Методическая разработка "Страна Оригамия" для учащихся 3 класса
методическая разработка (3 класс)
Данная разработка расчитана на занятия оригами для учащихся в возрасте 10-11 лет в объёме 34 часа - 1 академический год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metoicheskaya_razrabotka_vneurochnoy_deyatelnosti_strana_origamiya.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская» Калининского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2014 год
Методическая разработка внеурочной деятельности
«Страна Оригамия»
Возраст детей: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Составитель: воспитатель ГПД Эстрина Любовь Семеновна
Содержание:
1.5 Условия реализации программы
1.6 Формы и методы проведения занятий
3.1 Ожидаемые образовательные результаты.
3.2 Ожидаемые воспитательные результаты .
3.3 Оценка результатов образовательной деятельности.
4.2. Материально-техническое обеспечение
Оригами – искусство изготовления бумажных фигурок путём складывания бумаги.
Оригами возникло в Японии в 7 веке и завоевало популярность во всём мире. Несмотря на то, что оригами является культурным наследием японского народа, начало оно берет в Китае, где была изобретена технология изготовления бумаги.
Слово «оригами» состоит из двух частей: «ори» - сложенное, «ками» - бумага.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, самостоятельными, инициативными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы.
При освоении техники складывания бумажных фигурок главное – это обладать терпением и усидчивостью.
Актуальностью программы является то, что искусство оригами имеет неисчерпаемые возможности для развития мышления и психики детей. Складывание из бумаги благотворно влияет на мелкую моторику рук, координацию движений, формирует абстрактное мышление, умение ориентироваться в пространстве, способствует развитию глазомера, чувства цвета, художественного вкуса и конструктивной мысли. Занятия оригами действуют успокаивающе, учат владеть собой, принимать взвешенные решения, вырабатывают усидчивость.
- программа «Страна Оригамия» направлена на формирование всесторонне развитой личности, развитие нравственной, трудовой и эстетической культуры ребенка;
- учащиеся получают первоначальные представления о жизни, культуре, традициях и быте людей, об окружающем мире;
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса и расширение кругозора.
Обучающие:
- сформировать навыки складывания бумаги, знакомство с базовыми формами;
- ознакомить с особенностями оригами;
- расширить знания о свойствах используемых материалов и способах их обработки;
- расширить словарный запас понятиями и терминами, принятыми в оригами;
- сформировать навыки в чтении схем и умении пользоваться условными обозначениями;
- обучить складыванию моделей разной степени сложности и из разных видов бумаги;
- обучить складыванию статичных и подвижных моделей;
- обучить правилам и способам модульного оригами;
- способствовать освоению сочетания оригами аппликацией и рисованием;
- обучить применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, ИЗО;
- Закрепить знания детей о геометрических понятиях.
Развивающие:
- развить мелкую моторику рук, точную координацию движений;
- развить память, внимание, конструктивное мышление, творческое воображение;
- стимулировать творческую активность, развивать самоанализ.
Воспитательные:
- воспитать интерес к истории и культуре других народов, к искусству оригами и декоративно-прикладному творчеству;
- воспитать терпение, усидчивость, упорство в достижении цели;
- формировать и развивать художественно-эстетический вкус;
- воспитать коммуникативную культуру;
- воспитать чувство взаимопомощи, товарищества;
- воспитать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам.
1.5 Условия реализации программы.
Программа рассчитана для учащихся 10 - 11 лет ( 3 класс). Занятия проводятся в группе по 10 человек 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего – 34 часа в год.
1.6 Формы и методы проведения занятий.
Методы:
- словесные (устное объяснение, беседа);
- наглядные (работа по образцу, примеру, аналогии);
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные (воспроизведение работы);
Формы:
- групповые;
- индивидуально-групповые;
Занятия строятся с учетом дидактических принципов: наглядности и объяснения. Обращается внимание на создание положительных эмоций у учащихся. Занятия доставляют удовлетворение и радость.
Занятия строятся по принципу «от простого к сложному».
