Образовательная программа предшкольной подготовки «Первоклассник» на базе летнего лагеря дневного пребывания МБОУ «КСОШ №1»
рабочая программа на тему
Образовательная программа с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе.
В основу образовательной программы по подготовке к школе положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения. Образовательная программа лагеря дневного пребывания «Первоклассник» опирается в своих принципиальных моментах на программу «Ступеньки детства» под редакцией доктора педагогических наук профессора Н.М. Конышевой.-3-е изд.,перераб.- Смоленск: Ассоциация XXIвек,2013 (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.Программа разработана на основе Законов Российской Федерации "Об образовании" и является нормативно-методическим документом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_predshkolnoy_podgotovki_pervoklassnik_seksyaeva_n.yu_.docx | 72.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждено:
педагогическим советом
МБОУ «КСОШ №1»
Протокол № 6
от 28.05.2014г.
Образовательная программа
предшкольной подготовки
«Первоклассник»
на базе летнего лагеря дневного пребывания МБОУ «КСОШ №1»
Разработчик программы
учитель начальных классов
МБОУ «КСОШ №1»
Сексяева Наталья Юрьевна
Плешаново
2014
« Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Пояснительная записка
Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь?
Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, знаний и умений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении и установлении новых связей со взрослыми и сверстниками.
Возникла необходимость в составлении образовательной программы с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе.
В основу образовательной программы по подготовке к школе положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения. Образовательная программа лагеря дневного пребывания «Первоклассник» опирается в своих принципиальных моментах на программу «Ступеньки детства» под редакцией доктора педагогических наук профессора Н.М. Конышевой.-3-е изд.,перераб.- Смоленск: Ассоциация XXIвек,2013 (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.Программа разработана на основе Законов Российской Федерации "Об образовании" и является нормативно-методическим документом.
Данная программа содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание программы обеспечивает развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.
Занятия проводятся в июне - одна лагерная смена – 3-4 урока по 25 минут, динамические паузы, экскурсии, игровые занятия,родительское собрание, консультации.
Программу реализуют учителя начальной школы, к совместной работе также привлекаются педагоги дополнительного образования, администрация школы, психолог.
Мероприятия проводятся на базе образовательного учреждения.
Цель программы:способствоватьуспешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению.
Задачи программы:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие любознательности;
-развитие самостоятельности, творческой активности;
- формирование и развитие основных познавательных процессов и умственных действий;
- развитие умений действовать по правилам
- развитие коммуникативных умений.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Первоклассник» не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. Программа «Первоклассник» начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития.
Принципы:
• Доступность. Заключается в том, что занятия в лагере дневного пребывания «Первоклассник» предоставляется всем детям любого уровня готовности к школе, готовящиеся к школьному обучению.
• Универсальность. Заключается в том, что подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников.
• Комфортность. Заключается в положительной эмоциональной оценке любого достижения дошкольника со стороны педагога, чтобы успех ребят переживался ими как радость.
• Направленность. Заключается в том, что учитель не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой.
• Открытость. Заключается в том, что в лагере дневного пребывания работают педагоги разной специфики по программам, которые одобрены педагогическим советом.
• Добровольность. Заключается в том, что в лагерь дневного пребывания «Первоклассник» попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.
• Актуальность. Заключается в использовании современных достижений науки, своевременном реагировании на изменения социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность;
- сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;
- коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей;
- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников.
Пользователи программы:
Дети 6,5-7-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
Учебный планпредшкольной подготовки
«Первоклассник»
на базе летнего лагеря дневного пребыванияМБОУ «КСОШ №1»
на 2013-2014 учебный год.
Учебный план устанавливает общее количество часов - 68, из расчёта 3-4часа учебной нагрузки в день. Занятия проводятся ежедневно в течение 21 дня. Продолжительность занятий – 25 мин с перерывами не менее 10 минут.
Учебно-методическое обеспечение программы:
- Подготовка к чтению и письму. (О.В.Кубасова, О.И.Бадулина)
- Математическое развитие. (Н.Б.Истомина)
- Ознакомление с окружающим миром. (О.Т.Поглазова)
- Художественно-конструкторская деятельность. (Н.М.Конышева)
- Физическая культура (М.В. Малыхина).
- РПС (О. Холодова)
- Введение в школьную жизнь (Г.А.Цукерман).
