Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
статья на тему

Ляхова Ольга Викторовна

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей

дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей

дошкольного и младшего школьного возраста

   При отборе содержания непрерывного образования в концепции учитываются устоявшиеся в дидактике принципы, но особое внимание обращается на те из них, которые либо недостаточно реализуются в современной теории и практике дошкольного и начального образования, либо являются новыми.

   Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

   Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественно- научного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

   Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных курсов.

   Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Возможный путь реализации этого принципа – сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования.

   Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка – гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы организации рационального питания в младшем школьном возрасте (презентация)

Правильное питание — одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка.1.Младший школьный возраст — особенности социального, психического, ф...

Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В статье рассматривается проблема преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

В системе обучения письму Л.Я. Желтовская  выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»

laquo;Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста.  Принципы здоровьесберегающей  педагогики.»...

Непрерывное экологическое воспитание и обучение младшего школьного возраста

В основе непрерывного воспитания и обучения лежит гармонизация всей деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста с людьми и биосферой!...

«Содержание коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения при дизартрии»

Коррекционная работа учащимися начальных классов должна осуществляться в условиях естественного педагогического процесса. Она должна строиться с учетом ведущих дидактических и специфических принципов ...

Основные трудности и принципы овладения русским языком детьми-билингвами младшего школьного возраста тюркской языковой группы

В связи с интенсивно протекающими миграционными процессами получило распространение совместное обучение русскоговорящих детей и детей, у которых родной язык не русский. Эти дети, как правило, плохо вл...