Тематическое планирование курса "Математика". Подготовка к школе
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Тематическое планирование курса " Математика". Подготовка к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2014g_rabochaya_programma_kursa_podgotovki_k_shkole.docx | 41.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка курса «Математика»
Паспорт рабочей программы курса «Математика»
Тип программы: программа дошкольного образования.
Статус программы: рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге « курсы по подготовке детей к школе»
Назначение программы:для детей старшего дошкольного возраста
Программа обеспечивает:
- подготовку детей к обучению, как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность.);
- подготовку детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).
Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 36часов.
Режим занятий: 1час в неделю.
Нормативно-методической основой, регламентирующей составление и реализацию программы по математике являются:
- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013 года
- № 1155);
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Учебный план по подготовке детей к обучению в школе МАОУ Гимназия №2 г.Балаково.
- «Положение о рабочей программе МАОУ « Гимназия №2»
- программа ООО «ВК «Дакота» Серия «Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Математика в 2-х частях», «Знакомимся с геометрией» в 2-х частях
Программа курса « Математика» реализуется средствами учебно-методического комплекта
- Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Математика 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота»
- Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Знакомимся с геометрией 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота»
- Приложение к учебнику Моро М. И. математика для 1 класса: в 2 частях– М.: Просвещение, 2012 на электронном носителе (СД)
В основу отбора содержания программы « Математика», структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Общая характеристика курса
Ступень подготовки к обучению математике выступает как самостоятельный законченный блок. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка. Содержание соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно -ориентированных и развивающих технологий.
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
- от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
- от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
- от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.
Цели и задачи обучения:
- математическое развитие детей старшего дошкольного возраста — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения
- освоение начальных математических знаний — использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
задачи:
- создать условия для формирования логического мышления у дошкольников
- сформировать набор необходимых для обучения предметных умений
- формировать интерес к математике
- развивать процессы внимания, мышления, также мелкую моторику руки
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
- развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
- воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
- формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
- укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;
- воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
- создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков; познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка.
Подготовительный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический и геометрический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами:
- знакомство с цифрами и числами;
- состав числа;
- отношения и связи между числами;
- геометрические фигуры;
- математические знаки;
- арифметические задачи;
- примеры на сложение и вычитание;
Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению в познании окружающего мира.
Ведущие принципы обучения дошкольников математике — сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения.
Основные содержательные линии курса « Математика»
Содержание соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно -ориентированных и развивающих технологий; является интегрированным. В нем объединены арифметический и геометрический материал.
Содержание представлено разделами: « Числа и цифры», « Арифметические действия», « Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Место курса «Математика» в учебном плане по подготовке детей к школе
В соответствии с планом МАОУ Гимназия№2 курс « математика» изучается 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Преподавание ведется по тетрадям :
- Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Математика 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота»,2014 г.
- Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Знакомимся с геометрией 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота», 2014г.
- Приложение к учебнику Моро М. И. математика для 1 класса: в 2 частях– М.: Просвещение, 2012 на электронном носителе (СД)
Содержание курса «Математика»
Числа и цифры
Счёт предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Название и запись чисел от 0 до 10. Число «нуль». Получение и образование чисел первого десятка. Равенство, неравенство.
Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения Сравнение и упорядочение чисел. Представление числа в виде геометрических фигур, рисунка. Составление чисел (состав чисел)
Арифметические действия.
Сложение, вычитание. Смысл математических действий. Знаки действий. Приемы счета
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Использование чертёжных инструментов (линейка) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы курса по математике
Личностные УУД:
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
- Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Освоитьролиученика; формирование интереса (мотивации)к учению.
- Оцениватьжизненные ситуации и поступки героев художественных
текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД:
- Организовыватьсвое рабочее место под руководством учителя.
- Определять цель выполнения заданий на занятии, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Определять план выполнения заданий на занятии, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку,
треугольник, т.д.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в учебном пособии, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебном пособии.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД
- Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.
- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по группе.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Слушать и понимать речь других.
- Участвовать при работе в паре.
