Мастер-класс на тему: "Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный мастер-класс был проведен во время Республиканского августовского совещания для учителей начальных классов. На данном мастер-классе был обобщен опыт работы учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Учитель начальных классов высшей квалификационной категории: Куулар У льяна Идам- Сюрюновна
« Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания» . Фёдор Иванович Буслаев
Учимся играя
Виды дидактических игр Игры- путешествия Игры- соревнования Игры- упражнения
Классификация дидактических игр
Игры по морфемике и словообразованию « Золушка» Задание : разобрать слова в «две корзины»: в одну – где - ок - входит в состав корня, в другую – где - ок - – суффикс. Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок , дружок, снежок.
«Собери слова» Задание : собрать 3 слова и выделить морфемы. Раз снеж ов а ик осин чик под инк вед
РАЗВЕДЧИК ПОДОСИНОВИК СНЕЖИНКА
Лексико-фразеологические игры. «Кто быстрее?»
Игра «Помоги Незнайке» Задание: Надо правильно расставить ударение в следующих словах: Торты, банты, баловать, шарфы, договор, завидно, щавель, пуловер, туфля, эксперт.
Игра «Помоги Незнайке» Задание: Надо правильно расставить ударение в следующих словах: Т о рты , б а нты, балов а ть, ш а рфы, догов о р, зав и дно, щав е ль, пул о вер, т у фля, эксп е рт.
Спасибо за внимание!
Литература: 1. В.Н. Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка, 5-9 классы, Волгоград, 2009 г. 2. Г.К. Селевко . Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998. 3. Н.А. Шульская . Поиграем в эрудитов. Ростов-на Дону, Феникс, 2005. 4. Н.О. Крамаренко. Нетрадиционные уроки по русскому языку, «Учитель» , 2003. 5. Л.А. Щипачева. Нестандартные задания на уроках русского языка. 6. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык». 7. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г. 8. В.А. Крутецкий . «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г. 9. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г. 10. «Русский язык в школе», 2009., №3. 11. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка, 2005.
Предварительный просмотр:
Мастер класс
«Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе»
Цель: Показать уровень владения игровыми технологиями на уроках русского языка.
Задачи:
- Изучить литературу по использованию игровых технологий на уроках русского языка.
- Систематизировать игровые технологии, используемые на уроках русского языка.
- Разработать методический материал по проведению уроков русского языка.
- Презентовать и передать опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.
Ход мастер – класса
Слайд 1.-Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этом зале, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Слайд №2. Но сначала разрешите всех вас поздравить с началом нового учебного года и пожелать всем вам творческих успехов, умных, послушных учеников, добрых, ответственных родителей, ну и конечно же вам всем семейного благополучия, процветания, любви и крепкого, крепкого здоровья!
В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. В настоящее время принцип активности ребёнка является одним из основных в процессе обучения. Этому свидетельствует проведение различных викторин, конкурсов, олимпиад. Именно поэтому учителя стараются подойти к урокам творчески, применяют различные педагогические технологии, способствующие всестороннему развитию и активизирующие деятельность учащихся на уроках.
- Посмотрите, пожалуйста, на следующие картинки и ответьте на вопрос.
Слайд № 3. ( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).
- Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).
- Верно. А посредством чего мы с вами сегодня получили некоторую информацию о каждом здесь присутствующем? (с помощью игры)
Помогите мне ответить ещё на один вопрос.
Простейший пример: родители знакомят 3 — 4 годовалого ребенка с окружающим миром. Что более заинтересует ребенка: обычный рассказ о животных, предметах, окружающих нас или же если родители воспользуются подобной интерактивной развивающей игрой?
- Развивающей игрой.
- Конечно. И как вы уже поняли, мы сегодня с вами будем говорить об игре. Речь сегодня пойдёт об игровых технологиях.
Слайд 4: Тема мастер-класса.
- Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе презентовать вам опыт использования игровых методов на уроках.
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Слайд 5: Эпиграфом к своему мастер-классу я взяла слова Фёдора Ивановича Буслаева: «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания».
Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.
Слайд № 6. (школа Древней Греции, древний римлянин).
Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi» «мейджистис леди», т.е. «учитель игр».
Слайд № 7. (Я.А.Каменский)
Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».
Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока и позволяют учащимся развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, осуществлять самостоятельный поиск знаний, поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Игровые технологии можно использовать на любой ступени обучения. Конечно, подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите результат. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что «слабые» ученики охотно включаются в работу и занимаются с большим увлечением.
Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности к саморазвитию.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников.
Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Работая в начальных классах, а именно в этом возрасте, как известно всем, дети очень любят играть, упор в своей работе большинство из нас делают на игровые технологии.
Слайд 8. Понятие «игровые педагогические технологии» включает большую группу методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает важным отличительным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Слайд 9. Попытку классифицировать педагогические игры осуществил Герман Константинович Селевко.
Слайд 10. По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.
Игровые технологии в воспитании и обучении как было сказано выше самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. На дидактических играх мне хотелось бы остановиться более подробно.
Слайд 11. Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.
2. Игры-путешествия.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Слайд 12. Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)
1. Фонетические и орфоэпические игры.
2. Лексико-фразеологические игры.
3. Игры по морфемике и словообразованию.
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры.
- Сейчас мы с вами рассмотрим некоторые из них.
Слайд 13. Игры по морфемике и словообразованию.
- «Золушка»
Задание: разобрать слова в «две корзины»: в одну – где -ок- входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.
Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.
- группа называете слова, где -ок- входит в состав корня, а 2 группа - где -ок- – суффикс.
Слайд 14. «Собери слова»
Задание: собрать 3 слова и выделить морфемы.
Раз снеж ов а ик осин чик под инк вед
(Разведчик, подосиновик, снежинка)
- Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Один ученик называет, а остальные записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью», назовите мне 3 слова с орфограммой –тся и –ться в глаголах (непроизносимые согласные в корне слова, безударные гласные, парные согласные и т.д)
Слайд 16- 20. Лексико-фразеологические игры.
- «Кто быстрее?»
В этой игре выигрывает тот, кто быстрее вспомнит фразеологические обороты, в которых встречаются следующие слова:
- Как белка в колесе.
- Вот где собака зарыта.
- Как с гуся вода.
- В ежовых рукавицах.
- Козел отпущения.
- «Закончи фразеологизм»
Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.
Плясать… (под чужую дудку), пуститься… (во все тяжкие), отложить… (в долгий ящик), вывести… (на чистую воду), бросать… (слова на ветер), витать… (в облаках), вставлять… (палки в колёса), встать… (с левой ноги), работать… (в поте лица), выходить… (сухим из воды), держать… (язык за зубами), ждать… (у моря погоды).
В настоящее время мы с вами знаем, что в проверочные работы включаются такие задания как, поставить знак ударения в словах. И поэтому можно тоже на каждом уроке проводить орфоэпические минутки в виде игр.
Слайд 22, 24. Например: Игра «Помоги Незнайке»
Надо правильно расставить ударение в следующих словах:
Торты, банты, баловать, шарфы, договор, завидно, щавель, пуловер, туфля, эксперт.
Слайд 23
Слайд 25.
Слайд 26. Результативность игры : 1) формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности; 2) вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике; 3) создаётся положительный морально-психологический климат в классе для развития личности обучающихся; 4) повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся; 5) в каждом классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сфрмированности устойчивой мотивации познания; 6) развивается наблюдательность;, умения видеть необычное в знакомых вещах.
В заключении хочу отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно.
Я надеюсь, что игровые формы, помогут сделать уроки интереснее, а в преподавание этого непростого предмета помогут внести разнообразие.
Слайд 27. Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Слайд 28. Спасибо за внимание!
Литература.
1. В.Н. Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка, 5-9 классы, Волгоград, 2009 г.
2. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998.
3. Н.А. Шульская. Поиграем в эрудитов. Ростов-на Дону, Феникс, 2005.
4. Н.О. Крамаренко. Нетрадиционные уроки по русскому языку, «Учитель» , 2003.
