МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: Безударные гласные в корне слова вызывает наибольшую трудность у учащихся начальных классов. В учебнике русского языка мало материалов по этой теме. Многие учащиеся не могут осмыслить правила. После многократных выполнений таких упражнений учащиеся как-будто усваивают правила, но это лишь кажущееся впечатление стоит дать другие слова, не вошедшие в состав упражнений, и ученики пишут их с ошибками.
Из неоднократных бесед выяснилось, что дети пишут слова с безударными гласными по памяти запоминая их правописание, но не применяя правил.
Разнообразные способы подбора проверочных слов с трудом запоминаются по той причине, что все они мало знакомы учащимся: понятие числа, предмета, признака, действия еще недостаточно усвоено и идет в основном практическим путем, поэтому применение правила существенно осложняется.
В предлагаемом дидактическом материале подобраны слова различных грамматических категорий: имена существительные, прилагательные, глаголы с разными безударными гласными.
Упражнения даются в нескольких сериях различной степени трудности. Так, в первую серию включены проверочные слова в готовом виде, а ученику следует сориентироваться лишь в нахождении нужной орфограммы; вторая серия включает два слова, из которых одно проверочное, другое нет. Учащиеся должны выбрать и записать то, которое является проверочным, по отношению к проверяемому.
Третья и четвертая серия требует в большей степени самостоятельности в практическом применении правила. Детям приходится использовать для проверки различные способы подбора проверочных слов. В пятой серии ученики находят значение данного слова в словаре, придумывают словосочетания с данным словом, составляют предложение и подбирают проверочные слова.
С целью активизации выполнения предложенных заданий ученикам можно дать карточки для справок с образцами всех способов подбора проверочных слов.
используя маленькую таблицу в качестве справочника, ученик сможет выполнить предложенные задания самостоятельно.
№ п/п | Способы подбора проверочных слов | Примеры |
1 | Один предмет или много предметов | гора - горы |
2 | Слово, обозначающее маленький предмет | река- речка |
3 | Слово, обозначающее признак предмета | темнота - темный |
4 | Слово, обозначающее предмет | цветной - цвет |
5 | Слово, обозначающее действие предмета | писал - пишет |
На протяжении многолетней работы мы пронаблюдали, что данный дидактический материал дает хорошие результаты в написании слов с безударными гласными в корне слова.
ПЕРВАЯ СЕРИЯ
В проверочном слове поставь ударение, вставь пропущенную букву.
1. | козочка | - | к_за | 2. | грач | - | гр_чи | 3. | повозка | - | в_зы |
| кончик | - | к_нец |
| земли | - | з_мля |
| доски | - | д_щечка |
| лес | - | л_сник |
| головы | - | г_лова |
| зернышко | - | з_рно |
| гриб | - | гр_бок |
| яйца | - | _ичный |
| голодный | - | гол_д |
| гололед | - | л_дяной |
| дерево | - | д_ревья |
| вождь | - | в_жатый |
| походка | - | х_дить |
| писк | - | п_щать |
| ходить | - | перех_дил |
| защита | - | защ_щать |
| гнал | - | выгн_л |
| молча | - | зам_лчал |
| вышагивал | - | пош_гал |
| поспешно | - | засп_шил |
| загадка | - | отг_дать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. | свечи | - | св_ча | 5. | половодье | - | в_да | 6. | порядок | - | р_ды |
| численник | - | ч_сло |
| сторона | - | ст_ронка |
| ведро | - | в_дерочко |
| слово | - | сл_варь |
| чижик | - | ч_жи |
| сестрин | - | с_стрица |
| ежик | - | _жи |
| сельди | - | с_ледка |
| озеро | - | _зера |
| центр | - | ц_нтральный |
| тонет | - | пот_нул |
| уносит | - | н_сить |
| лежа | - | л_жать |
| нарядный | - | нар_дить |
| шалость | - | наш_лил |
| мирный | - | м_рить |
| гладя | - | погл_дел |
| гости | - | уг_стил |
| седенький | - | пос_деть |
| ослеп | - | сл_пой |
| скрип | - | скр_петь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. | море | - | м_оря | 8. | носик | - | н_сы | 9. | норка | - | н_ра |
| мостик | - | м_стовая |
| столик | - | ст_ляр |
| весны | - | в_сна |
| стрелка | - | стр_лок |
| девушка | - | д_вица |
| петелька | - | п_тля |
| бедность | - | б_дняк |
| черви | - | ч_рвяк |
| галки | - | г_лчата |
| часики | - | ч_совой |
| треск | - | Тр_скучий |
| счастье | - | сч_стливый |
| брос | - | бр_сать |
| повозка | - | в_зить |
| больно | - | б_леть |
| лежа | - | пол_жать |
| починка | - | поч_нить |
| плата | - | упл_тить |
| указка | - | ук_зать |
| цепи | - | приц_пил |
| помог | - | пом_гать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. | избы | - | _збушка | 11. | строчка | - | стр_ка | 12. | полюшко | - | п_лянка |
| окна | - | _кошечко |
| звери | - | зв_рьки |
| ядрышко | - | _дро |
| бревнышко | - | бр_вно |
| скворушка | - | скв_речник |
| травушка | - | тр_ва |
| весла | - | в_сло |
| снежный | - | сн_говик |
| свист | - | св_сток |
| польза | - | п_лезный |
| качка | - | к_чели |
| мед | - | м_довые |
| заварка | - | в_рить |
| держит | - | д_ржал |
| черный | - | ч_рнеть |
| возик | - | отв_зить |
| разгром | - | разгр_мить |
| чистка | - | выч_стить |
| смена
| - | отм_нить |
| полз | - | уп_лзать |
| узнали | - | узн_вать |
ВТОРАЯ СЕРИЯ
Из двух слов выбери проверочное слово с пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.
