Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мои первые проекты
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Рабочая программа во внеурочной деятельности для 2 класса (1 час в неделю, всего - 35 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наши первые проекты" | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Катав-Ивановска
Катав-Ивановского муниципального района
Челябинской области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мои первые проекты»
для учащихся 2 «В» класса
1 час в неделю (всего 35 часов)
Автор – составитель
учитель начальных классов
Вольская О.А.
Пояснительная записка
В настоящее время в школе есть возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
∙ Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;
∙ Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии;
∙ Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно- исследовательской деятельности. Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно - деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Программа внеурочной деятельности «Мои первые проекты» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
∙ Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
∙ Целеполагать (ставить и удерживать цели);
∙ Планировать (составлять план своей деятельности);
∙ Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
∙ Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
∙ Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Участники программы: дети второго класса. Преподавание курса рассчитано на 2015 – 2016 учебный год. Объем учебного времени, отводимого на изучении спецкурса – 1 час в неделю, 35 часов в год.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Алгоритм работы над проектом (предлагаемый порядок действий):
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой- либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; - с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; - с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения курса «Мои первые проекты» является формирование следующих умений:
- формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии.
- развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Метапредметными результатами изучения курса «Мои первые проекты» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД:
- умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
- поиск необходимых знаний и их использование в конкретной работе; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
- освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
-осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
- способность выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п | Разделы занятий | Темы занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | Что можно исследовать? | 1 | 1 | |
2 | Тренинг | Учимся задавать вопросы | 1 | 1 | |
3 | Как правильно выбрать тему проекта. | 1 | 1 | ||
4 | Мини-конференция "Как работать над проектом". | 1 | 1 | ||
5 | Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите | 1 | 1 | ||
6 | Исследовательские проекты | Проект по окружающему миру «Мой город (село)» | 1 | 1 | |
7 | Сбор материала для исследования | 1 | 1 | ||
8 | Обобщение полученных данных | 1 | 1 | ||
9 | Подготовка к защите | 1 | 1 | ||
10 | Индивидуальные консультации | 1 | 1 | ||
11-12 | Защита проекта | 2 | 2 | ||
13 | Проект по русскому языку «И в шутку и всерьез» | 1 | 1 | ||
14 | Сбор материала для исследования | 1 | 1 | ||
15 | Обобщение полученных данных | 1 | 1 | ||
16 | Подготовка к защите | 1 | 1 | ||
17-18 | Защита проекта | 2 | 2 | ||
19 | Проект по окружающему миру «Красная книга или возьмем под защиту» | 1 | 1 | ||
20 | Сбор материала для исследования | 1 | 1 | ||
21 | Обобщение полученных данных | 1 | 1 | ||
22 | Подготовка к защите | 1 | 1 | ||
23-24 | Защита проекта | 2 | 2 | ||
25 | Проект по русскому языку «Пишем письмо» | 1 | 1 | ||
26 | Сбор материала для исследования | 1 | 1 | ||
27 | Обобщение полученных данных | 1 | 1 | ||
28 | Подготовка к защите | 1 | 1 | 1 | |
29-30 | Защита проекта | 2 | 2 | ||
31 | Проект по математике «Оригами» | 1 | 1 | ||
32 | Сбор материала для исследования | 1 | 1 | ||
33 | Подготовка к защите | 1 | 1 | ||
34-35 | Защита проекта | 2 | 2 | ||
Всего | 35 | 7 | 28 |
Содержание курса
1 класс (35 часов)
- раздел «Вводное занятие» (1 ч)
- Что можно исследовать?
Вводное занятие. Формулирование темы. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
- раздел «Тренинг» (4 ч)
2.1. Учимся задавать вопросы
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
2.2. Как правильно выбрать тему проекта
Учимся выделять главное и второстепенное. Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - "что сначала, что потом".
2.3. Мини-конференция "Как работать над проектом".
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания "Как сделать сообщение". Практические задания на сравнения и метафоры.
2.4. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите?
