Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс, VIII вид
рабочая программа (4 класс) на тему

Сапунова Валентина Александровна

Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год, и следующих  нормативно -  правовых документов:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_po_izo_4_kl.ass_.docx55.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО

Начальных классов

Протокол №           ____________

Председатель МО____________

Согласно:

Зам.дир.

Ершова Р.В.

____________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ№5»

____________

Н.И. Малева

«____»___________2015г

Адаптированная образовательная   программа по предмету «Изобразительное искусство»  

 

 4 класс, VIII вид

Программа составлена: Сапуновой В.А.

2015-2016 уч. г.

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год, и следующих  нормативно -  правовых документов:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Учебного плана образовательного учреждения;

Изобразительное искусство в специальной (коррекционной) школе VIII вида в комплексе с другими учебными предметами оказывает существенное коррекционно-развивающее действие на учащихся. Уроки изобразительного искусства влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), способствуют формированию личностных качеств, эстетического восприятия, помогают в решении проблем социализации и адаптации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целью уроков изобразительного искусства в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида является:

развитие у обучающихся эстетических чувств на основе знакомства с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;

формирование изобразительных навыков и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи уроков:

Развитие познавательной деятельности обучающихся путём совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.

Формирование умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами.

Развитие у младших школьников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать.

Совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы.

Исправление недостатков моторики и улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.

Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования.

Развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое.

Ознакомление обучающихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры. Расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи.

 Развитие у обучающихся художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.

Формирование интереса и любви к изобразительной деятельности. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства осуществляется по направлениям:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации; развитие высших психических функций.

Обучение изобразительному искусству носит предметно – практическую направленность. Общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с трудовым обучением, математикой, чтением и развитием речи, письмом и развитием речи, развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Данная программа включает следующие разделы: «Декоративное рисование», «Рисование с натуры», «Рисование на темы», «Беседы об изобразительном искусстве». Каждый раздел имеет свою специфику и решает свои задачи. Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений в первом классе, которые подводят обучающихся к формированию того или иного понятия.  Программный материал дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений, практического их применения, в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.

В основе программы по изобразительному искусству лежит концентрический принцип расположения материала. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать, совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь. Темы разбиты по четвертям с указанием вида работы, с учетом времени года. В программе учтены  принципы научности и доступности изложения материала.            

В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Изобразительное искусство предполагает сформировать у обучающихся стремление и привычку к посещению музеев, выставок, умения выделять собственные предпочтения в восприятии искусства и наличие эмоциональных переживаний, объединяющих его с другими людьми; умение применять эстетические ориентиры в организации обыденной жизни и праздника; умение владеть опытом художественного творчества.  На уроках изобразительного искусства есть все возможности формировать жизненные компетенции в целом (коммуникативная, общекультурная, ценностно-смысловая, культуроведческая, информационная, учебно – познавательная, компетенция личностного самосовершенствования), не отделяя их, и тем более, не определяя их значимость в учебном и процессе.

Программа предусматривает практические и самостоятельные работы на каждом уроке. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических, здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных и игровых технологий.

2.Общая характеристика учебного предмета.

В связи с отсутствием учебников по изобразительной деятельности для специальных (коррекционных) школ, для реализации программы по изобразительному искусству используются учебные пособия для общеобразовательных учреждений, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс, Кузин В.С., «Дрофа», 2014.

Изобразительное искусство -   вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающего мира, эмоционального переживания при восприятии и изображении увиденного. Накопленный в процессе занятий изобразительной деятельностью зрительно-двигательный опыт составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества. Особенно высока роль творческой деятельности в формировании личности ребенка с нарушениями интеллекта, когда затруднены многие каналы поступления информации, нарушена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими.

Изобразительное искусство как учебный предмет несет в себе огромный коррекционный потенциал. Наглядное, чувственное знакомство с предметами   положительно влияет на развитие восприятия пространства и пространственных представлений. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление  представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, глазомер: обучающиеся понимают перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее представление;  зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки развития наглядного мышления. Обучающиеся получают огромное наслаждение, создавая, фантазируя, осознавая глубокие понятия жизни и творчества.    Проводимые на уроках рисования многочисленные упражнения   в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию   зрительно - двигательной координации. В результате создаются благоприятные условия для формирования у детей навыков письма. Под воздействием занятий   рисованием происходят существенные изменения в поведении обучающихся. Они становятся   более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный,   мотивированный и целенаправленный характер. В процессе занятий изобразительным искусством преодолеваются и сглаживаются недостатки, имеющиеся у детей.  

