РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Обучение грамоте и развитие речи
рабочая программа (1 класс) на тему
Образовательная программа «Дошкольное обучение» составлена
на основе примерной Программы – концепции по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников «Солнечные ступеньки» под руководством Н.М.Конышевой, разработанной в рамках реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы, одобренных Правительством РФ .
Программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение тем учебных часов по разделам курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_obuchenie_gramote_i_podgotovka_ruki_k_pismu.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение грамоте и развитие речи
Образовательная программа «Дошкольное обучение» составлена
на основе примерной Программы – концепции по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников «Солнечные ступеньки» под руководством Н.М.Конышевой, разработанной в рамках реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы, одобренных Правительством РФ .
Программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение тем учебных часов по разделам курса.
Пояснительная записка
1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
С целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой программа работы с дошкольниками включает формирование мотивационной готовности, развитости основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи и приемов умственной деятельности, деятельностной готовности практических процессов и социально-личностной готовности.
Цель программы:
- подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
Содержание курса направлено на решение следующих задач:
- Знакомство со словом и предложением.
- вызвать интерес к слову;
-познакомить с термином «слово»;
-познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности;
-познакомить с термином «предложение»;
- научить выделять предложения из общего речевого потока, членить предложения на слова, составлять предложения из одного-трех слов по сюжетным и предметным рисункам, познакомить с графической моделью предложения;
- научить составлять предложения по предложенным графическим моделям.
- Усвоение звуковой стороны слова.
- дать понятие о звуках речи в сопоставлении с неязыковыми звуками;
- научить вслушиваться в звучание слов;
- самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове;
- дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от друга по произношению;
- научить различать твердые и мягкие согласные на слух и по артикуляции;
- привить навык обозначения звуков условными значками, записывать звуковые модели слова;
- научить членить слово на части, т.е. слоги;
- выработать умение выделять ударение в словах.
- Обучение чтению.
- познакомить с буквами;
- научить основному приему чтения с ориентировкой на гласные звуки открытых и закрытых слогов, читать слова постепенно усложняющейся звуко-слоговой структуры, правильно интонировать предложения, громко, четко произносить слова;
- печатать буквы, слоги, слова под диктовку, списывать с печатного текста, проверять написанное;
- познакомить с правилом написания слов с сочетанием ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
2.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
- Рабочая программа составлена на основании:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
- Закона Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 212-З
"О региональном компоненте государственного образовательного
стандарта начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования Тамбовской области" - Учебного плана МАОУ СОШ №4 на 2013-2014 учебный год. (утвержден приказом №__32___от__15.04.2013г._____ )
3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, планируемыми результатами дошкольного образования. Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1 Абрамова г. С. «Возростная психология».- Екатеренбург: деловая книга, 1999.
2.Белова Т. В. Солнцева В. А. готов ли ребёнок к обучению в первом классе?- м, 2005.
3. Бурдина с. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем грамоту, -М, 2005.
4.Дружинин А., Дружинина О. «Первый раз в первый класс» -М., 2003.
5.Крепчук О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам , М.2005.
6. Позднякова Я. Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики- Спб: Лира, 2004.
7.Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М,: Родничок, 1999.
7.Светлова И.Е. Домашний логопед. М.:Эскимо,2002.
8.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера,2003.
9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ Астрель,2002.
10.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: Лань, 1999.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
Занятия по «Подготовке к обучению грамоте и развитию речи » построены как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть направленные на развитие познавательных способностей. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса к работе. Занятия можно разделить на два этапа: разговорная часть урока и письмо. Работа по письму предполагает работу в альбомах (рисование, штриховка), работа в тетрадях ( рисование узоров, письмо элементов букв, печатанье).
На занятиях задания разнообразятся, виды деятельности меняются. К детям приходят сказочные персонажи и любимые игрушки и предлагают интересные игры и задания. Например: при изучении буквы «А»- Айболит, «В » -Винни-Пух. Также используются картинки и иллюстрации для пересказов и составления предложений, рассказов. Используются разнообразные таблицы для чтения: слоговая таблица, схемы слогов, предметные картинки. Сюжетные картинки используются на занятиях для обучения дошкольников составлению рассказа или как опора для пересказа.
- Виды и формы организации образовательного процесса.
Формы организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Виды занятий: уроки в форме игры
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы понятий.
Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.
Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.
- Технологии обучения.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Игровые технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Социальная компетенция: применение задач разного уровня, вариативные домашние задания, различные формы тематического оценивания, организация групповой работы (в группах сменного и постоянного состава), самооценка и взаимооценка работ и ответов.
Коммуникативная компетенция: выполнение различных видов письменных работ, формирование культуры речи, создание проблемных ситуаций на уроке, проведение нестандартных уроков, формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Информационная компетентность: предлагаются задачи, для решения которых необходимо обращение к альтернативным источникам информации, формирование навыков осмысленного сбора информации, составление плана.
