Программа по подготовке к школе
рабочая программа ( класс) на тему
1 | Наименование программы | «Школа будущего первоклассника АБВГДейка» |
2 | Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
3 | Основные разработчики программы | Учитель начальных классов 1 квалификационной категории Кравцова А.Н. |
4 | Основная цель программы | создание педагогических и социально - психологических условий для успешной адаптации детей к обучению в школе. |
5 | Задачи программы | · формирование учебной мотивации
· развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.); · поведения в общественных местах; развитие фонематического слуха; · развитие мелкой моторики; · развитие творчески активной личности; · развитие координации движений. · формирование культуры общения и культуры поведения
|
6 | Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями начальных классов |
7 | Основные направления программы | Адаптация к школьному обучению проходит через:
|
8 | Целевая группа | Дети 6-7 летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс |
9 | Ожидаемые результаты
|
· развиты основные психические функции поведения в общественных местах; развитие фонематического слуха; · развита мелкая моторика; · развита творческая активность личности; · развита координация движений. · сформированы основные навыки культуры общения и культуры поведения. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovka_k_shkole.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | «Школа будущего первоклассника АБВГДейка» |
2 | Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
3 | Основные разработчики программы | Учитель начальных классов 1 квалификационной категории Кравцова А.Н. |
4 | Основная цель программы | создание педагогических и социально - психологических условий для успешной адаптации детей к обучению в школе. |
5 | Задачи программы |
|
6 | Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями начальных классов |
7 | Основные направления программы | Адаптация к школьному обучению проходит через:
|
8 | Целевая группа | Дети 6-7 летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс |
9 | Ожидаемые результаты
|
|
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что необходимо вести целенаправленную работу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в первом классе.
В ходе подготовки детей дошкольного возраста к обучению в 1 классе предстоит решать сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе двух образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.
1 раздел.
Пояснительная записка.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.
Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Основополагающие идеи программы:
- создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
- создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции, как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредствам синтеза объединяются в целостную систему;
- формирование психологической готовности к школе.
Цель программы:
создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:
- мотивационный;
- интеллектуальный;
- произвольно-регуляторный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Основные задачи программы:
- формирование учебной мотивации;
- развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики;
- развитие творчески активной личности;
- развитие координации движений.
- формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
Принципы организации обучения:
- Принцип деятельностного подхода (с учётом структуры деятельности, по А.Н.Леонтьеву)
- Принцип интегрированного характера занятий
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
- Вариативность содержания и форм проведения занятий
- Систематичность и последовательность занятий
- Сознательность и творческая активность
- Наглядность.
- Доступность и достаточность.
- Единство воспитания и развития ребенка.
Обязательные условия проведения занятий:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- использование технологии непрерывного образования (дошкольное-начальное)
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- отсутствие каких-либо отметок
- открытость школы для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей.
Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает использование технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, основанной на деятельностном подходе к обучению детей. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 7 годам. Также реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.
Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Применяются развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Среди задач, стоящих передшколой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. В предшкольной группе дети, помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в школе в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.
Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.
Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.
Успешность подготовки детей к школе во многом зависит от работы педагогов с семьей. Она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим направлениям:
- активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к основному виду деятельности – игре;
- развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- активная деятельность специалистов (педагога-психолога, логопеда);
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Целевая группа:
Программа рассчитана на детей 6 – 7-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей
Порядок организации работы «Школы будущего первоклассника АБВГДейка»:
- группы формируются из детей 6-7-летнего возраста;
- продолжительность обучения : 1 октябрь – 30 апреля;
- режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут
Формы и методы организации деятельности:
Ведущий метод работы с детьми – это игра.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
2 раздел.
Результаты изучения курса.
- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
- формирование его готовности к систематическому обучению.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- свободно считать в пределах 10;
- сравнивать числа в пределах 10;
- знать «соседей» числа;
- решать простые задачи (в одно действие);
- на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого, решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты:
- Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- - определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- - понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- - объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
- Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
- Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
- Регулятивные УУД:
- - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- - учиться работать по предложенному учителем плану;
- - учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- - учиться оценивать результаты своей работы.
- Познавательные УУД:
- - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- - учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- - сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- - учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- - учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
- Коммуникативные УУД:
- - называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- - слушать и понимать речь других;
- - учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- - учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- - строить понятные для партнера высказывания;
- - уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- - совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- - сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе
3 раздел.
Содержание курса.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
- Развитие элементов логического мышления и математических представлений
Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
Задачи работы по развитию математических способностей:
1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.
4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
Основное содержание.
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.
- Развитие речи.
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи работы по развитию:
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
- Обучение звуко-слоговому анализу слов.
- Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Основное содержание.
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.
1. Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
- Знакомство с окружающим миром
Цель – формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.
Задачи:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- познакомить с правилами школьной жизни;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
- расширить представление дошкольников об окружающем мире;
- помочь ориентироваться в пространстве и во времени;
- проделать первые шаги к рефлексии.
Программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.
При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.
Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.
Основное содержание.
Окружающий мир: общество.
Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Рязань – моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.
Окружающий мир: природа живая и неживая.
Неживая и живая природа. Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные. Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе.
Ориентация в пространстве и во времени.
Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в школьном здании.
- Развитие мелкой моторики
Цель - создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.
Задачи:
- развитие точности выполнения движений,
-уровня переключаемости,
-полноты объема движений пальцев рук,
-умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
-совершенствование координации движений руки и глаза;
-совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
-формирование интереса и положительной мотивации обучения;
-формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Основное содержание.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
4 раздел.
Тематическое планирование.
Развитие элементов логического мышления и математических представлений | ||
№ урока | Тема | |
1 | Развитие ориентирование на плоскости. Деление множеств (группы предметов) на части, в которых элементы отличаются каким-либо признакам. | |
2 | Сравнение объектов по одному общему признаку (цвет, форма, размер). Установление закономерности в расположении заданных объектов. Знакомство с основными типами пространственных и плоских фигур, их правильным названием, понятием равенства фигур. | |
3 | Сравнение объектов по одному общему признаку (цвет, форма, размер). Установление закономерности в расположении заданных объектов. Уточнение понятия «прямая линия». Её свойства прямолинейность и бесконечность. Понятие «числа» и «цифры». Число и цифра 1. | |
4 | Ориентирование в пространстве и на плоскости (слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше). Знакомство с понятием «точка». | |
5 | Ориентирование в пространстве и на плоскости (слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше). Прямые и кривые линии. Понятие «числа» и «цифры». Число и цифра 2. Сравнение чисел. | |
6 | Ориентирование в пространстве. Обозначение словами направление движения (между, перед, за). Термин «пара». Связь между такими геометрическими понятиями как прямая линия, кривая линия, точка. | |
7 | Установление взаимно однозначного соответствия между сравниваемых групп. | |
8 | Понятие «числа» и «цифры». Число и цифра 3. Сравнение чисел. Установление взаимно однозначного соответствия. Обозначение количества предметов цифрой. Точки как результат пересечения линий. Отрезок. Знакомство с линейкой. | |
9 | Сравнение чисел, соответствующих сравниваемым множествам. Основное свойство отрезка: длина отрезка меньше длины любой другой линии, соединяющей концы отрезка. Ориентирование во времени. Дни недели, их следование друг за другом. | |
10-11 | Сравнение числовых характеристик множеств ( соотношение числа и цифры). Луч. | |
12 | Порядковый счет предметов. Присчитывание и отсчитывание предметов. Знакомство с новым геометрическим понятием – «ломаная». Число и цифра 4. Сравнение чисел. | |
13-14 | Состав числа в пределах 10. Сравнение множеств на основе установления взаимно однозначного соответствия между элементами. Объединение множеств. Ориентирование во времени. Сезоны (времена) года, их следование друг за другом. | |
15-16 | Число и цифра 5. Состав числа 5. Сравнение чисел. Разбиение совокупности предметов на две группы и использование цифры для обозначения количества предметов. Ломаная линия и её элементы. | |
17 | Состав числа 4. Разбиение совокупности предметов на две группы и использование цифры для обозначения количества предметов. Объединение множеств. Знакомство с понятием «замкнутая линия», «замкнутая ломаная линия». | |
19-20 | Число и цифра 6. Состав числа 6. Сравнение чисел. Разбиение совокупности предметов на две группы и использование цифры для обозначения количества предметов. Месяцы года, их следование друг за другом и принадлежность временам года. | |
21-22 | Формирование представления, что число предметов не зависит от их величины, цвета, формы и местоположения. Число и цифра 7. Состав числа 7. Сравнение чисел. Угол и его элементы. | |
23-24 | Сравнение длин предметов, выраженное словами «длиннее», «короче». | |
25 | Состав числа 7. Виды углов: острый и тупой. | |
26 27 | Ориентирование предметов относительно друг другу. Понятия «внизу, наверху». Сравнение предметов по одному общему признаку(размер, цвет, форма). Название числительных и их использование. Прямой угол. Образование прямого угла перегибанием листа бумаги. Число и цифра 8. Состав числа 8. | |
28 | Формирование умения уменьшать число. Первичное знакомство с действием вычитания. Число и цифра 9. Состав числа 9 |
Развитие мелкой моторики | |
№ | Тема занятия |
1 | Знакомство с правилами письма, с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша(ручки) при работе в тетради |
2 | Конструирование из геометрических фигур (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники). Составление картины «Домик под солнцем». Штриховка. Лепка: «Заселяем домик животными». |
3 | Знакомство с разлиновкой тетради в клетку и в линейку. Правила письма. Написание короткой и длинной наклонной палочки. Работа с бумагой: складывание квадрата из прямоугольника. |
4 | Проведение различных линий. Соединение линий по пунктирам. Написание коротких и длинных линий с закруглением вверху и внизу. Лепка: «Фрукты. Овощи». |
5 | Узоры по клеткам. Короткие и длинные линии с закруглением вверху и внизу. Работа с бумагой: складывание полоски «гармошкой». |
6 | Овалы. Длинные наклонные линии. Рисование узоров. Лепка «Грибы». |