№ п/п | Наименование работ | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Ознакомление с условными обозначениями, терминами приемами складывания бумаги. | 2 | 2 | |
3. | Базовая форма «квадрат». | 5 | 5 | |
4. | Базовая форма «треугольник». | 5 | 5 | |
5. | Базовая форма «двойной треугольник». | 2 | 2 | |
6. | Базовая форма «дверь». | 2 | 2 | |
7. | Модульное оригами. | 1 | 4 | 5 |
8. | Модели из нескольких деталей. | 2 | 2 | |
9. | Модели на основе прямоугольников и тругольников. | 1 | 3 | 4 |
10. | Базовая форма: «книжка». | 1 | 2 | 3 |
11. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 2 |
12. | Оформление выставочных работ. | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 5 | 29 | 34 |
№ п/п | Тематическое планирование | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Часы |
Вводное занятие. | История развития искусства оригами. Техника безопасности. | Познавательные: - формулирование; - поиск и выделение информации. Личностные: - мотивация учения. Коммуникативные: - построение речевых высказываний. Регулятивные: - целеполагание; - прогнозирование. | 1 | |
Ознакомление с условными обозначениями, терминами. | Приёмы складывания бумаги | Познавательные: - формулирование; - поиск и выделение информации. Личностные: - мотивация учения. Коммуникативные: - построение речевых высказываний. Регулятивные: - целеполагание; - прогнозирование. | 2 | |
Базовая форма «квадрат» | Предметы быта: коробочка; корзинка. Животные: щенок афганской борзой; котёнок; заяц. | Познавательные: - формулирование; - поиск и выделение информации. Личностные: - мотивация учения. Коммуникативные: - построение речевых высказываний. Регулятивные: - целеполагание; - прогнозирование. | 5 | |
Базовая форма «треугольник» | Животные: золотая рыбка; голубь мира; летучая мышь; чайка; муха. | Познавательные: - формулирование; - поиск и выделение информации. Личностные: - мотивация учения. Коммуникативные: - построение речевых высказываний. - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра. Регулятивные: - целеполагание. | 5 | |
Базовая форма «двойной треугольник» | Животные: Прыгающая лягушка; голубь. | Познавательные: - формулирование; - поиск и выделение информации. Личностные: - мотивация учения. Коммуникативные: - построение речевых высказываний. - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра. Регулятивные: - целеполагание | 2 | |
Базовая форма «дверь» | Предметы быта: кошелек, коробка | Познавательные: - формулирование; - поиск и выделение информации. Личностные: - мотивация учения. Коммуникативные: - построение речевых высказываний. - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра. Регулятивные: - целеполагание | 2 | |
Модульное оригами | Подушечка, кусудама, кубик, сертабор | Познавательные: - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - моделирование; - знаково – символические. Личностные: - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: - построение речевых высказываний. - контроль, оценка, коррекция действий партнёра. Регулятивные: - целеполагание; - контроль и коррекция; - волевая саморегуляция. | 5 | |
Модели из нескольких деталий | Снегурочка, мальчик Новый Год | Познавательные: - формулирование; - поиск и выделение информации. Личностные: - мотивация учения. Коммуникативные: - построение речевых высказываний. - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра. Регулятивные: - целеполагание | 2 | |
9. | Модели на основе прямоугольников и треугольников | Сердечко, валентинка на подставке, письмо | Познавательные: - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - анализ и синтез. Личностные: - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: - построение речевых высказываний, вопросов. - контроль, оценка, коррекция действий партнёра. Регулятивные: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование. | 4 |
Базовая форма «книжка» | Гвоздика, сердечко на чашку | Познавательные: - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - анализ и синтез. Личностные: - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: - построение речевых высказываний, вопросов. - контроль, оценка, коррекция действий партнёра. Регулятивные: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование. | ||
Итоговое занятие | Самостоятельная работа | Познавательные: - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений. Личностные: - самоопределение. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: - целеполагание; - оценка. | 2 | |
12. | Оформление выставочных работ | Оформление тематических выставок: «В мире животных», «Новый год», «8 марта» | Познавательные: - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений. Личностные: - самоопределение. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: - целеполагание; - оценка. | 1 |
3.1 Ожидаемые образовательные результаты.