Для решения задач по изобразительному искусству предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Декоративное рисование это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для различных предметов обихода, оформления праздничных плакатов, открыток и т.д. Задания декоративного характера даются в определённой системе:

составление узоров по готовым образцам;

составление узоров из данных элементов;

составление узоров по заданной схеме;

самостоятельное составление узоров.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства, получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Основное внимание при обучении декоративному рисованию уделяется овладению умением правильно воспринимать изображение (образцы), определять последовательность выполнения рисунка, представлять конечный результат своей работы.

Рисованию с натуры всегда предшествуют наблюдение, подробное изучение и анализ предмета. Для того чтобы обучающиеся смогли выделить больше характерных признаков предмета используется приём сравнения своего рисунка с натурой. Существенное значение для этого имеет развитие у обучающихся умения использовать осевую линию, а также пользоваться контрольными (дополнительными)линиями. Важной задачей рисования с натуры является научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и  целого, а также конструкцию предметов. Рисование на темы наиболее сложный вид занятий для школьников с ОВЗ, т.к. он основывается на представлениях. Рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюжетов из окружающей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков литературных произведений. Качество рисунков, выполненных на заданную тему, напрямую зависит от прошлого опыта обучающихся. В связи с этим тематическое рисование можно разделить на 3 раздела:

рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся и изображавшихся; рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся, но не  изображавшихся;

рисование предметов и явлений, которые обучающимися никогда не наблюдались и не изображались.

Урокам рисования на темы предшествуют уроки рисования с натуры или тщательные наблюдения объекта. Обучающиеся знакомятся с правилами размещения изображений на переднем и заднем планах. Начиная с 4 класса рисунок разрабатывается с двумя планами.

Беседы об изобразительном искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. Во время бесед об искусстве ведется работа по обогащению словаря и развитию речи обучающихся, по коррекции недостатков произношения. Дети учатся ставить вопросы, составлять план рассказа по картине, описывать картину по плану.

В 4 классе для бесед выделяются отдельные уроки. Тематика бесед постепенно усложняется. На одном уроке показывают не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

 Программа рассчитана на 34ч. в год (1ч. в неделю).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру,

самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры

человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,

обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,

выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5.Результаты освоения академического компонента в области  развития жизненной компетенции.

Академический компонент. 

Обучающиеся   должны научиться:

1.Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; 

2.Передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении; 

3.Использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

4.Передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

5.Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь); 

6.Пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);  

7.Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

8.Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства. 

Жизненные компетенции.

Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников.  Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках изобразительного искусства позволяет обучающимся получать следующие умения:

1. Воспринимать целостную картину мира через единство предметного мира и мира природы, многообразие видов и жанров изобразительного искусства, визуальный художественный образ;

2.Понимать особенности образного языка разных видов изобразительного искусства и их роли в жизни человека и общества;

3.Уважительно относиться к культуре другого народа;

4.Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

5.Понимать место и роль изобразительного искусства в других искусствах (театре, кино, телевидении);

6.Работать с инструментами при выполнении рисунка;

7.Применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности;

8.Овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.

9.Соблюдать технику безопасности и правила личной гигиены при работе с инструментами и материалами;

10.Экономно расходовать материалы;

11.Осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении рисунка;

12.Контролировать свои действия;

13.Работать по инструкциям, алгоритму;

14.Анализировать свой рисунок и рисунок товарища с помощью учителя;

15.Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;

16.Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), убеждать в верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы выполнения работы;

17.Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания);

18.Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;

19.Общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;

20.Сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами;

21.Ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

22. Отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

23.Адекватно оценивать собственные   мысли, действия и поведение других людей;

24.Работать самостоятельно;

6.Содержание учебного предмета. 

Содержание предмета включает следующие разделы:

Рисование с натуры(15 ч). В 4 классе на уроках изобразительного искусства обучающиеся учатся анализировать (определять форму, цвет. величину составных частей), изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении,  правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование(8ч).  Обучающиеся 4 класса учатся последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование на темы(6ч). У обучающихся 4 класса развиваются зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; развивается умение правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об изобразительном искусстве(5ч)

Пе р в а я   ч е т в е р т ь.

