Рабочая программа "Подготовка детей к школе" (развитие речи)
методическая разработка

Комова Ирина Викторовна

В рабочую программу входит пояснительная записка для занятий по развитию речи дошкольников и тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

 Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.

           Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков». Учителей волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А. С. Макаренко писал, и американский учёный - психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 — 8 летнего возраста (до 70%).  Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».

         Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.

        Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

        Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

Цель курса:

подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,  преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

 Задачи курса:

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.  

4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы  работы  при   подготовке  детей  к обучению:

- учет  индивидуальных  особенностей  и возможностей  детей;

- системность  и  плановость;

- уважение  к ребенку, к процессу  и результатам  его  деятельности  в сочетании  с разумной  требовательностью;

- занимательность, непринужденность, игровой  характер  учебного  процесса;

- развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

- контакт  с родителями: организация бесед  по  интересующим  их проблемам

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- наглядность.

 В основе подготовки к обучению в школе программы лежат личностно-ориентированные         и         развивающие         технологии.
              Целью
личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
              
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
              Развивающие технологии содержат:
развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические         действия.
              Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного  возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных         и         развивающих         технологий.
              В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

Содержание занятий опирается на программные требования:

1.    Ознакомление с окружающим миром:

        Расширять представления детей о родной стране, области, городе, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.

        Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

        Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

          Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)

2.    Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

        Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

        Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

        Учить делить слова на слоги.

        Дать первоначальные представления о предложении.

        Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

         Совершенствовать умение составлять рассказы.

3.    Развитие элементарных математических представлений:

        Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и  отношений между числами натурального ряда.

        Учить решать стихотворные задачи.

        Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной  ориентировке.  

        Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

4.    Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.        

- Штриховка.

- Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

- Рисование.

          - Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку.

Структура программы

Данная программа состоит из трех разделов:

- Речевое развитие

- Развитие математических способностей

- Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев

       Раздел «Речевое развитие» состоит из программы «От слова к букве». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
      Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции,  тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи         и         с         подготовкой         к         обучению письму.

Программа раздела «Я иду учиться (развитие речи) »

      Курс «От слова к букве»  помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.

      Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
      Содержание ориентировано на решение следующих задач:
      — создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;

      — практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
      — формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

      Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.

      В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
      — развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);

      — чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;

      — беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
      — разучивание наизусть и выразительное чтение.
      При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
      Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
      При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
      Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

      Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
      При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
      Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
 Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
      
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
      
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

       Раздел  
«Я иду учиться в 2101 (Развитие математических способностей)» представлен программой курса «Математические         ступеньки».
      В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.

Программа раздела  «Развитие математических способностей»

      В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:  арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти,         мышления         у         детей.
      В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей         этого         возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Содержание программы

      Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

      Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
      Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
      Содержательно-логические         задания         на         развитие:
      — внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

      — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

      — памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического         и         геометрического         материала;
      — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Режим занятий

    В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях по подготовке к школе. Занятия проходят два раза в неделю для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей,  по различным причинам  не посещающих их.

     Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до конца мая.
      Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 35 минут с 10-минутными перерывами.

Формы проведения занятий

      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают
речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

  • инсценировка;
  • ролевая игра;
  • конкурс;
  • предметная игра;

Прогнозируемые результаты и формы контроля

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок научится:

           

  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
  • ориентироваться на странице тетради;
  • писать основные элементы букв;
  • рисовать узоры и различные элементы

  • соотносить цифру с числом предметов;
  • называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10
  • пользоваться арифметическими знаками действий;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

 

  • Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
  • перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
  • называть основные признаки времён года.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок будет знать:

  • состав чисел первого десятка;
  • как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
  • цифры 0-9, знаки +, -. =;
  • название текущего месяца, последовательность дней недели.

Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование и открытое итоговое занятие.

               

Учебный план

 

Наименование курса

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов год

1.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

2

68

2.

Введение в математику.

2

68

3.

Развитие  моторики и творческих способностей.

2

68

 

Итого:                                      

6

204

Календарно-тематическое планирование

занятий группы подготовки к школе. Модуль «Математика»

Тематическое планирование занятий

по развитию математических представлений

(6-7 лет)

№ п/п

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Понятия «Больше, меньше, столько же»

2

2

Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже»

2

3

Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке

2

4

Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник)

2

5

Знакомство с геометрическими фигурами (круг)

2

6

Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник)

2

7

Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник)

2

8

Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат)

2

9

Знакомство с геометрическими формами (куб, пирамида, конус, шар, цилиндр)

2

10

Число и цифра 1

2

11

Число и цифра 2

2

12

Число и цифра 3

2

13

Число и цифра 4

2

14

Число и цифра 5

2

15

Закрепление состава чисел 1-5

2

16

Число и цифра 6

2

17

Число и цифра 7

2

18

Число и цифра 8

2

19

Число и цифра 9

2

20

Закрепление состава чисел 6-9

2

21

Число и цифра 0. Обратный счет.

