Игровые технологии на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
статья на тему
Доклад на педсовет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» мо «г.Бугуруслан»
Игровые технологии
на уроках русского языка и литературного чтения
Подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Икомасова С.В.
Бугуруслан, 2018
Учиться надо только весело.
ЧЧтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс,
французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, пересдававший экзамены в колледже несколько раз и с трудом окончивший его в 22 года. Свои трудности в обучении он связывал с отсутствием интереса к изучаемым там предметам.
Русский язык, по признанию учителей, учеников и даже их родителей, один из наиболее сложных предметов в курсе начальной школы. Но также нельзя не признать важность и необходимость именно в этом возрасте помочь детям оценить его богатство, уникальность и вызвать стремление уметь им грамотно пользоваться. Не оттолкнуть сложностью, а вызвать интерес к предмету именно на этом этапе изучения русского языка помогают учителю начальных классов игровые технологии.
В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. Увлеченный игрой ребёнок не замечает, что учится - познает новое, запоминает, ориентируется в различных ситуациях, углубляет приобретенный ранее опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию. В игре полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Игра активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь детей, а также способствует формированию орфографической зоркости младших школьников.
Игра на уроках русского языка и литературного чтения позволяет учителю решать задачи формирования универсальных учебных действий: личностных- умело подобранный материал позволит детям увидеть и оценить богатство родного языка, желание уметь им пользоваться в полной мере. Этому, в частности, способствуют игры , предполагающие поиск синонимов, антонимов, омонимов, работа с фразеологизмами и другие ;познавательных - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, выдвижение гипотез и их обоснование, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
регулятивных- способность принимать и сохранять учебную задачу в ходе игры, планировать свою деятельность для её решения, умение адекватно оценить результат.
Неоценимую помощь оказывают игровые технологии в формировании коммуникативных качеств детей : формирование умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно относиться к ошибкам товарищей ; приобретаются навыки публичных выступлений, умение представлять результат общей работы в паре, группе.
Познание младшими школьниками мира языка и литературы в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал на уроке используется в качестве средства игры);
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Приведу некоторые дидактические игры, которые я применяю на своих уроках русского языка и литературного чтения.
1. Игра « Почтальон» Групповая работа.
Задачи: способствовать закреплению знаний учащихся по подбору проверочного слова для буквы парного согласного звука, способности к обобщению
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Задания:
- Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
- Составить предложения, используя данные слова.
2 . Игра « Шифровальщики».Работа в паре.
Задачи: способствовать совершенствованию процессов анализа и синтеза, пониманию смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Игрокам предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
- Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
- Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
- Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
3. Найди «лишнее слово»
Задачи: создание условий для формирования способности к сравнительному анализу, развитие внимания, запоминание правописания непроверяемых гласных.
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЕЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
КОРОВА | ЛИСА | ВОЛК | МЕДВЕДЬ |
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
В 3 классе много времени посвящается изучению тем, связанных с глаголом. Чтобы разнообразить работу на уроках вызвать интерес к изучению довольно сложного для детей материала, стараюсь подбирать игровой материал для каждого урока, представлять необходимые упражнения в игровой форме, используя парную и групповую формы работы.
4.Игра Правильный выбор. Работа в паре.
Цель: способствовать закреплению знания признаков глагола как части речи.
Задание: выбрать глагол, доказать правильность выбора.
Большое стекло – стекло на пол
Поджог дома – поджёг дом
Пила воду- острая пила
Белила потолок – белила для потолка
5.Знатоки пословиц. Работа в группе:
Цель: создание условий для совершенствования умения определять время, число, лицо или род глагола.
Задание: закончить пословицу, определить форму подобранного глагола.
Декабрь год кончает, а зиму….
Родина – мать, умей за неё …
Ласточка день начинает, а соловей….
6. Игра Найди слово по его приметам
Это глагол: его синоним – промчался.
7.Игра Замени одним глаголом . Работа в группе.
Цель: способствовать обогащению речи детей
Задание: заменить глаголом фразеологический оборот.
Совать нос, | дать стрекача, |
Клевать носом, | выходить из себя, |
Зарубить на носу, | чесать языки, |
Унести ноги, | бить баклуши, |
Надуть губы, | ломать голову, |
Заговаривать зубы, | водить за нос. |
8.Игра Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении? (7 глаголов)
Я проснулся поутру.
Пляшет Солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеется вся земля,
И шмели снуют, звеня.
Все на свете без меня, без меня!
И я тогда вскочил,
Башмаки скорей схватил.
Мне Ветер, Ветер, Ветер
Сказал, куда идти.
И мой хороший Ветер
Играл со мной в пути.
(Э. Мошковская)
9.Игра Кто как кричит? Работа в группе.
Цель: совершенствование умения употреблять глагол в нужном числе.
Задание: На доске записаны слова в 2 столбика – существительные в ед. и во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол в нужном числе. Побеждает группа, которая правильно и быстро справится с заданием.
Материал для игры:
Коровы - (мычат), | куры - (кудахчут), |
Свиньи – (хрюкают), | вороны - (каркают), |
Собаки – (лают), | воробьи - (чирикают), |
Кошки -(мяукают), | кукушки - (кукуют), |
Утки - (крякают), | соловьи - (поют), |
Гуси - (шипят), | лягушки – (квакают), |
Материал уроков литературного чтения также позволяет использовать игровые технологии на различных этапах работы с текстом.
1.Игра «Установи последовательность» Работа в паре.
Цель: способствовать развитию памяти, логического мышления
Задание—расположить эпизоды произведения, изображённые на картинках или слайде, в правильном порядке.
2.Игра .«Темная лошадка». Задание—узнать героев произведений по их описаниям. Работа в группе.
Цель: способствовать формированию умения давать характеристику литературному герою.
Задание: группы готовят описание персонажа, затем предлагают остальным его угадать. Игру целесообразно использовать на уроке обобщения по теме.
3.Игра «Горячий стул».
Цель: формирование умения ориентироваться в содержании художественного текста, давать характеристику персонажу.
Задание: Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске. Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого- нибудь литературного героя. Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул. Отвечающий должен с наименьшим количеством подсказок отгадать задуманного героя.
4.Игра «Будь внимателен!»
Цель: способствовать развитию произвольного внимания, закрепление знаний о частях речи.
Задание : прочитать абзац, называя вслух только глаголы, существительные или прилагательные.
5.Особенно детям нравятся игры «Радиотеатр», «Театр», целью которых в основном является раскрытие творческого потенциала детей, их актёрских способностей. Дети с удовольствием в 3 классе самостоятельно распределяют роли в группе, готовятся к выступлению , стараются показать свой мини-спектакль достойно, так как в конце урока оценивают работу каждой группы.
Использование на уроках игровых технологий является важным средством воспитания и обучения. Часто именно в игре слабоуспевающие ученики начинают проявлять интерес к изучаемому материалу. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность, повышается мотивация учебной деятельности, развиваются коммуникативные способности. Всё это говорит о том, что игра по –прежнему является необходимым и важным элементом урока в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....
Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...
Игровые приемы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку и литературному чтению, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге,...
"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"
Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...
Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом....
Приемы функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
Приемы формирования функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...
Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. (из опыта работы)
в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том,...