Образовательная программа предшкольной подготовки «Первоклассник» на базе летнего лагеря дневного пребывания МБОУ «КСОШ №1»
рабочая программа на тему

Сексяева Наталья Юрьевна

Образовательная программа  с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе.

В основу  образовательной программы по подготовке к школе положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения. Образовательная программа  лагеря дневного пребывания «Первоклассник» опирается в своих принципиальных моментах на программу «Ступеньки детства» под редакцией доктора педагогических наук профессора Н.М. Конышевой.-3-е изд.,перераб.- Смоленск: Ассоциация XXIвек,2013 (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.Программа разработана на основе Законов Российской Федерации "Об образовании" и является нормативно-методическим документом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»

                                                                                          Утверждено:                                                                        
                                                                                                              педагогическим советом

                                                                                                        МБОУ «КСОШ №1»

                                                                                             Протокол № 6                                                          
                                                                                             от 28.05.2014г.

Образовательная программа

предшкольной подготовки

«Первоклассник»

на базе летнего лагеря дневного пребывания МБОУ «КСОШ №1»

Разработчик программы

учитель начальных классов

МБОУ «КСОШ №1»

Сексяева Наталья Юрьевна

Плешаново

2014

« Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Пояснительная записка

Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь?

Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, знаний и умений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении и установлении новых связей со взрослыми и сверстниками.

Возникла необходимость в составлении образовательной программы  с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе.

В основу  образовательной программы по подготовке к школе положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения. Образовательная программа  лагеря дневного пребывания «Первоклассник» опирается в своих принципиальных моментах на программу «Ступеньки детства» под редакцией доктора педагогических наук профессора Н.М. Конышевой.-3-е изд.,перераб.- Смоленск: Ассоциация XXIвек,2013 (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.Программа разработана на основе Законов Российской Федерации "Об образовании" и является нормативно-методическим документом.

Данная программа содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание программы обеспечивает развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.

Занятия проводятся в июне  - одна лагерная смена  – 3-4 урока по 25 минут, динамические паузы, экскурсии, игровые занятия,родительское собрание,  консультации.

Программу реализуют учителя начальной школы, к совместной работе также привлекаются  педагоги  дополнительного образования, администрация школы, психолог.

Мероприятия  проводятся на базе образовательного учреждения.

Цель программы:способствоватьуспешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению.

Задачи программы:

- сохранение и укрепление здоровья;

- развитие любознательности;

-развитие самостоятельности, творческой активности;

- формирование и развитие основных познавательных процессов и умственных действий;

- развитие умений действовать по правилам

- развитие коммуникативных умений.

Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Первоклассник»  не только ставит своей целью подготовить ребёнка  к обучению к школе, но и решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.  Программа «Первоклассник» начинает формировать предпосылки УУД:

-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.

Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития.

Принципы:

•        Доступность. Заключается в том, что занятия в лагере дневного пребывания «Первоклассник» предоставляется всем детям любого уровня готовности к школе, готовящиеся к школьному обучению.

•        Универсальность. Заключается в том, что подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников.

•        Комфортность. Заключается в положительной эмоциональной оценке любого достижения дошкольника со стороны педагога, чтобы успех ребят переживался ими как радость.

•        Направленность. Заключается в том, что учитель не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой.

•        Открытость. Заключается в том, что в лагере дневного пребывания работают педагоги разной специфики по программам, которые одобрены педагогическим советом.

•        Добровольность. Заключается в том, что в лагерь дневного пребывания «Первоклассник» попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.

•        Актуальность. Заключается в использовании современных достижений науки, своевременном реагировании на изменения социального заказа, стандартов образования,  мониторинговых показателей.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность;
  • сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;
  • коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей;

  • повышение уровня педагогической компетентности родителей;

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников.

Пользователи программы:

Дети 6,5-7-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

Учебный планпредшкольной подготовки

«Первоклассник»

на базе летнего лагеря дневного пребыванияМБОУ «КСОШ №1»

на 2013-2014 учебный год.

Учебный план устанавливает общее количество часов - 68, из расчёта 3-4часа учебной нагрузки в день. Занятия проводятся ежедневно в течение 21 дня. Продолжительность занятий – 25 мин с перерывами не менее 10 минут.