5. Л.А. Щипачева. Нестандартные задания на уроках русского языка.
6. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык».
7. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
8. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.
9. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.
10. «Русский язык в школе», 2009., №3.
11. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка, 2005.
Предварительный просмотр:
- Игры по морфемике и словообразованию.
- «Золушка»
Задание: разобрать слова в «две корзины»: в одну – где -ок- входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.
Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.
1 группа называете слова, где -ок- входит в состав корня, а 2 группа - где -ок- – суффикс.
- «Собери слова»
Задание: собрать 3 слова и выделить морфемы.
Раз снеж ов а ик осин чик под инк вед
(Разведчик, подосиновик, снежинка)
- Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры.
- «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Один ученик называет, а остальные записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью», назовите мне 3 слова с орфограммой –тся и –ться в глаголах (непроизносимые согласные в корне слова, гласные в приставках пре- и при-, чередующиеся гласные в корне и т.д)
- «Замени буквы»
Задание: заменить в глаголе звонкий звук парным глухим так, чтобы слово изменило своё значение.
Тужить (тушить), зиять (сиять), молодить (молотить), задевать (затевать), обрызгать (опрыскать).
- «Лингвистический футбол»
Ученик приглашается к доске – «встаёт на ворота», класс учащихся всегда имеет в своём арсенале сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
Например: 1. Словарный состав языка (лексика).
2
3
4
5. Какие словари помогают понять значение заимствованных слов и узнать об их происхождении? (словарь иностранных слов, толковый словарь).
- Лексико-фразеологические игры.
- «Кто быстрее?»
В этой игре выигрывает тот, кто быстрее вспомнит фразеологические обороты, в которых встречаются следующие слова:
- Как белка в колесе.
- Вот где собака зарыта.
- Как с гуся вода.
- В ежовых рукавицах.
- Козел отпущения.
- «Закончи фразеологизм»
Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.
Плясать… (под чужую дудку), пуститься… (во все тяжкие), отложить… (в долгий ящик), вывести… (на чистую воду), бросать… (слова на ветер), витать… (в облаках), вставлять… (палки в колёса), встать… (с левой ноги), работать… (в поте лица), выходить… (сухим из воды), держать… (язык за зубами), ждать… (у моря погоды).
«Расшифруйте анаграммы»
Мы с вами проведём имитационную игру.
Ученики 2-4 класса уже знают, что если какое — либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами (греч. «ана» – пере, «грамма» – буква): например: «липа» – «пила».
Условие: участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно — игровую ситуацию.
(раздать на столы напечатанные слова)
Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (забор,бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот),
Как вы думаете чему может способствовать данная игра?
(развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива; – развитие коллективизма у учащихся; – воспитания у учащихся чувство языка).
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
- Собери слова.
Прочитайте деформированные слова, запишите их в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
а) Каросо, бярета , сказрас , чийбора, ниравна , сияфеспро , ломасо , повейсо, касоба, латса , цанипше, дагоя
б) Фершо , лимифая, тельчиу, жайроу, рищвато , ретсек, керата, дормипо , тухпе , жирсапас , рагов , цаов.
2.Волщебные превращения.
Столбик слов, которые отвечают на вопрос ЧТО?
Коса
Сон
Оси
Леса
Измените одну букву в словах так, чтобы они стали отвечать на вопрос КТО?
3.Расшифруйте имена существительные.
Расшифруйте весенние слова и определите их род и число:
Пеакль
Нытапроли
Чагр
Снижкнепод
Сокласуь
Чуйре
Жулы
Льреал
4.Слова в словах.
Найдите слова в словах(имена существительные), определите их род и число.
Хоровод (хор, ров, овод)
Шпагат
Яблоко
Буйвол
Волосы
Ярмарка
Голоса
Полоса
5. Третье лишнее.
Из списка слов выбрать лишнее. Объяснить свой выбор.
печь снежный космос
печной снежинка космический
печник снеговик космонавт
7. Четвёртое – лишнее.
