Рабочая программа подготовки детей к школе
рабочая программа ( класс) на тему
Программа предназначена для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения; создания условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
Программа направлена на психолого-педагогическую поддержку дошколят в период их подготовки к обучению в школе и в период адаптации в новых социально-педагогических условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_podgotovke_doshkolnikov.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предназначена для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения; создания условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
Переход от дошкольного детства к школьному возрасту характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для маленького школьника учение осознается и переживается как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький ученик со своими школьными обязанностями, зависит успех или неуспех в учебных делах, его эмоциональное и психическое благополучие. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирование его личности, вопросы воспитания.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к обучению. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Программа направлена на психолого-педагогическую поддержку дошколят в период их подготовки к обучению в школе и в период адаптации в новых социально-педагогических условиях.
Подготовка детей к школе ведется по трем основным направлениям:
- общее развитие (развитие памяти, внимания, интеллекта);
- формирование мотивов побуждающих к учению;
- развитие умения произвольно управлять собой.
Критерии подготовленности ребенка к школе
- общее физическое развитие (зрение, слух, моторика, состояние нервной системы, общее состояние здоровья);
- интеллектуальная готовность (словарный запас, кругозор, развитие познавательных интересов);
- личная и социально-психологическая готовность (внутренняя позиция школьника);
- эмоционально-волевая готовность (постановка цели, принятия решений, преодоление препятствий).
Цель:
Формирование необходимых основных навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе.
Задачи:
- готовить детей к обучению грамоте, развивать фонематических слух и умение проводить элементарный звуковой анализ речи;
- дать первоначальные математические представления;
- формировать элементарные графические умения;
- развивать толерантные способы поведения у дошколят;
- воспитывать организованность в учебной деятельности.
Структура программы:
Общее количество подготовительных занятий – 10 занятий в неделю по 25 минут. Перемена между занятиями 10 минут.
Форма работы:
Программа предполагает групповую форму работы.
Направления деятельности подготовки занятий
- развитие речи и фонематического слуха;
- развитие элементарных математических направлений;
- развитие толерантных способов поведения;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие мелкой моторики руки.
Формирование элементарных
математических представлений – 72 часа
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними – уменьшать, увеличивать, делить, пересчитывать, измерять. Кругозор ребенка отражает накопленный опыт и расширяется благодаря усвоению словесных образов, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным применения схем, моделей, обобщенных понятий.
Цели:
- накопление, обогащение и упорядочивание элементарных математических представлений;
- овладение способами оперирования знаниями, перенос их в сходные и нестандартные ситуации;
- развитие мышления, умения анализировать, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
- способствовать формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности в области математики; умения выделять в ней цель и способы достижения, рассуждать о них, стремиться активно оценивать ее результат;
- развивать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о частных и обобщенных способах познания свойств и отношений;
- развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения, объяснять ход решения творческой и проблемной задачи;
- способствовать осознанию математических понятий и зависимостей, побуждать истолковывать их;
- поощрять использование терминов и математической символики;
- способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них.
Доцифровой период (15ч)
Знакомство с понятиями «> <, столько же», «длиннее – короче», «выше – ниже», «направо – налево», «вверх – вниз», «раньше – позже».
Знакомство с геометрическими фигурами (10ч)
Цифровой период (19ч)
Названия, последовательность, обозначение и состав чисел первого десятка.
Число и цифра. Счет предметов, сравнение предметов.
Простые задачи (14ч)
Составление и решение простых задач с опорой на наглядность.
Работа в тетради (14ч)
Развитие ориентировки на листе бумаги. Понятия выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.
Требования к знаниям, умениям, навыкам детей к концу года:
знать
- названия и последовательность чисел от 0 до 20;
- названия и обозначения действий сложения и вычитания.
уметь
- считать предметы в пределах 20;
- читать и сравнивать числа в пределах 20;
- решать простые задачи на слух и с помощью наглядного материала;
- использовать математические термины и понятия в познавательной и игровой деятельности.
Подготовка к обучению письму – 72 часа
Письмо – сложный навык, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Цель:
Формирование элементарных графических умений.