Учебно-методическое обеспечение программы:

  1. Подготовка к чтению и письму. (О.В.Кубасова, О.И.Бадулина)
  2. Математическое развитие. (Н.Б.Истомина)
  3. Ознакомление с окружающим миром. (О.Т.Поглазова)
  4. Художественно-конструкторская деятельность. (Н.М.Конышева)
  5. Физическая культура (М.В. Малыхина).
  6. РПС (О. Холодова)
  7. Введение в школьную жизнь  (Г.А.Цукерман).

Образовательные области.

Учебные предметы.

Число учебных занятий в неделю.

Число учебных занятий в месяц.

Физическая культура. Здоровье.

Физическая культура.

2

8

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

Математика.

2

4

8

16

Коммуникация. Чтение художественной литературы.

Обучение грамоте (подготовка к чтению и письму).

5

20

Художественно-конструкторская деятельность.

Технология.

2

8

Психолого-педагогическое сопровождение.

Введение в школьную жизнь

1

4

РПС.

1

4

                                                                                   Итого:

17

68

Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательных областей.

Физическая культура.

М. В. Малыхина

                                               Пояснительная записка.

        Целью образования в области физической культуры в дошкольных учреждениях является поэтапное достижение свойственного каждому возрастному периоду физического совершенствования детей, их оздоровление.

    В соответствии с целью физкультурного образования дошкольников формулируются соответствующие задачи:

       — формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;

       — совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, формирование умений их вариативного использования в игровой и соревновательной деятельности, в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями;

       — расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и упражнений и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;

       — совершенствование навыков и умений в выполнении физических упражнений, связанных с укреплением здоровья и формированием правильной осанки;

       — расширение функциональных возможностей систем организма и повышение адаптивных его свойств посредством направленного развития основных физических качеств и способностей;

— формирование практических умений и навыков по использованию подвижныхигр и элементов соревнования в оздоровительных формах организации физической культуры.

Содержание.

Основы знаний о физической культуре.

       Связь занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности. Основные правила личной гигиены. Правила техники безопасности на занятиях физической культурой.

Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

 Подвижные игры и игровые упражнения

       На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Змейка», «Пройди бесшумно», «Раки», «Через холодный ручей», «Не урони мешочек», «Альпинисты», «Выручи бельчонка», «Птички на дереве», «Товарищи-командиры».

       Организующие команды и приемы: «Становись — разойдись!», «Дружное звено», «Оловянные солдатики», «Смена мест».

Общеразвивающие физические упражнения:

              Имитационные упражнения (положения рук, ног, туловища и движения ими): «Маятник», «Бокс», «Эспандер», «Футболист», «Насос», «Сапоги», «Дровосек», «Пили дрова», «Лодка качается», «Кот проснулся», «Косари», «Пловец», «Сядем по-турецки», «Качели», «Ласточка», «Мостик», «Березка», «Комбайн». Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов, с гимнастической палкой, обручем, мячами.

       Оздоровительные упражнения:

Упражнения на контроль осанки в движении: «Штангист», «Водонос», «Самолет», «Сбор фруктов», «Стрела»; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета: «Индеец в дозоре», «Летящая птица», «Любопытный котенок».

Формирование свода стопы: ходьба на носках, на пятках — «Танец на канате», на внешней стороне стопы — «Обезьянка.

Упражнения для профилактики и коррекции нарушения зрения: «Восьмерка», «Ходики», «Дирижер».

Психофизические упражнения: упражнения на внимание — «Запрещенный цвет», «Поймай мяч», «Три стихии», наблюдательность — «Узнай, кто затейник»; двигательную память — «Не ошибись!», «Конькобежец», «Фигурист», «Лыжник», «Фехтовальщик»; подвижные игры:«Вернись на место», «Запрещенное движение», «Ухо — нос», «Кулак — ладонь», «Тряпичная кукла».

Бег: с высоким подниманием бедра — «Цирковые лошадки», с захлестом голени — «Веселый жеребенок», с выносом прямой ноги вперед — «Деревянный человечек», с ускорением — «Быстрее ветра», «Змейка», «Челночок».

Прыжки: на двух ногах (на месте, с поворотами вправо и влево, кругом) — «Винтик», «Удочка»; на одной ноге (на месте, вперед, назад, через линию) — «С кочки на кочку», «Воробьишки»; с продвижением вперед и назад, левым и правым боком — «Козлики», в длину и в высоту с места, вверх из приседа — «Поймай комарика», «Кенгуру», «Зайцы в огороде».

