Рабочая программа" Подготовка детей к школе"
рабочая программа на тему
Подготовка детей к школе- задача комплексная. многогранная. охватывающая все сферы жизни ребенка.
Главная цель подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникло стрессов. комплексов. которые могут убить желание учиться на все последующие годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для подготовки детей к школе | 55.4 КБ |
Рабочая программа внеурочной деятельности | 32.24 КБ |
Рабочая программа внеурочной деятельности | 13.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Подготовка детей к школе»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный ) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Главная цель подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
Цели программы:
развитие потенциальных возможностей ребенка;
создание предпосылок к школьному обучению – формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);
обеспечение преемственности программ дошкольного и начального образования;
охрана, укрепление и развитие соматических и психических функций личности.
Задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений.
В основу программы положены следующие принципы:
-учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
-учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
-сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
-обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
-развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка;
-обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе.
Учитель прививает старшим дошкольникам следующие учебные умения:
слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности.
Учитель поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ
- В планировании представлены следующие разделы:
- 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (64 ч.).
- 2. Обучению грамоте. Графическое письмо (64 ч)
- 3. Введение в математику (64 ч)
- РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
- Продолжительность обучения: 32 недели (с 1 октября по 31мая )
- Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 занятия.
- Длительность занятий: 30 мин.
- Перерыв между занятиями: 10 мин.
- Учебный план по подготовке детей к школе
№ п/п | Учебные предметы | Часы в неделю | Часов за период обучения |
1. | Обучение грамоте.(«По дороге к Азбуке»). Развитие речи. | 2 | 64 |
2. | Обучение грамоте. Графическое письмо. | 2 | 64 |
3. | Математика | 2 | 64 |
УМК:
1. Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова, Н.П. Холина «Раз - ступенька, два - ступенька». (математика для детей 5-6 лет, в 2-х частях).
2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Т.Р. Кислова и др. «По дороге к Азбуке» Части 3-4.
3. Наши прописи. Ч.1 Ч 2. Пособие для старших дошкольников к 3-й и 4 части тетради «По дороге к Азбуке».
Рабочая программа развивающего занятия
«По дороге к Азбуке»
Пояснительная записка
Программа предназначена для детей 6-7 летнего возраста и представляет собой комплексную программу занятий по формированию связной речи (развитие умения содержательно и логически правильно строить высказывания, доказательно, живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений). Разработанные специальные задания позволят детям в игровой форме овладеть широким спектром речевых навыков, в том числе логически и грамматически правильно строить высказывания, свободно составлять рассказы и пересказы, а также задания значительно расширят словарный запас детей, будут способствовать развитию внимания, памяти и воображения, развитию мелкой моторики пальцев рук, навыков общения, адаптации к школе.
Цель программы – развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, оказание логопедической поддержки в подготовке дошкольников к школе, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащихся.
Основные задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
- коррекция речевых дефектов.
- развитие фонематического восприятия.
- формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
- подготовка к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
- обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи и умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
Планируемые результаты:
Ребенок научится:
- выделять начальный гласный звук из состава слова;
- анализ гласных из трех звуков;
- анализ обратного слога гласный - согласный;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.
- правильному построению предложения;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
Ребенок получит возможность научиться:
- правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
- определять место звука в слове в начале, в середине и в конце
- работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
- правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- составлять простые предложения по вопросам, по картинке.
Календарно-тематическое планирование развивающего занятия
«По дороге к Азбуке»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Слова. Знакомство с нашими героями. Игрушка. | 2 | |
2. | Звуки и буквы. Осень. Овощи. Фрукты | 2 | |
3. | Гласные звуки и буквы. Геометрические фигуры. Загадка-описание | 2 | |
4. | Согласные звуки и буквы. Дом. Мебель. Электрические приборы. Посуда. | 2 | |
5. | Твердые и мягкие согласные звуки. Семья. Рабочие инструменты. | 2 | |
6. | Слог. Образование слога. Головные уборы. Одежда. Обувь. | 2 | |
7. | Положение гласного звука в слове. Хлебные продукты. Молочные продукты. Мясные продукты. | 2 | |
8. | Количество слогов в слове. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. | 2 | |
9. | Схемы слов. Ударение. Город. Почта | 2 | |
10. | Ударение. Ударный слог. Театр, музыкальные инструменты. Спорт. | 2 | |
11. | Дружные звуки. Звук [А]. Звуки [Й´А] | 2 | |
12. | Дружные звуки. Звук [О]. Звуки [Й´О] | 2 | |
13. | Дружные звуки. Звук [Э]. Звуки [Й´Э] | 2 | |
