Программа по подготовке к школе
рабочая программа ( класс) на тему

Самохвалова Анна Николаевна

 

1

Наименование программы

«Школа будущего первоклассника АБВГДейка»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Учитель начальных классов 1  квалификационной категории Кравцова А.Н.

4

Основная цель программы

создание педагогических и социально - психологических условий для успешной адаптации детей к обучению в школе.

5

Задачи программы

·       формирование учебной мотивации

 

·       развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

·       поведения в общественных местах; развитие фонематического слуха;

·       развитие мелкой моторики;

·       развитие творчески активной личности;

·       развитие координации движений. 

·        формирование культуры общения и культуры поведения

      

 

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями начальных классов

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  • логическую и символическую пропедевтику.

8

Целевая группа

Дети 6-7 летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

9

Ожидаемые результаты

 

 

  • сформирована учебная мотивация

·       развиты основные психические функции поведения в общественных местах; развитие фонематического слуха;

·       развита мелкая моторика;

·       развита творческая активность личности;

·       развита координация движений. 

·        сформированы основные навыки культуры общения и культуры поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podgotovka_k_shkole.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

1

Наименование программы

«Школа будущего первоклассника АБВГДейка»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Учитель начальных классов 1  квалификационной категории Кравцова А.Н.

4

Основная цель программы

создание педагогических и социально - психологических условий для успешной адаптации детей к обучению в школе.

5

Задачи программы

  • формирование учебной мотивации

  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • поведения в общественных местах; развитие фонематического слуха;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творчески активной личности;
  • развитие координации движений.  
  •  формирование культуры общения и культуры поведения

        

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями начальных классов

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  • логическую и символическую пропедевтику.

8

Целевая группа

Дети 6-7 летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

9

Ожидаемые результаты

 

 

  • сформирована учебная мотивация
  • развиты основные психические функции поведения в общественных местах; развитие фонематического слуха;
  • развита мелкая моторика;
  • развита творческая активность личности;
  • развита координация движений.  
  •  сформированы основные навыки культуры общения и культуры поведения.

Введение

          Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.

          Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.

         Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.

            В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

           Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

           Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что необходимо вести целенаправленную работу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в первом классе.

    В ходе подготовки детей дошкольного возраста к обучению в 1 классе предстоит решать сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий  (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мираВ сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением.

    Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность  «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.  

    Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых  средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним  свои  действия.

    Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие  в социально приемлемой форме.

    Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

    Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает  необходимость их применения.

     С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

     «Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

 В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

    Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.  Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

     В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе двух образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

1 раздел.

Пояснительная записка.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.

Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.

          Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.

Основополагающие идеи программы:

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
  • создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции, как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредствам синтеза объединяются в целостную систему;
  • формирование психологической готовности к школе.

 

 Цель  программы:

создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:

  • мотивационный;
  • интеллектуальный;
  • произвольно-регуляторный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).  

Основные задачи программы:

  • формирование учебной мотивации;
  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творчески активной личности;
  • развитие координации движений.  
  •  формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;

Принципы организации обучения:

  • Принцип деятельностного подхода  (с учётом структуры деятельности, по А.Н.Леонтьеву)
  • Принцип интегрированного характера занятий
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей   детей.  Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
  • Вариативность содержания и форм проведения занятий
  • Систематичность и последовательность занятий
  • Сознательность и творческая активность
  • Наглядность.
  • Доступность и достаточность.
  • Единство воспитания и развития ребенка.

 

Обязательные  условия проведения занятий:

  • использование игровых методов преподавания;
  • смена видов деятельности;
  • использование технологии непрерывного образования (дошкольное-начальное)
  • положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
  • отсутствие каких-либо отметок
  • открытость школы для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей.

 Организация    воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает использование технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, основанной на деятельностном подходе к обучению детей. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 7 годам.  Также  реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.

      Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер.  Применяются  развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
     Среди задач, стоящих передшколой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. В предшкольной группе дети, помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в школе в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.

Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.   

 Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.

