Концепция содержания начального образования
статья на тему
Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть? Какими качествами обладать, какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_soderzhaniya_nachalnogo_obrazovaniya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция содержания начального образования.
Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть? Какими качествами обладать, какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли?
Извечный спор и непреходящая проблема учителей школы и воспитателей детского сада, тревога родителей. Как избежать этих споров, волнений, а порой и взаимных упреков.
Правовыми основами развития и функционирования начального образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании»).
Для концепции начального образования особенно важны следующие положения этих документов: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.
Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования.
Существенные изменения произошли в содержании образования детей младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание начальной ступени образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем. Вместе с тем происходящие в системе образования изменения показали неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей.
Концепция строится на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:
– гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;
– открытость человека изменяющемуся миру;
– самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития
- неоправданность как в инфантилизации образования, так и «забегания вперед»;
– индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;
– создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Концепция начального образования призвана:
– выделить приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;
– определить психологические и педагогические условия реализации начального образования;
– обозначить вклад каждой образовательной области в развитие младшего школьника;
– дать возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в начальной школе.
Основной идеей в своей работе считаю личностно-ориентированной подход, ведь каждый ребенок – это однажды свершившееся чудо.
Приоритетами начального общего образования было и остается формирование общеучебных умений и навыков. И это очень важно. Российская школа всегда стремилась дать ученикам знания, умения и навыки по обозначенным в учебном плане дисциплинам, однако этого недостаточно.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. Происходящая смена образовательной системы предполагает обновление содержания образования и использование новых технологий. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, формированию нравственного облика человека.
Концепция стандартов второго поколения, которые сейчас внедряются в практику начальной школы, базируется на принципах непрерывности образования; учета возрастных возможностей ребенка и его индивидуальных особенностей; здоровьесбережения и взаимосвязи с окружающим миром; развития творческой, активной личности; доступности и достаточности; духовно-нравственного воспитания; психологической адаптации; взаимодействия семьи и педагога.
Главное, что должно характеризовать работу педагога – профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.
Цель моей педагогической деятельности:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Цели и задачи начального образования:
Цели.
· воспитание нравственного человека;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Знания, умения и навыки рассматриваются в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Задачи:
· осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
· готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
· желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
· инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
· совершенствование достижений
Психолого-педагогические условия:
• личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
• предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
• ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
• создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
• формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Основные принципы педагогической деятельности:
• В основу моей педагогической деятельности положены личностно-ориентированные принципы:
-ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
- учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
- учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
· ребенок учится только через действие;
· ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
· ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
· ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
· ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
· ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.
Принципы, которые лежат в моей работе: *непрерывности образования;*учёта возрастных возможностей ребёнка;*учета его индивидуальных особенностей;*здоровьесбережения;*взаимосвязи с окружающим миром;*развития личности как субъекта творческой деятельности;*признание ребёнка как активного субъекта познания;*доступности и достаточности;*духовно-нравственного воспитания;*психологической адаптации;*взаимосвязи семьи и педагога.
•Основные дидактические принципы: научность, фундаментальность,
доступность, мотивированность, историчность, целостность.
Ожидаемые результаты.
Содержание начального образования.
Начальное образование имеет свои характерные особенности, резко отличающие его от последующих этапов систематического школьного образования.
Во-первых, это первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации.
Во-вторых, это становление самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности («Я – ученик, школьник»).
В-третьих, это особое значение начального образования как базы всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. Без овладения чтением, письмом, счетом и т.д. невозможно образование на следующих этапах.
В-четвертых, в начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются в основной школе.
Специфика начальной школы как самоценного звена общей системы образования проявляется и в том, что каждый компонент его содержания способен «обслуживать» различные образовательные области и предметы, их составляющие, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Таким образом, содержание начального образования, выполняя одну из важнейших функций – формирование готовности к дальнейшему образованию и самообразованию, может рассматриваться как пропедевтическое по отношению к содержанию образования в основной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования
Презентация по теме: Концепция фундаментального ядра содержания общего образования....
Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования
Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование ...
"Концепция духовно – нравственного развития и воспитания в Федеральном государственном стандарте начального образования"
Выступление на педагогическом совете ...
Концепции, содержание личностно ориентированного образования и использование его в условиях работы начальной школы.
Уже много лет в педагогической науке обсуждаются проблемы образования, связанные с его гуманизацией, развитием способностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением быт...
Консультация для педагогов «Концепция содержания непрерывного образования»
Публикуемый материал раскрывает смысл концепции содержания непрерывного образования, Косультация раскрывает психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования, принципы о...
Комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания начального образования на основе результатов мониторинговых исследований.
В докладе рассказано о том, как учитель может дополнить содержание образования, чтобы качественно подготовить ребёнка к аттестации....
Концепция начального образования
Работаем по ФГОС второго поколения....