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске. 

Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал). 

Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм. Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

 Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы. 

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, Богородская игрушка). 

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). 

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью. 

В т о р а я   ч е т в е р т ь.

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). 

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся). 

Рисование с натуры игрушки-автобуса.

Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона).

 Рисование на тему «Городской транспорт». 

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. 

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). Т р е т ь я   ч е т в е р т ь. 

Декоративное рисование панно «Снежинки».
Беседы по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский  «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). 

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

 Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.). 

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.  

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). 

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»). Ч е т в ё р т а я   ч е т в е р т ь.

 Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).  Рисование на тему «Космические корабли в полете»;
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.). 

Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.). 

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

Академический компонент.

1. Формировать умение правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; 

2.Формировать умение передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении; 

3.Формировать умение использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

4.Формировать умение передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

5.Формировать умение подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов;

6.Формировать умение пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

7.Формировать умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);  

8.Формировать навыки правильного построения предложения . 9.Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства. 

Жизненные компетенции.

1.Формировать умение воспринимать целостную  картину мира через единство предметного мира и  мира природы, многообразие видов и жанров изобразительного искусства, визуальный художественный образ.

2.Формировать представление об  особенностях образного  языка разных видов изобразительного искусства и их роли в жизни человека и общества.

3.Формировать умение уважительно относиться к культуре другого народа.

4.Формировать понятие  ценности художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства.

5.Формировать представление о месте и роли  изобразительного искусства в других искусствах (театре, кино, телевидении).

6.Формировать умение работать с инструментами при выполнении рисунка.

7.Формировать навыки применения различных  выразительных  средств, художественных  материалов и техник в своей творческой деятельности.

8.Формировать умения и навыки овладения свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.

9.Формировать умение соблюдать технику безопасности и правила личной гигиены при работе с инструментами и материалами.

10.Формировать умение экономно расходовать материалы.

11.Формировать умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении рисунка.

12.Формировать умение контролировать свои  действия.

13.Формировать умение работать по инструкциям, алгоритму.

14.Формировать умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища с помощью учителя.

15.Формировать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями.

16.Формировать умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться),  убеждать в верности или неверности выполненного действия, обосновывать  этапы выполнения работы).

17.Формировать умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания).

18.Расширять словарный запас обучающихся путем введения в речь слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов.

19.Формировать умение общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата.

20.Формировать умение сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

21.Формировать умение  ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

22.Формировать умение отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях.

23.Формировать умение адекватно оценивать собственные  мысли, действия и поведение  других людей.

24.Формировать умение работать самостоятельно.

7.  Тематическое планирование

Тема урока

Академический компонент

Область развития жизненной компетенции

1четверть.    8ч.

1

Рисование с натуры овощей

и фруктов в виде

 набросков

Знать порядок расположения

нескольких изображений на листе бумаги. Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности.

Формировать умения и

навыки овладения

 свойствами

графических,

 изобразительных

действий.

2

Рисование с натуры

листа дерева

Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию главного направления формы листа.

Знать названия листьев различных

деревьев.

3

Рисование с натуры

ветки рябины

Знать строение изображаемого

предмета: части дерева. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве.

4

Составление узора из

 растительных

форм. Беседа по

картинке.

Знать отличие картины от репродукции. Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных   произведений.

Излагать собственные мысли.

Участвовать в диалоге. Участвовать в диалоге.

5

Геометрический

 орнамент в

 квадрате.

Знать правила построения узора в

квадрате.  Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов.

Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

6

Рисование на тему:

 «Сказочная

 избушка»

Знать приёмы рисования простых

геометрических узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из

растительных  элементов (веточки, листочки, ягоды). Уметь

 воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским

народным сказкам.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и

Эмоционально - эстетические

переживания от явлений

действительности.

7

Рисование предметов

цилиндрической формы.  Кружка.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля). Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении.

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

Умение работать

по инструкциям, алгоритму; работать с инструментами.

8

Рисование предметов

цилиндрической формы. Кастрюля.