14. | Дружные звуки. Звук [У]. Звуки [Й´У] | 2 | |
15. | Дружные звуки. Звук [Ы]. Звук [И] | 2 | |
16. | Непарные твердые и мягкие согласные. Звук [М]. Звук [ М´] | 2 | |
17. | Непарные твердые и мягкие согласные. Звуки [Н] и [Н΄] | 2 | |
18. | Непарные твердые и мягкие согласные. Звуки [Л] и [Л´] | 2 | |
19. | Непарные твердые и мягкие согласные. Звук [Р].Звуки [Р´] | 2 | |
20. | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки [Б] и [П] , [Б´] и [П´] | 2 | |
21. | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки [В]-[Ф], [В´]-[Ф´] | 2 | |
22. | Парные звонкие и глухие согласные. Звук [Г]-[К],[Г´]-[К´] | 2 | |
23. | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки [Д]-[ Т],[Д´]-[Т´] | 2 | |
24. | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки [З]-[С],[З´]-[С´] | 2 | |
25. | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки [Ж]-[Ш] | 2 | |
26. | Непарные глухие согласные. Звуки [Х] и [Х´] | 2 | |
27. | Непарные глухие согласные. Звук [Щ´] | 2 | |
28. | Непарные глухие согласные. Звук [Ц] | 2 | |
29. | Непарные звонкие согласные. Звук [Й] | 2 | |
30. | Буквы Ь и Ъ | 2 | |
31. | Страна Азбука | 2 | |
32. | Я знаю много. Прощаемся с нашими героями. | 2 |
Рабочая программа развивающего занятия
«Развитие речи и подготовка к письму»
Пояснительная записка
В воспитании и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.
Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладывается в общий темп работы. Это связано как с психофизиологическими особенностями
6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от кото-рой зависит качество написанного
Важное место в работе с детьми в студии принадлежит подготовке руки к письму, укрепление мышц руки, отвечающей за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев. 8
Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела.
Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы то ни стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.
Цель программы: способствовать общему развитию детей, формировать предпосылки учебной деятельности, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, ручной умелости, подготовить к формированию графического навыка; познакомить с основными правилами красивого письма.
Основные задачи:
- научить детей ориентироваться в тетради (в строке и в клетках) и на листе бумаги.
- познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения и написа-ния элементов букв.
- подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
- научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
- формировать эстетическое восприятие, аккуратность, усидчивость и самостоятельность.
Планируемые результаты:
Ребенок научится:
- правильно сидеть за столом во время письма и располагать рабочую тетрадь, правильно держать карандаш и ручку.
- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые),
- проводить линии в разных направлениях, обводить рисунки по контуру, стараясь не от-рывать карандаш от бумаги.
- ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку,
- прописывать элементы букв по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдать заданный наклон элементов,
- печатать любую букву алфавита, слоги и слова.
Получит возможность научиться:
- узнавать форму и цвет предметов;
- обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штрихуя их, ребенок учится рисованию одной линией, которое поможет освоить правильное и аккуратное письмо.
- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Календарно-тематическое планирование развивающего занятия
«Развитие речи и подготовка к письму»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй карандаш) | 2 | |
2. | Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги | 2 | |
3. | Рисуем вертикальные линии. (Веселый дождик) | 2 | |
4. | Регулируем нажим на карандаш.( Дождик тише, дождик громче.) | 2 | |
5. | Регулируем нажим на карандаш (Разукрашиваем забор) | 2 | |
6. | Раскрашиваем рисунок (Цыплята гуляют на лужайке) | 2 | |
7. | Горизонтальные линии (Учимся рисовать дорожку) | 2 | |
8. | Горизонтальные линии (Дорожки для автомобилей) | 2 | |
9. | Пунктирные линии (Чудесный платочек) | 2 | |
10. | Пунктирные линии (Украсим платочек) | 2 | |
11. | Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. ( Расчески для куклы) | 2 | |
12. | Штриховка горизонтальными линиями (Учимся штриховать) | 2 | |
13. | Штриховка вертикальными линиями (Учимся штриховать) | 2 | |
14. | Штриховка наклонными линиями (Учимся штриховать) | 2 | |
15. | Рисование по точкам (Учимся рисовать по точкам) | 2 | |
16. | Волнистая линия (Волны большие, волны маленькие) | 2 | |
17. | Волнистая линия (Волны большие, волны маленькие) | 2 | |
18. | Линии в различных направлениях (Елочка - зеленая иголочка) | 2 | |
19. | Вырезание ножницами (Волшебные ладошки (елка) ) | 2 | |
20. | Рисование и вырезание (Приглашение на праздник) | 2 | |
21. | Рисование и вырезание (Приглашение на праздник) | 2 | |
22. | Рисование | 2 | |
23. | Линии разных направлений | 2 | |
24. | Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные | 2 | |
25. | Спираль (Волшебный клубочек) | 2 | |
26. | Штриховка (Заштрихуй рисунок) | 2 | |
27. | Рисование полукругов (Цветы на лугу) | 2 | |
28. | Рисование круглой формы (Угощение для друзей) | 2 | |
29. | Рисование круглой формы (Угощение на тарелочках) | 2 | |
30. | Рисование круглой формы | 2 | |
31. | Рисование круглой формы (Платье для куклы) | 2 | |
32. | Линии разных видов (Украсим шапочки) | 2 |
Рабочая программа по математике
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена по программе Л.Г Петерсон Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»: Математика. –М.УМЦ «Школа 2000…». При участии: М.А Кубышевой, Е.Е. Кочемасовой , Н.П. Холиной
Программа методически обеспечена курсом Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Н.П. Холиной «Раз ступенька, два- ступенька» для детей 5-7 лет.
