Урок литературного чтения "Особенности волшебного мира в авторской сказке"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для 4 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_mashnevoy_n.g.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Учитель: Машнева Н.Г., учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области | |
Тема урока Цель урока Тип урока Методы обучения Виды учебной деятельности Оборудование УМК Планируемый результат | Особенности волшебного мира в авторской сказке Организовать деятельность учащихся по исследованию, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира – в волшебный в народной сказке Частично – поисковый; проблемный ,практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля; рефлексия; планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ; Проектор, презентация к уроку . Учебник Н.А. Чураковой Литературное чтение 4 класс, 1 часть. Предметные: - обнаружить в авторской волшебной сказке ее своеобразие, связанное с принадлежностью к авторской, а не народной литературе: волшебный мир – это не только другое пространство, как в народной сказке, но и другое время. Личностные: - проявлять заинтересованное отношение к литературному чтению; - интерес к содержанию и форме художественного произведения; - интерес к различным видам художественной деятельности как средству самовыражения. Метапредметные: Регулятивные: -учиться осознавать этапы организации учебной работы; -принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения; -выполнять учебные действия в устной речи; - строить высказывания с учетом учебных задач. Познавательные: - обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения; -осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы; -осознанно строить сообщение в устной форме; -устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов Коммуникативные: - учить выражать свои мысли; -учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей. |
Ход урока
Этапы урока | Характеристика деятельности | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: создать условия у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Учитель: - Мне приятно вас всех видеть. - Я улыбаюсь, вам и вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом и улучшить вам настроение. Говорят, хорошее настроение всегда помогает справиться с любой целью и добиться хороших результатов. - Проверим это правило сегодня на уроке? | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация опорных знаний
Тест Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме. | Учитель: начнем урок с проверки домашнего задания. - Прав ли был Фриц, который сказал, что от игрушек крестного нет никакого толку? Почему такое необыкновенное мастерство Дроссельмейера вызывает у детей сначала восторг, а потом скуку? – Как характеризует детей их отношение к подаркам? – Теперь, когда почти все подарки получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто из главных героев может быть причастным к волшебному миру, кто способен заметить и разглядеть чудеса там, где другие «слепы»? – Почему Мари заметила Щелкунчика только после того, как были изучены все подарки – Как характеризует Мари то, что всем игрушкам, которые ей подарили, красивым куклам и нарядному платью, она предпочла Щелкунчика -Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Перескажите. – Как Мари лечила Щелкунчика и заботилась о нём? – Как отнеслись к пострадавшему Щелкунчику Мари, Фриц, отец и крестный Дроссельмейер? | Регулятивные: прогнозирование, планирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: владение устной речью. |
Актуализация и пробное учебное действие.
Обобщение | Без ног оно, без крыльев оно, Не видно его, не слышно его... Быстро летит, не догонишь его. Что это такое? (Время.) Время не стоит на месте. Так-так-так, тик-тик-тик, Мы всего лишь краткий миг. Характер у времени крут, Суров, справедлив его суд – Твердят минутки. Тик-тик-тик, да-да-да, Мы уходим навсегда. – Сказка – один из любимых писателями жанров. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей.) – В какое время суток и в каком конкретно часу в комнате начались чудеса? – Знаете ли вы другую авторскую сказку, где бой часов отмечает начало чудесных превращений? – Сегодня на уроке мы исследуем, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король». Долго Мари устраивала Щелкунчика на ночлег, вплоть до того момента, когда часы начали бить полночь. 12 часов... да еще в Рождественскую ночь... самое время для чудес! Что же произошло? | Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений Познавательные: постановка и формулирование проблемы |
Учебно-познавательная деятельность Словарная работа Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, развивать; развивать творческое мышление; Работа в парах | 1. Чтение фрагмента из главы «Чудеса». Кушак- пояс, широкая тесьма для обвязки человека по верхней одежде. Паяц- от итальянского слова смешака ломака или шут. 2. Анализ содержания фрагмента. – Укрепилось ли у вас представление о том, что Щелкунчик и крестный Дроссельмейер связаны какими-то странными узами? – Подтвердите словами текста. – Удалось ли автору создать устрашающее впечатление ночного нашествия мышей? Каким образом? – Проследите, как менялось настроение Мари. Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что девочка сильно перепугалась. – Чего больше всего испугалась Мари? – Как вы объясните то, что куклы повинуются Щелкунчику? (Куклы | Коммуникативные: формирование сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мыслив устной форме. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Физкультминутка | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | V. Итог урока. В сказке Гофмана волшебный мир просыпается, когда часы бьют 12 раз, переход в волшебный мир сопровождается таинственными звуками, шорохами, необыкновенным свечением, при этом Мари перемещается в пространстве. – Как персонажи сказки обнаруживают свою принадлежность к волшебному миру? - Какую цель мы сегодня ставили? Удалось ли её достичь? Довольны ли сегодня тем, как вы работали? -Оцените свою работу на уроке с помощью интерактивных средств контроля. | Регулятивные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...
Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».
Урок литературного чтения проведён в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...
Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....
Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»
Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....
Урок литературного чтения. Волшебные сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Работа со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.Цели:обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;формиро...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".
Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и и...
Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"
Цель:обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в б...