Я, он, оба, ты Тебе, тебя, тобой, табун
Мы, он, вы, но Вас, воз, вес, вар
Нас, нами, нем, нам Они, его, ему, яму
Мнём, мну, мне, мни Но, оно, она, они
Мной, меня, мни, мне Нос, низ, наст, нас
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ .
1.Какие это предметы.
Дай быстрый и точный ответ на каждый рисунок-предмет:
Кто сделал его , из чего и где он нужнее всего? (игла, нитки, крючок и т.д.)
2. Доскажи словечко.
Трактор водит - …
Электричку - …
Стены выкрасит - …
Доску выстругал - …
В доме свет провёл - …
В шахте трудится - …
В жаркой кузнице - …
Кто всё знает -…
3. Четвёртый лишний.
Определите, какое слово лишнее. Почему? Запишите в тетрадь это слово и подберите к нему ещё три, чтобы получилась смысловая группа.
Осень, зима, январь, лето.
( Лишнее слово «январь», его записывают в тетради дети и подбирают к нему слова «февраль, март, август»)
Девочка, кукла, мальчик, мама.
(Лишнее слово «кукла», к нему подбираем слова, называющие игрушки)
Тарелка, кастрюля, стул, чайник.
Тетрадь, пенал. учебник, топор.
Роза, лиса, колокольчик, ландыш.
Курица, овца, корова, лошадь.
4. Пропажа.
В клетки нужно вписать имя существительное мужского рода, единственного числа, которые обозначают нижнее покрытие, настил в помещении, в доме.
…очка
…учка
…омка
…янка
…ос
…е
…ен
…есье
…ет
…ив
5.А что это у человека?
Запишите слова – ответы и определите в них род и число.
У птицы это крыло – у человека…
У зверя лапа – у человека…
У собаки морда – у человека…
У конфеты фантик – у человека…
У подводной лодки перископ – у человека…
У льва пасть – у человека…
У машины мотор – у человека…
У рыбы жабры – у человека…
У берёзы сок – у человека…
У экскаватора ковш – у человека…
- Шуточные вопросы.
Что общее есть у пальто и речки?
Что есть у ребёнка, стула. гриба?
Что есть у девушки, у моря и у крестьянина?
Она сверкает на небе, плавает в воде.
Кашу и птицу назвали…
Животное и ямка, а слово одно.
7. Найди определение.
а) Как известно, некоторые слова, в том числе и имена
прилагательные, могут употребляться как в прямом, так и
в переносном значении. Найдите общее определение к
каждой группе из трёх существительных. Например:
хлеб, климат, подушки – общее определение мягкие.
Деревня, тетеря, старушка - …(глухая).
Клён, малыш, парик - …(кудрявые).
Дорога, воля, дисциплина - …(железная).
б) Найдите в первой строке определение
каждому слову из второй строки:
Ясный, упрямый, стройный, здоровый, хитрый, могучий.
Лиса, день, бык, тополь, осёл, дуб, туча.
8.Кто быстрее.
Отвечать, не задумываясь, молниеносно. Кто это? Что это?
Зелёный, продолговатый, сочный -…
Маленькая. серенькая, пугливая -…
Белое. пушистое. лёгкое -…
Ветвистая, зелёная. колючая -...
Белый, душистый, лесной -…
Чистое, голубое, горное -…
9.Восстанови справедливость.
Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот что:
Неуклюжий как крот Верный как слон
Неповоротливый как собака Хитрый как бык
Слепой как пёс Длинный как заяц
Трусливый как медведь Вороватый как жираф
Злой как лиса Упрямый как сорока
Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.
10. Ох, уж этот нос!
Замените словосочетания глаголом:
Задирать нос
Зарубить на носу
Клевать носом
Повесить нос
Водить за нос
11.Закончи пословицу.
Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить
пословицу.
Мир строит, а война……...
Смелый побеждает, а трус……..
Труд кормит, а лень……...
Человек от лени болеет, а от труда…….
Лето припасает, а зима……..
Лентяй ест – греется, а работает -……...
Сумел завязать, сумей и ……..
Чем зря кричать, лучше …….
Декабрь год кончает, а зиму…...
Легко друга потерять, но трудно …...
