: Сапуновой В.А.
2015-2016 уч. г.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год, и следующих нормативно - правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Учебного плана образовательного учреждения;
Изобразительное искусство в специальной (коррекционной) школе VIII вида в комплексе с другими учебными предметами оказывает существенное коррекционно-развивающее действие на учащихся. Уроки изобразительного искусства влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), способствуют формированию личностных качеств, эстетического восприятия, помогают в решении проблем социализации и адаптации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Целью уроков изобразительного искусства в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида является:
развитие у обучающихся эстетических чувств на основе знакомства с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
формирование изобразительных навыков и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи уроков:
Развитие познавательной деятельности обучающихся путём совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Формирование умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами.
Развитие у младших школьников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать.
Совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы.
Исправление недостатков моторики и улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования.
Развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое.
Ознакомление обучающихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры. Расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи.
Развитие у обучающихся художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.
Формирование интереса и любви к изобразительной деятельности. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства осуществляется по направлениям:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие высших психических функций.
Обучение изобразительному искусству носит предметно – практическую направленность. Общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с трудовым обучением, математикой, чтением и развитием речи, письмом и развитием речи, развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Данная программа включает следующие разделы: «Декоративное рисование», «Рисование с натуры», «Рисование на темы», «Беседы об изобразительном искусстве». Каждый раздел имеет свою специфику и решает свои задачи. Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений в первом классе, которые подводят обучающихся к формированию того или иного понятия. Программный материал дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений, практического их применения, в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.
В основе программы по изобразительному искусству лежит концентрический принцип расположения материала. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать, совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь. Темы разбиты по четвертям с указанием вида работы, с учетом времени года. В программе учтены принципы научности и доступности изложения материала.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Изобразительное искусство предполагает сформировать у обучающихся стремление и привычку к посещению музеев, выставок, умения выделять собственные предпочтения в восприятии искусства и наличие эмоциональных переживаний, объединяющих его с другими людьми; умение применять эстетические ориентиры в организации обыденной жизни и праздника; умение владеть опытом художественного творчества. На уроках изобразительного искусства есть все возможности формировать жизненные компетенции в целом (коммуникативная, общекультурная, ценностно-смысловая, культуроведческая, информационная, учебно – познавательная, компетенция личностного самосовершенствования), не отделяя их, и тем более, не определяя их значимость в учебном и процессе.
Программа предусматривает практические и самостоятельные работы на каждом уроке. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических, здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных и игровых технологий.
2.Общая характеристика учебного предмета.
В связи с отсутствием учебников по изобразительной деятельности для специальных (коррекционных) школ, для реализации программы по изобразительному искусству используются учебные пособия для общеобразовательных учреждений, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс, Кузин В.С., «Дрофа», 2014.
Изобразительное искусство - вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающего мира, эмоционального переживания при восприятии и изображении увиденного. Накопленный в процессе занятий изобразительной деятельностью зрительно-двигательный опыт составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества. Особенно высока роль творческой деятельности в формировании личности ребенка с нарушениями интеллекта, когда затруднены многие каналы поступления информации, нарушена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими.
Изобразительное искусство как учебный предмет несет в себе огромный коррекционный потенциал. Наглядное, чувственное знакомство с предметами положительно влияет на развитие восприятия пространства и пространственных представлений. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, глазомер: обучающиеся понимают перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее представление; зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки развития наглядного мышления. Обучающиеся получают огромное наслаждение, создавая, фантазируя, осознавая глубокие понятия жизни и творчества. Проводимые на уроках рисования многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно - двигательной координации. В результате создаются благоприятные условия для формирования у детей навыков письма. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении обучающихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В процессе занятий изобразительным искусством преодолеваются и сглаживаются недостатки, имеющиеся у детей.
Для решения задач по изобразительному искусству предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для различных предметов обихода, оформления праздничных плакатов, открыток и т.д. Задания декоративного характера даются в определённой системе:
составление узоров по готовым образцам;
составление узоров из данных элементов;
составление узоров по заданной схеме;
самостоятельное составление узоров.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства, получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Основное внимание при обучении декоративному рисованию уделяется овладению умением правильно воспринимать изображение (образцы), определять последовательность выполнения рисунка, представлять конечный результат своей работы.