     Успешность подготовки детей к школе во многом зависит от работы педагогов с семьей.   Она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим направлениям:

  • активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к  основному виду деятельности – игре;
  • развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • активная деятельность специалистов (педагога-психолога, логопеда);

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет  реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

 Целевая группа:

 

           Программа рассчитана на детей 6 – 7-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

         Концепция программы подготовки будущих первоклассников  основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей

 

Порядок организации работы «Школы будущего первоклассника АБВГДейка»:

  • группы формируются из детей 6-7-летнего возраста;
  • продолжительность обучения : 1 октябрь – 30 апреля;
  • режим занятий:  2 раза в неделю по 30 минут

Формы и методы организации деятельности:

Ведущий метод работы с детьми – это игра.  

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

2 раздел.

Результаты изучения курса.

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
  • формирование его готовности к систематическому обучению.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
  • свободно считать в пределах 10;
  • сравнивать числа в пределах 10;
  • знать «соседей» числа;
  • решать простые задачи (в одно действие);
  • на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
  • выполнять на слух инструкции для обучающегося;
  • ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого, решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решать логические задачи;
  • самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты:

  • Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
  • - при поддержке учителя и окружающих давать оценку  своим поступкам и поступкам других людей;
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
  • объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
  • Сформированность  положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый  личностный результат.

  • Метапредметными результатами (предпосылками  к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
  • Регулятивные УУД:
  • - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • - учиться работать по предложенному учителем плану;
  • - учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • - учиться оценивать результаты своей работы.
  • Познавательные УУД:
  • - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • - учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • - учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • - учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
  • Коммуникативные УУД:
  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • - учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • - совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе

3 раздел.

Содержание курса.

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

  • Развитие элементов логического мышления и математических представлений

Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Задачи работы по развитию математических способностей:

1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.

2. Подготовка  к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе  составления пар.

3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.

4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.

5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.

6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

Основное содержание.

     Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

     Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

     Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

     Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел.           Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

     Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.

     Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.

      Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.

      Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

      Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.

     Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

     Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.

     Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

  • Развитие речи. 

     Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.

Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.

Задачи работы по развитию:

  1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
  2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
  4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Основное содержание.

        Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.

1. Лексическая и грамматическая работа:

 –  обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

 – употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

 2. Развитие связной речи:

 – ответы на вопросы, участие в диалоге;

 – подробный пересказ текста по зрительной опоре;

 – составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

 3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

 – выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

 – выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

 – «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

 4. Обучение звуко-слоговому анализу:

 – звуковой анализ состава слогов и слов;

 – дифференциация понятий «звук» и «буква»;

 – соотнесение букв и звуков.

  • Знакомство с окружающим миром

Цель – формирование  условий для  развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.

Задачи:

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

 - познакомить с правилами школьной жизни;

 - развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;

 - расширить представление дошкольников об окружающем мире;

 - помочь ориентироваться в пространстве и во времени;

 - проделать первые шаги к рефлексии.

   Программа  основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.

   При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.

   Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.

    Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.

Основное  содержание.

Окружающий мир: общество.

   Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Рязань – моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.

Окружающий мир: природа живая и неживая.

    Неживая и живая природа. Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные. Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе.

Ориентация в пространстве и во времени.

    Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в школьном здании.

  • Развитие мелкой моторики

Цель - создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников. 

Задачи:

- развитие точности выполнения движений,

-уровня переключаемости,

-полноты объема движений пальцев рук,

-умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,

-совершенствование координации движений руки и глаза;

 -совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;

-формирование интереса и положительной мотивации обучения;

 -формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.

Основное  содержание.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

4 раздел.

Тематическое планирование.

Развитие элементов логического мышления и математических представлений

№ урока

                                                        Тема

1

Развитие ориентирование на плоскости. Деление множеств (группы предметов) на части, в которых элементы отличаются каким-либо признакам.

2

Сравнение объектов по одному общему признаку (цвет, форма, размер). Установление закономерности в расположении заданных объектов. Знакомство с основными типами пространственных и плоских фигур, их правильным названием, понятием равенства фигур.

3

Сравнение объектов по одному общему признаку (цвет, форма, размер). Установление закономерности в расположении заданных объектов. Уточнение понятия  «прямая линия». Её свойства прямолинейность и бесконечность. Понятие «числа» и «цифры». Число и цифра 1.

