Игровые технологии на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
статья на тему

Икомасова Светлана Владимировна

Доклад на педсовет

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

         «Средняя общеобразовательная школа №3» мо «г.Бугуруслан»

                       Игровые технологии

на уроках русского языка и литературного чтения

                                                           

Подготовила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Икомасова С.В.

                                Бугуруслан, 2018

                                                                                                                                                        Учиться надо только  весело.                            

ЧЧтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

                                                                                                                                                              Анатоль Франс,

французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, пересдававший экзамены в колледже  несколько раз и с трудом окончивший его в 22 года. Свои трудности  в обучении он связывал с отсутствием интереса к изучаемым там предметам.

       Русский  язык, по признанию учителей, учеников и даже их родителей,  один из наиболее сложных предметов в курсе начальной  школы. Но также нельзя не признать  важность и необходимость именно в этом возрасте помочь  детям оценить его богатство, уникальность и вызвать стремление уметь им грамотно пользоваться. Не оттолкнуть сложностью, а вызвать интерес к предмету именно на этом этапе изучения русского языка  помогают учителю начальных классов игровые технологии.  

         В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка.   Увлеченный игрой ребёнок  не замечает, что учится - познает новое, запоминает, ориентируется в различных ситуациях, углубляет приобретенный ранее опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию. В игре полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Игра активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь детей, а также способствует формированию орфографической зоркости младших школьников.

     Игра на уроках русского языка и литературного чтения позволяет учителю решать задачи формирования универсальных учебных действий: личностных- умело подобранный материал  позволит детям увидеть и оценить богатство родного языка, желание уметь им пользоваться в полной мере. Этому, в частности, способствуют игры , предполагающие поиск синонимов, антонимов, омонимов, работа с фразеологизмами и другие ;познавательных - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, выдвижение гипотез и их обоснование, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

регулятивных- способность принимать и сохранять учебную задачу в ходе игры, планировать свою деятельность для её решения, умение адекватно оценить результат.

 Неоценимую помощь оказывают игровые технологии в формировании коммуникативных качеств детей : формирование  умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно относиться к ошибкам товарищей ; приобретаются навыки публичных выступлений, умение представлять результат общей работы в паре, группе.

     Познание  младшими школьниками мира языка и литературы в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. 

      Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал на уроке используется в качестве средства игры);

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

       При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Приведу некоторые дидактические игры, которые я применяю на своих уроках русского языка и литературного чтения.

1. Игра « Почтальон» Групповая работа.

Задачи: способствовать закреплению знаний  учащихся по подбору проверочного слова для буквы парного согласного звука, способности к обобщению

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

2 . Игра « Шифровальщики».Работа в паре.

Задачи:  способствовать совершенствованию  процессов анализа и синтеза, пониманию смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Игрокам  предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

3. Найди «лишнее слово»

Задачи: создание условий для формирования способности к сравнительному анализу, развитие внимания, запоминание  правописания непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

    В 3 классе много времени посвящается изучению тем, связанных с глаголом. Чтобы разнообразить работу на уроках  вызвать интерес к изучению довольно сложного для детей материала, стараюсь подбирать игровой материал для каждого урока, представлять необходимые упражнения в игровой форме, используя парную и групповую формы работы.

4.Игра  Правильный выбор. Работа в паре.

Цель: способствовать закреплению знания признаков глагола как части речи.

Задание: выбрать глагол, доказать правильность выбора.

   Большое стекло – стекло на пол

   Поджог дома – поджёг дом

   Пила воду- острая пила

    Белила потолок – белила для потолка

5.Знатоки пословиц. Работа в группе:

Цель: создание условий для совершенствования умения определять время, число, лицо или род глагола.

Задание: закончить пословицу, определить форму подобранного  глагола.

Декабрь год кончает, а зиму….

Родина – мать, умей за неё …

Ласточка день начинает, а соловей…. 

6. Игра Найди слово по его приметам

Это глагол:  его синоним – промчался.

7.Игра Замени одним глаголом . Работа в группе.

Цель: способствовать обогащению речи детей

Задание: заменить глаголом фразеологический оборот.

Совать нос,

дать стрекача,

Клевать носом,

выходить из себя,

Зарубить на носу,

чесать языки,

Унести ноги,

бить баклуши,

Надуть губы,

ломать голову,

Заговаривать зубы,

водить за нос.

8.Игра  Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?  (7 глаголов)

 

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

(Э. Мошковская)

9.Игра Кто как кричит? Работа в группе.

Цель: совершенствование  умения употреблять глагол в нужном числе.

Задание: На доске записаны слова в 2 столбика – существительные в ед. и во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол в нужном числе. Побеждает группа, которая правильно и быстро справится с заданием.

Материал для игры:

Коровы - (мычат),

куры - (кудахчут),

Свиньи – (хрюкают),

вороны - (каркают),

Собаки – (лают),

воробьи - (чирикают),

Кошки -(мяукают),

кукушки - (кукуют),

Утки - (крякают),

соловьи - (поют),

Гуси - (шипят),

лягушки – (квакают),

      Материал уроков литературного чтения также позволяет использовать игровые технологии  на различных этапах работы с текстом.

1.Игра «Установи последовательность» Работа в паре.

Цель: способствовать развитию памяти, логического мышления

Задание—расположить эпизоды произведения, изображённые на картинках или слайде,  в правильном порядке.

2.Игра .«Темная лошадка». Задание—узнать героев произведений по их описаниям. Работа в группе.

Цель: способствовать формированию умения давать характеристику литературному герою.

Задание: группы готовят описание персонажа, затем предлагают остальным его угадать. Игру целесообразно использовать на уроке обобщения по теме.

3.Игра  «Горячий стул».

Цель: формирование умения ориентироваться в содержании художественного текста, давать характеристику персонажу.

Задание: Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске. Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого- нибудь литературного героя. Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул. Отвечающий должен с наименьшим количеством подсказок  отгадать задуманного героя.

4.Игра «Будь внимателен!»

Цель: способствовать развитию произвольного внимания, закрепление знаний о частях речи.

Задание : прочитать абзац, называя вслух только глаголы, существительные или прилагательные.

5.Особенно детям нравятся игры «Радиотеатр», «Театр», целью которых в основном является раскрытие творческого потенциала детей, их актёрских способностей. Дети с удовольствием в 3 классе самостоятельно распределяют роли в группе, готовятся к выступлению , стараются показать свой мини-спектакль достойно, так как в конце урока оценивают работу каждой группы.

       Использование на уроках игровых технологий  является важным средством воспитания и обучения. Часто именно в игре  слабоуспевающие ученики начинают проявлять интерес к изучаемому материалу. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность, повышается  мотивация учебной деятельности, развиваются  коммуникативные способности. Всё это говорит о том, что игра по –прежнему является необходимым и важным элементом урока в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Игровые приемы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку и литературному чтению, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге,...

"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"

Формы, методы и приёмы работы с текстом  на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...

Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом....

Приемы функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

Приемы формирования функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературного чтения  в начальных классах...

Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. (из опыта работы)

в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том,...