Урок литературного чтения "Особенности волшебного мира в авторской сказке"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Машнева Надежда Григорьевна

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для 4 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_mashnevoy_n.g.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения

4 класс

                                                                                               Учитель: Машнева Н.Г., 

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

Особенности волшебного мира в авторской сказке

Организовать деятельность учащихся по исследованию, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира  – в волшебный  в народной сказке

Частично – поисковый; проблемный ,практический, метод контроля,  самоконтроля, взаимоконтроля;  рефлексия;

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ;

Проектор, презентация к уроку .

Учебник  Н.А. Чураковой  Литературное чтение 4 класс, 1 часть.

Предметные:  

- обнаружить в авторской волшебной сказке ее своеобразие, связанное с принадлежностью к авторской, а не народной литературе: волшебный мир – это не только другое пространство, как в народной сказке, но и другое время.

Личностные:

- проявлять заинтересованное отношение к литературному чтению;

- интерес к содержанию и форме художественного произведения;

- интерес к различным видам художественной деятельности как средству самовыражения.

Метапредметные:

Регулятивные:

-учиться осознавать этапы организации учебной работы;

-принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

-выполнять учебные действия в устной речи;

- строить высказывания с учетом учебных задач.

Познавательные:

- обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения;

-осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы;

-осознанно строить сообщение в устной форме;

-устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов

Коммуникативные:

- учить выражать свои мысли;

-учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей.

Ход урока

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: создать условия  у ученика внутренней потребности включения  в учебную деятельность.

Учитель:

- Мне приятно вас всех видеть.

- Я улыбаюсь, вам и вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом и улучшить вам настроение. Говорят, хорошее настроение всегда помогает справиться с любой целью и добиться хороших результатов.

- Проверим это правило сегодня на уроке?

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация опорных знаний

  1. Проверка д\з

Тест

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме.

Учитель: начнем урок с проверки домашнего задания.

- Прав ли был Фриц, который сказал, что от игрушек крестного нет никакого толку? Почему такое необыкновенное мастерство Дроссельмейера вызывает у детей сначала восторг, а потом скуку?

– Как характеризует детей их отношение к подаркам?

– Теперь, когда почти все подарки получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто из главных героев может быть причастным к волшебному миру, кто способен заметить и разглядеть чудеса там, где другие «слепы»?

– Почему Мари заметила Щелкунчика только после того, как были изучены все подарки

– Как характеризует Мари то, что всем игрушкам, которые ей подарили, красивым куклам и нарядному платью, она предпочла Щелкунчика

-Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Перескажите.

– Как Мари лечила Щелкунчика и заботилась о нём?

– Как отнеслись к пострадавшему Щелкунчику Мари, Фриц, отец и крестный Дроссельмейер?

Регулятивные: прогнозирование, планирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: владение устной речью.

Актуализация и пробное учебное действие.

  1. Постановка проблемы
  2. Поиск решения.
  3. Открытие нового

          Обобщение

Без ног оно, без крыльев оно,

Не видно его, не слышно его...

Быстро летит, не догонишь его.

Что это такое? (Время.)

Время не стоит на месте.

Так-так-так, тик-тик-тик,

Мы всего лишь краткий миг.

Характер у времени крут,

Суров, справедлив его суд –

Твердят минутки.

Тик-тик-тик, да-да-да,

Мы уходим навсегда.

Сказка – один из любимых писателями жанров. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей.)

– В какое время суток и в каком конкретно часу в комнате начались чудеса?

Знаете ли вы другую авторскую сказку, где бой часов отмечает начало чудесных превращений?

– Сегодня на уроке мы исследуем, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король».

Долго Мари устраивала Щелкунчика на ночлег, вплоть до того момента, когда часы начали бить полночь. 12 часов... да еще в Рождественскую ночь... самое время для чудес! Что же произошло?

Регулятивные: контроль, коррекция;

прогнозирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

Учебно-познавательная деятельность

Словарная работа

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, развивать; развивать творческое мышление;

Работа в парах

 1. Чтение фрагмента из главы «Чудеса».

Кушак- пояс, широкая тесьма для обвязки человека по верхней одежде.

Паяц- от итальянского слова смешака ломака или шут.

2. Анализ содержания фрагмента.

– Укрепилось ли у вас представление о том, что Щелкунчик и крестный Дроссельмейер связаны какими-то странными узами?

– Подтвердите словами текста.

– Удалось ли автору создать устрашающее впечатление ночного нашествия мышей? Каким образом?

– Проследите, как менялось настроение Мари. Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что девочка сильно перепугалась.

– Чего больше всего испугалась Мари?

– Как вы объясните то, что куклы повинуются Щелкунчику? (Куклы

Коммуникативные:

формирование сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  умение выражать свои мыслив устной форме.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Физкультминутка

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

V. Итог урока.

В сказке Гофмана волшебный мир просыпается, когда часы бьют 12 раз, переход в волшебный мир сопровождается таинственными звуками, шорохами, необыкновенным свечением, при этом Мари перемещается в пространстве.

– Как персонажи сказки обнаруживают свою принадлежность к волшебному миру?

-  Какую цель мы сегодня ставили?

Удалось ли её достичь? Довольны ли сегодня тем, как вы работали?

-Оцените свою работу на уроке с помощью интерактивных средств контроля.

Регулятивные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир  в  авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...

Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».

Урок  литературного  чтения  проведён  в  4  классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...

Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....

Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»

Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....

Урок литературного чтения. Волшебные сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Работа со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.Цели:обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;формиро...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и и...

Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"

Цель:обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в б...