2

22

Закрепление состава чисел 1-9

2

23

Год, месяц.

2

24

Дни  недели, сутки

2

25

Знаки +,-,=;

2

26

Смысл сложения.

2

27

Сложение вида  +1

2

28

Сложение  в пределах 10

2

29

Смысл вычитания.

2

30

Вычитание вида  -1

2

31

Вычитание  в пределах 10 (ознакомление)

2

32

Сложение и вычитание в пределах 10 (ознакомление)

2

33-34

Решение простых задач с опорой на наглядность

2

Календарно-тематическое планирование

занятий группы подготовки к школе. Модуль «Развитие речи. Обучение грамоте. Подготовка к письму»

№ занятия

Тема

кол-во часов

примечание

1.

Звук [А], звуки и буквы

2

2.

Звук [О]

2

3.

Звук [Э]

2

4.

Звук [И]

2

5.

Звук [Ы], различие [И]–[Ы]

2

6.

Звук [У], понятие «гласные

звуки»

2

7.

Звук [М] – [М,],понятие «согласные звуки»

2

8.

Звуки [Н], [H,]

2

9.

Звуки [П], [П,]

2

10.

Звуки [Т], [Т,]

2

11.

Звуки [К], [К,]

2

12.

Звуки [Х], [Х,]

р а з л и ч е н и е

[К]–[Х], [К,]–[Х,]

2

13.

Звуки [Ф], [Ф,]

2

14.

Звуки [Й,], [Й,О],

[Й,У]

2

15.

Звуки [Й,А],

[Й,Э], различение йотированных гласных

2

16.

Звуки [Л], [Л,],

р а з л и ч е н и е

[Л,]– [Й,]

2

17.

Звуки [В], [В,]

различение [В]–

[Ф], [В,]–[Ф,]

2

18.

Звуки [Ч,]

2

19.

Звуки [Щ,], различение [Ч,]–

[Щ,]

2

20.

Звуки [Б], [Б,],

р а з л и ч е н и е

[Б]–[П], [Б,]–

[П,]

2

21.

Звуки [Д], [Д,],

различение Д]–

[Т], [Б,]– [П,]

2

22.

Звуки [C], [С,]

2

23.

Звуки [Ц], различение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч]

2

24.

Звуки [Г], [Г,]

р а з л и ч е н и е

[Г]–[К], [Г,]–[К,]

2

25.

Звуки [З], [З,]

р а з л и ч е н и е

[З]–[С], [З,]–[С ,]

2

26.

Звуки [Ш], различение [Ш]–

[С], [Ш]–[Щ,]

2

27.

Звуки [Ж], различение [Ж]–

[З], [Ж]–[Ш]

2

28

Звуки [Р], [Р,]

р а з л и ч е н и е

[Р]–[Л], [Р,]–

[Л,]

2

29

Буквы ь и ъ знаки

2

30-34

Закрепление изученного

4

Программа «Я иду учиться в 2101 .Я- ученик»

Программа содержит четыре раздела: «Я – это Вселенная!», «Мир вокруг меня», «Я узнаю новое», «Я иду в школу».

 С помощью первого раздела дети расширяют свои знания в области эмоций, знакомятся с понятиями: «настроение», «чувства», «эмоции». Происходит осознание, принятие детьми своих эмоций и распознавание эмоциональных реакций других людей. Знакомятся со способами снятия психологического напряжения.

Второй раздел помогает детям видеть сходства и различия себя с собеседником, осознавать и закреплять продуктивные стили поведения, адекватно оценивать действия свои и товарищей, пользоваться конструктивными формами поведения.

Раздел «Я узнаю новое» помогает детям понять роль воображения, памяти, внимания, мышления в процессе подготовки ребенка к обучению в школе.

Четвертый раздел концентрирует внимание детей на осознании и принятии правил поведения в школе, различии дошкольника и школьника. Комплекс занятий направлен на понимание детьми своей успешности в школе от внутренней позиции школьника, учебной мотивации, сотрудничества, принятии своих ошибок, наличия произвольности.

Занятия первых двух разделов первого полугодия расширяют психологические знания детей о том, что им близко и знакомо (он сам и его ближайшее окружение), а последующие разделы программы второго полугодия помогают дошкольникам понимать и принимать себя на пути к качественно новой жизненной ступени.

Развивающие занятия по психологической готовности детей к школе через игровую деятельность новы, интересны, результативны.