1. Стеклышко, застеклили- ст_кло Ледяной, лед – л_едок Снег, снеговик – сн_жинка Котята, котик-к_теночек Говорил, говор – разг_вор Пляска, расплясался – пл_сать Заварка, заварить – св_рить Следом, следы – насл_дил | 2. Бобовый, боб – б_бы Сторож, сторожит – ст_рожка Кольца, колечко –к_льцо Дешевый, дешево – д_шевле Рябенький, рябина –р_бой Ночлег, ноченька – н_чевать Стойка, стоять – п_стоять Тянут, тянучка – пот_нули |
|
|
3. Дров, дровяной – др_ва Лисонька, лисята – л_сенок Бельевой, побелка – б_лье Сталь, сталевар – ст_льной Топить, растопка – раст_пил Крикнул, крикун – закр_чал Обманщик, обманул –обм_нуть Часики, часовщик – ч_сы | 4. Дождик, дожди- д_ждинка Столик, столовая – ст_ляр Беляк, беленький- б_льевой Поселок, селение- с_ло Посоли, солоно- с_леный Подарок, подари- д_рить Насорил, насорено – зас_рить Посадка, садовник – зас_дить |
|
|
5. Пастушок, пас- п_стух Поделка, деловой- д_ла Михайлович, Миша- М_хаил Тепленький, тепло – пот_плело Зелень, зеленоватый- з_леный Кормушка, накормит – к_ рмить Скрипы, скрипучий- заскр_пел Читатель, прочитанный- поч_тать | 6. Мостовая, мостик- м_сты Сосенка, сосновый- с_сна Деревянный, деревья- дер_во Старенький, старик- ст_рушка Колосится, колосок- к_лосья Сердечко, сердце – с_рдечный Завинтил, винтик- подв_нтить Просьба, проситель – попр_сить |
|
|
7. Совиный, совушка – с_венок Отчим, отчество- _тец Овечий, овцы- _вечка Подводный, водяной- в_дица Домище, домик- д_машний Охрана, сохранить- охр_нять Каток, покатый – пок_тать Откачка, качать – раск_чали | 8. Задание, задано – з_дача Колко, наколоть – к_лючка Голуби, голубчик – г_лубятня Кончать, окончил – нак_нечник Лошадь, лошадка- л_шадиный Парит, парник- п_рниковый Волнение, волны – в_лновать Потерпишь, терпение – пот_рпеть Давление, давит – разд_вить |
|
|
9. Певчий, запевала – п_вунья Пчелка, пчелиный – пч_ла Корень, корешок- к_ренья Морщинки, морщит- м_рщины Дальше, далеко- д_лекий Закопал,, копка – к_пать Пестренький, запестрел - п_стреть Сказать, сказка – подск_зать | 10. Телята, телка- т_леночек Земли, земляк – з_мляной Кройка, скроить – выкр_йка Скалы, скалистый – ск_ла Бобры, бобрик- б_бровый Выгон, гонки – заг_нять Потеря, терять- раст_рял Долг, одолжен- зад_лжал |
|
|
11. Ученье, ученик- уч_ница Росинка, росы- р_систый Рядок, подряд- р_довой Дождик, дожди - д_ждевой Город, загородка – ог_родить Выяснил, ясный – объ_снил Висели, повис- в_сеть Тяжко, тажелее – т_желый | 12. Свиньи, свинина – св_нья Небо, небесный – неб_са Конюшня, конский – к_неводство Молодой, молодость – м_лодежь Падать, западня – п_дение Вредный, вредить – навр_дил Ловушка, ловля – нал_вил Сидя, сидел – пос_дел Мирить, мирно – пом_рилсь |
ТРЕТЬЯ СЕРИЯ
Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву
1. | … | - | с_дло | 2. | … | - | ст_лбы | 3. | … | - | ст_на |
|
| - | с_довник |
|
| - | ц_на |
|
| - | л_цо |
|
| - | б_рега |
|
| - | пл_тина |
|
| - | хол_д |
|
| - | в_дяной |
|
| - | с_рпы |
|
| - | кл_довая |
|
| - | цв_тут |
|
| - | пл_хой |
|
| - | пч_линый |
|
| - | пол_вать |
|
| - | _грать |
|
| - | з_ливать |
|
| - | отп_лить |
|
| - | прил_тел |
|
| - | ост_влять |
|
|
|
|
|
| - | выр_зать |
|
| - | зав_дить |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. | … | - | к_фейник | 5. | … | - | ч_рника | 6. | … | - | стр_жи |
|
| - | к_зленок |
|
| - | гн_здо |
|
| - | п_чник |
|
| - | к_вер |
|
| - | п_ловица |
|
| - | д_ление |
|
| - | к_мочек |