Главной целью программы является всесторонне развитие, формирование у детей способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.
Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.
Формирование в ходе игровых видов общения познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Развивать внимание, память, речь.
Формировать мысленные операции:
. анализ свойств исследуемых объектов и явлений;
. сравнение свойств предметов;
. обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
. распределение предметов в группы по выбранному свойству
. классификация по выбранному свойству
.синтез на основе выбранной структуры
.конкретизация
.аналогия
Основной целью программы «Ступеньки является развитие у детей в ходе дидактической игры мышления, творческих сил и деятельностных способностей, общеучебных умений и качеств личности, обеспечивающих эффективное обучение в школе.
Основной целью в проведении занятий в математическом развитии
развитие мотивации учения дошкольников, ориентированный на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества; формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения ,творческих способностей
Формы и методы организации занятий:
1.Практические
2.Словесные
3.Игровые
4.Учебно-игровые
На занятиях с детьми нужно изучить, что такое величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и во времени, количество и счет.
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов .Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей ( групп ) предметов с помощью составления пар (равно, не равно, больше на.., меньше на.)
Формирование общих представлений о слоении как объединении групп предметов в одно целое.
Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.
Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах.
Натуральное число как результат счета и измерения.
Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.
Числа и операции над ними.
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность, обозначение чисел от1 до 10 цифрами и точками. Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на.., меньше на..) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с использованием наглядной опоры. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Представление о натуральном числе как результате изменения величин
( количественной характеристике свойств предметов)
Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание чисел на числовом отрезке. (Сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка)
Решение простых ( в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно- временные представления
Примеры отношений: на, над, под, слева- справа- посередине, спереди- сзади, сверху- снизу, выше- ниже, шире- уже, длиннее- короче, толще- тоньше, раньше- позже, позавчера- вчера- сегодня- завтра- послезавтра, вдоль, через и др.
Установление последовательности событий.
Последовательность частей суток, дней в неделе, месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, равных фигурах. Замкнутых и незамкнутых линиях.
Представление о длине, массе, объеме.
Знания, умения, навыки детей к концу учебного года (ЗУН):
-состав чисел первого десятка и из двух меньших чисел
-как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряд
-цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, знаки +,-,=
-монеты
-Дни недели
Неделя ,месяц год, определение времени по часам( по часовой стрелке)
-геометрические фигуры
-называть числа в прямом и обратном порядке
-соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий
-измерять длину предметов с помощью условной меры
-составлять из нескольких треугольников, четырехугольников, фигуры большего размера, делить круг, квадрат на 2и4 равные части.
-ориентироваться на листе бумаги
Тематическое планирование по курсу
«Раз- ступенька, два- ступенька»
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Свойства предметов. Формирование предпосылок к учебной деятельности. | 2 | |
2. | Объединение предметов в группы по общему свойству. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. | 2 | |
3. | Объединение предметов в группы по общему свойству. | 2 | |
4. | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. Счёт предметов. Ответы на вопросы: «сколько?» | 2 | |
5. | Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). | 2 | |
6. | Пространственные отношения: на, над, под. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. | 2 | |
7. | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). | 2 | |
8. | Пространственные отношения: между, посередине. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. | 2 | |
9. | Число 1 и цифра 1 . | 2 | |
10. | Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число 2 и цифра 2. Пара .Представление о точке и линии. Представление об отрезке и луче. | 2 | |
11. | Число 3 и цифра 3. Представление о замкнутой и незамкнутой линиях | 2 | |
12. | Представления о ломаной линии и многоугольнике. Число 4 и цифра 4. Представление об углах и видах углов. Представление о числовом отрезке. | 2 | |
13. | Число 5 и цифра 5. Пространственные отношения: впереди, сзади. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. | 2 | |
14. | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше. | 2 | |
15. | Временные отношения: раньше, позже. Упражнения по выбору детей. | 2 | |
16. | Выявление математических представлений детей. Работа с ранее пройденным материалом. | 2 | |
17. | Число 6 и цифра 6. | 2 | |
18. | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 2 | |
19. | Число 7 и цифра 7. | 2 | |
20. | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 2 | |
21. | Число 8 и цифра 8. | 2 | |
22. | Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 2 | |
