Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах.
статья на тему
Игровая технология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nachalnyh_klassah.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах.
Ендонова Жаргалма Викторовна,
учитель начальных классов
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь игровые технологии, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте имеет место быть. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.
Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Цель: рассмотреть и разобрать роль использования игровых технологий в процессе обучения русскому языку в начальных классах.
Задачи:
- Рассмотреть роль применения игровых технологий при обучении в начальных классах.
- Проанализировать результат педагогической деятельности, по использованию в своей работе игровых технологий.
Объектом исследования является: применение игровых технологий на уроках русского языка.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему ан Как сделать урок русского языка интересным, занимательным, любимым и доступно-понятным для ребенка? Одним из средств сохранения и получения радости во время учебы является игра. Ни для кого не секрет, что игра- это часть учебного процесса.
Использование игр в учебе развивает активность, логику, мышление, наблюдательность, внимательность, творческое воображение В результате у детей появляется интерес к русскому языку.
По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на дидактические, интеллектуальные, подвижные и т.д. Разве можно представить детей без игр, тем более на уроке русского языка?
Каждый раз готовясь к очередному уроку, я думаю, чем бы заинтересовать детей в этот раз, какие применить игры или задания. Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках.
Игра « Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;
Книга: к- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз;
Игра « Найди букву», например: т..кв.(тыква), б.н.н(банан), ш.о.л.(школа). ит.д
Игра « Путаница» -рабуз-арбуз,онкфеты-конфеты, калей-лейка, бейрово-воробей; фельтроп(портфель),мальбо(альбом), мигазиян(гимназия), динаро(Родина), цояй(яйцо),
Игра « Змейка» ,например: астра- аист-туфли-иголка-апельсин-нос-санки-игрушка и.тд
Кто как голос подает? Воробей (чирикает), ворона(каркает),собака(лает) и т.д.
Кто чей ребенок? Указать стрелками:
Корова жеребенок,
Курица теленок;
Лошадь цыпленок
Составить слова из слогов: мо, ко, ло; (молоко);а,син, пель(апельсин); ре,за,бе(береза) ; ко,ло,яб( яблоко); ведь,мед ( медведь) и т.д
Исправь ошибки:
верблют(д),каза(о), ачки(о),званок(о), агарот(о,о,д),загатка(д), даска(о),со\нце(л),гарох(о), внушка(ч),ана(о), крушка(ж);
Пропущенные слоги: .... стрюля; ..чик; ... радь; ... са; ... ведь; ...нан; .... ла; В этой игре дети на одно слово дают множество вариантов ответов, например(чик) –мальчик,зайчик, кончик ,пальчик и т.д., т.е опять же интерес к предмету, пополняется словарный запас, развивается активность, логика, оттачивается произношение слов.
Усложненные виды заданий: «Анаграмма» путем перестановки букв образовать новые слова. Здесь дети узнают новые слова
Лес – сел; ложка-жалко; насос-сосна; банка-кабан; крот-корт; лама-мала, Казан- наказ ;
«Кто где живет?» соотнести стрелками:
Медведь нора
Белка берлога
Лиса дупло
Игра « Какое слово спрятано?» внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветерМоську загнал в подворотню – термос;
Игра « Замени цифры словами » ос3ё (острие) , 100л ( стол),пи100лет-пистолет, о5- опять, осе3на (осетрина),ви3на(витрина),за1ка ( заколка),
ализ и синтез, делает обобщения.
Несмотря на мой небольшой педагогический опыт, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, к учебному предмету.
Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока. НУЖНО ВСЕГДА ПОМНИТЬ:
Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован.
- Нужно всегда знать ЦЕЛИ использования игры.
- В играх должно быть задействовано как можно больше обучающихся.
- Игры должны соответствовать возрасту, т. е. быть ДОСТУПНЫМИ.
- Игры служат развитию всех видов речевой деятельности.
- Необходимо соблюдать умеренность в использовании игр на уроках.
На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме. «Найди слово в слове»
2.Игры-путешествия. Урок-игра (путешествие) «Страна Языка»
3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. «Знатоки русского языка», "Занимательная грамматика"
- Орфоэпические минутки
Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. Опираясь на игровые технологии, учитель впервые дает и знакомит младших школьников с основами наук. Именно через обучение посредством игровых технологий в начальной школе происходит процесс овладения знаниями.
Игра в жизни ребенка занимает важное место. Посредством игровых технологий в начальной школе проводятся уроки. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Поэтому в начальной школе я считаю наиболее приемлемым использование именно игровой технологии.
Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.
Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя , от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия.
Проблеме формирования игровой деятельности в детской психологии отводится значительное место. Как показали в своих трудах Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев, игра является ведущей деятельностью, в процессе которой формируются основные психические процессы ребенка. «Сделать серьезное занятие занимательным для ребенка – вот задача первоначального обучения» - писал К.Д.Ушинский.
А.С.Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.
Г.К. Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова и другие), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность.
Применяя на своих уроках игровые технологии я наблюдаю следующие результаты у моих учеников:
- формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;
- повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
- В классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
- развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.
Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.
Систематическое включение занимательного материала в уроки позволяет не только обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на предмет. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».
Цель: показать необходимость использования игровой технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье игры и игровые упражнения классифицируются по школьным разделам языкознания...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.....
Мастер-класс на тему: "Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе"
Данный мастер-класс был проведен во время Республиканского августовского совещания для учителей начальных классов. На данном мастер-классе был обобщен опыт работы учителя....
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Игровые технологии играют важную роль на уроках в начальной школе....
Использование игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе с использованием интернет ресурсов
В презентации описывается применение игровых технологий на уроках иностранного языкав начальной школе с использованием интернет ресурсов...