       

Тема урока

2 четверть

Академический компонент

Область развития жизненной компетенции

1

Богородская  игрушка.

 Резьба по дереву.

Узнавать и правильно называть

изображенные предметы, излагать

собственные мысли. Участвовать в диалоге, поддерживать беседу на

заданную тему.

Знать предназначения

изделий народного промысла

Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях

рассматриваемых изделий народного промысла (посуды).

2

Рисование с натуры

 игрушки-

автобуса.

Знать части (конструкцию)

изображаемого предмета (автобуса).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы

предмета, сравнивать размеры его частей и их взаимное расположение.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать  свои

возможности.

4

Тематическое рисование. Моя любимая игрушка.

Знать названия игрушек, их

предназначение. Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы игрушки; повторять освоенные ранее

изображения.

Всесторонне рассматривать несложные по форме предметы. Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета .

5

Рисование по образцу геометрического орнамента.

Знать правила построения узора в

квадрате.  Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей).

Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Последовательно выполнять построение геометрического орнамента.

Соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.

6

Золотая хохлома. Рисование расписной тарелки

Знать правила  построения узора в

круге. Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (в диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски.

Знать предназначение изделий народного промысла. Уметь

рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды).

7

Тематическое рисование «Зима пришла»

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном.  Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов,  учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические

переживания от явлений действительности.

8

Тематическое рисование «Новый год - счастливый праздник»

3 четверть

1

2

Декоративное рисование. Панно «Снежинки»

Тематическое рисование «Кончил дело - гуляй смело»

Знать последовательность

изображения снежинки.

Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления. Знать отличие картины от репродукции.  Уметь

рассказывать о содержании и

особенностях рассматриваемых

репродукций художественных произведений.

Уметь передавать в рисунке свои

впечатления от ранее увиденного.

3

Рисование с натуры предмета симметричной формы.

Определять величину по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использовать осевые линии при построении рисунка.

Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное.

4

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус». Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Выполнять инструкции,

точно следовать образцу

и простейшим  алгоритмам.

5

Рисование с натуры бумажного стаканчика.

Знать понятие «осевая линия». Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.

Распознавать формы простейших плоских фигур.

6

Рисование на тему:

«День защитника Отечества».

Уметь соединять в одном сюжетном

рисунке изображения нескольких

предметов, объединяя их общим содержанием. Распознавать формы

простейших плоских

фигур.

Знать значение праздника. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и

Эмоционально-эстетические

переживания от явлений

действительности.

7

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику  8 марта.

Знать правила построения узора на

листе бумаги. Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей.

Знать значение праздника.

Уметь наблюдать, делать

выводы и обобщать.

8

Рисование с натуры домиков для птиц. Скворечник.

Знать понятие «осевая линия». Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с

использованием осевой линии; определять величину рисунка по

отношению к листу бумаги.

Распознавать формы

простейших плоских

фигур.

9

Рассматривание картин (иллюстраций) И. Левитана «Март», »Первая зелень». Тематическое рисование. Март.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов.  Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и

Эмоционально-

эстетические переживания от явлений

действительности.

10

Тематическое рисование «Весна пришла»

4четверть.      8ч.

Знать части (конструкцию)

изображаемого

предмета, их цвет, форму.

Уметь работать не

торопясь, уметь

сравнивать.

Уметь отражать в

рисунке  свои зрительные впечатления.

1

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

2

Декоративное рисование расписного блюда. (Узор из ягод и листьев.)

Знать правила

построения узора в

круге. Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и

Гуашевые краски.

Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента.

Подбирать гармоническое сочетание цветов.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

3

Рисование с натуры предметов конструктивной формы. (Игрушечные машины, часы.)

Знать части

изображаемого

предмета  (настольных,

напольных, настенных часов).Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур:

прямоугольник и круг, квадрат и круг. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции.

Виды часов,

предназначение

часов, значение

времени в жизни

человека.

Наблюдать объекты окружающего

мира.

4

Рисование с натуры в виде набросков столярных и слесарных инструментов.

Знать порядок

расположения

нескольких изображений на листе

бумаги. Уметь рисовать с натуры предметы

несложной формы с точной передачей

пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Назначение столярных и слесарных инструментов, практическое использование в жизни.

5

Рисование предметов симметричной формы. Настольная лампа.

