Методическая разработка "Пластилиновые чудеса" для учащихся 3 класса
методическая разработка (3 класс)
Данная разработка предусматривает занятия по лепке из пластилина с детьми в возрасте 10-11 лет в объёме 34 академических часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneurochnoy_deyatelnosti_plastilinovaya_skazka.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская» Калининского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2013 год
Методическая разработка внеурочной деятельности
«Пластилиновая сказка»
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Составитель: воспитатель ГПД Эстрина Любовь Семеновна
Содержание:
1.5 Условия реализации программы.
1.6 Формы и методы проведения занятий.
3.1 Ожидаемые образовательные результаты.
3.2 Ожидаемые воспитательные результаты .
3.3 Оценка результатов образовательной деятельности.
4.2. Материально-техническое обеспечение
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Лепка – один из самых доступных и интересных вариантов для творчества. Одним из самых популярных материалов является пластилин.
Но изначально люди научились лепить из глины. Как гласит предание, идея лепить различные емкости из глины пришла к человеку в тот момент, когда он обратил внимание на собственный след в сырой земле. Когда земля высохла, след остался.
Пластилин был изобретен в Англии в 1897 году преподавателем школы искусств Вильямом Харбаттом. Он хотел обеспечить своих студентов материалом, который бы не высыхал в процессе создания скульптур и использовался многократно, ведь до этого для лепки использовалась только глина. Первый пластилин был серым. Но этот материал стал настолько популярен, что уже спустя несколько лет его начали производить на заводе и добавлять красящие пигменты. Само слово «Пластилин» (итал. Plastilina) произошло от древне-греческого πλαστός — лепной) — материал для лепки.
Главное достоинство пластилина в том, что он не так сильно пачкает руки во время работы, а также в зависимости от температуры может приобретать различную степень мягкости и не теряет своих пластических свойств.
Актуальностью программы является то, что искусство лепки из пластилина имеет неисчерпаемые возможности для развития мышления и психики детей. Лепка учит ребенка быть аккуратным и внимательным, развивает мелкую моторику и координацию пальцев, формирует абстрактное мышление, способствует развитию глазомера, чувства цвета, художественного вкуса и конструктивной мысли. Занятия лепкой заставляют работать фантазию, действуют успокаивающе, учат владеть собой, принимать взвешенные решения, вырабатывают усидчивость и просто развлекают.
- программа «Пластилиновая сказка» направлена на формирование всесторонне развитой личности, развитие нравственной, трудовой и эстетической культуры ребенка;
- учащиеся получают первоначальные представления о жизни, культуре, традициях и быте людей, об окружающем мире;
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса и расширение кругозора;
- развитие у учащихся чувства красоты, пластики, гармонии, образного мышления;
- Воспитание творческого восприятия предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательности и зрительной памяти, понимание материалов и их возможностей.
Обучающие:
- сформировать навыки смешивания пластилина, знакомство с цветовой гаммой;
- ознакомить с особенностями лепки;
- расширить знания о свойствах используемых материалов и способах работы с ними;
- расширить словарный запас понятиями и терминами, принятыми в лепке;
- сформировать систему знаний по объемной и плоскостной лепке
- способствовать освоению сочетания пластилина и других вспомогательных материалов;
- обучить применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, ИЗО, литературы;
- Закрепить знания детей о разнообразии форм.
Развивающие:
- развить мелкую моторику рук, точную координацию движений;
- развить память, речь внимание, конструктивное мышление, творческое воображение;
- стимулировать творческую активность, развивать самоанализ.
Воспитательные:
- воспитать интерес к истории и культуре других народов, к декоративно-прикладному творчеству;
- воспитать терпение, усидчивость, упорство в достижении цели, аккуратность;
- формировать и развивать художественно-эстетический вкус;
- воспитать коммуникативную культуру;
- воспитать чувство взаимопомощи, товарищества;
- воспитать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам.
1.5 Условия реализации программы.
Программа рассчитана для учащихся 10 - 11 лет ( 3 класс). Занятия проводятся в группе по 10 человек 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего – 34 часа в год.
1.6 Формы и методы проведения занятий.
Методы:
- словесные (устное объяснение, беседа);
- наглядные (работа по примеру, аналогии);
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные (воспроизведение работы);
Формы:
- групповые;
- индивидуально-групповые;
Занятия строятся с учетом дидактических принципов: наглядности и объяснения. Обращается внимание на создание положительных эмоций у учащихся. Занятия доставляют удовлетворение и радость.
Занятия строятся по принципу «от простого к сложному».