Рисованию с натуры всегда предшествуют наблюдение, подробное изучение и анализ предмета. Для того чтобы обучающиеся смогли выделить больше характерных признаков предмета используется приём сравнения своего рисунка с натурой. Существенное значение для этого имеет развитие у обучающихся умения использовать осевую линию, а также пользоваться контрольными (дополнительными)линиями. Важной задачей рисования с натуры является научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. Рисование на темы наиболее сложный вид занятий для школьников с ОВЗ, т.к. он основывается на представлениях. Рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюжетов из окружающей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков литературных произведений. Качество рисунков, выполненных на заданную тему, напрямую зависит от прошлого опыта обучающихся. В связи с этим тематическое рисование можно разделить на 3 раздела:
рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся и изображавшихся; рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся, но не изображавшихся;
рисование предметов и явлений, которые обучающимися никогда не наблюдались и не изображались.
Урокам рисования на темы предшествуют уроки рисования с натуры или тщательные наблюдения объекта. Обучающиеся знакомятся с правилами размещения изображений на переднем и заднем планах. Начиная с 4 класса рисунок разрабатывается с двумя планами.
Беседы об изобразительном искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. Во время бесед об искусстве ведется работа по обогащению словаря и развитию речи обучающихся, по коррекции недостатков произношения. Дети учатся ставить вопросы, составлять план рассказа по картине, описывать картину по плану.
В 4 классе для бесед выделяются отдельные уроки. Тематика бесед постепенно усложняется. На одном уроке показывают не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34ч. в год (1ч. в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру,
самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5.Результаты освоения академического компонента в области развития жизненной компетенции.
Академический компонент.
Обучающиеся должны научиться:
1.Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
2.Передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
3.Использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
4.Передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
5.Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
6.Пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
7.Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
8.Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Жизненные компетенции.
Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках изобразительного искусства позволяет обучающимся получать следующие умения:
1. Воспринимать целостную картину мира через единство предметного мира и мира природы, многообразие видов и жанров изобразительного искусства, визуальный художественный образ;
2.Понимать особенности образного языка разных видов изобразительного искусства и их роли в жизни человека и общества;
3.Уважительно относиться к культуре другого народа;
4.Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
5.Понимать место и роль изобразительного искусства в других искусствах (театре, кино, телевидении);
6.Работать с инструментами при выполнении рисунка;
7.Применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности;
8.Овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
9.Соблюдать технику безопасности и правила личной гигиены при работе с инструментами и материалами;
10.Экономно расходовать материалы;
11.Осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении рисунка;
12.Контролировать свои действия;
13.Работать по инструкциям, алгоритму;
14.Анализировать свой рисунок и рисунок товарища с помощью учителя;
15.Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;
16.Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), убеждать в верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы выполнения работы;
17.Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания);
18.Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
19.Общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;
20.Сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами;
21.Ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
22. Отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;
23.Адекватно оценивать собственные мысли, действия и поведение других людей;
24.Работать самостоятельно;
6.Содержание учебного предмета.
Содержание предмета включает следующие разделы:
Рисование с натуры(15 ч). В 4 классе на уроках изобразительного искусства обучающиеся учатся анализировать (определять форму, цвет. величину составных частей), изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование(8ч). Обучающиеся 4 класса учатся последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
Рисование на темы(6ч). У обучающихся 4 класса развиваются зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; развивается умение правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном искусстве(5ч)
Пе р в а я ч е т в е р т ь.
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм. Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, Богородская игрушка).
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.
В т о р а я ч е т в е р т ь.
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
Рисование с натуры игрушки-автобуса.
Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона).
Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). Т р е т ь я ч е т в е р т ь.
Декоративное рисование панно «Снежинки».
Беседы по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»). Ч е т в ё р т а я ч е т в е р т ь.
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). Рисование на тему «Космические корабли в полете»;
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).
Академический компонент.
1. Формировать умение правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
2.Формировать умение передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
3.Формировать умение использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
4.Формировать умение передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
5.Формировать умение подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов;
6.Формировать умение пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
7.Формировать умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
8.Формировать навыки правильного построения предложения . 9.Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Жизненные компетенции.
1.Формировать умение воспринимать целостную картину мира через единство предметного мира и мира природы, многообразие видов и жанров изобразительного искусства, визуальный художественный образ.
2.Формировать представление об особенностях образного языка разных видов изобразительного искусства и их роли в жизни человека и общества.
3.Формировать умение уважительно относиться к культуре другого народа.
4.Формировать понятие ценности художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства.
5.Формировать представление о месте и роли изобразительного искусства в других искусствах (театре, кино, телевидении).
6.Формировать умение работать с инструментами при выполнении рисунка.