4

Ориентирование  в пространстве и на плоскости (слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше). Знакомство с понятием «точка».

5

Ориентирование  в пространстве и на плоскости (слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше). Прямые и кривые линии. Понятие «числа» и «цифры».  Число и цифра 2. Сравнение чисел.

6

Ориентирование в пространстве. Обозначение словами направление движения (между, перед, за). Термин «пара». Связь между такими геометрическими понятиями как прямая линия, кривая линия, точка.

7

Установление взаимно однозначного соответствия между сравниваемых групп. 

8

Понятие «числа» и «цифры». Число и цифра 3. Сравнение чисел. Установление взаимно однозначного соответствия. Обозначение количества предметов цифрой. Точки как результат пересечения линий.  Отрезок.  Знакомство с линейкой.

9

Сравнение чисел, соответствующих сравниваемым  множествам. Основное свойство отрезка: длина отрезка меньше длины любой другой линии, соединяющей концы отрезка.  Ориентирование во времени. Дни недели, их следование друг за другом.

10-11

Сравнение числовых характеристик множеств ( соотношение числа и цифры).  Луч.

12

Порядковый счет предметов. Присчитывание и отсчитывание предметов. Знакомство с новым геометрическим понятием – «ломаная». Число и цифра 4. Сравнение чисел.

13-14

Состав числа в пределах 10. Сравнение множеств на основе установления взаимно однозначного соответствия между элементами. Объединение множеств.  Ориентирование во времени. Сезоны (времена) года, их следование друг за другом.

15-16

Число и цифра 5.  Состав числа 5. Сравнение чисел.

Разбиение совокупности предметов на две группы и использование цифры для обозначения количества предметов. Ломаная  линия и её элементы.

17

Состав числа 4.

 Разбиение совокупности предметов на две группы и использование цифры для обозначения количества предметов. Объединение множеств. Знакомство с понятием «замкнутая линия», «замкнутая ломаная линия».

19-20

Число и цифра 6. Состав числа 6. Сравнение чисел.

Разбиение совокупности предметов на две группы и использование цифры для обозначения количества предметов. Месяцы года, их следование друг за другом и принадлежность временам года.

21-22

Формирование представления, что число предметов не зависит от их величины, цвета, формы и местоположения.

Число и цифра 7.  Состав числа 7. Сравнение чисел.  Угол и его элементы.

23-24

Сравнение длин предметов, выраженное словами «длиннее», «короче».

25

Состав числа 7. Виды углов: острый и тупой.

26

27

Ориентирование предметов относительно друг другу. Понятия «внизу, наверху». Сравнение предметов по одному общему признаку(размер, цвет, форма). Название числительных и их использование. Прямой угол. Образование прямого угла  перегибанием листа бумаги. Число и цифра 8.  Состав числа 8.

28

Формирование умения уменьшать число. Первичное знакомство с действием вычитания. Число и цифра 9. Состав числа 9

Развитие мелкой моторики

Тема занятия

1

Знакомство с правилами письма, с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша(ручки) при работе в тетради

2

Конструирование из геометрических фигур (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники). Составление картины «Домик под солнцем». Штриховка.

Лепка: «Заселяем домик животными».

3

Знакомство с разлиновкой тетради в клетку и в линейку. Правила письма. Написание короткой и длинной наклонной палочки. Работа с бумагой: складывание квадрата из прямоугольника.

4

Проведение различных линий. Соединение линий по пунктирам. Написание коротких и длинных линий с закруглением вверху и внизу. Лепка: «Фрукты. Овощи».

5

Узоры по клеткам. Короткие и длинные линии с закруглением вверху и внизу.

Работа с бумагой: складывание полоски «гармошкой».

6

Овалы. Длинные наклонные линии. Рисование узоров. Лепка «Грибы».

7

Дорисуй картинку. Соедини линии по точкам. Рисование узоров.  

Работа с бумагой: складывание прямоугольника  «гармошкой».

8

Рисование узора по клеткам.   Короткие и длинные линии с закруглением вверху и внизу. Конструирование из геометрических фигур.

9

Рисование по заданным линиям. Узоры.  Лепка «Зайчик».

