УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО ТЕМЕ буквы Ц, ц
план-конспект урока (1 класс) на тему

Михалева Оксана Васильевна

уроу обученя грамоте 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_po_teme_bukvy_ts_ts.odt18.3 КБ

Предварительный просмотр:


УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО ТЕМЕ «ЗВУК [Ц] И БУКВА Ц, Ц»

(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА», 1 КЛАСС)

Михалева О.В.

МБОУ «СОШ №5»

Цель:создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ц] и буквой Ц, ц.

Задачи:

Предметные:

- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [ц] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;

- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;

- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.

Личностные УУД:создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Метапредметные задачи:

Регулятивные:содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Познавательные:содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;

Коммуникативные:учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к  мнению собеседника.

Оборудование: учебник «Букварь» 1 класс,  фишки для моделирования схемы слов, счетные палочки, предметные картинки, карточки с заданиями.


Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел веселый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

На уроке не скучаем,

А работаем, читаем.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

- Пожелайте друг другу удачи, успехов и хорошего дня.

В классе много гостей. Поздоровайтесь!

II. Актуализация опорных знаний.

1.Игра « Найди буквы»

Сегодня урок я хочу начать с обзора нашего волшебного городка, где живут буквы и звуки, вспомним секреты известных нам жителей, раскроем звуковую тайну новой буквы и узнаем место ее проживания в нашей АБВГдейке.

- Какие буквы вы увидели?

-л,н,р,т,к,и

- Какая буква лишняя? Почему?

-Буква и, потому что она гласная.

- Используя данные буквы, составьте открытые слоги и прочитайте их.

-ли, ни, ри,  ти, ки

- Что общего у согласных звуков?

-Они мягкие.

- А какие согласные звуки  всегда твердые?

- [ж ], [ш ].

- Как вы думаете, есть ли еще в русском языке согласные, которые обозначают только твердые согласные звуки?

- Ответ на этот вопрос вы получите в ходе нашего урока.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 1

- Назовите предметы, изображенные на рисунках.

- Какой одинаковый звук есть в этих словах?

- Сформулируйте тему урока.

Слайд 2

- Сформулируйте цель и  задачи урока, продолжив предложения

Мы познакомимся__________________.

Мы выясним_______________________.

Мы научимся______________________.

(Дети формулируют цель и задачи урока)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 3

1.Звукобуквенный анализ слова цветик

 Выделите первый звук в слове «цветик». Что будете делать, чтобы дать характеристику звуку.

-Мы должны произнести звук, проследить за тем, как он ведет себя в речевом аппарате.

- Новый звук относится к гласным или согласным звукам? Докажите.

- Это твердый или мягкий звук?

- Звонкий или глухой?

- Дайте полную характеристику звуку [ц].

-Согласный, глухой, твердый.

- Какой звук [ц] во всех этих словах: твердый или мягкий?

-Твердый.

-Обозначается буквой Ц

-На что похожа буква?

Слайд 4

Проведем полный анализ слова

2.Работа по учебнику «Букварь»  с.138

- Кто изображен на рисунках?

- Синица, цыпленок, цапля.

-Что объединяет эти слова?

- Они обозначают предметы, отвечают на вопрос «Кто?». Это названия птиц. Содержат одинаковый звук[ц].

--Попробуйте подобрать  слова, в которых звук [ц] произносился бы мягко.

- Смогли ли вы подобрать такие слова?

- Не смогли.

- Прочитайте правило на с.138 «Букваря».

- Какой вывод можно сделать?

 - Звук [ц] всегда твердый, у него нет мягкой пары.

Слайд 5

- Ответили мы на вопрос, который я задавала вначале урока?

  • Да, в русском языке есть еще согласные, которые обозначают только твердые согласные звуки.

Физминутка

Игра «Поймай звук»


(хлопают, когда слышат звук ц)


- ц, к, с, ц, с, п, ц, ц,


- ца, лу, су, цу, цы, сы, мы


- дворец, мудрец, сова, цапля, скворец, сапог



Гимнастика для глаз (профилактика близорукости и утомляемости глаз):


- закройте глаза, расслабьте мышцы (считаю до 5)


- открыли глаза, поморгали (3 раза)


- следите за моей рукой  вверх-вниз, вправо-влево, круг


- посмотрите на пальчик вытянутой руки, на меня  (5 раз)


- помассируйте веки круговыми движениями 


V. Первичная  проверка  понимания .

1. Чтение слогов и слов с буквой «цэ»

Слайд 6

что объединяет все слова?

Какой звук слышите после ц?

Какой буквой обозначен?

Во множественном числе в конце слова после ц пишется Ы.

Слайд 7

Прочитайте слова.

Какой звук слышите после ц?

Какой буквой обозначен?

В центре слова после ц пишется И.

Слайд 8

Что здесь написано?

Это исключения.

VI. Первичное закрепление знаний.

На доске слова:

огур                                 акация

молод         ЦЫ               цыган

ножни                              цирк

1. Прочитайте слова.

- Эти слова стоят в форме множественного или единственного  числа?

- В форме множественного числа.

- Поставьте слова в форму единственного числа. Какое слово вызвало затруднение?

 - Ножницы.

- Слово ножницы имеет форму только множественного числа. Можно сказать «одни ножницы».

2. Составь словосочетания  (работа в парах) по карточкам.

Зеленый                  лицо

Радостное               огурец

Веселый                  цирк

Широкая                скворец

Голосистый           улица

- Составьте предложения,  используя полученные словосочетания.

3. Чтение загадки в учебнике.

- О ком идет речь в этой загадке?

-О цыпленке.

Физкультминутка

     Шёл цыплёнок по дорожке,

     Прыгал он на правой ножке

     А ещё кружился смело,

     Лапками махал умело.

     Он спешил к себе домой,

     К милой мамочке родной.

VII. Закрепление изученного.

 Работа с текстом.«Букварь» с.140-141

-Послушайте историю, которая произошла с цыпленком. А как зовут  этого цыпленка вы узнает, если правильно выполните задание. На карточке находятся  буквы. Выберите нужные буквы  и составьте слово.

               р   ы   п   н    ш     ц   м   д

  - Первая буква обозначает согласный глухой непарный, твердый звук, не имеющий мягкую пару; вторая буква  - гласная; третья -  согласный глухой парный, твердый парный. Как зовут цыпленка?  ( Цып)

( Слушание сказки и работа над содержанием)

- Каким был цыпленок?

- Правильно ли он вел себя?

- Какой совет дала цапля? Прочитайте.

- Чему учит сказка?

VIII. Итог урока.

- С каким новым звуком и буквой познакомились?

- Что нового узнали?

Давайте еще раз закрепим образ буквы и поднимем себе настроение

Слайд 9

IX. Рефлексия.

- Оцените свою работу. Продолжите предложения

- Мне было интересно…

- Мне было легко…

- Я испытывал  трудности…

Слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....