группа "Первоклассник" (развитие речи)
план-конспект занятия по теме

Толстоусова Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Тема: Речь: устная и письменная

Цель: формировать у  учащихся начальные сведения о понятиях «речь письменная и устная», «звук», «знак».

Содержание урока.

I. Вступительная беседа.

- Дети, я очень рада, что мы собрались все вместе. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные личики. У нас много интересной работы. Мы с вами будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, а с неудачами предлагаю справляться всем вместе. Что скажете, согласны? (Мнения ребят)

- Вы знаете, что меня зовут… Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, как я провела лето, есть ли у меня домашнее животное. Всё это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, а  я буду отвечать.

-Когда все говорят одновременно, получается шум. В школе есть правило: «Хочешь говорить - подними руку»

Слайд 2

- Обо мне вы немного узнали, а вот о каждом из вас я ничего не знаю. Кто хочет рассказать о себе? (Ответы детей)

- Вспомните себя, когда вы были совсем малышами. Как вы сообщали родителям о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими? (жестами, звуками)

- Понимали вас родители?

- Какие первые слова вы научились говорить? Как их произносили? Все вас хорошо понимали? Почему? (ответы детей)

Слайд 3

- Чем должен владеть человек, чтобы его могли понять другие? (речью)

- Как вы думаете, о чем же пойдет разговор сегодня на уроке?

- Что же нам нужно узнать о речи?

II. Работа над темой

  • Знакомство с историей устной речи.

Слайд  4

- Что вы можете сказать о людях, которые изображены на рисунке? (это первобытные люди) Почему вы так решили?

-Понимают ли его соплеменники?

Слайд 5

- Чем пользуется первобытный человек в своем рассказе? (жестами, отдельными звуками)

Слайд 6

- Первобытные люди и  в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе.

- Как вы думаете, когда же возникла речь? (мнения детей)

Слайд 7

- Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад.

Слайд 8

- Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

Слайд 9

- Устная речь – от слова уста (на древнерусском языке означало рот, губы)

-Когда мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим)

- С каким видов речи мы познакомились? ( с устной речью)

Физкультминутка

Слайд 10

- С помощью устной речи я сейчас буду выражать какую-либо просьбу или сообщать вам что-нибудь. Если услышите просьбу, то постарайтесь ее выполнить. А если услышите сообщение, то стойте неподвижно.

Встаньте, пожалуйста.

У меня замечательное настроение.

Покажите мне свои ладошки.

Хлопните три раза, пожалуйста.

Первоклассник внимательно слушает.

Поставьте руки на пояс и наклонитесь влево - вправо.

Дети слышат правильную речь.

Тихонько сядьте на свои места.

- Какую речь я использовала во время физкультминутки? (устную)

  • Знакомство с историей письменной речи.

Слайд 11

- Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

- Как вы думаете, какой выход нашли наши предки?

Слайд 12

Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом.

Слайд 13

- Откройте рабочие тетради. Нарисуйте то, о чем вы хотите сообщить всем.

Рассматривание и обсуждение сюжетов рисунков.

-  Так ли вас поняли одноклассники? Почему? (мнения детей)

- Потом древние люди придумали пиктограммы, чтобы более понятно выражать свои мысли.

Слайд 14 (эффекты анимации настроены по щелчку)

- Прочитайте пиктограмму – предложение.

- Как вы думаете, что обозначают черточки под рисунками? (ответы детей)

- Это схема предложения. Каждое слово в схеме обозначается чертой, первое слово пишется с большой буквы – завышенный левый край черты. В конце всегда ставится какой-то знак. Здесь стоит точка.

-Кто сможет придумать свое предложение по этой схеме? (ответы детей)

Слайд 15

- Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.

Слайд 16

- Посмотрите на слова, которые здесь написаны.

- Какое из этих слов вы можете прочитать или видите в нем знакомые буквы?

- На каком языке написано это слово?

- А знаете вы, как пишется это слово по-японски? А по-английски?

Попробуйте написать эти слова сами. (дети перерисовывают слова в учебнике)

- Что использовали для написания слов? (буквы, иероглифы).

- Можем ли мы сказать, что для их написания используют устную речь? Почему?

Слайд 17

Физкультминутка

- Какая речь использована для проведения физкультминутки? (устная)

Слайд 18

- В «Азбуке», кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже вид речи, но какой?  (Письменный)  

И речь будет называться письменная.

- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте и литературного чтения.

III. Обобщение об устной и письменной речи.

Слайд 19        

- Тот путь, который человечество прошло за многие тысячелетия, вы проходите всего за 7 лет.