10

Раскрашивание. Написание длинной линии с петлей вверху и внизу. Рисование узора по клеткам.

Работа с бумагой: оригами. «Утка».

11

Раскрашивание. Рисование узора по клеткам. Графический диктант. Письмо элементов с закруглениями вверху и внизу.

«Рисунки» жгутиками из пластилина. Радуга.

12

Рисование узора по образцу. Штриховка.

Работа с бумагой: елочные украшения.

13

Соединение линий с петлей вверху и внизу. Рисование узоров.

Лепка «Игрушки».

14

 Рисование узора. Штриховка. Письмо элементов букв.

Работа с бумагой: оригами. «Бабочка».

15

Раскрашивание. Штриховка. Узоры. Полуовалы.

Лепка: «Снеговик».

16

Полуовалы. Рисование узоров по образцу.

Работа с бумагой: оригами. «Рыбка».

17

Рисование узоров. Графический диктант. Письмо изученных элементов (на свободных строчках). Лепка: «Рыбки»

18

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких и длинных линий.

19

Письмо наклонной короткой и длинной  линии.

20

Обведение по контуру. Ломанные и изогнутые линии.

21

Письмо маленьких и больших овалов.

22

Письмо полуовалов.

23

Обведение по контуру петель.

24

Письмо коротких линий с закруглением внизу.

25

Письмо длинной линии с закруглением внизу.

26

Письмо коротких линий с закруглением вверху.

27

Письмо длинной линии с закруглением вверху.

28

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Повторение изученных элементов

Знакомство с окружающим миром

№ п/п

Тема занятий

1

Наша страна Россия.

2

Мой город. Санкт - Петербург – моя малая родина

3

Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы.

4

Правила дорожного движения. Азбука пешехода.

5

Вежливые слова.

6

Моя семья. Расскажи о себе.

7-8

Предметы, которые меня окружают.

9

Мои любимые игры и игрушки.

10-11

Профессии. Кто что делает.

12-13

Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе.

14-15

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

16-17

 Месяцы года. Дни недели.

18-19

Время суток. Режим дня.

20

Природа живая и неживая.

21-22

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

23-24

Животные домашние и дикие. Детёныши животных.

25-26

Растения лиственные и хвойные, культурные и дикорастущие

27-28

Овощи и фрукты.

Развитие речи.

1

Устная речь. Предложение. Слово.

2

Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

3

Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.

4

Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка».

5

Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки

6

Звуки [а], [ у ]. Схема предложения.

7

Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.

8

Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница».

9

Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

10

Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

11

Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам.

12

Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных.

13

Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.

14

Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».

15

Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок».

16

Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья».

17

Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.

18

Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки.

19

Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне.

20

Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания.

21

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему.

22

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания.

23

Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц.

24

Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне.

25

Ь и Ъ знаки.Драматизация сказки «Колобок»

26

Повторение по теме : «Алфавит»

27

Устная речь. Предложение. Слово.

28

Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.

5 раздел.

Мониторинг результатов:

Отслеживание результатов реализации программы проводится в несколько этапов.

      В период зачисления ребенка в «Школу будущих первоклассников АБВГДейка» проводится первичная диагностика развития ребенка.

Отслеживание результатов развития детей осуществляется психологом и педагогами на протяжении всех занятий. Результаты мониторинга сообщаются родителям в ходе индивидуальных бесед и родительских собраний. Диагностика: (возможные методики)

  • Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.
  • Методика Джекобсона по определению объема памяти.
  • Методика по определению концентрации и распределения внимания
  • Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации
  • Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать
  • Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет
  • Методика для выявления уровня развития образных представлений
  • Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....

Рабочая программа по подготовке к школе детей 5,5-7 лет

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.            Цель пр...

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой  детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...

Рабочая программа «АБВГДейка» составленаО.А. Кореповой, Е.А. Мансуровой на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторов: Федосова Н. А., Комарова Т. С.

   Рабочая программа  «АБВГДейка»   для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального об...

Программа дошкольной подготовки "В школу с радостью"

Предшкольная подготовка призвана помочь будущим первоклассникам адаптироваться к школьной среде, совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для восприятия школьной программы...

Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.

Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе»  Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С....

Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)

Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...