       Планируемые результаты:

В результате освоения программного материала по физической культуре дошкольники должны:

       иметь представления:

       — о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

       — об основных правилах личной гигиены;

       — о соблюдении техники безопасности на занятиях физической культурой;

       уметь:

       — выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующих на формирование правильной осанки;

       — выполнять комплекс дыхательных упражнений;

       — выполнять комплекс утренней зарядки;

       — играть в подвижные игры;

       — выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

       — выполнять строевые упражнения;

       — демонстрировать уровень физической подготовленности.

Примерное тематическое планирование по физической культуре.

Темы программного материала.

Количество часов.

I.Основы знаний о физической культуре. Правила поведения на занятиях физической культуры.

В соответствующих разделах программы.

II.Способы физкультурной деятельности.

1.Общеразвивающие упражнения.

2

2.Оздоровительные упражнения.

2

3.Подвижные игры.

4

Итого:

8

Математика

Н.Б.Истомина

Пояснительная записка.

В математическом содержании подготовительного периода объединены пять основных линий:

– представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов (сравнение предметов по признакам, изменение признаков, выделение элементов в различных объектах, их сравнение и изменение, понимание и конкретизация пространственных отношений);

- представление о количестве (установление взаимно-однозначного соответствия между предметами, понимание количественных отношений «больше», «меньше», «столько же», изменение количества, упражнения в счёте, знакомство с математическими знаками);

– геометрические фигуры (узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник), конструирование их моделей, выделение фигур на фоне различных линий);

– представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач);

представление о последовательности событий (что сначала, что потом).

В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью в клетку и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Дети обучаются сравнению предметов (фигур), групп предметов по форме, (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Математическое содержание курса:

 Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни останавливались. Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Учить на наглядной основе, составлять и решать простые задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.

Содержательно – логические задания на развитие:

– внимания – простейшие лабиринты, игры “Веселый счет”, “Сравни рисунки”, найди общие элементы и др.;

– воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезок по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

– графические диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

– мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Планируемые результаты:

   

  • Знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом.
  • Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.
  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
  • Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры.
  • Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
  • Проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др).
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).

Тематическое планирование по математике.

п/п

Тема занятия

Кол.

часов

1

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.  Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

1

2

Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева,  между, посередине и др.

1

3

Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т.д.

1

4

Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

1

5

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

1

6

Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.

1

7

Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.

1

8

Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек.

1

9

Число 1 и цифра 1.Число 2 и цифра 2. Пара.

1

10

Число 3 и цифра 3.Число 4 и цифра 4.Образование следующего числа путем прибавления единицы.

1

11

Число 5 и цифра 5.Число 6 и цифра 6.Сравнение чисел на наглядной основе.

1

12

Число 7 и цифра 7.Число 8 и цифра 8.Прямой и обратный счет в пределах 10.

1

13

Число 9 и цифра 9. Решение простых задач на сложение и вычитание.

1

14

Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0.

1

15

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглнаглядной основе.

1

16

Обобщение изученного.  Итоговое занятие.

1

ПОДГОТОВКА К ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

О.И.Бадулина

Пояснительная записка

Совершенствование речи носит развивающий и воспитывающий характер. В процессе обучения у детей развиваются способности, осуществляется их умственное, нравственное, эстетическое развитие, формируется отношение к окружающему миру, вырабатываются определенные черты характера.

В основе подготовки лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Совершенствование речи выступает как средство познания мира, формирование мысли, общения с людьми и на этой основе формирования мировоззрения.

Цель:

Развитие умений говорения, слушания, чтения (слияние звуков в слоги), интереса к собственной речи и речи окружающих, обогащение словаря и грамматического строя речи, развитие мелкой моторики.

Задачи:

-научить детей не путать понятия «звук» и «буква»;

-научить читать слова, предложения, научить писать печатными буквами;

-научить определять заданный звук  в начале, в середине и в конце слова;

-научить различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

-познакомить с ударением, с ударным слогом, научить находить ударный слог в слове, что позволит детям перейти к чтению целыми словами;

-подготовка руки к письму(рисование линий, обведение рисунков по контуру, штриховка не только нарисованных предметов, но и печатных букв, рисование и письмо по клеточкам, написание букв и цифр, написание по линейкам элементов прописных букв, написание слов и предложений печатными буквами);

-произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание, что способствует формированию выразительности речи;

-учить говорить согласно нормам литературного произношения.

1. Чтение

Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических  процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют:

1) зрительный;

2) речедвигательный;

3) речеслуховой;

4) смысловой.

