Мастер-класс. Логические задачи занимательного характера.
статья по теме

Валентина Никитовна Деревянченко

Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно,  с интересом на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого можно путем включения задач , связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно,  с интересом на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого можно путем включения задач , связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся.

Слайд 1

Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять нетривиальный анализ имеют частично-поисковые и содержательно-поисковые задачи. К ним относятся задания на определение закономерности, на нахождение принципа группировки и расположения цифр, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. Часто на своих уроках использую вот такие логические задачи.

Слайд 2

Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от методики, но и от того, насколько сами дети проявляют интерес к данной форме работы. Этот интерес стараюсь вызывать, показав детям красоту и изящество устных вычислений. Очень нравится детям работа с цифрами.

«1. Из цифр 4 7 8 составить всевозможные числа.                                                                                               2. Произвести вычитание чисел с одинаковым количеством сотен.                                                                         3. Сравнить результаты.   Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9. Числа взаимосвязаны: 9+27=36   36-9=27   36-27=9  9 в 3 раза < 27                                                                                                         4. Произведите умножение этих чисел парами. Что заметили интересного?  ( Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры, сумма равна 9)»

Слайд  3

Заметную роль в воспитании у детей познавательного интереса играют занимательные упражнения. Например. (слайд) Часто на своих уроках использую загадки-шутки. Например,

- Золушкин башмачек-простой или золотой?

- Какую шляпу носил Незнайка- голубую или оранжевую?

- Сколько человек тянули репку?

- У колобка на шее был бантик или галстук?

- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

Слайд 4

Решая задачи развивающего характера заметила,что даже слабые ученики рассуждают, строят доказательство, делают выводы.

На устном счете  использую вот такие задания:

«Даны выражения   1. Что можно сказать об этих множителях? ( Множители выражены двузначными нечетными числами, в выражениях одинаковый набор цифр: 2, 1, 8, 7                                         2. Предположите, значение произведения какого выражения может быть больше. Почему? Найдите значения выражений. Что заметили интересного?  А) Одинаковый набор цифр   б) Сумма цифр значений произведений равна  18

3. Выполните сложение и вычитание чисел. Что заметили? ( сумма цифр равна 9)

4. разделите полученные числа на 9

5 Выполните сложение значений частных: Что можно сказать о числе 486? ( Четное, сумма цифр равна 18)

6. разделите 486 на 18, получится 27.

Мы вернулись к началу наших вычислений. Чем является число 27? 27- один из множителей. »

Слайд 5

На этом слайде вы видите задания, развивающее внимание, быстроту реакции.

Слайд 6

 При изучении темы « Нумерация многозначных чисел», можно использовать следующие задания:

  1. Сколько получится. если сложить числа: наименьшее двузначное. Наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное?
  2. В числе 62 317 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было а) наименьшим из возможных; б) наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя.
  3. Напишите наибольшее девятизначное число, у которого все цифры различны.
  4. Во сколько раз число, содержащее 7 ед. пятого разряда, больше числа, содержащего 7 единиц второго разряда?
  5. Сложить 111 тыс. 111сот и 111ед. Что за число получилось?

Слайд 7                                                                                                                                                                      Стала на уроках математики вводить задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы. Например,

«Расскажите. Что вы знаете о числе 12: ( двузначное, соседи, 12 мес.

  1. установите закономерность
  2. продолжите до трехзначного числа, в записи которого ест число 12
  3. Сложите числа парами, начиная с крайних. Что заметили? ( значения сумм равны)

Из 120 произведите вычитание чисел, начиная с наименьшего. Что заметили интересного? ( Значения разности – числа данного ряда, расположенные в обратном порядке.

  1. Найдите интересные числа:  12 и 120 – 12 на множестве двузначного и трехзначного; 60 и 120 – круглые числа; 12, 24, 36, 48, 84 – числа, в которых кол-во дес. В 2 раза меньше кол-во ед.
  1. – перевертыш, 108 и 120 – трехзначные числа, 48 и 84 – одинаковые цифры в записи. »

Слайд 8

При отборе логических приемов, которые должны быть сформированы, следует учитывать межпредметные связи. В связи с этим использую след. задания. « В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит, и в числе надо соответственно исключить две первые и две последние цифры»

Отсюда вытекают правила интеллектуального развития личности: тренируйте ум детей; совершенствуйте и поощряйте склонность к остроумию, неожиданным решениям; развивайте способность смотреть на обычное под необычным углом; учите детей больше задавать вопросов; чаще прислушиваться к людям и учите этому детей.

Проверь себя _____________________________________________

  1. Соедини отрывки из мифов с их названиями.

«Он обещал, что, пропев песню, сам                                 Древнегреческий миф «Дедал и  Икар»

лишит себя жизни».

 «Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в                     Славянский миф «Ярило-Солнце»

широкое небо и подумал: «Нет для меня пути                                                                                                         по морю, но вот небо открыто для меня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Решение текстовых задач"

Методическая разработка...

Мастер класс. Работа с задачами на движение.

Мастер класс. Задачи на движение....

Мастер-класс "Решение проектных задач"

Как из почемучки вырастить юного исследователя? Над этим вопросом задумывался каждый из вас.Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако как показывает практика, очень часто с...

Презентация к мастер-классу "Решение проектных задач"

Презентация содержит материал для сопровождения мастер-класса...

Мастер класс «Решение составных задач», работа со слабоуспевающими детьми 2 класс

Предмет «Математика», авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. КормишинаУМК по системе развивающего обучения Л.В. ЗанковаКласс: 2Тема «Решение составных задач»Цель: сформировать умение составлять ...

Мастер-класс "Решение нестандартных задач как средство достижения планируемых результатов"

В ходе мастер-класса рассматривается вопрос  о том, как решение нестандартных задач помогает формировать познавательные УУД....