По одёжке встречают, а по уму …….
Ласточка день начинает, а соловей…..
12. Угадай слово.
Расшифруй слова..
а) Скручивать волокна, делать нитки
- -я- - -
б) Территория страны вместе с её населением, расположенная позади линии фронта
ты-
в) Публичное исполнение ряда музыкальных произведений, балетных, эстрадных и др. номеров по определённой программе
-он- - - -
г) Повышение и понижение тона голоса при произношении
- - -она- - - - - -
д) Лишённый перемен, разнообразия, однообразный, скучный
-оно- - - - - -
е) Такой, о котором знали раньше, известный
- - - -мы-
ё) Приятный на вид, отличающийся гармоничностью, правильностью линий
- - - - -вы-
ж) Производить, вызывать, издавать звон
- -они- -
Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.
Тема «Звонкие и глухие согласные»
Чья команда победит?
Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.
I голос – коза – злой – жаль – жить – сиять – | II кора – кол – твоих – шалость – пить – пас – |
Игра «Эхо»
Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп.
(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть.)
Звуки и смысл
Ж или Ш Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
З или С Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Кто больше?
Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и победитель.
Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.
Помоги Незнайке
Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!
Емеля-дурачок держит экзамен
Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.
1. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лё_)
2. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(Гра_)
3. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прору_ь)
4. В иголках бугорок
Мышку уволок.
(Ё_)
5. Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.
(До_ _ь)
6. Мальчик с пальчик,
Бел балахон,
Шапка красненькая.
(Гри_)
Буратино пишет диктант
Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.
Для начинки на пирог
Приготовили ... (творо_)
Тигр по улицам идет,
Разбегается ... (наро_)
Кот под лавку уволок
Вкусный праздничный ... (пиро_)
Как на улицу пойдешь?
На дворе закапал ... (до_ _ь)
Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал ... (зу_)
Олимпийские игры
Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!
Вставь буквы
Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.
1. Как ни старался, я не мо[к]
Доесть с капустою пиро[к].
2. На кусок моей колба[с]ки
Мурка хитро щурит гла[с]ки.
3. Оглянулся, – чудный ви[т]:
Старый ключ прошиб грани[т].
А.Фет
4. Повар готовил обе[т],
А тут отключили све[т].
Повар леща берет
И опускает в компо[т]...
О.Григорьев
5. На помощь! В большой водопа[т]
Упал молодой леопар[т].
И.Токмакова
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению 2 класс, 3я четверть.
Тема: С. Маршак «Март. Апрель! Апрель! Май»
Цель: Обучающая - Познакомить с весенними изменениями в природе, знакомство со стихотворением о весне.
Развивающая – Развивать внимание, речь, творчество, художественный вкус, музыкальный слух, эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление.
Воспитывающая – Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, ответственное отношение к произносимым словам, к речи.
Личностные: устанавливать связь с целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила поведения.
Регулятивные: определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке; осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД: ориетироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, картине; проводить анализ учебного материала.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение точно выражать свои мысли
Оборудование: Слова для кроссворда, картина Игоря Грабарь «Березовая роща», музыкальное произведение П.И.Чайковского «Подснежник», голоса птиц, компьютер, карточки, учебник, мел, магниты.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, дети! Прозвенел звонок! Начинается урок!
Все готовы слушать и работать дружно?
- Молодцы! Тихо сели!
- Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришла гостья. Какая гостья пришла, узнаете отгадав загадки и решив кроссворд.
- Введение в тему урока.
1загадка: Весной веселит, Летом холодит,
Осенью питает, Зимой согревает.
2 загадка: Что за потолок? То он низок, то высок,
То он сер, то беловать, то – чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый, кружевной и синий-синий.
3 загадка: На шесте – дворец, Во дворце – певец.
4 загадка: Ну-ка, кто из вас ответит Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит. И не пекарь, а печет?
5 загадка: Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
III.Новая тема.
- Правильно, ребята, сегодня к нам на урок пришла сама ВЕСНА.
- Раз к нам в гости пришла ВЕСНА, кто сможет определить тему нашего урока?