Учитывая эти особенности процесса чтения, содержание данного курса направлено на развитие определённых компетенций дошкольника и решает следующие задачи:

– развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками, проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта);

Тематическое  планирование по обучению грамоте.

Разделы (тематика занятий)

Количество часов

1

Речь: говорение. Речь: слушание. Составление рассказа по серии картинок.

Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов.

1

2

Речь: чтение. Речь: письмо.Русская народная сказка« Маша и медведь».

Рисование декоративных узоров разных форм.

1

3

Звуки речи. Составление рассказа по серии картинок.

Штриховка.

1

4

Гласные звуки. Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Строка и междустрочное пространство.

1

5

Согласные звуки: твердые и мягкие. Составление рассказа по серии картинок.

Рисование бордюров в ограниченном пространстве ( рабочая строка).

1

6

Согласные звуки: твердые и мягкие.  Русская народная сказка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо).

1

7

Повторение: звуки речи.  Составление рассказа по серии картинок.

Прямая наклонная линия (короткая и длинная).

1

8

Слова. Русская народная сказка« Три медведя».

Прямые линии с закруглением внизу.

1

9

Слова.  Составление рассказа по серии картинок.

Прямые линии с закруглением вверху.

1

10

Слоги.  Русская народная сказка«Гуси-лебеди»

Письмо длинной линии с петлёй вверху.

1

11

Слоги.   Составление рассказа по серии картинок.

Письмо длинной линии с петлёй внизу.

1

12

Ударение. Русская народная сказка«Лиса и заяц»

Письмо овалов.

1

13

Ударение.   Составление рассказа по серии картинок.

Письмо  полуовалов.

1

14

Слова добрые и вежливые.Пересказ знакомой сказки.

Повторение изученных элементов.

1

15

Ребусы.  Составление рассказа по серии картинок.

Повторение изученных элементов.

1

16

Рифма.  Пересказ знакомой сказки.

Повторение изученных элементов.

1

17

Игры- диалоги.  Составление рассказа по серии картинок.

Повторение изученных элементов.

1

18

Игры со словами.  Пересказ знакомой сказки.

Повторение изученных элементов.

1

19

Обобщение изученного.

1

20

Итоговое занятие.

1

– развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове, определение последовательности звуков, характеристика звуков: гласный, согласный, твёрдый, мягкий); работа со звуковыми и слоговыми моделями слова, выделение ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и индивидуальное размеренное произнесение слогов и слов; работа с рифмами;

– знакомство со зрительным образом всех букв русского алфавита, запоминание букв (только печатный шрифт);

– обогащение и активизация словаря и, что особенно важно,

работа над пониманием смысла слова.

Особое внимание в данном курсе уделено механизму обучения чтению. Используется позиционный принцип, сущность которого состоит в требовании выработать у ребёнка ориентацию на последующую букву. При этом важной задачей является дифференциация, с одной стороны, гласных и согласных, с другой – мягких и твёрдых согласных фонем.

2. Письмо

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.

Процесс письма – это синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. В связи с вышесказанным в данном разделе программы решаются следующие задачи:

– повышение уровня наглядно-образного мышления детей;

– совершенствование способности к зрительному восприятию различных форм;

– умение ориентироваться в пространстве листа;

– укрепление руки;

– улучшение координации движений;

– знакомство с гигиеническими правилами письма;

– формирование зрительно-двигательного образа буквы (конструирование буквы из различных материалов, письмо печатных букв, письмо слов).

3. Общее развитие детей

Как и вся программа в целом, данный раздел носит общеразвивающий характер и способствует формированию предпосылок

к учебной деятельности:

– развитие познавательных процессов;

– умение работать по инструкции;

– умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

– умение задавать вопрос и отвечать на вопросы;

– развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез);

– развитие логического мышления;

– развитие любознательности.

4. Формирование представлений:

– виды речи (говорение, слушание, чтение, письмо);

– алфавит;

– гласные и согласные звуки;

– ударение;

– правила речи;

– гигиенические правила письма;

– ребус;

– рифма

ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Н.М.Конышева

Пояснительная записка

Основные задачи занятий по художественному конструированию:

1) расширение и обогащение чувственного опыта дошкольников, их знаний и представлений об объектах окружающего мира;

2) развитие основных психических процессов и приёмов познавательной деятельности (умственной и практической);

3) развитие моторики и зрительно-моторных координаций;

4) формирование осознанности и произвольности поведения и деятельности;

5) развитие изобретательности, инициативности, любознательности, формирование положительной мотивации учения.