Задачи:
- сформировать правильный захват орудия письма;
- упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать пространственную ориентировку;
- воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости;
- упражнять в аналитико-синтетической деятельности.
- Пальчиковые игры.
- Подготовка к письму. Выработка правильной осанки, умения держать карандаши и ручку при письме. Обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур. Рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
- Штриховка предметов и композиций.
- Конструирование и реконструирование письменных букв из элементов-шаблонов.
- Знакомство с разлиновкой тетради.
- Письмо элементов букв. Письмо прямых коротких линий, длинной прямой наклонной линии. Письмо линии с закруглением вверху и внизу и плавной наклонной линии с закруглением внизу.
Требования к знаниям, умениям, навыкам детей к концу года:
знать правила правильной посадки и умения держать ручку.
уметь
- правильно держать ручку при письме;
- обводить контуры линий, штриховать предметы и композиции;
- писать элементы букв.
Основы чтения и развитие речи – 48 часов
Речь – инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребенка речи, мы развиваем его интеллект.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка, что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.
Цель:
Заложить основы грамоты.
Задачи:
- дать представление об основных единицах языка (звук, слово, предложение);
- обеспечить ориентировку в звучащем слове;
- упражнять в дифференцировании звуков;
- познакомить с печатными буквами;
- проводить анализ и синтез образов букв, упражнять в умении их дифференцировать;
- упражнять в составлении предложений;
- учить владеть монологической и диалогической речью.
1. Звуки речи
Узнавание, различение, выделение отдельных звуков. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). Уточнение звучания звука и их артикуляции. Анализ особенностей произношения и звучания звуков (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Умение различать твердые и мягкие согласные. Дифференцирование звуков, близких по произношению и по звучанию. Установление последовательности звуков в слове. Признаки гласных и согласных звуков. Знакомство с образами букв русского языка (печатный шрифт). Упражнение в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцирование схожих по изображению букв.
2. Развитие связной речи
Рассказы об интересных фактах и событиях. Рассказы о книге, которую предстоит прочитать. Рассказы об удивительных приключениях знакомых и незнакомых букв. Буква заблудилась. Что бы это могло быть? Знакомство со словарями. Составление предложений, рассказов по картинкам с последовательно развивающимся действием. Загадки. Пословицы и поговорки. Чтение детских книг. Заучивание детских стишков.
Требования к знаниям, умениям, навыкам детей к концу года:
знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие, усвоить правила общения.
уметь
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове;
- устно составлять 3-5 предложений на отдельную тему;
- связно говорить, выразительно читать наизусть.
Ознакомление с окружающим миром – 24 часа
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Необходимо подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва, тем благоприятнее это сказывается на здоровье и жизни человека. Человек должен заботиться об охране окружающей среды и правильно использовать природные ресурсы.
Цель:
Ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношение к ней, формирования начал экологической культуры.
Задачи:
- обогащать сознание детей новым содержанием, которые способствует накоплению представлений ребенка о большом мире, готовим его к элементарному осмыслению некоторых понятий (время, знак, символ);
- систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
- продолжить формированию у детей бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
1. Знак, символ, знаковые системы
«Знаки вокруг нас» (нота, цифра, денежные знаки, дорожные знаки, математические знаки). «Истории о символах». «Откуда азбука пошла». «История о незнакомых азбуках» (азбука «Морзе», семафорная азбука).
2. Время
«Кто и как считает и измеряет время». «Дни и сутки». «Недели, месяц, год». «Как появился календарь». «Как появились часы». «Гиганты прошлого».
3. Природа
Живая природа. Растительный и животный мир. Неживая природа. Почва. Вода. Атмосфера. Климат.
4. Экология
Красная книга России. Красная книга Югры.
5. Здоровье
Правила личной безопасности. Личная гигиена и режим дня. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний. Азбука пешехода.
Требования к знаниям, умениям, навыкам детей к концу года:
знать
- что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей, книг;
- основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
- свойства живых организмов и их отличия от неживых предметов;
- сходство и различия растений и животных;
- правила поведения в природе;
- основные особенности и отличия каждого времени года.