- Тема сегодняшнего урока «Весна, весна! И все ей рады!»
- Определите цель нашего урока. Чему мы научимся на этом уроке?
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песню, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем шепчут птицы, журчат ручьи, шепчутся первые листочки деревьев.
Звучит песня о весне.
- Давайте все вместе позовем весну и пригласим гостью на урок. Весна, весна, приходи к нам!
Приходит девушка-ВЕСНА. С ней ее братья: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ.
ВЕСНА: -Здравствуйте, дети. Все наверно узнали моих братьев-месяцев? Скажите , ребята, как их зовут?
Ребята: Март, апрель, май.
ВЕСНА: Дует теплый ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
ВЕСНА: -Верно. Молодцы! Это МАРТ. Ребята, мои братья принесли для вас задания.
МАРТ: - Для вас мы принесли стихи. Мы хотим узнать, как вы умеете выразительно читать и работать со стихами.
Учитель:- Давайте, ребята, покажем братьям Весны как мы умеем ВЫРАЗИТЕЛЬНО читать стихи.
Стихи о братьях Весны написал Самуил Яковлевич Маршак. Прослушайте сначала сообщение об этом писателе. Выставка его книг.
- Работа над произношением:
Темнеет, в марте, тают, на окне, по полям, пробирается, расцвел, праздник.
- Кто заметил на какие орфограммы эти слова?
-Молодцы! Я вижу, что вы хорошо разбираетесь в орфограммах и знаете правила.
2. Словарная работа.
-А сейчас давайте разберем слова, которые нам не совсем понятны.
Рыхлый -улдургей, темнеть-карарар, борарар, капель-эрээн харларнын дамдылары, пробираться-шыргай аразындан эртер, валежник – озан, сынган будуктар, подснежник-хек-даван, распускаться-частыр.
3. Чтение стихотворения месяцем МАРТ. (МАРТ выразительно читает стихотворение)
Вопрос на понимание стихотворения: - О каком месяце это стихотворение?
- Прочитайте, пож-та, это стихотворение сами в полголоса.
- Кто нам выразительно, громко прочитает этот стих?
- Какие изменения в природе происходят в марте? Снег становится рыхлым и темнеет. Тают льдинки на окнах. Солнце светит ярко.
- А какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Грустное или радостное, весёлое)
- А почему это стихотворение вызывает у вас радостное настроение? (Потому что снег тает, солнце светит ярко).
Учитель: - Молодцы, ребята! Я вижу, что Вам понравилось это стихотворение.
А теперь, ребята, прочитайте сами следующее стихотворение. «Апрель!Апрель!»
Выразительное Чтение вслух и подготовка ответов на вопросы.
- О чём это стихотворение?
Вопросы: -Когда на дворе звенит капель?
-Что бежит по полям?
-Где появляются лужи?
-Найдите и прочитайте, что же говорится о муравьях? (о медведи, о птицах)
ФИЗМИНУТКА:
- Покажите как просыпаются муравьи
-Покажите как пробирается медведь
-Покажите как распускается и расцветает подснежник…
Спал цветок и вдруг проснулся.
(Поворот туловища влево, вправо)
Больше спать не захотел.
(Наклон туловища вперед,назад)
Шевельнулся, потянулся.
(Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх,влево,вправо)
Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится и вьется! (Круговые движения)
ВЕСНА: Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
АПРЕЛЬ: -А я вам ещё принес работу великого русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря (портрет этого художника прикрепить на доске). Он написал эту картину в 1940 году. А как называется эта картина вы должны сами догадаться, проанализировав ее. (На экране открывается картина)
1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине? (Весна) Какие признаки говорят, что это весна? (Светит солнце, тает снег, много света) Какой месяц весны на нем изображен? (МАРТ) Какое время суток изображено на картине? (Полдень) Каким образом художник это показал? (По четким темным теням) Солнечный цвет озаряет пейзаж. На картине чистое, безоблачное небо. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием. Яркие краски создают радостное настроение.
- Что изобразил художник на картине? Аллею
- А что растет на этой аллее? Берёзы.