Предметные результатыосвоения программы курса по математике
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0;
- знать «соседей» числа;
- решать простые задачи на сложение и вычитание (в одно действие);
- составлять математические рассказы;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции ;
- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
- решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
- находить в окружающем мире предметы , имеющие форму многоугольника , круга; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
- находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
- читать небольшие готовые таблицы;
- строить несложные цепочки логических рассуждений;
- определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку
Календарно – тематическое планирование курса « Математика»
№ п/п | Тематика занятия | Страницы тетради | Дата проведения | корректировка | |
Ориентирование на листе тетради. Одинаковый, лишний предмет. | С.1-2 | 13.09 | |||
Одинаковый, лишний предмет. | С1-2 | 20.09 | |||
Счет предметов. Больше, меньше, только же. Цифра 0 | С.3-5 | 27.09 | |||
Число и цифра 1. Линии. | С.6-7 04.10 | 04.10 | |||
Число и цифра 2. Состав числа 2.Кривая линия. | С.8-9 | 11.10 | |||
Число и цифра 3. Состав числа 3.Пересечение линий. | С.10-11 | 18.10 | |||
Число и цифра 4. Состав числа 4. Пересечение линий. | С. 12-13 | 25.10 | |||
Число и цифра 5. Состав числа 5. Вертикальные и горизонтальные линии. | С.14-15 | 01.11 | |||
Число и цифра 6. Состав числа 6.Штриховка. | С.16-17 | 08.11 | |||
Число и цифра 7. Состав числа 7.Луч. | С.18-19 | 15.11 | |||
Число и цифра 8. Состав числа 8.Отрезок. | С.20-21 | 22.11 | |||
Число и цифра 9. Состав числа 9.Ломаная линия. | С.22-23 | 29.11 | |||
Число 10. Состав числа 10.Угол. | С.24-25 | 06.12 | |||
Числа натурального ряда. Замкнутая линия. | С.26-27 | 13.12 | |||
Числа натурального ряда. Замкнутые линии. | С. 28-29 | 20.12 | |||
Знаки >, <, =. Линии. | С. 30-32 | 27.12. | |||
Составление схем-примеров. Круги. | С. 2-3 ч. | 10.01 | |||
Решение примеров. Овалы. | С. 4-5 | 17.01 | |||
Увеличить, уменьшить на 2. Овалы. | С. 6-7 | 24.01 | |||
Решение примеров. Многоугольники. | С. 8-9 | 31.01 | |||
Решение примеров. Треугольники. | С.10-11 | 07.02 | |||
Задача. Квадраты. | С.12-13 | 14.02 | |||
Задача «было-съели-осталось». Квадраты. | С. 14-15 | 21.02 | |||
Задача «было-съели-осталось». Прямоугольники. | С. 16-17 | 28.02 | |||
Решение примеров. Трапеции. | С.18-19 | 07.03 | |||
Решение примеров. Трапеции. | С.20-21 | 14.03 | |||
Состав числа 10. Ромбы. | С.22-23 | 21.03 | |||
Решение примеров. Многоугольники. | С.24-25 | 28.03 | |||
Увеличить, уменьшить на 3. Геометрические фигуры. | С.26-27 | 04.04 | |||
Измерение длины. Объемные фигуры. | С.28-29 | 11.04 | |||
Счет до 20.Узоры из геометрических фигур. | С. 30-31 | 18.04 | |||
Решение примеров. Упражнения на развитие логики. Узоры из геометрических фигур. | 25.04 | ||||
Решение примеров. Упражнения на развитие логики | 02.05 | ||||
34. | Решение примеров. Упражнения на развитие логики | 16.05 | |||
35. | Упражнения на развитие логики. Узоры из геометрических фигур. | 23.05 | |||
36. | Решение примеров. Упражнения на развитие логики. Узоры из геометрических фигур. | 30.05 | |||
Материально-техническое обеспечения к УМК «Школа России»
Учебно-методический комплект:
- Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Математика 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота»,2014 г.
- Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Знакомимся с геометрией 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота», 2014г.
- Приложение к учебнику Моро М. И. математика для 1 класса: в 2 частях– М.: Просвещение, 2012 на электронном носителе (СД)
Издательство «Экзамен», 2012
Демонстрационные пособия.
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20;
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел
Объекты (предметы для счёта).
Пособия для изучения состава чисел.
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по математике 3 класс"Школа России" под ред. А Плешакова
Календарно- тематическое планирование уроков по математике в 3 классе по программе "Школа России"под ред. А. Плешакова....
Тематическое планирование по математике 3 класс "Школа России"
МАТЕМАТИКАПрограмма обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» авторов М.И.Моро и др. для 1 – 4 классов (М. Просвещение).Авторы: М. И. Моро, Ю. М. Калягин, М. А. Бантова, Г...
Календарно - тематическое планирование по математике, 1 класс, Школа России
Планирование создано с требованиями ФГОС (с УУД)...
Календарно-тематическое планирование курса математика УМК "Начальная школа 21 век" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по математике для 3 класса по учебнику В.Н. Рудницкой...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Календарно- тематическое планирование курса "Математика и конструирование" 2 класс
Рабочая программа по "МИК" составлена на основе ФГОС НООО, авторской программы С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной.Цель: формирорвать начальные элементы конструкторского мышления, умнения анализир...
Календарно- тематическое планирование курса "Математика " 2 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы М.И...