уметь
- называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
- наблюдать, делать умозаключения;
- различать профессии людей;
- различать природные богатства живые и неживые;
- различать растения и животных;
- правильно вести себя в природе.
Изобразительная деятельность – 24 часа
При восприятии природы дошкольники накапливают яркие, незабываемые впечатления. Постепенно у них формируется этническая восприимчивость, которая проявляется в умении видеть и ценить красоту в природе. Наряду с природой не менее благотворным и неисчерпаемым источником художественных переживаний ребенка являются произведения искусства.
Одно из важнейших качеств любой художественной деятельности – ее творческих характер.
Ученые установили, что художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном детстве имеет прямое отношение к подготовке к школе. Искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Тем самым искусство оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих важное значение в процессах мышления.
Цель:
Приобщить детей к красоте природы и искусству; развивать творческие способности детей.
Задачи:
- развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы;
- воспитывать у детей уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу;
- знакомить детей с произведениями искусства разных видов (живопись, графика, скульптура), формировать интерес к ним;
- развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображение и творчество.
1. Инструменты для рисования.
Карандаши. Краски (гуашь, акварель, мелки). Кисти.
2. Основные цвета и их смешение.
Разговор о цвете. Смешай краски. «Веселые кляксы». «Прижми и отпечатай». Узоры из веревки.
3. Положение руки. Виды линий.
Главные (широкие) и второстепенные (тонкие), сплошные (контурные) и прерывистые (пунктирные) линии. Средства и приемы рисования (крупные и мелкие мазки, «примакивание», «протаптывание» бумаги).
4. Осенние, зимние и весенние мотивы.
5. Орнамент (простые узоры из растительных и геометрических элементов)
Требования к знаниям, умениям, навыкам детей к концу года:
знать
- название главных и составных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- элементарные правила смешения цветов (красный + синий = фиолетовый и т.д.).
уметь
- правильно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками;
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений.
Учебно-методический комплект курса
Образовательный предмет | Программа. Название. Автор | Методические и учебные пособия. Автор. Название |
Формирование элементарных математических представлений. | Комплексная программа «Из детства – в отрочество» Т.Н. Доронова | Е.В. Соловьева «Моя математика» |
Развитие речи | Комплексная программа «Воспитательно-образовательная программа» под редакцией Васильевой Т. | В.В. Гербова «Учусь говорить» |
Подготовка к письму. | Кушнир Н.Я., Максимова Н.М. «Введение в школьную жизнь» | |
Ознакомление с окружающим миром. | Т.И. Гризик «Познаю мир»; Пособие «Окружающий мир» С. Вохринцева | |
Изобразительная деятельность. | Т.Н. Доронова «Дошкольникам об искусстве»; «Рисование для детей дошкольного возраста» Н.М. Максимова, С.Г. Ашикова |
Учебный план
Основное содержание программы
№ п/п | Содержание программы | Количество часов в неделю | Количество часов в году |
Формирование элементарных математических представлений. | 3 | 72 | |
Развитие речи | 2 | 48 | |
Подготовка к письму. | 3 | 72 | |
Ознакомление с окружающим миром. | 1 | 24 | |
Изобразительная деятельность. | 1 | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "подготовка детей к школе"
Цель курса: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптац...
Рабочая программа "Подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе"
Рабочая программа составлена на основе УМК Н. Ф. Виноградовой "Предшкольная пора".Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренн...
Рабочая программа "Подготовка детей к школе"
Данная программа способствует развитию личности ребёнка, его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, корректирует психические процессы будущих первокл...
Рабочая программа "Подготовка детей к школе" 4 - 5 лет
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и е...
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)
Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...
Рабочая программа" Подготовка детей к школе"
Подготовка детей к школе- задача комплексная. многогранная. охватывающая все сферы жизни ребенка.Главная цель подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возник...
Рабочая программа "Подготовка детей к школе" (развитие речи)
В рабочую программу входит пояснительная записка для занятий по развитию речи дошкольников и тематическое планирование....