|
| - | площ_дь |
|
| - | _гонь |
|
| - | кр_вой |
|
| - | т_желый |
|
| - | ч_рвивый |
|
| - | см_ялся |
|
| - | кр_чать |
|
| - | д_вать |
|
| - | закр_нил |
|
| - | нак_сить |
|
| - | подн_сти |
|
| - | пос_нел |
|
| - | зап_щал |
|
| - | хв_лить |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. | … | - | пл_ды | 8. | … | - | к_ра | 9. | … | - | фл_жок |
|
| - | зерк_ло |
|
| - | тр_стник |
|
| - | в_ртушка |
|
| - | фабр_ка |
|
| - | п_чтовый |
|
| - | м_стовая |
|
| - | пл_та |
|
| - | ос_нь |
|
| - | _сел |
|
| - | гр_зовая |
|
| - | кл_новый |
|
| - | г_лодный |
|
| - | пл_тить |
|
| - | сп_шить |
|
| - | в_дить |
|
| - | зап_сать |
|
| - | пот_мнело |
|
| - | пот_чить |
|
| - | пост_ять |
|
| - | посм_трел |
|
| - | ск_льзить |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. | … | - | м_стик | 11. | … | - | стр_на | 12. | … | - | ст_лица |
|
| - | л_дник |
|
| - | д_бро |
|
| - | п_ченье |
|
| - | В_силий |
|
| - | т_рговля |
|
| - | с_мья |
|
| - | к_лючий |
|
| - | м_рской |
|
| - | к_сель |
|
| - | б_нтовать |
|
| - | п_стреть |
|
| - | в_енный |
|
| - | разл_новать |
|
| - | пощ_дить |
|
| - | сл_мать |
|
| - | торм_зить |
|
| - | оп_здать |
|
| - | осл_бел |
|
| - | рас_есать |
|
| - | пригр_зить |
|
| - | пож_лел |
ЧЕТВЕРТАЯ СЕРИЯ
К слову с безударной гласной подбери по два проверочных слова, вставь пропущенную букву, поставь ударение.
1. | н_га | - | … | 2. | р_ка | - | … | 3. | гл_за | - | … |
| стр_лок | - |
|
| зв_зда | - |
|
| т_пло | - |
|
| в_йна | - |
|
| отт_пель | - |
|
| п_терка | - |
|
| н_чной | - |
|
| ж_льцы | - |
|
| н_мецкий | - |
|
| подм_тал | - |
|
| обв_зать | - |
|
| р_вел | - |
|
| р_бро | - |
|
| пок_лоть | - |
|
| посв_тить | - |
|
| м_сты | - |
|
| распр_мить | - |
|
| ост_влять | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. | л_сты | - | … | 5. | хв_сты | - | … | 6. | к_сари | - | … |
| б_глец | - |
|
| гр_да | - |
|
| в_лчата | - |
|
| л_сточек | - |
|
| зм_я | - |
|
| в_ренье | - |
|
| ур_нить | - |
|
| п_стреть | - |
|
| пл_чо | - |
|
| м_нять | - |
|
| г_ристый | - |
|
| гл_деть | - |
|
| ск_кал | - |
|
| л_скать | - |
|
| обл_вать | - |
|
| поч_нить | - |
|
| позв_нил | - |
|
| расск_зать | - |
|
| отст_вать | - |
|
| изв_стить | - |
|
| поб_дить | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. | н_жи | - | … | 8. | с_лач | - | … | 9. | г_рчица | - | … |
| б_лянка | - |
|
| сн_гурочка | - |
|
| т_шина | - |
|
| хл_ба | - |
|
| ч_рнила | - |
|
| окт_бренок | - |
|
| б_нты | - |
|
| х_лодный | - |
|
| согр_вать | - |
|
| б_леть | - |
|
| в_зти | - |
|
| зд_ровый | - |
|
| дес_ть | - |
|
| забр_сать | - |
|
| зар_зить | - |
|
| нар_дит | - |
|
| л_тят | - |
|
| пок_лоть | - |
|
| затр_щать | - |
|
| зав_рять | - |
|
| побл_днеть | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. | с_стра | - | … | 11. | к_тята | - | … | 12. | р_га | - | … |
| тр_па | - |
|
| р_дной | - |
|
| ст_ловая | - |
|
| пр_строй | - |
|
| п_рник | - |
|
| л_карство | - |
|
| т_нуть | - |
|
| т_нистый | - |
|
| б_льница | - |
|
| выч_стить | - |
|
| л_вить | - |
|
| с_дой | - |
|
| отк_рмить | - |
|
| заб_жал | - |
|
| х_дить | - |
|
| ош_баться | - |
|
| од_вать | - |
|
| попр_сить | - |
|
| кр_сильня | - |
|
| г_рчица | - |
|
| нап_лить | - |
|
ПЯТАЯ СЕРИЯ
Найди значение данного слова в словаре, придумай словосочетания с данным словом, составь предложение, подбери проверочное слово.