7.Формировать навыки применения различных выразительных средств, художественных материалов и техник в своей творческой деятельности.
8.Формировать умения и навыки овладения свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
9.Формировать умение соблюдать технику безопасности и правила личной гигиены при работе с инструментами и материалами.
10.Формировать умение экономно расходовать материалы.
11.Формировать умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении рисунка.
12.Формировать умение контролировать свои действия.
13.Формировать умение работать по инструкциям, алгоритму.
14.Формировать умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища с помощью учителя.
15.Формировать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями.
16.Формировать умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), убеждать в верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы выполнения работы).
17.Формировать умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания).
18.Расширять словарный запас обучающихся путем введения в речь слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов.
19.Формировать умение общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата.
20.Формировать умение сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
21.Формировать умение ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).
22.Формировать умение отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях.
23.Формировать умение адекватно оценивать собственные мысли, действия и поведение других людей.
24.Формировать умение работать самостоятельно.
7. Тематическое планирование
№ | Тема урока | Академический компонент | Область развития жизненной компетенции |
1четверть. 8ч. | |||
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков | Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. | Формировать умения и навыки овладения свойствами графических, изобразительных действий. |
2 | Рисование с натуры листа дерева | Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию главного направления формы листа. | Знать названия листьев различных деревьев. |
3 | Рисование с натуры ветки рябины | Знать строение изображаемого предмета: части дерева. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. | Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. |
4 | Составление узора из растительных форм. Беседа по картинке. | Знать отличие картины от репродукции. Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений. | Излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге. Участвовать в диалоге. |
5 | Геометрический орнамент в квадрате. | Знать правила построения узора в квадрате. Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов. | Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место. |
6 | Рисование на тему: «Сказочная избушка» | Знать приёмы рисования простых геометрических узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды). Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам. | Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и Эмоционально - эстетические переживания от явлений действительности. |
7 | Рисование предметов цилиндрической формы. Кружка. | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля). Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении. | Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. Умение работать по инструкциям, алгоритму; работать с инструментами. |
8 | Рисование предметов цилиндрической формы. Кастрюля. |
№ | Тема урока 2 четверть | Академический компонент | Область развития жизненной компетенции |
1 | Богородская игрушка. Резьба по дереву. | Узнавать и правильно называть изображенные предметы, излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге, поддерживать беседу на заданную тему. | Знать предназначения изделий народного промысла Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). |
2 | Рисование с натуры игрушки- автобуса. | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса). Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнивать размеры его частей и их взаимное расположение. | Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности. |
4 | Тематическое рисование. Моя любимая игрушка. | Знать названия игрушек, их предназначение. Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы игрушки; повторять освоенные ранее изображения. | Всесторонне рассматривать несложные по форме предметы. Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета . |
5 | Рисование по образцу геометрического орнамента. | Знать правила построения узора в квадрате. Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Последовательно выполнять построение геометрического орнамента. | Соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. |
6 | Золотая хохлома. Рисование расписной тарелки | Знать правила построения узора в круге. Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (в диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. | Знать предназначение изделий народного промысла. Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). |
7 | Тематическое рисование «Зима пришла» | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими. | Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. |
8 | Тематическое рисование «Новый год - счастливый праздник» | ||
3 четверть | |||
1 2 | Декоративное рисование. Панно «Снежинки» Тематическое рисование «Кончил дело - гуляй смело» | Знать последовательность изображения снежинки. Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления. Знать отличие картины от репродукции. Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений. | Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного. |
3 | Рисование с натуры предмета симметричной формы. | Определять величину по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использовать осевые линии при построении рисунка. | Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное. |
4 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус». Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. |
5 | Рисование с натуры бумажного стаканчика. | Знать понятие «осевая линия». Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени. | Распознавать формы простейших плоских фигур. |
6 | Рисование на тему: «День защитника Отечества». | Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. Распознавать формы простейших плоских фигур. | Знать значение праздника. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и Эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. |
7 | Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 марта. | Знать правила построения узора на листе бумаги. Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей. | Знать значение праздника. Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать. |
8 | Рисование с натуры домиков для птиц. Скворечник. | Знать понятие «осевая линия». Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. | Распознавать формы простейших плоских фигур. |