23. | Число 9 и цифра 9. | 2 | |
24. | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка). | 2 | |
25. | Число 0 и цифра 0. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. | 2 | |
26. | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 2 | |
27. | Знакомство с пространственными фигурами – шар. | 2 | |
28. | Знакомство с пространственными фигурами - куб. | 2 | |
29. | Знакомство с пространственными фигурами - параллелепипед. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Дни недели. Времена года. Год. | 2 | |
30. | Знакомство с пространственными фигурами - пирамида. | 2 | |
31. | Знакомство с пространственными фигурами – цилиндр. Знакомство с пространственными фигурами – конус. | 2 | |
32. | Урок-Игра. Открытое занятие. | 2 |
Используемая литература и пособия:
1.Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина Практический курс математики для дошкольников «Раз- ступенька, два- ступенька…» М. «Ювента»,2008 г
2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина Рабочая тетрадь 1-2 часть по математике для дошкольников «Раз- ступенька, два- ступенька…»
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Кладовая подвижных игр»
1 класс
Рабочую программу составила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №31
г. Краснодара
Моисеенко Л.Н.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Кладовая подвижных игр"
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе;
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
2.Содержание программы
Кружок “Кладовая подвижных игр” входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Кладовую подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 33 часа в год – 1 классы; 34 часа в год – 2-4 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Тематическое планирование 1 класса
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные игры | 8 |
2 | Подвижные игры | 17 |
3 | Эстафеты | 8 |
| итого | 33 |
Методические рекомендации
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.
Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
- раздел - “Русские народные игры”, изучается с 1 по 4 класс.
- раздел - “Игры народов России”, изучается со 2 по 4 класс.
- раздел - “Подвижные игры”, изучается в 1-х и 2-х классах.
- раздел - “Эстафеты”, изучается в 1-4-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу
“Русские народные игры”
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
“Игры народов России”
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
“Подвижные игры”
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
“Эстафеты”
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
Личностными результатами кружка “Кладовая подвижных игр”
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами кружка “Кладовая подвижных игр”
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 30-40 минут проводятся 1 раз в неделю, в группах не более 15 детей, но и не менее 8-ми.
Планируемый результат:
- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движения;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса “Физическая культура” в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком
3.Календарно - тематическое планирование
кружка «Кладовая подвижных игр»
1-й класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Гуси-лебеди | 1 | |
2. | У медведя во бору | 1 | |
3. | Филин и пташки | 1 | |
4. | Палочка- выручалочка | 1 | |
5. | Блуждающий мяч | 1 | |
6. | Классики | 1 | |
7. | Ловишка в кругу | 1 | |
8. | Пчелки и ласточки | 1 | |
9. | К своим флажкам | 1 | |
10. | Кот идет | 1 | |
11. | Северный и южный ветер | 1 | |
12. | Соревнования скороходов | 1 | |
13. | Колдунчики | 1 | |
14. | Аисты | 1 | |
15. | Пчелы и медведи | 1 | |
16. | Хитрая лиса | 1 | |
17. | Ловишки с приседаниями | 1 | |
18. | Переправа с досками | 1 | |
19. | Туннель | 1 | |
20. | Собери урожай | 1 | |
21. | На погрузке арбузов | 1 | |
22. | Принеси мяч | 1 | |
23. | Успей перебежать | 1 | |
24. | С мячом | 1 | |
25. | Весёлые старты | 1 | |
26. | Совушка | 1 | |
27. | Мышеловка | 1 | |
28. | Пустое место | 1 | |
29. | Карусель | 1 | |
30. | Кто быстрее? | 1 | |
31. | Конники-спортсмены | 1 | |
32. | Лягушата и цыплята | 1 | |
33. | Карлики и великаны | 1 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности по общему интеллектуальному направлению
«В мире книг»
1 класс
Рабочую программу составила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №31
г. Краснодара
Моисеенко Л.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для подготовки детей к школе.
Рабочая программа для детей предшкольного возраста ( к образовательной программе "Школа 2100")...
Рабочая программа "подготовка детей к школе"
Цель курса: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптац...
Рабочая программа "Подготовка детей к школе"
Данная программа способствует развитию личности ребёнка, его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, корректирует психические процессы будущих первокл...
Рабочая программа кружка «Комнатное цветоводство» для детей начальной школы (внеурочная деятельность)
Программа кружка юных цветоводов рассчитана на младший школьный возраст учащихся.Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов школьников, развитие творческой инициативы и самос...
Рабочая программа по подготовке детей к школе
Рабочая программа + пояснительная записка по подготовке детей к школе (обучение грамоте,математика, письмо)...
Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...
Рабочая программа подготовки детей к школе
Программа предназначена для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения; создания условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, орие...