Образовательные области. | Учебные предметы. | Число учебных занятий в неделю. | Число учебных занятий в месяц. |
Физическая культура. Здоровье. | Физическая культура. | 2 | 8 |
Познание. | Ознакомление с окружающим миром. Математика. | 2 4 | 8 16 |
Коммуникация. Чтение художественной литературы. | Обучение грамоте (подготовка к чтению и письму). | 5 | 20 |
Художественно-конструкторская деятельность. | Технология. | 2 | 8 |
Психолого-педагогическое сопровождение. | Введение в школьную жизнь | 1 | 4 |
РПС. | 1 | 4 | |
Итого: | 17 | 68 |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательных областей.
Физическая культура.
М. В. Малыхина
Пояснительная записка.
Целью образования в области физической культуры в дошкольных учреждениях является поэтапное достижение свойственного каждому возрастному периоду физического совершенствования детей, их оздоровление.
В соответствии с целью физкультурного образования дошкольников формулируются соответствующие задачи:
— формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;
— совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, формирование умений их вариативного использования в игровой и соревновательной деятельности, в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями;
— расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и упражнений и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
— совершенствование навыков и умений в выполнении физических упражнений, связанных с укреплением здоровья и формированием правильной осанки;
— расширение функциональных возможностей систем организма и повышение адаптивных его свойств посредством направленного развития основных физических качеств и способностей;
— формирование практических умений и навыков по использованию подвижныхигр и элементов соревнования в оздоровительных формах организации физической культуры.
Содержание.
Основы знаний о физической культуре.
Связь занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности. Основные правила личной гигиены. Правила техники безопасности на занятиях физической культурой.
Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Подвижные игры и игровые упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Змейка», «Пройди бесшумно», «Раки», «Через холодный ручей», «Не урони мешочек», «Альпинисты», «Выручи бельчонка», «Птички на дереве», «Товарищи-командиры».
Организующие команды и приемы: «Становись — разойдись!», «Дружное звено», «Оловянные солдатики», «Смена мест».
Общеразвивающие физические упражнения:
Имитационные упражнения (положения рук, ног, туловища и движения ими): «Маятник», «Бокс», «Эспандер», «Футболист», «Насос», «Сапоги», «Дровосек», «Пили дрова», «Лодка качается», «Кот проснулся», «Косари», «Пловец», «Сядем по-турецки», «Качели», «Ласточка», «Мостик», «Березка», «Комбайн». Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов, с гимнастической палкой, обручем, мячами.
Оздоровительные упражнения:
Упражнения на контроль осанки в движении: «Штангист», «Водонос», «Самолет», «Сбор фруктов», «Стрела»; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета: «Индеец в дозоре», «Летящая птица», «Любопытный котенок».
Формирование свода стопы: ходьба на носках, на пятках — «Танец на канате», на внешней стороне стопы — «Обезьянка.
Упражнения для профилактики и коррекции нарушения зрения: «Восьмерка», «Ходики», «Дирижер».
Психофизические упражнения: упражнения на внимание — «Запрещенный цвет», «Поймай мяч», «Три стихии», наблюдательность — «Узнай, кто затейник»; двигательную память — «Не ошибись!», «Конькобежец», «Фигурист», «Лыжник», «Фехтовальщик»; подвижные игры:«Вернись на место», «Запрещенное движение», «Ухо — нос», «Кулак — ладонь», «Тряпичная кукла».
Бег: с высоким подниманием бедра — «Цирковые лошадки», с захлестом голени — «Веселый жеребенок», с выносом прямой ноги вперед — «Деревянный человечек», с ускорением — «Быстрее ветра», «Змейка», «Челночок».
Прыжки: на двух ногах (на месте, с поворотами вправо и влево, кругом) — «Винтик», «Удочка»; на одной ноге (на месте, вперед, назад, через линию) — «С кочки на кочку», «Воробьишки»; с продвижением вперед и назад, левым и правым боком — «Козлики», в длину и в высоту с места, вверх из приседа — «Поймай комарика», «Кенгуру», «Зайцы в огороде».
Планируемые результаты:
В результате освоения программного материала по физической культуре дошкольники должны:
иметь представления:
— о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
— об основных правилах личной гигиены;
— о соблюдении техники безопасности на занятиях физической культурой;
уметь:
— выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующих на формирование правильной осанки;
— выполнять комплекс дыхательных упражнений;
— выполнять комплекс утренней зарядки;
— играть в подвижные игры;
— выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
— выполнять строевые упражнения;
— демонстрировать уровень физической подготовленности.
