Консультация для педагогов «Концепция содержания непрерывного образования»
консультация на тему
Публикуемый материал раскрывает смысл концепции содержания непрерывного образования, Косультация раскрывает психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования, принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Концепция содержания непрерывного образования»
Правовыми основами развития и функционирования дошкольного и начального образования России являются документы, принятые международными организациями, а так же законы РФ. Для концепции непрерывного образования особенно важны следующие положения этих документов: конституционное право каждого ребёнка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей. Существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере, стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения, педагогической общественностью приняты идеи гуманистической педагогики. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем. Вместе с тем, происходящие в системе образования изменения показали неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору вариативной образовательной программы и её адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Кроме того, вариативность привнесла в дошкольное воспитание неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу - многопредметность, что привело к неоправданному росту требований к поступающим в школу, снижению качества образования и перегрузке детей. Отсутствие единых концептуальных подходов к определению целей, задач и содержания образования на каждой его ступени с учетом их преемственности и перспективности не обеспечивает полноценное развитие ребёнка от данной ступени образования к последующей. Полноценная социально-направленная и регулируемая государством реализация положений указанных выше правовых документов возможна только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка. Концепция строится на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:
- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключения принуждение и насилие;
- открытость человека изменяющемуся миру;
- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребёнка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфатилизация в образовании так и «забегание вперёд»;
- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребёнка;
- создание условий для его развития, независимого от уровня исходной подготовленности.
Концепция непрерывного образования призвана: выделить приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определить психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначить вклад каждой образовательной области в развитии дошкольника и младшего школьника; дать возрастные характеристики ребёнка к началу и концу его обучения в школе.
Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- воспитание нравственного человека;
- охрана и укрепление физического психического здоровья детей;
-сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, физическое и психическое развитие детей.
Задачи на дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения;
-развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
-формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других.
-развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества.
Задачи на школьной ступени:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
-совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития.
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования:
-- личностно- ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- предоставление каждому ребёнку возможности выбора деятельности, партнера, средств и прочее;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-межличностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивида;
- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
- сбалансированность репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности и самостоятельности, подвижных форм активности.
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач;
-Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественного научного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности.
- Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет;
- Принцип культурообразованости понимается как открытость различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов;
-Принцип вариативности содержания образования предполагает возможности сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по- разному осуществляющие реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. При этом обязательно сохранение инвариативного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребёнка- гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-29893-1364671497.jpg)
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования
Презентация по теме: Концепция фундаментального ядра содержания общего образования....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/02/picture-443221-1733167250.jpg)
Концепции, содержание личностно ориентированного образования и использование его в условиях работы начальной школы.
Уже много лет в педагогической науке обсуждаются проблемы образования, связанные с его гуманизацией, развитием способностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением быт...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-123469-1350236179.jpg)
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-700868-1446476747.jpg)
Концепция содержания начального образования
Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть? Какими качествами обладать, какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли?...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-102199-1472150926.jpg)
Выступление на педагогическом совете на тему "Организация непрерывного образования педагогов в школе"
Педагог – это профессионал, нуждающийся в постоянном образовании и самое главное – стремящийся к нему. «Образованный человек тем и отличается от необразованного, чт...