Программа обеспечивает развитие личности дошкольника в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Структура занятий

  • Ритуал приветствия.
  • Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность (психогимнастика, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры).
  • Основное содержание занятия – совокупность психических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия ( игры, проигрывание ситуаций, упражнения на произвольное поведение, групповая дискуссия, упражнения по арттерапии).
  • Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния ребенка.
  • Ритуал прощания.

Методы и приемы:

- психогимнастика;

- сюжетно-ролевая игра, игры с правилами и другие виды игры;

- коллективная деятельность;

- арттерапия;

- групповая дискуссия.

Форма проведения – тренинговые занятия.

Учебно-тематический план развивающей программы для дошкольников «Я ученик»

№п\п

Название разделов

Количество часов

1.

«Я – это Вселенная!»

16

2.

«Мир вокруг меня»

15

3.

«Я узнаю новое»

20

4.

«Я иду в школу»

17

Итого

68

Развернутый учебно-тематический план

№п\п

Название темы

Количество часов

1.

«Я – это Вселенная!»

16

1)

Я и мое имя

1

2)

Я и мое настроение

1

3)

Я и мои чувства: радость

1

4)

Я и мои чувства: грусть

1

5)

Я и мои чувства: страх

1

6)

Я и мои чувства: гнев

1

7)

Я и мои чувства: обида, вина

1

8)

Я и мои чувства: удивление

1

9)

Игры «Коммуникативные», «На сплочение»

3

10)

Упражнения направленные на эмпатию, контроль эмоций

5

2.

Мир вокруг меня

15

1)

Я и моя семья

1

2)

Похожие и разные

1

3)

Связующая нить

1

4)

Пойми меня

1

5)

Остров агрессивности

1

6)

Секреты дружбы

1

7)

Я глазами других

1

8)

Подвижные и творческие игры

4

9)

Упражнения на доверие и самопринятие

4

3.

Я узнаю новое

20

1)

Воображение

3

1.

Мир моих фантазий

1

2.

Развиваем воображение

1

3.

Путешествие по стране Воображение

1

2)

Внимание

3

1.

Лучик внимания

1

2.

Развиваем внимание

1

3.

Путешествие по стране Внимания

1

3)

Память

3

1.

Ларчик памяти

1

2.

Развиваем память

1

3.

Путешествие по стране Память

1

4)

Мышление:

3

1.

Лабиринты мышления

1

2.

Развиваем мышление

1

3.

Путешествие по стране Мышление

1

4.

Творческие и дидактические игры

4

5.

Упражнения на внимания, мышление, память

4

4.

Я иду в школу

17

1.

Какая она школа

1

2.

Правила школьной жизни

1

3.

Инструкция и образец

1

4.

Тропа испытаний

1

5.

Мои помощники в школе

1

6.

Вера в успех

1

7.

Мои достижения

1

8.

Дидактические игры

5

9.

Упражнения направленные на социализацию

5

Итого

68

Средства, необходимые для реализации программы:

у учителя:

  • учебно-тематическое планирование;
  • рабочие тетради;
  • прописи;
  • наглядные пособия;
  • счетный материал
  • ИКТ
  • Мультимедийные презентации.

Используемая литература:

 

п/п

Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу

Автор, название, место  издания, издательство,

год издания учебной литературы.

1

Математика

 «Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет», С.И. Волкова  М.: Просвещение, 2016

 «Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет», Е.В. Колесникова. М.: ТЦ Сфера, 2016

 «Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет», Е.В. Колесникова. М.: ТЦ Сфера, 2017

2

Подготовка к письму

«От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет» В 2ч.  Н.А. Федосова.  М.: Просвещение, 2016

3

Развитие речи

 «От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет» В 2ч.  Н.А. Федосова.  М.: Просвещение, 2016

 «Занимательное азбуковедение» Волина В.В. М.: Просвещение, 1991 г.

4.

Я-ученик

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.
  2. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы  готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.
  5. Удовенко М. «Подготовка к школе: союз психолога и родителя», «Школьный психолог», 2007, №10
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Ч.2. – М.: Генезис, 2001.
  7. Ховрина Г. «Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе»,  «Школьный психолог», 2005, №21.
  8. Ясюкова Л. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГП ИМАТОН, 2008

        9. Электронные книги

http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:60995/Source:default

У детей:

- пенал, синяя шариковая ручка, простой карандаш, линейка 15 см,

- цветные карандаши,

- тетрадь в клетку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Рабочая программа к кружку "Школа развития речи", 1 класс.

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по спецкурсу "Школа развития речи" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова Курс «РЕЧЬ». Рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования...

Рабочая программа по курсу "Школа развития речи" для 1 класса

Цель рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС:повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельн...

Сборник материалов по подготовке детей к школе, развитие речи.

Конспекты занятий по развитию речи для детей 6-7 лет...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 1-4 классов.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государ...