Компетентность саморазвития и самообразования: стимулирование самообразовательной деятельности ученика, контроль за динамикой развития ученика
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты.
Знать:
основное отличие звука от буквы;
конструирование буквы;
штрихование по образцу;
Уметь:
1.делить предложения на слова с использованием графических схем;
2.составлять связные рассказы по картинке из пяти и более предложений;
3.выделять в словах отдельные звуки;
4.соотносить слышимое и произносимое слово со схемой моделью;
5.выполнять звуко - буквенный анализ слов;
6.ориентироваться на страницах тетради;
Структура курса.
Содержание программы.
Раздел «Обучение грамоте. Развитие речи» (24часа).
№ занятия | Темы | Количество часов | Основные понятия |
Раздел «Речь» (8ч) | |||
1 | Речь. Игрушки. Чтение стихов А. Барто | 1 | Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе; развитие у детей готовности к обучению чтению в первом классе; снижение психологической нагрузки ребенка. уметь составлять простые предложения; пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам. |
2 | Предложение. Осень. Грибы. | 1 | |
3 | Предлоги. Семья. Дом. | 1 | |
4 | Ознакомление со словесным составом предложений. Семья. Профессия. | 1 | |
5 | Предлоги состоят из слов.. Сказочные герои. | 1 | |
6 | Деление слов на слоги. Сказочные герои. | 1 | |
7 | Деление слов на слоги. Ударение. Осень (Листья, деревья). | 1 | |
8 | Слог. Ударение. Осень. Птицы. | 1 | |
Раздел «Звуки» (5ч) | Владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»; уметь различать звуки речи на слух; конструировать буквы; штриховать по образцу; | ||
9 | Гласные звуки. Осень. Овощи. | 1 | |
10 | Согласные звуки. Дикие и домашние животные | 1 | |
11 | Согласные и гласные звуки. Зима | 1 | |
12 | Звуко-слоговой состав слов. В.Бианки «Синичкин календарь». | 1 | |
13 | Звук и буква. Птицы зимой. | 1 | |
Раздел «Буквы гласных звуков»(2ч) | |||
14 | Гласные звуки и буквы А,О,У. Животные зимой. | 1 | Знать буквы гласных звуков ,уметь различать звуки речи на слух; конструировать буквы; штриховать по образцу; |
15 | Гласные звуки и буквы ы, И,Э | 1 | |
Раздел « Буквы согласных звуков»(9ч) | |||
16 | Согласные звуки (н-н). Буква Н. Одежда | 1 | Знать буквы согласных звуков ,уметь различать звуки речи на слух; конструировать буквы; штриховать по образцу; |
17 | Согласные звуки (т-т). Буква Т. В зоопарке | 1 | |
18 | Согласные звуки (к-к). Буква К. Транспорт. | 1 | |
19 | Согласные звуки (м-м) Буква М. Народные игры.. Масленица | 1 | |
20 | Согласные звуки (с-с) Буква С. Весна | 1 | |
21 | Согласные звуки (в-в). Буква В. Весна в лесу. | 1 | |
22 | Согласные звуки (д-д). Буква Д. Спорт. | 1 | |
23 | Согласные звуки (л-л).Буква Л. Цирк. | 1 | |
24 | Согласные звуки (б-б). Буква Б. Звери зимой. | 1 | Знать буквы согласных звуков ,уметь различать звуки речи на слух; конструировать буквы; штриховать по образцу; |
25 | Согласные звуки (г-г). Буква Г. Насекомые. | 1 | |
26 | Итоговое занятие. Чтение слогов, слов, предложений с изучаемыми буквами. Скоро лето! |
1.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
1 Абрамова г. С. «Возростная психология».- Екатеренбург: деловая книга, 1999.
2.Белова Т. В. Солнцева В. А. готов ли ребёнок к обучению в первом классе?- м, 2005.
3. Бурдина с. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем грамоту, -М, 2005.
4.Дружинин А., Дружинина О. «Первый раз в первый класс» -М., 2003.
5.Крепчук О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам , М.2005.
6. Позднякова Я. Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики- Спб: Лира, 2004.
7.Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М,: Родничок, 1999.
7.Светлова И.Е. Домашний логопед. М.:Эскимо,2002.
8.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера,2003.
9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ Астрель,2002.
10.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: Лань, 1999.
2. Наглядные пособия:
1. Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления.
2. Демонстрационные таблицы .
3. Карточки со словами .
4. Демонстрационные пособия для изучения звуков и букв.
4. Технические средства обучения:
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
5. Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
3. Экспозиционный экран.
Календарно –тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...
рабочая программа курса "Обучение грамоте и развитие речи"
УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...
Адаптированная программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 4 класс (VIII вид)
Представлена адаптированная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного предмета "Чтение и развитие речи" для обучения детей 4 класс 8 вида....