- Рассмотрите рисунки. - Кто на рисунках пользуется  письменной речью?

- Кто пользуется устной речью?

- Придумайте, пожалуйста, предложения по этим схемам:

______    ______    ______     _____ .

______     ______  .

-Кто хочет предложить нам свое предложение, а мы к нему составим схему.

(Можно эту работу предложить в парах: один ребенок придумывает предложение, а второй в тетради чертит схему. Потом меняются ролями.)

IV. Рефлексия.

Долго и трудно шел человек к речи.

- А зачем она нужна?

- О каких видах речи вы узнали на уроке?

- Чему учились сегодня?

- Зачем нужна устная речь? А письменная?



Предварительный просмотр:

         Тема: Составление рассказа по картине «В огороде».

Цель: Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Развивать внимание, память. 

Материал: картина, элементы картины.

Содержание урока.

  1.  Организационный момент. 

        Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине. Но сначала мы проведём разминку. Отгадайте  загадку и поймёте - о чём будем говорить.

  1. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

                                        (морковь)

  1. Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

                                       (редис)

  1. Семьдесят одежек, и все без застежек.

                                                   (капуста)

  1. И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом … .

                                         (картошка)

  1. Прежде чем его мы съели,

        Все наплакаться успели.

                                                    (лук)

  1. Летом в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?..

                                      (огурцы)

  1. Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий.

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

                                             (горох)

- Что изображено на картинке?  Какая группа предметов? (овощи)

 - Где растут овощи? ( в огороде)

- Какие ещё овощи знаете?

        

  1. Работа над темой.
  • Игра с «подзорной трубой»

        Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображённые на картине, и давать им соответствующие названия.

        Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
        
Ход игры: Учитель  выставляет картинку «В огороде» и предлагает её рассмотреть.

         Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: дом, пугало, собака, мальчик, мяч, тыква и т.д.

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

  • Вопросы по картинкам
  1. Какое время года отражено на картинке?
  2. Где происходит действие картины? Как можно догадаться об этом?
  3. Что расположено рядом с домом?
  4. Для чего нужен огород?
  5. В чём польза овощей?
  6. Чем огород отличается от сада?
  7. Чем занимаются дети?
  8. Как собака оказалась на огороде?
  9. Какую кличку можно дать этой собаке?

  • Игра «Живые картинки»

        Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
        
Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).  «Живая картинка» фиксируется и  наблюдается взрослым 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

Пример игры

Распределение ролей:

Дом – Оля

Собака – Ваня

Тыква – Таня

Мальчик – Ира

Мяч - Серёжа

        Дом—Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на мальчика и собаку и на огород, сзади меня, есть сад. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.
        Собака - Ваня: На картине я нахожусь почти посередине огорода, перед домом. На ковре я встану, перед домом.
        
Тыква - Таня: Я нахожусь в середине огорода на картине, справа от меня – собака, а слева – мальчик, сзади – большой дом. На ковре я стану посередине, перед домом.

        Мальчик - Ира: На картине я нахожусь на огороде перед домом, справа от меня – тыква и собака. На ковре я встану слева от тыквы.

        Мяч – Серёжа: Я нахожусь на огороде, слева от дома, сзади меня стоит мальчик и лежат тыквы. На ковре я встану впереди всех, перед мальчиком.

  • Игра «Вершки и корешки»

        Учитель  напоминает детям, что у одних овощёй мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растёт в земле (корешки).

         На табло установлены картинки овощей, под картинками – цветные квадраты. Задание ребёнку: «Если ты считаешь, что этот овощ растёт под землёй, нажимай указкой на зелёный квадрат, если думаешь, что овощ растёт над землёй, нажимай на оранжевый квадрат»

        Если ребёнок  выбирает правильно, то на световом табло загораются лампочки.

  • Динамическая пауза. Подвижная игра «Вершки и корешки».

        Дети делятся на две команды. Одна команда будет вставать на цыпочки  и поднимать руки вверх, когда услышит название «вершков» (капуста, помидор, огурец, кабачок и т.д.), а другая приседать, когда учитель назовёт «корешки» (картофель, лук,  морковь, редис и т.д.).

        Выигрывает команда, допустившая меньшее количество ошибок.

  • Составляем предложение по опорным словам.

        Мальчик – бросить – мяч. Мяч – покатиться – дорога. Дорога – ехать – машины. Мальчик – испугаться – собака. Собака – побежать – мяч. Мальчик – кричать – звать – собака. Машины – остановится – пропускать – собака. Собака – принести – мяч – хозяин. Хозяин – похвалить – собака.