К концу обучение учащиеся должны: | |
знать | уметь |
Виды бумаги и её свойства | Выбирать нужный вид бумаги; работать с цветовой гаммой |
Различать понятия: заготовка, деталь, условные обозначения, схематический рисунок, плоскость, объём, модель, сгиб, перегиб, диагональ, пунктир, сплошная прямая | Изготавливать базовые формы |
Графические изображения: схема, чертеж | Читать схемы, чертежи |
Условные обозначения: линии контура, линии сгиба, перегиба, углы, повороты | Отгибать и изгибать заготовки, надрезать, разрезать, отрезать |
Способы разметки | Размечать, различать оборотную и лицевую стороны |
Понятие модульного оригами и приёмы его изготовления | Изготавливать различные модули, собирать отдельные модули в единую модель |
Правила безопасной работы и требования гигиены в работе с ножницами и клеем | Выбирать инструменты для работы, пользоваться ножницами и клеем |
Способы закрепления деталей | Соединять и закреплять детали |
В процессе занятий оригами у учащихся развиваются коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи – они помогают друг другу на занятиях. В отношениях с окружающими друг с другом проявляют внимание, дружелюбие, активно высказывают собственное мнение и положительно воспринимают чужое мнение, умеют сотрудничать в группе. У детей вырабатывается интерес к творческому процессу и мануальной работе. Дети учатся бережно относиться к бумаге, а так же экономить рабочий материал для последующих работ. В работе учащиеся проявляют организованность, аккуратность, упорство в достижении цели. Эмоционально отзывчивы на эстетическое и художественное своеобразие моделей.
Программа предусматривает только одну итоговую выставку. Творческая же работа учащихся требует постоянного поощрения умений, навыков и стремления. Такое поощрение предполагается на каждом занятии.
Параметры оценки результатов освоения обучающимися программы:
1. Усвоение знаний.
2. Овладение умениями и навыками.
3. Познавательная активность.
4. Художественный вкус.
5. Мастерство исполнения.
6. Аналитические умения.
7. Мотивация творчества.
8. Коммуникативная культура.
9. Трудолюбие и работоспособность, ориентация на саморазвитие и самосовершенствование.
- Таблицы с условными обозначениями;
- Таблицы с обозначением базовых форм на каждого ребёнка;
- Карты складывания моделей по каждой теме;
- Литература по изготовлению моделей;
- Портфолио готовых изделий по темам планирования;
4.2. Материально-техническое обеспечение
Рабочее место каждого учащегося должно быть обеспечено бумагой, простым карандашом, ножницами, клеем, линейкой, ластиком, а так же цветными карандашами и фломастерами.
- Список используемой литературы
- Острун Н.Д. Оригами. Веселый зоопарк / Нина Острун, Алексей Лев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144с.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами / Т.Б. Сержантова. – 6 изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с.
- Сержантова Т.Б. Оригами – лучшие модели – М.: Айрис-пресс, 2004. – 144с.
- Соколова С.В. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества / Светлана Соколова; ил. С Шикина. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007. – 688с.
- Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2007. – 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для учащихся начальных классов "Про кошек и собак".
Дидактический материал для учащихся начальных классов.Урок проводится во втором классе по предмету "Окружающий мир".Презентация помогает детям расширить знания по уходу за домашними животными-кошками ...
Учебно-методическое пособие учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны. Рабочая программа по ИЗО для учащихся 4 классов (ФГОС).
Программа разработана на основе ФГОС....
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»
Тема: Безударные гласные в корне слова вызывает наибольшую трудность у учащихся начальных классов. В учебнике русского языка мало материалов по этой теме. Многие учащиеся не могут осмыслить правила. П...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Тема "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения"
В данной работе рассмотрены причины снижения мотивации учащихся и предложены пути повышения, которые продуктивны на современном этапе развития образования....
Методическая разработка для учащихся начальных классов "Креатив - бой
Методическая разработка "Креатив бой для учащихся начальных классов"...