- Он изобразил свои любимые березы, ясный солнечный день, голубое небо, голубой снег. По аллее проехали сани. Солнечные лучи всюду разбрасывают теплые розовые блики, заставляя переливаться снежные сугробы под березами. Как вы думаете, как можно назвать эту картину? (Варианты ответов) Картина так и называется «Березовая аллея».
-Какими цветами воспользовался художник, для передачи весеннего настроения? (Золотистые, розовые, голубые, фиолетовые) Какое настроение они создают у зрителя? (Радостное, весеннее) Какая основная примета говорит о том, что на картине изображена весна? (Солнце светит ярче, светлые краски)
- С помощью чего художники выражают свою радость весне? С помощью ярких красивых красок.
2. Подберите эпитеты к этому дереву.
Какая береза? Белоствольная, тонкая, изящная – березка.
- Молодцы! Братец Апрель понял, что вы очень хорошо умеете работать по картинам и он очень доволен вами.
ВЕСНА: Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
МАЙ: А теперь послушайте следующее стихотворение. (Читает)
- О чем говорится в этом стихотворении?
Чтение учащимися про себя. И вслух.
- А какие изменения в природе происходят в мае? Распускаются ландыши, сирени и другие цветы.
V.Закрепление знаний. МАЙ: -А я вам, ребята, принес музыкальное произведение П.И.Чайковского «Подснежник» (Включается видео, как сквозь снег распускаются первые подснежники. Звучит музыка)
-Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картину.
1. Слушание музыки.
2. Словесная картина услышанного. (Высказывают свои очущения, представления, пришла весна, солнце светит, запели птицы, появляются первые подснежники, журчат ручьи)
- Какое настроение у вас вызывает это произведение Чайковского? Почему?
- С помощью чего композиторы, музыканты выражают свою радость весне?
3. Правила поведения в природе.
- Какие правила поведения нужно выполнять в природе, чтобы все это услышать и не испугать птиц? (Не шуметь, быть наблюдательным, не ломать, не ловить животных)
Работа в группе
4. 1 группа: Напишите какие изменения происходят в природе в марте, 2 группа - в апреле, 3 группа - в мае) опираясь на стихотворения С,Я.Маршака.
РАБОТА ПАРАМИ
-Откройте тетради и подчеркните в списке только весенние явления природы. КАРТОЧКА
Листопад, потепление, метель, появление раннецветущих растений, ледоход, отлет перелетных птиц, половодье, увядание трав, прилет перелетных птиц, таяние снега, распускание листьев на деревьях и кустарниках, первая гроза.
6.Проверка по слайду.
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже.
Маршак с братом поступили в воронежскую Острогожскую гимназию. После он учился в Англии, закончил Лондонский университет, изучил английский язык, что помогло делать литературные переводы. Большую часть своего творчества поэт посвятил детям.
До последнего дня своей жизни (4 июня 1964) Самуил Яковлевич Маршак не расставался с пером и бумагой.
- Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы.
- Самуил Яковлевич по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.
С.Я. Маршак –один из основоположников детской литературы в России. С.Я. Маршак написал детские сказки и пьесы:
«Кошкин дом (1922г.)», «Горя бояться – счастья не видать (1922г.)», «Двенадцать месяцев (1943г.)», «Умные вещи (1945г.)»
««Теремок (1946г.)» и другие
VI.Итог урока. Рефлексия.
ВЕСНА: - Ребята, МЫ рады, что побывали на вашем уроке. Вы красиво, выразительно читаете, слушаете и отвечаете, описываете и рисуете. Пришло время нам уходить с моими братьями. Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня на уроке? А какой месяц вам больше всего понравился? Почему?
-Спасибо, за вашу работу, до свиданья, до следующей весны, ребята! (ВЕСНА, МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ уходят)
VII. Домашнее задание. - Ребята, записываем домашнее задание.
1. Выучить то стихотворение, которое вам больше всего понравилось. (Литературное чтение. Стр.102)
2. Нарисовать рисунок к этому стихотворению. (Рисование)
Выставляются оценки.