Предлагаемый  порядок следования занятий разработан на основе системного подхода к развитию ребёнка. В их последовательности заложена постепенность перехода с одной

ступени на другую сразу по нескольким линиям развития дошкольника:

1) сенсорной (накопление, расширение, уточнение и детализация чувственного опыта, знаний и представлений о предметах окружающего мира);

2) моторно- физиологической (развитие двигательных умений, согласованности движений и действий, их точности);

3) интеллектуально- психологической (развитие познавательных процессов и приёмов умственной деятельности);

4) эмоционально- эстетической (развитие восприимчивости к красоте и гармонии окружающего мира и эмоционально- оценочного отношения к нему).

Над отдельными изделиями дети могут работать не одно, а два- три занятия. Такие задания имеют особую дидактическую ценность, поскольку позволяют вырабатывать у воспитанников привычку к терпению, тщательной и добросовестной работе в течение длительного времени с перерывами.

Тематическое  планирование.

Тематика занятий

Изделие

Кол-во часов

1

Выкраивание деталей из бумаги способом обрывания. Сборка конструкции из отдельных элементов.

Цветы и бабочки из бумаги.

1

2

Лепка, композиция в объёме.

 Объёмная композиция «Грибы»

1

3

Простые приёмы рисования (раскрашивание контурного рисунка)

 Яблоко

1

4

Конструирование  из бумаги. Сгибание и складывание.

Самолёт.

1

5

Комбинированное конструирование несложных форм из природного материалов и пластилина.

Объёмные композиции

« Ёжики», « Черепашки»

1

6

Ритм элементов в узоре.

Узоры в полосе.

1

7

Рисование пластилином : новые приёмы, барельеф.

Декоративные пластины « Кораблики».

1

8

Модульное конструирование на плоскости.

 Аппликация из геометрических фигур « Птичка»

1

Ознакомление с окружающим миром

О.Т.Поглазова

Пояснительная записка

      Раздел программы основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.

Планируемые результаты:

  ребенок должен уметь:

распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;

перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

называть основные признаки времён года;

уметь различать диких и домашних животных;

распознавать обитателей суши, водоёмов, морей

Тематическоепланирование.

Тематика занятий

Кол-во часов

1

Мир, который тебя окружает. Наша страна, наше село, твоя улица.

1

2

Наша школа, наш класс. Экскурсия по школе.

1

3

Школьные принадлежности.

1

4

Домашние, дикие животные.

1

5

Птицы.

1

6

Обитатели водоёмов.

1

7

Насекомые.

1

8

Лиственные и хвойные растения. Экскурсия в парк.

1

РПС

О.Холодова

Пояснительная записка

Цель: расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.

Задачи:

1.развитие познавательных способностей.

2.развитие общеучебных умений.

3.развитие общеучебных навыков.

Программа включает в себя:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задание на развитие логического мышления.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нудного пути.

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ

В  занятия включены упражнении на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, дошкольники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.

В результате таких упражнений дошкольники осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания математического характера:

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и линий;

- выбор фигур нужной формы и восстановление целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур;

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданий с целью выявления замаскированного рисунка;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ

С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнении, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Для реализации  содержания   программы учитель использует в работе методическое пособие. О. Холодовой «Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика»и рабочую тетрадь «За три месяца до школы».

Планируемые результаты:

в процессе прохождения курса « Развитие познавательных способностей»  дети научатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Тематическое  планирование.

Тематика занятий

Кол-во часов

1

Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи.

1

2

Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи.

1

3

Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи.

1

4

Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи.

1

Введение в школьную жизнь

Г.А. Цукерман

Пояснительная записка

Программа адаптационного периода

  • обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;
  • способствует психологической адаптации детей в школе;
  • знакомит с основными школьными правилами;
  • прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;
  • обучает элементарным приемам обратной связи;
  • развивает внимание, память, мышление, воображение;
  • формирует классный коллектив.

В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами.

Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании.

В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

Тематическое  планирование.

Тематика занятий

Кол-во часов

1

Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»

1

2

Умение договариваться

1

3

Введение знака «Хор»

1

4

Введение знака «Мы готовы»

1

Школа родителей будущих первоклассников

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. По статистике «более 30% детей начальной школы имеют не проходящие трудности обучения». (Крутова М С. О проблеме преемственности между начальным звеном и средним.Завуч начальной школы. – №3, 2012, с.61)

Родители должны понимать, что основное значение в  подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению трудно переоценить и не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) – переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала – заслуженной. Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы – предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, и кроме того, учит  связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение.

Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “неорганизованных” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению.

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

Педагоги и родители должны согласовывать свои действия с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве.

В программе лагеря дневного пребывания «Первоклассник» запланированы два родительских собрания по родительскому всеобучу по основным проблемам, возникающих при подготовке к школьному обучению. Кроме того, в ходе работы лагеряпроводятся  индивидуальные консультации с родителями по интересующим их вопросам.

Список литературы, использованной при составлении программы.

  1. Бадулина О.И. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста (в 3-х частях).- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000.
  4. Волина В.В. Праздник букваря. – М., 1999.
  5. Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – М.: Изд. Олма Медиа Групп, 2007.
  6. Гиппиус А. К школе готов! – М.: АСТ, 2007.
  7. Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. – Издательский дом «Литера», 2004.

  1. Истомина Н.Б. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста (в 2-х частях).- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012

  1. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность детей старшего дошкольного возраста.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012

  1. Конышева Н.М. Методические рекомендации к дидактическому материалу «Художественно-конструкторская деятельность детей старшего дошкольного возраста»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012

  1. Коноваленко С. В.Как подготовить ребёнка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М., 2003.

  1. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Дрофа, 2000.

  1. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2008.

  1. Первые дни ребёнка в школе: рефлексивные круги и игры./ Авторы-сост. Говоркова Н.Б., Кукушкина Г.Г. – Волгоград: Учитель, 2008.

  1. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. – Ярославль: «Академия развития», 2000.
  2. Ступеньки детства: программа – концепция для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников. Под редакцией Н.М.Конышевой. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013

  1. Узорова О. В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М: АСТ «Астрель»,2009.

  1. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2000 простых заданий. Буквы, слоги, слова. – Издательство «Астрель», 2008.

  1. Холодова О. За три месяца до школы. Рабочая тетрадь. – М.: Росткнига, 2010.
  2. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.

Сайты в помощь учителю и родителям будущих первоклассников:

 

  1. www.методцентр.рф – Комплексная служба психолого-педагогического и социального сопровождения.
  2. www.defectolog.ru – сайт для дефектологов и логопедов.
  3. www.raskrasko.ru – обучающие раскраски на разные темы.
  4. www.raskraska.com – раскраски на разные темы.
  5. www.twirpx.com – рабочие тетради для дошкольников.
  6. www.proshkolu.ru – портал для учителей, содержащий методические материалы.
  7. www.pedmir.ru – сайт практической направленности, содержащий разработки уроков, презентации.
  8. www.defectolog.ru – сайт для логопедов и дефектологов.
  9. www.prozagadki.ru – разные загадки, в том числе и математические, на одну букву, с подвохом, ребусы.
  10. www.korogovor.ru – скороговорки на определённую букву.
  11. www.detsad-kitty.ru – практический материал для воспитателей, родителей и учителей.
  12.  www.detgazeta.ru – детская газета.
  13.  www.cofe.ru – детский сказочный журнал «Почитай-ка».
  14.  www.skazochki.narod.ru – сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.
  15.  www.vidod.edu.ru – Федеральный портал «Дополнительное образование детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа патриотического воспитания детей при школьном летнем лагере дневного пребывания

Данная Программа имеет патриотическую направленность.Программа составлена мной для использования при работе в ЛДП при школе в летний период.Наша программа была признана лучшей в районном туре республи...

Сценарий танцевального марафона в летнем лагере дневного пребывания

В сценарии танцевального марафона использовано большое количество игр, предназначенных для соревнования между тремя командами, а также для болельщиков....

Образовательная программа предшкольной подготовки

В данной методической разработке вы найдёте образовательную программу для подготовки дошкольников к обучению в школе по окружающему миру, математике, развитию речи....

Программа летнего лагеря дневного пребывания

Программа имеет спортивно-оздоровительну направленность, духовно-нравственную, интеллектуально-развивающую и экологическую....

Сценарий открытия смены летнего лагеря дневного пребывания. ( Праздник)

Методическая разработка представляет сценарный конспект праздничного мероприятия для обучающихся начальной школы - открытие школьного Лагеря дневного пребывания. По структуре, разделам, информационной...