Знать понятие

«осевая линия». Знать части (конструкцию)

изображаемых

предметов, их цвет,

форму. Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний.  Сравнивать натуру с рисунком.

Устно описывать объекты наблюдения.

Назначение предмета, использование в быту.

6

Рисование предметов симметричной формы. Раскрытый зонт.

Знать понятие «осевая линия». Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет,

форму.

Назначение предмета, использование в быту.

7

Тематическое рисование. Космические корабли в полёте.

Уметь рисовать от руки основные геометрические фигуры, уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе

бумаги, объединяя их общим замыслом.

Знать значение Дня

космонавтики.

Впечатления и

Эмоционально-

эстетические

переживания от явлений

действительности.

8

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм. Цветы, бабочка.

Знать понятия «симметрия», «ритм».

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, Знать правила построения узора в квадрате.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

9

Рисование на тему

«Здравствуй, лето!»

Знать признаки лета.

Отражать в рисунке свои зрительно – эмоциональные впечатления.

8.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Основная  адаптированная общеобразовательная программа  на 2015 – 2016 учебный год.

2. Учебник: В.С.Кузин, Изобразительное искусство 4 класс, М.: «Дрофа», 2014г.

Главную роль играют средства обучения и воспитания, включающие наглядные пособия.  На уроках используются: натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой, муляжи фруктов, овощей, грибов, листья деревьев, геометрические фигуры; наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета «Изобразительное искусство»; оборудование для мультимедийных демонстраций. Образовательный процесс оснащается: наборами для рисования (альбомы, простые и цветные карандаши; краски акварельные и гуашевые краски, кисточки; ластики, стаканчики - непроливайки); раздаточными материалами для учащихся (трафареты, открытки).

 9. Содержание мониторинга динамики развития обучающихся. 

Для определения степени достижения целей обучения, уровня знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий и итоговый  контроль. Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий и  устного ответа.  Оценка учителем устных ответов и практической  работы обучающихся осуществляется с учётом их индивидуальных особенностей. Оценке результатов практической работы ученика на уроке изобразительной деятельности  всегда предшествует самооценка ученика и взаимооценка товарищей. Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.

Оценка практических работ.

При оценке практических знаний и умений обучающихся  следует учитывать:

1.Знание основных законов композиции, названия красок;

2.Правильность приемов работы (владение кистью, цветом, карандашом, красками);

3.Степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование);

4.Качество рисунка; оригинальность исполнения, творческую активность.

5.Организацию рабочего места.

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение          работы; ученик хорошо владеет материалом, знает основы композиции (правильно располагает изображение на листе бумаги), легко ориентируется в задании, творчески подходит к выполнению работы.

Оценка «4» - выставляется ученику за  аккуратное  выполнение работы,  ученик хорошо владеет материалом,  но допускает неточности в выполнении  работы, несмотря на помощь учителя; испытывает затруднения при выполнении работы творческого характера.    

Оценка «3» - выставляется, ученику за неаккуратную работу, имеющую грубые неточности в выполнении работы   (в восприятии формы, конструкции, величины, цвета предметов, расположения в пространстве), выполненную со значительной помощью и требующую корректировки со стороны учителя, изобразительная деятельность только репродуктивного характера.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов во время бесед об изобразительном искусстве  принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения материала; б) полнота ответа; в) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может   с помощью учителя   логично сформулировать ответ, привести необходимые примеры.  

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности; делает некоторые ошибки в речи; недостаточно свободно владеет материалом.

Оценка «3» ставится, если ученик  излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить своё высказывание примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в значительной помощи учителя.

                                             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа по предмету «Математика» 4 класс, VIII вид

Адаптированная образовательная программа по предмету «Чтение и развитие речи» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год и...

Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс, VIII вид

Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптиров...

Адаптированные рабочие программы по предметам «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка» ученика 3 класса

В классе осуществляется частичное инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

В соответствии с учебным планом специальных (  коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 – 4 класса (ФГОС)

Пояснительная запискаНастоящая   рабочая программа   по предмету «Изобразительное искусство»  для  2 – 4 класса по    адаптированной образоват...

Адаптированная рабочая программа по предмету: изобразительное искусство

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» 3, 4 и 4 дополнительный классы

Рабочая  программа составлена на основе Федерального  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.20...