9 | Рассматривание картин (иллюстраций) И. Левитана «Март», »Первая зелень». Тематическое рисование. Март. | Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года. | Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и Эмоционально- эстетические переживания от явлений действительности. |
10 | Тематическое рисование «Весна пришла» | ||
4четверть. 8ч. | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму. | Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления. | |
1 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | ||
2 | Декоративное рисование расписного блюда. (Узор из ягод и листьев.) | Знать правила построения узора в круге. Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и Гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. | Подбирать гармоническое сочетание цветов. Элементарно обосновывать высказанное суждение. |
3 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы. (Игрушечные машины, часы.) | Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов).Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. | Виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека. Наблюдать объекты окружающего мира. |
4 | Рисование с натуры в виде набросков столярных и слесарных инструментов. | Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком. | Назначение столярных и слесарных инструментов, практическое использование в жизни. |
5 | Рисование предметов симметричной формы. Настольная лампа. | Знать понятие «осевая линия». Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму. Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком. Устно описывать объекты наблюдения. | Назначение предмета, использование в быту. |
6 | Рисование предметов симметричной формы. Раскрытый зонт. | Знать понятие «осевая линия». Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму. | Назначение предмета, использование в быту. |
7 | Тематическое рисование. Космические корабли в полёте. | Уметь рисовать от руки основные геометрические фигуры, уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. | Знать значение Дня космонавтики. Впечатления и Эмоционально- эстетические переживания от явлений действительности. |
8 | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм. Цветы, бабочка. | Знать понятия «симметрия», «ритм». Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, Знать правила построения узора в квадрате. | Слушать объяснение учителя и ответы товарищей. |
9 | Рисование на тему «Здравствуй, лето!» | Знать признаки лета. | Отражать в рисунке свои зрительно – эмоциональные впечатления. |
8.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Основная адаптированная общеобразовательная программа на 2015 – 2016 учебный год.
2. Учебник: В.С.Кузин, Изобразительное искусство 4 класс, М.: «Дрофа», 2014г.
Главную роль играют средства обучения и воспитания, включающие наглядные пособия. На уроках используются: натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой, муляжи фруктов, овощей, грибов, листья деревьев, геометрические фигуры; наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета «Изобразительное искусство»; оборудование для мультимедийных демонстраций. Образовательный процесс оснащается: наборами для рисования (альбомы, простые и цветные карандаши; краски акварельные и гуашевые краски, кисточки; ластики, стаканчики - непроливайки); раздаточными материалами для учащихся (трафареты, открытки).
9. Содержание мониторинга динамики развития обучающихся.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий и итоговый контроль. Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий и устного ответа. Оценка учителем устных ответов и практической работы обучающихся осуществляется с учётом их индивидуальных особенностей. Оценке результатов практической работы ученика на уроке изобразительной деятельности всегда предшествует самооценка ученика и взаимооценка товарищей. Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.
Оценка практических работ.
При оценке практических знаний и умений обучающихся следует учитывать:
1.Знание основных законов композиции, названия красок;
2.Правильность приемов работы (владение кистью, цветом, карандашом, красками);
3.Степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование);
4.Качество рисунка; оригинальность исполнения, творческую активность.
5.Организацию рабочего места.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы; ученик хорошо владеет материалом, знает основы композиции (правильно располагает изображение на листе бумаги), легко ориентируется в задании, творчески подходит к выполнению работы.
Оценка «4» - выставляется ученику за аккуратное выполнение работы, ученик хорошо владеет материалом, но допускает неточности в выполнении работы, несмотря на помощь учителя; испытывает затруднения при выполнении работы творческого характера.
Оценка «3» - выставляется, ученику за неаккуратную работу, имеющую грубые неточности в выполнении работы (в восприятии формы, конструкции, величины, цвета предметов, расположения в пространстве), выполненную со значительной помощью и требующую корректировки со стороны учителя, изобразительная деятельность только репродуктивного характера.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов во время бесед об изобразительном искусстве принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения материала; б) полнота ответа; в) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя логично сформулировать ответ, привести необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности; делает некоторые ошибки в речи; недостаточно свободно владеет материалом.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить своё высказывание примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в значительной помощи учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа по предмету «Математика» 4 класс, VIII вид
Адаптированная образовательная программа по предмету «Чтение и развитие речи» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год и...
Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс, VIII вид
Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптиров...
Адаптированные рабочие программы по предметам «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка» ученика 3 класса
В классе осуществляется частичное инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья....
Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
В соответствии с учебным планом специальных ( коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 – 4 класса (ФГОС)
Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 – 4 класса по адаптированной образоват...
Адаптированная рабочая программа по предмету: изобразительное искусство
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» 3, 4 и 4 дополнительный классы
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.20...