Составление плана подготовки к защите проекта. Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
- раздел «Исследовательские проекты» (30 ч)
3.1. Проект по окружающему миру «Мой город (село)»
Знакомство с темой проекта полный анализ темы.
3.2. Сбор материала для исследования.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала. Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
3.3. Обобщение полученных данных.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала. Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
3.4. Подготовка к защите.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
3.5. Индивидуальные консультации.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
3.6. Защита проекта
Презентация проекта.
3.7. Защита проекта
Презентация проекта.
3.8. Проект по русскому языку «И в шутку и всерьез».
Знакомство с темой проекта полный анализ темы.
3.9. Сбор материала для исследования.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала. Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
3.10. Обобщение полученных данных.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала. Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
3.11. Подготовка к защите.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
3.12. Защита проекта
Презентация проекта.
3.13. Защита проекта
Презентация проекта.
3.14. Проект по окружающему миру «Красная книга или возьмем под защиту»
Знакомство с темой проекта полный анализ темы.
3.15. Сбор материала для исследования.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала. Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
3.16. Обобщение полученных данных.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала. Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
3.17. Подготовка к защите.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
3.18. Защита проекта
Презентация проекта.
3.19. Защита проекта
Презентация проекта.
3.20. Проект по русскому языку «Пишем письмо».
Знакомство с темой проекта полный анализ темы.
3.21. Сбор материала для исследования.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала. Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
3.22. Обобщение полученных данных.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала. Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
3.23. Подготовка к защите.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
3.24. Защита проекта
Презентация проекта.
3.25. Защита проекта
Презентация проекта.
3.26. Проект по математике «Оригами»
Знакомство с темой проекта полный анализ темы.
3.27. Сбор материала для исследования.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала. Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
3.28. Подготовка к защите.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
3.29. Защита проекта
Презентация проекта.
3.30. Защита проекта
Презентация проекта.
Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
КОМПЛЕКСНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Учебно - методические материалы
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство "Учебная литература": ИД Фёдоров, 2010. - 192с.
- Савенков А.И. Я-исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство "Учебная литература": ИД Фёдоров, 2010. - 32с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
- Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
- Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.
- Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
- Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
- Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
- Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.
- Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
- Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.
Для обучающихся:
- Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.
- Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2009. - 688с.
- Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с.
- Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.
- Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
- Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с.
- Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.
- Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2008. - 272с.
- Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
- Изобретения. - Росмэн-Пресс, М., - 2010г. - 64с.
Интернет-ресурсы:
- Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
- Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
- Сайт "Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество - Режим доступа: http://www.happy-kids.ru
- Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
- Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
- Аудиосказки http://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/
- Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
- Сайт "Все для учителей начальной школы" - Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm
- Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
- Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа:http://standart.edu.ru/
- Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
- Сайт журнала "Начальная школа" - Режим доступа: http://n-shkola.ru/
- Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131с. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/
Описание материально-технического обеспечения.
- Компьютерная техника.
- Аудиотехника.
- Мультимедийная система.
- Интернет-ресурсы.
- Энциклопедии.
Контроль и оценка учебных достижений.
Методы контроля: консультация, доклад, защита проектных работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Примерные параметры оценки:
- умение выделить проблему;
- умение поставить цель исследования;
- умение сформулировать гипотезу;
- умение выделить объект исследования;
- умение определить предмет исследования;
- умение описать параметры и критерии предмета исследования.
Примерные критерии исследования:
- умение подобрать соответствующие методы исследований;
- умение подобрать инструментарий;
- умение запустить исследование;
- умение осуществить анализ результатов;
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;
Примерные критерии написания исследовательской работы;
- умение интерпретировать полученную статистику;
- умение свернуть и развернуть информацию;
- умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой
Примерные критерии публичного выступления;
- познавательная ценность темы;
- оригинальность и ценность собранного материала;
- исследовательское мастерство;
- структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (первый год обучения) "Занимательный английский"
Данная программа написана для УМК Excellent Starter (по Skinner C.)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Первые прогулки по Петербургу"
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса
Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...
Рабочая программа по курсу «Мои первые проекты»
Рабочая программапо курсу«Мои первые проекты»...