Примерное тематическое планирование по физической культуре.
Темы программного материала. | Количество часов. |
I.Основы знаний о физической культуре. Правила поведения на занятиях физической культуры. | В соответствующих разделах программы. |
II.Способы физкультурной деятельности. | |
1.Общеразвивающие упражнения. | 2 |
2.Оздоровительные упражнения. | 2 |
3.Подвижные игры. | 4 |
Итого: | 8 |
Математика
Н.Б.Истомина
Пояснительная записка.
В математическом содержании подготовительного периода объединены пять основных линий:
– представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов (сравнение предметов по признакам, изменение признаков, выделение элементов в различных объектах, их сравнение и изменение, понимание и конкретизация пространственных отношений);
- представление о количестве (установление взаимно-однозначного соответствия между предметами, понимание количественных отношений «больше», «меньше», «столько же», изменение количества, упражнения в счёте, знакомство с математическими знаками);
– геометрические фигуры (узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник), конструирование их моделей, выделение фигур на фоне различных линий);
– представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач);
- представление о последовательности событий (что сначала, что потом).
В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью в клетку и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Дети обучаются сравнению предметов (фигур), групп предметов по форме, (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Математическое содержание курса:
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни останавливались. Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Учить на наглядной основе, составлять и решать простые задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
Содержательно – логические задания на развитие:
– внимания – простейшие лабиринты, игры “Веселый счет”, “Сравни рисунки”, найди общие элементы и др.;
– воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезок по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
– графические диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
– мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
- Знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом.
- Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры.
- Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
- Проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др).
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).
Тематическое планирование по математике.
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов |
1 | Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | 1 |
2 | Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева, между, посередине и др. | 1 |
3 | Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т.д. | 1 |
4 | Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. | 1 |
5 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | 1 |
6 | Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. | 1 |
7 | Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. | 1 |
8 | Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек. | 1 |
9 | Число 1 и цифра 1.Число 2 и цифра 2. Пара. | 1 |
10 | Число 3 и цифра 3.Число 4 и цифра 4.Образование следующего числа путем прибавления единицы. | 1 |
11 | Число 5 и цифра 5.Число 6 и цифра 6.Сравнение чисел на наглядной основе. | 1 |
12 | Число 7 и цифра 7.Число 8 и цифра 8.Прямой и обратный счет в пределах 10. | 1 |
13 | Число 9 и цифра 9. Решение простых задач на сложение и вычитание. | 1 |
14 | Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0. | 1 |
15 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглнаглядной основе. | 1 |
16 | Обобщение изученного. Итоговое занятие. | 1 |
ПОДГОТОВКА К ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
О.И.Бадулина
Пояснительная записка
Совершенствование речи носит развивающий и воспитывающий характер. В процессе обучения у детей развиваются способности, осуществляется их умственное, нравственное, эстетическое развитие, формируется отношение к окружающему миру, вырабатываются определенные черты характера.
В основе подготовки лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Совершенствование речи выступает как средство познания мира, формирование мысли, общения с людьми и на этой основе формирования мировоззрения.
Цель:
Развитие умений говорения, слушания, чтения (слияние звуков в слоги), интереса к собственной речи и речи окружающих, обогащение словаря и грамматического строя речи, развитие мелкой моторики.
Задачи:
-научить детей не путать понятия «звук» и «буква»;
-научить читать слова, предложения, научить писать печатными буквами;
-научить определять заданный звук в начале, в середине и в конце слова;
-научить различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
-познакомить с ударением, с ударным слогом, научить находить ударный слог в слове, что позволит детям перейти к чтению целыми словами;
-подготовка руки к письму(рисование линий, обведение рисунков по контуру, штриховка не только нарисованных предметов, но и печатных букв, рисование и письмо по клеточкам, написание букв и цифр, написание по линейкам элементов прописных букв, написание слов и предложений печатными буквами);
-произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание, что способствует формированию выразительности речи;
-учить говорить согласно нормам литературного произношения.
1. Чтение
Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют:
1) зрительный;
2) речедвигательный;
3) речеслуховой;
4) смысловой.
Учитывая эти особенности процесса чтения, содержание данного курса направлено на развитие определённых компетенций дошкольника и решает следующие задачи:
– развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками, проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта);
Тематическое планирование по обучению грамоте.