КАРТОЧКА
Листопа́д, потепле́ние, мете́ль, появле́ние раннецвету́щих расте́ний, ледохо́д, отлёт перелётных птиц, полово́дье, увяда́ние трав, прилёт перелётных птиц, та́яние снега, распуска́ние ли́стьев на дере́вьях и куста́рниках, пе́рвая гроза́.
КАРТОЧКА
Листопа́д, потепле́ние, мете́ль, появле́ние раннецвету́щих расте́ний, ледохо́д, отлёт перелётных птиц, полово́дье, увяда́ние трав, прилёт перелётных птиц, та́яние снега, распуска́ние ли́стьев на дере́вьях и куста́рниках, пе́рвая гроза́.
КАРТОЧКА
Листопа́д, потепле́ние, мете́ль, появле́ние раннецвету́щих расте́ний, ледохо́д, отлёт перелётных птиц, полово́дье, увяда́ние трав, прилёт перелётных птиц, та́яние снега, распуска́ние ли́стьев на дере́вьях и куста́рниках, пе́рвая гроза́.
КАРТОЧКА
Листопа́д, потепле́ние, мете́ль, появле́ние раннецвету́щих расте́ний, ледохо́д, отлёт перелётных птиц, полово́дье, увяда́ние трав, прилёт перелётных птиц, та́яние снега, распуска́ние ли́стьев на дере́вьях и куста́рниках, пе́рвая гроза́.
КАРТОЧКА
Листопа́д, потепле́ние, мете́ль, появле́ние раннецвету́щих расте́ний, ледохо́д, отлёт перелётных птиц, полово́дье, увяда́ние трав, прилёт перелётных птиц, та́яние снега, распуска́ние ли́стьев на дере́вьях и куста́рниках, пе́рвая гроза́.
КАРТОЧКА
Листопа́д, потепле́ние, мете́ль, появле́ние раннецвету́щих расте́ний, ледохо́д, отлёт перелётных птиц, полово́дье, увяда́ние трав, прилёт перелётных птиц, та́яние снега, распуска́ние ли́стьев на дере́вьях и куста́рниках, пе́рвая гроза́.
КАРТОЧКА
Листопа́д, потепле́ние, мете́ль, появле́ние раннецвету́щих расте́ний, ледохо́д, отлёт перелётных птиц, полово́дье, увяда́ние трав, прилёт перелётных птиц, та́яние снега, распуска́ние ли́стьев на дере́вьях и куста́рниках, пе́рвая гроза́.
КАРТОЧКА
Листопа́д, потепле́ние, мете́ль, появле́ние раннецвету́щих расте́ний, ледохо́д, отлёт перелётных птиц, полово́дье, увяда́ние трав, прилёт перелётных птиц, та́яние снега, распуска́ние ли́стьев на дере́вьях и куста́рниках, пе́рвая гроза́.
Д Н С Б
Е Е О Е
Р Б Л Р
Е О Н Ё
В Ц З
О Е А
С
К
В
О
Р
Е
Ц
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже.
Маршак с братом поступили в воронежскую Острогожскую гимназию. После он учился в Англии, закончил Лондонский университет, изучил английский язык, что помогло делать литературные переводы. Большую часть своего творчества поэт посвятил детям.
До последнего дня своей жизни (4 июня 1964) Самуил Яковлевич Маршак не расставался с пером и бумагой.
- Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы.
- Самуил Яковлевич по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.
С.Я. Маршак –один из основоположников детской литературы в России. С.Я. Маршак написал детские сказки и пьесы:
«Кошкин дом (1922г.)», «Горя бояться – счастья не видать (1922г.)», «Двенадцать месяцев (1943г.)», «Умные вещи (1945г.)»
««Теремок (1946г.)» и другие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье игры и игровые упражнения классифицируются по школьным разделам языкознания...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....
Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С помощью тренингов-игр можно формировать определенные учебные умения и навыки, и развивать у детей такие психические процессы как внимание, память, логическое мышление и т.д., необходимые для успешно...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.....
Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»...
Применение социо-игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе МАСТЕР КЛАСС
Актуальность Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую актив...