Программа психолога для предшколки
рабочая программа (1 класс) на тему
В помощь педагогам-психологам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologa_dlya_predshkolki.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Основные цели программы:
- Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
- Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
- Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Особенности данной программы в том, что на занятиях по РПС ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство .уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
Курс включает 30 занятий в группе 1 занятие в неделю.
Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Тематический план:
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 10 |
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
Тренировка внимания. Развитие мышления. | 4 |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 4 |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 4 |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | 5 |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 4 |
Итого: | 32 |
Содержание программы
(32 ч)
Графический диктант(12ч)
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
Тренировка внимания (4 ч)
Предлагаемые в группе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.
Тренировка слуховой памяти (4 ч)
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Тренировка зрительной памяти (4 ч)
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
Поиск закономерностей (4 ч)
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Задания по перекладыванию спичек (4 ч)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Ожидаемые результаты
личностные результаты:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
метапредметные результаты:
- умение организовать свою деятельность: высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы других;
- умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;
- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;
- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; - умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;
- умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.
предметные результаты:
- отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеучебной;
- учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
- проверять результаты вычислений;
- адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки;
- анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);
- сопоставлять схемы и условия текстовых задач;
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);
- осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
- сравнивать изображенные предметы и геометрические фигуры и группировать их по заданным признакам; предлагать критерии для группировки;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 30. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
№ | Внимание | Вообра- жение | Восприятие | Память | Мышление | ||||||||||
Задание | №1 | №3 | №4 | №4 | №6 | №2 | №5 | ||||||||
Фамилия, имя | Количество зачеркн. фигурок за 2 минуты | Количество придуманных рисунков | Количество | Есть точка 5. | Зрит. | Слух | Способность к сравнению (изображения) | Способность к анализу (закономерность) | |||||||
Рисунков, изображенных | Линий | ||||||||||||||
Количество | |||||||||||||||
Правильно | Неправильно | Точно | Соответствующим цветом | Толстых | На карандаше | Рисунков | Отмеченных картинок | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
№ | Внимание | Вообра- жение | Восприятие | Память | Мышление | ||||||||||||||
Задание | №1 | №2 | №3 | Есть запятая | №3 | №4 | №4 | №5 | №6 | №7 | |||||||||
Фамилия, имя | Колич. букв за 2 мин. | Количество придуманных рисунков | Количество | Зрит. | Слух. | Способн. к классиф. (лишние предметы) | Способн. к анализу (законно-мерность) | Способн. Рассуж-дать («рот») | Способн. к сравнен. (составь круг) | ||||||||||
Рисунков, изображенных | Линий | Количество | |||||||||||||||||
Правильно | Неправильно | Точно | Соответствующим цветом | Толстых | В круге | Рисунков | Отмеченных картинок | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Список литературы:
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).
Календарно-тематическое планирование занятий
курса «Развитие познавательных способностей»
№ п/п урока | средства реализации образовательного процесса (педагогические технологии, в том числе ИКТ) | задания творческого типа | Развиваемые способности | Кол-во час. | Дата | |
1 | технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) технология продуктивного чтения ИКТ | творческие задания входят в систему заданий на каждом занятии | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). | 1 | 01.10 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру». | 1 | 8.10 | |||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот». | 1 | 15.10 | |||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль». | 1 | 22.10 | |||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Самолет». | 1 | 29.10 | |||
6 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф». | 1 | 5.11 | |||
7 8 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | 8.11 22.11 | |||
9 | технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) технология продуктивного чтения ИКТ | творческие задания входят в систему заданий на каждом занятии | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог». | 1 | 29.11 | |
10 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака». | 1 | 6.12 | |||
11 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд». | 1 | 13.12 | |||
12 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Ящерица». | 1 | 25.12 | |||
13 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь». | 1 | 15.01 | |||
14 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот». | 1 | 22.01 | |||
15 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | 29.01 | |||
16 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень». | 1 | 4.02 | |||
17 | технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) технология продуктивного чтения ИКТ | творческие задания входят в систему заданий на каждом занятии | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба». | 1 | 11.02 | |
18 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран». | 1 | 18.02 | |||
19 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица». | 1 | 25.02 | |||
20 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан». | 1 | 4.03 | |||
21 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел». | 1 | 11.03 | |||
22 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | 18.03 | |||
23 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль». | 1 | 25.03 | |||
24 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь». | 1 | 1.04 | |||
25 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел». | 1 | 8.04 | |||
26 | технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) технология продуктивного чтения ИКТ | творческие задания входят в систему заданий на каждом занятии | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон». | 1 | 15.04 | |
27 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух». | 1 | 22.04 | |||
28 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок». Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 29.04 | |||
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль». | 1 | 22.04 | |||
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак». | 1 | 29.04 | |||
31 32 33 34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 4 | 6.05 13.05 20.05 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Психология здоровья школьников"Новое содержание образование
Участие в конкурсе "Новое содержание образования" . В современных условиях развития общества появилось большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоя...
Программа "Психология для старшеклассников"
программа расчитана для обучающихся 10-11 классов...
Интегрированное занятие по программе психологии «Мои привычки»
Так как презентация весит более 3 МБ она разбита на несколько архивов. Для просмотра презентации нужно скачать все части архива и открыть любую из них....
Программа психолога для подготоки к егэ
В помощь педагогам-психологам...
Программа психолога для подготоки к егэ
В помощь педагогам-психологам...
рабочая программа психолога - психолога школы
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования...
Рабочая программа психолога - психолога на 2019-2020 учебный год
Педагог-психолог образовательного учреждения содействует полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Способствует созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определяет и ...