№ | Разделы (тематика занятий) | Количество часов |
1 | Речь: говорение. Речь: слушание. Составление рассказа по серии картинок. Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов. | 1 |
2 | Речь: чтение. Речь: письмо.Русская народная сказка« Маша и медведь». Рисование декоративных узоров разных форм. | 1 |
3 | Звуки речи. Составление рассказа по серии картинок. Штриховка. | 1 |
4 | Гласные звуки. Русская народная сказка «Курочка Ряба» Строка и междустрочное пространство. | 1 |
5 | Согласные звуки: твердые и мягкие. Составление рассказа по серии картинок. Рисование бордюров в ограниченном пространстве ( рабочая строка). | 1 |
6 | Согласные звуки: твердые и мягкие. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо). | 1 |
7 | Повторение: звуки речи. Составление рассказа по серии картинок. Прямая наклонная линия (короткая и длинная). | 1 |
8 | Слова. Русская народная сказка« Три медведя». Прямые линии с закруглением внизу. | 1 |
9 | Слова. Составление рассказа по серии картинок. Прямые линии с закруглением вверху. | 1 |
10 | Слоги. Русская народная сказка«Гуси-лебеди» Письмо длинной линии с петлёй вверху. | 1 |
11 | Слоги. Составление рассказа по серии картинок. Письмо длинной линии с петлёй внизу. | 1 |
12 | Ударение. Русская народная сказка«Лиса и заяц» Письмо овалов. | 1 |
13 | Ударение. Составление рассказа по серии картинок. Письмо полуовалов. | 1 |
14 | Слова добрые и вежливые.Пересказ знакомой сказки. Повторение изученных элементов. | 1 |
15 | Ребусы. Составление рассказа по серии картинок. Повторение изученных элементов. | 1 |
16 | Рифма. Пересказ знакомой сказки. Повторение изученных элементов. | 1 |
17 | Игры- диалоги. Составление рассказа по серии картинок. Повторение изученных элементов. | 1 |
18 | Игры со словами. Пересказ знакомой сказки. Повторение изученных элементов. | 1 |
19 | Обобщение изученного. | 1 |
20 | Итоговое занятие. | 1 |
– развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове, определение последовательности звуков, характеристика звуков: гласный, согласный, твёрдый, мягкий); работа со звуковыми и слоговыми моделями слова, выделение ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и индивидуальное размеренное произнесение слогов и слов; работа с рифмами;
– знакомство со зрительным образом всех букв русского алфавита, запоминание букв (только печатный шрифт);
– обогащение и активизация словаря и, что особенно важно,
работа над пониманием смысла слова.
Особое внимание в данном курсе уделено механизму обучения чтению. Используется позиционный принцип, сущность которого состоит в требовании выработать у ребёнка ориентацию на последующую букву. При этом важной задачей является дифференциация, с одной стороны, гласных и согласных, с другой – мягких и твёрдых согласных фонем.
2. Письмо
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.
Процесс письма – это синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. В связи с вышесказанным в данном разделе программы решаются следующие задачи:
– повышение уровня наглядно-образного мышления детей;
– совершенствование способности к зрительному восприятию различных форм;
– умение ориентироваться в пространстве листа;
– укрепление руки;
– улучшение координации движений;
– знакомство с гигиеническими правилами письма;
– формирование зрительно-двигательного образа буквы (конструирование буквы из различных материалов, письмо печатных букв, письмо слов).
3. Общее развитие детей
Как и вся программа в целом, данный раздел носит общеразвивающий характер и способствует формированию предпосылок
к учебной деятельности:
– развитие познавательных процессов;
– умение работать по инструкции;
– умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
– умение задавать вопрос и отвечать на вопросы;
– развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез);
– развитие логического мышления;
– развитие любознательности.
4. Формирование представлений:
– виды речи (говорение, слушание, чтение, письмо);
– алфавит;
– гласные и согласные звуки;
– ударение;
– правила речи;
– гигиенические правила письма;
– ребус;
– рифма
ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Н.М.Конышева
Пояснительная записка
Основные задачи занятий по художественному конструированию:
1) расширение и обогащение чувственного опыта дошкольников, их знаний и представлений об объектах окружающего мира;
2) развитие основных психических процессов и приёмов познавательной деятельности (умственной и практической);
3) развитие моторики и зрительно-моторных координаций;
4) формирование осознанности и произвольности поведения и деятельности;
5) развитие изобретательности, инициативности, любознательности, формирование положительной мотивации учения.