7 | Дорисуй картинку. Соедини линии по точкам. Рисование узоров. Работа с бумагой: складывание прямоугольника «гармошкой». |
8 | Рисование узора по клеткам. Короткие и длинные линии с закруглением вверху и внизу. Конструирование из геометрических фигур. |
9 | Рисование по заданным линиям. Узоры. Лепка «Зайчик». |
10 | Раскрашивание. Написание длинной линии с петлей вверху и внизу. Рисование узора по клеткам. Работа с бумагой: оригами. «Утка». |
11 | Раскрашивание. Рисование узора по клеткам. Графический диктант. Письмо элементов с закруглениями вверху и внизу. «Рисунки» жгутиками из пластилина. Радуга. |
12 | Рисование узора по образцу. Штриховка. Работа с бумагой: елочные украшения. |
13 | Соединение линий с петлей вверху и внизу. Рисование узоров. Лепка «Игрушки». |
14 | Рисование узора. Штриховка. Письмо элементов букв. Работа с бумагой: оригами. «Бабочка». |
15 | Раскрашивание. Штриховка. Узоры. Полуовалы. Лепка: «Снеговик». |
16 | Полуовалы. Рисование узоров по образцу. Работа с бумагой: оригами. «Рыбка». |
17 | Рисование узоров. Графический диктант. Письмо изученных элементов (на свободных строчках). Лепка: «Рыбки» |
18 | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких и длинных линий. |
19 | Письмо наклонной короткой и длинной линии. |
20 | Обведение по контуру. Ломанные и изогнутые линии. |
21 | Письмо маленьких и больших овалов. |
22 | Письмо полуовалов. |
23 | Обведение по контуру петель. |
24 | Письмо коротких линий с закруглением внизу. |
25 | Письмо длинной линии с закруглением внизу. |
26 | Письмо коротких линий с закруглением вверху. |
27 | Письмо длинной линии с закруглением вверху. |
28 | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Повторение изученных элементов |
Знакомство с окружающим миром | |
№ п/п | Тема занятий |
1 | Наша страна Россия. |
2 | Мой город. Санкт - Петербург – моя малая родина |
3 | Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. |
4 | Правила дорожного движения. Азбука пешехода. |
5 | Вежливые слова. |
6 | Моя семья. Расскажи о себе. |
7-8 | Предметы, которые меня окружают. |
9 | Мои любимые игры и игрушки. |
10-11 | Профессии. Кто что делает. |
12-13 | Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе. |
14-15 | Смена времён года. Сезонные изменения в природе. |
16-17 | Месяцы года. Дни недели. |
18-19 | Время суток. Режим дня. |
20 | Природа живая и неживая. |
21-22 | Звери, птицы, рыбы, насекомые. |
23-24 | Животные домашние и дикие. Детёныши животных. |
25-26 | Растения лиственные и хвойные, культурные и дикорастущие |
27-28 | Овощи и фрукты. |
Развитие речи. | |
1 | Устная речь. Предложение. Слово. |
2 | Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. |
3 | Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. |
4 | Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». |
5 | Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки |
6 | Звуки [а], [ у ]. Схема предложения. |
7 | Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. |
8 | Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». |
9 | Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. |
10 | Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. |
11 | Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. |
12 | Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. |
13 | Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. |
14 | Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». |
15 | Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок». |
16 | Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». |
17 | Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки. |
18 | Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. |
19 | Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. |
20 | Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания. |
21 | Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. |
22 | Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания. |
23 | Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. |
24 | Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. |
25 | Ь и Ъ знаки.Драматизация сказки «Колобок» |
26 | Повторение по теме : «Алфавит» |
27 | Устная речь. Предложение. Слово. |
28 | Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. |
5 раздел.
Мониторинг результатов:
Отслеживание результатов реализации программы проводится в несколько этапов.
В период зачисления ребенка в «Школу будущих первоклассников АБВГДейка» проводится первичная диагностика развития ребенка.
Отслеживание результатов развития детей осуществляется психологом и педагогами на протяжении всех занятий. Результаты мониторинга сообщаются родителям в ходе индивидуальных бесед и родительских собраний. Диагностика: (возможные методики)
- Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.
- Методика Джекобсона по определению объема памяти.
- Методика по определению концентрации и распределения внимания
- Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации
- Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать
- Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет
- Методика для выявления уровня развития образных представлений
- Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....
Рабочая программа по подготовке к школе детей 5,5-7 лет
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель пр...
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...
Рабочая программа «АБВГДейка» составленаО.А. Кореповой, Е.А. Мансуровой на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторов: Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Рабочая программа «АБВГДейка» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального об...
Программа дошкольной подготовки "В школу с радостью"
Предшкольная подготовка призвана помочь будущим первоклассникам адаптироваться к школьной среде, совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для восприятия школьной программы...
Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С....
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...