№ п/п | Наименование работ | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Техника смешивания пластилина. | 1 | 1 | |
3. | Техника «мраморный эффект» из двух и трёх цветов. | 1 | 1 | 2 |
4. | Техника рисования пластилином. | 1 | 4 | 5 |
5. | Панно из плоских элементов. | 1 | 4 | 5 |
6. | Объёмные картинки. | 9 | 9 | |
7. | Объёмные фигурки. | 1 | 8 | 9 |
8. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
9. | Оформление выставочных работ. | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 5 | 29 | 34 |
№ п/п | Тематическое планирование | Деятельность учащихся | Часы |
Вводное занятие. | История лепки, её значимость в современном мире. | 1 | |
Техника смешивания пластилина. | «Радуга» | 1 | |
Техника «мраморный эффект» из двух и трёх цветов. | «Каучуковый мячик», «Глобус» | 2 | |
Техника рисования пластилином. | «Яблоня», «Все цвета на картинке», «Лето» | 5 | |
Панно из плоских элементов. | «Осенний ветерок», «Бабочка», «Блюдо» | 5 | |
Объёмные картинки. | «Фрукты на блюде», «Зимний пейзаж», «Здравствуй, Новый Год!» | 9 | |
Объёмные фигурки. | «Чайник», «Мухомор», «Мышка», «Черепашка», «Рыбка», «Динозаврик», «Ёжик», «Лиса», «Пенек». | 9 | |
Итоговое занятие. | Самостоятельная работа | 1 | |
9. | Оформление выставочных работ. | 1 |
3.1 Ожидаемые образовательные результаты.
К концу обучение учащиеся должны: | |
знать | уметь |
Свойства пластилина и назначение | Работать с цветовой гаммой |
Понятие «простые и сложные формы» | Использовать стеки по назначению |
Назначение различных стеков | Делить пластилин на части |
Особенности, способы и приемы лепки из пластилина | Уметь получать плоские и объёмные изделия |
Приёмы скатывания, раскатывания. | Уметь пользоваться приёмами скатывания и раскатывания |
Правила гигиены, безопасности труда, правила организации рабочего места | Применять приёмы прилепливания и налепа из отдельных частей и целого куска |
Способы закрепления деталей | Выполнять доводку формы стеком и пальцами |
Приёмы деления пластилина | Соединять и закреплять детали |
В процессе занятий лепкой у учащихся развиваются коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи – они помогают друг другу на занятиях. В отношениях с окружающими друг с другом проявляют внимание, дружелюбие, активно высказывают собственное мнение и положительно воспринимают чужое мнение, умеют сотрудничать в группе. У детей вырабатывается интерес к творческому процессу и мануальной работе. Дети учатся бережно относиться к пластилину, а так же экономить рабочий материал для последующих работ. В работе учащиеся проявляют организованность, аккуратность, упорство в достижении цели. Эмоционально отзывчивы на эстетическое и художественное своеобразие поделок.
Программа предусматривает только одну итоговую выставку. Творческая же работа учащихся требует постоянного поощрения умений, навыков и стремления. Такое поощрение предполагается на каждом занятии.
Параметры оценки результатов освоения обучающимися программы:
1. Усвоение знаний.
2. Овладение умениями и навыками.
3. Познавательная активность.
4. Художественный вкус.
5. Мастерство исполнения.
6. Аналитические умения.
7. Мотивация творчества.
8. Коммуникативная культура.
9. Трудолюбие и работоспособность, ориентация на саморазвитие и самосовершенствование.
- Наглядные пособия;
- Образцы вылепленных поделок;
- Литература по изготовлению поделок;
- Портфолио готовых изделий по темам планирования;
4.2. Материально-техническое обеспечение
Рабочее место каждого учащегося должно быть обеспечено цветным пластилином, стеками, ёмкостью для воды, доской для пластилина, клеенкой, фартуком, бумажными салфетками , скалкой для раскатывания пластилина, дополнитеьным материалом (природным, растительным, декоративным).
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Учимся лепить и рисовать./коллектив – М.: Кристалл/ От простого к сложному, 1997 - 224с.
- Слепи свой остров. Азбука самоделок / И.Лыкова. – 6 изд. – М.: Карапуз/ Мастерилка, 2006. – 20с.
- Учимся лепить из пластилина/ Валерий Кард, Сергей Петров – М.: АСТ, Сова/ В подарок, 2006. – 128с.
- Лепим из пластилина: Первые шаги/ Ткаченко Т.А. Стародуб К.И. – Феникс, 2003. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для учащихся начальных классов "Про кошек и собак".
Дидактический материал для учащихся начальных классов.Урок проводится во втором классе по предмету "Окружающий мир".Презентация помогает детям расширить знания по уходу за домашними животными-кошками ...
Учебно-методическое пособие учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны. Рабочая программа по ИЗО для учащихся 4 классов (ФГОС).
Программа разработана на основе ФГОС....
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»
Тема: Безударные гласные в корне слова вызывает наибольшую трудность у учащихся начальных классов. В учебнике русского языка мало материалов по этой теме. Многие учащиеся не могут осмыслить правила. П...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Тема "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения"
В данной работе рассмотрены причины снижения мотивации учащихся и предложены пути повышения, которые продуктивны на современном этапе развития образования....
Методическая разработка для учащихся начальных классов "Креатив - бой
Методическая разработка "Креатив бой для учащихся начальных классов"...