Предлагаемый порядок следования занятий разработан на основе системного подхода к развитию ребёнка. В их последовательности заложена постепенность перехода с одной
ступени на другую сразу по нескольким линиям развития дошкольника:
1) сенсорной (накопление, расширение, уточнение и детализация чувственного опыта, знаний и представлений о предметах окружающего мира);
2) моторно- физиологической (развитие двигательных умений, согласованности движений и действий, их точности);
3) интеллектуально- психологической (развитие познавательных процессов и приёмов умственной деятельности);
4) эмоционально- эстетической (развитие восприимчивости к красоте и гармонии окружающего мира и эмоционально- оценочного отношения к нему).
Над отдельными изделиями дети могут работать не одно, а два- три занятия. Такие задания имеют особую дидактическую ценность, поскольку позволяют вырабатывать у воспитанников привычку к терпению, тщательной и добросовестной работе в течение длительного времени с перерывами.
Тематическое планирование.
№ | Тематика занятий | Изделие | Кол-во часов |
1 | Выкраивание деталей из бумаги способом обрывания. Сборка конструкции из отдельных элементов. | Цветы и бабочки из бумаги. | 1 |
2 | Лепка, композиция в объёме. | Объёмная композиция «Грибы» | 1 |
3 | Простые приёмы рисования (раскрашивание контурного рисунка) | Яблоко | 1 |
4 | Конструирование из бумаги. Сгибание и складывание. | Самолёт. | 1 |
5 | Комбинированное конструирование несложных форм из природного материалов и пластилина. | Объёмные композиции « Ёжики», « Черепашки» | 1 |
6 | Ритм элементов в узоре. | Узоры в полосе. | 1 |
7 | Рисование пластилином : новые приёмы, барельеф. | Декоративные пластины « Кораблики». | 1 |
8 | Модульное конструирование на плоскости. | Аппликация из геометрических фигур « Птичка» | 1 |
Ознакомление с окружающим миром
О.Т.Поглазова
Пояснительная записка
Раздел программы основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.
Планируемые результаты:
ребенок должен уметь:
распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
называть основные признаки времён года;
уметь различать диких и домашних животных;
распознавать обитателей суши, водоёмов, морей
Тематическоепланирование.
№ | Тематика занятий | Кол-во часов |
1 | Мир, который тебя окружает. Наша страна, наше село, твоя улица. | 1 |
2 | Наша школа, наш класс. Экскурсия по школе. | 1 |
3 | Школьные принадлежности. | 1 |
4 | Домашние, дикие животные. | 1 |
5 | Птицы. | 1 |
6 | Обитатели водоёмов. | 1 |
7 | Насекомые. | 1 |
8 | Лиственные и хвойные растения. Экскурсия в парк. | 1 |
РПС
О.Холодова
Пояснительная записка
Цель: расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.
Задачи:
1.развитие познавательных способностей.
2.развитие общеучебных умений.
3.развитие общеучебных навыков.
Программа включает в себя:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задание на развитие логического мышления.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нудного пути.
ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ
В занятия включены упражнении на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, дошкольники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.
В результате таких упражнений дошкольники осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания математического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и линий;
- выбор фигур нужной формы и восстановление целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур;
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданий с целью выявления замаскированного рисунка;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ
С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнении, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Для реализации содержания программы учитель использует в работе методическое пособие. О. Холодовой «Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика»и рабочую тетрадь «За три месяца до школы».
Планируемые результаты:
в процессе прохождения курса « Развитие познавательных способностей» дети научатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Тематическое планирование.
№ | Тематика занятий | Кол-во часов |
1 | Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи. | 1 |
2 | Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи. | 1 |
3 | Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи. | 1 |
4 | Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи. | 1 |
Введение в школьную жизнь
Г.А. Цукерман
Пояснительная записка
Программа адаптационного периода
- обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;
- способствует психологической адаптации детей в школе;
- знакомит с основными школьными правилами;
- прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;
- обучает элементарным приемам обратной связи;
- развивает внимание, память, мышление, воображение;
- формирует классный коллектив.
В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами.
Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании.
В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.
Тематическое планирование.
№ | Тематика занятий | Кол-во часов |
1 | Знакомство. Введение знака «Поднятая рука» | 1 |
2 | Умение договариваться | 1 |
3 | Введение знака «Хор» | 1 |
4 | Введение знака «Мы готовы» | 1 |
Школа родителей будущих первоклассников
Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. По статистике «более 30% детей начальной школы имеют не проходящие трудности обучения». (Крутова М С. О проблеме преемственности между начальным звеном и средним.Завуч начальной школы. – №3, 2012, с.61)
Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению трудно переоценить и не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.
Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) – переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала – заслуженной. Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы – предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.
При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, и кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение.
Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.
У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “неорганизованных” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению.
Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.
Педагоги и родители должны согласовывать свои действия с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве.
В программе лагеря дневного пребывания «Первоклассник» запланированы два родительских собрания по родительскому всеобучу по основным проблемам, возникающих при подготовке к школьному обучению. Кроме того, в ходе работы лагеряпроводятся индивидуальные консультации с родителями по интересующим их вопросам.
Список литературы, использованной при составлении программы.
- Бадулина О.И. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста (в 3-х частях).- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.
- Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000.
- Волина В.В. Праздник букваря. – М., 1999.
- Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – М.: Изд. Олма Медиа Групп, 2007.
- Гиппиус А. К школе готов! – М.: АСТ, 2007.
- Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. – Издательский дом «Литера», 2004.
- Истомина Н.Б. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста (в 2-х частях).- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
- Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность детей старшего дошкольного возраста.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
- Конышева Н.М. Методические рекомендации к дидактическому материалу «Художественно-конструкторская деятельность детей старшего дошкольного возраста»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
- Коноваленко С. В.Как подготовить ребёнка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М., 2003.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Дрофа, 2000.
- Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Первые дни ребёнка в школе: рефлексивные круги и игры./ Авторы-сост. Говоркова Н.Б., Кукушкина Г.Г. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. – Ярославль: «Академия развития», 2000.
- Ступеньки детства: программа – концепция для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников. Под редакцией Н.М.Конышевой. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
- Узорова О. В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М: АСТ «Астрель»,2009.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2000 простых заданий. Буквы, слоги, слова. – Издательство «Астрель», 2008.
- Холодова О. За три месяца до школы. Рабочая тетрадь. – М.: Росткнига, 2010.
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.
Сайты в помощь учителю и родителям будущих первоклассников:
- www.методцентр.рф – Комплексная служба психолого-педагогического и социального сопровождения.
- www.defectolog.ru – сайт для дефектологов и логопедов.
- www.raskrasko.ru – обучающие раскраски на разные темы.
- www.raskraska.com – раскраски на разные темы.
- www.twirpx.com – рабочие тетради для дошкольников.
- www.proshkolu.ru – портал для учителей, содержащий методические материалы.
- www.pedmir.ru – сайт практической направленности, содержащий разработки уроков, презентации.
- www.defectolog.ru – сайт для логопедов и дефектологов.
- www.prozagadki.ru – разные загадки, в том числе и математические, на одну букву, с подвохом, ребусы.
- www.korogovor.ru – скороговорки на определённую букву.
- www.detsad-kitty.ru – практический материал для воспитателей, родителей и учителей.
- www.detgazeta.ru – детская газета.
- www.cofe.ru – детский сказочный журнал «Почитай-ка».
- www.skazochki.narod.ru – сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.
- www.vidod.edu.ru – Федеральный портал «Дополнительное образование детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа лагеря дневного пребывания "Дружба" МБОУ Платовской СОШ. Презентация.
Презентация отражает жизнь детей в лагере....
программа патриотического воспитания детей при школьном летнем лагере дневного пребывания
Данная Программа имеет патриотическую направленность.Программа составлена мной для использования при работе в ЛДП при школе в летний период.Наша программа была признана лучшей в районном туре республи...
Сценарий танцевального марафона в летнем лагере дневного пребывания
В сценарии танцевального марафона использовано большое количество игр, предназначенных для соревнования между тремя командами, а также для болельщиков....
Образовательная программа предшкольной подготовки
В данной методической разработке вы найдёте образовательную программу для подготовки дошкольников к обучению в школе по окружающему миру, математике, развитию речи....
Программа летнего лагеря дневного пребывания
Программа имеет спортивно-оздоровительну направленность, духовно-нравственную, интеллектуально-развивающую и экологическую....
Сценарий открытия смены летнего лагеря дневного пребывания. ( Праздник)
Методическая разработка представляет сценарный конспект праздничного мероприятия для обучающихся начальной школы - открытие школьного Лагеря дневного пребывания. По структуре, разделам, информационной...
Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Наследие России»
Программа летнего лагеря...