1. | к_рм_вой | 2. | зап_стреть | 3. | стр_дать |
| к_ротенький |
| к_пнить |
| щ_дрота |
| обт_чить |
| накр_шить |
| в_рсистый |
| огр_жденный |
| прод_лбить |
| зап_ченный |
| од_ревенеть |
| р_бой |
| кн_жна |
| озл_бление |
| раздр_жение |
| запл_мбировать |
| отр_хнуть |
| св_щенник |
| нагр_дной |
| повр_теть |
| с_мволика |
| напр_сти |
| поздр_ вление |
| см_рение |
| обл_ниться |
| покр_шить |
| тв_рдеть |
| сл_стена |
| посв_щение |
| угн_здиться |
| сум_рки |
| пох_р_нить |
| уд_черенная |
| м_лководный |
| рагр_ничить |
| б_р_датый |
| загрим_рованный |
| р_диться |
| в_л_синка |
| захл_стать |
| с_дой |
| загл_дение |
| к_рмящий |
| сумр_чный |
| зач_рованный |
| общ_пать |
| угн_тение |
| кл_енка |
| окр_вавленный |
| ул_вить |
| к_рпусной |
| перем_нить |
| у_звленный |
| н_сатый |
| поб_режье |
| хл_потливый |
| осн_щение |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. | подг_в_ренный | 5. | настр_чить | 6. | за_вить |
| подк_ситься |
| пов_дырь |
| к_тобой |
| поз_лотить |
| пок_яние |
| нак_вальня |
| растр_пать |
| обр_тение |
| напр_вление |
| др_хлеть |
| осл_пить |
| непредск_зуемый |
| ед_ничный |
| прит_гательный |
| оп_лчение |
| ж_леза |
| отр_виться |
| осл_жнение |
| зап_вала |
| скр_пление |
| забл_кировать |
| изв_яние |
| оч_нить |
| зав_зь |
| к_шевар |
| содр_гнуться |
| к_товый |
| л_кторий |
| подл_вить |
| м_тодика |
| м_ролюбивый |
| б_сой |
| обд_лить |
| обгл_дать |
| прок_птиться |
| разд_валка |
| разм_гчить |
| за_стренный |
| ув_дание |
| спл_нировать |
| зас_риться |
| р_птание |
| кл_пать |
| ск_блить |
| хв_статый |
| л_ктевой |
| ук_р_тить |
| _довитый |
| нам_лоть |
| накр_ниться |
| ут_щить |
|
|
| одр_хлеть |
| упр_щенный |
|
|
| опр_вдаться |
| хв_стунишка |
|
|
| переем_ститься |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка для 2 класса по теме "Безударная гласная в корне слова"
Урок-закрепление. Выработка орфографического навыка написания безударной гласной в корне слова осуществляется на основе использования межпредметных связей. Обучающиеся получат возможность научиться по...
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Безударные гласные в корне слова".
Цели:Формировать умение подбирать проверочные слова.Развивать устную связную речь, орфографическую зоркость, творческое мышление, внимание.Воспитывать трудолюбие, дружбуФормировать нравственные чувств...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Безударные гласные в корне слова"
Материал для урока русского языка в 3 классе по системе "Школа России"....
открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему "Безударные гласные в корне слова"
Данный урок соответствует ФГОС .На данном уроке учащиеся сами определили тему урока, использовались разнооуровневые задания в виде карточек, учащиеся работали в парах, самостоятельно.Особенно интересн...
Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100
Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....
Тренажёр по русскому языку для 3 класса по теме:"Безударная гласная в корне слова."
Данный материа можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме "Безударная гласная"....
Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".
Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...