  • Составление рассказов от лица разных героев.

        

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

        1.Учитель предлагает детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: дом или его окно).
        2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старый дом или новое окно.
        3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

        Пример рассказа.

        Я – старый дом. Я стою в деревне. Я люблю лето, потому что летом ко мне приезжает мальчик с мамой и папой. Я люблю смотреть, как мальчик играет со своей собакой. Передо мной в огороде растут тыквы, они большие, оранжевые. Однажды в огород залетел мяч. Потом прибежали собака и мальчик. Мальчик сказал: «Ищи!». Собака остановилась возле тыквы и громко залаяла. Мальчик засмеялся. Наверное, собака перепутала тыкву с мячом.

  • Составление рассказа по картинке.

  • Исключи «лишнее»

-Банан, перец, ананас, апельсин

- Лук, картофель, груша, виноград

  • Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей



Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ  сказки «Колобок».

Цель: развитие устной речи, закрепление навыков обследования предметов; обучение ориентировке в пространстве; развитие мимики, жеста, памяти, логического мышления.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Вступительная беседа.

— Любите ли вы слушать сказки?

— Кто вам их читает?

— Где вы их слушаете?

— Кто сочинил сказки, которые вы слушали?

— Есть сказки народные, их сочинил народ. С помощью устной речи люди рассказывали эти сказки друг другу, своим детям, внукам.

3. Отгадывание загадки.

— Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку, а как она называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали?

                              (колобок)

— Как догадались?

— Сказка, которую я вам расскажу, называется «Колобок».

— Кто слышал о ней сказку?

— Кто видел колобка?

4. Исследование  колобка.

а) Какая форма, размер, поверхность, цвет?

б) К какой группе предметов относится колобок?

в) Из чего делают?

5. Чтение (или рассказывание) учителем сказки.

— О ком идет речь?

— Может ли быть такая ситуация на самом деле?

6. Беседа по содержанию.

— Кто сделал колобка?

— Каким образом?

— Как поступил колобок?

— Кого встретил первым?

— Какую песенку пел?

— Кого потом?

— Затем?

— От кого не удалось уйти колобку? Почему?

— Сколько животных в скзаке?

7. Пересказ сказки учащимися.

8. Инсценировка сказки.

9. Итог.

— Какую сказку вы слушали?

— Почему она называется народной?

— Почему это сказка? Что в ней необычного, сказочного?



Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ  сказки «Репка».

Цель: развитие устной речи, закрепление навыков обследования предметов; обучение ориентировке в пространстве; развитие мимики, жеста, памяти, логического мышления.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Вступительная беседа.

— Любите ли вы слушать сказки?

— Кто вам их читает?

— Где вы их слушаете?

— Кто сочинил сказки, которые вы слушали?

— Есть сказки народные, их сочинил народ. С помощью устной речи люди рассказывали эти сказки друг другу, своим детям, внукам.

3. Отгадывание загадок.

— Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку, а как она называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь.

Желта, как мед,

А вкус не тот .

                                (репка)

— Как догадались?

Кругла да гладка,

Откусишь — сладка,

Засела крепко

На грядке...

                             (репка).

— Сказка, которую я вам расскажу, называется «Репка».

— Кто слышал о ней сказку?

— Кто видел репку?

4. Исследование  репки.

а) Какая форма, размер, поверхность, цвет?

б) К каким растениям относится репа?

в) Где она растет? На что похожа?

г) Какую часть репки едят?

5. Чтение (или рассказывание) учителем сказки.

— О какой репке идет речь?

— Может ли быть такая репка на самом деле?

6. Беседа по содержанию.

— Кто посадил репку?

— Какая она выросла?

— Кто тащил ее сначала?

— Кто помогал?

— Сколько человек тащили репку? Назовите их.

— Сколько животных помогало? Назовите их.

— Кто держался за репку? За дедку? За бабку? и т.д.

7. Пересказ сказки учащимися.

8. Инсценировка сказки.

9. Итог.

— Какую сказку вы слушали?

— Почему она называется народной?

— Почему это сказка? Что в ней необычного, сказочного?



Предварительный просмотр:

Тема: Предложение.

Цель: Дать понятие о предложении. Учить детей составлять предложения по картинке

Содержание урока.

I.Организационный момент

II. Актуализация внимания.

Сегодня я шла в школу  и встретила оленёнка,  который тоже спешил к нам на занятия. Ему написали письмо, но он не может его прочесть. Давайте поможем.

III. Изучение нового материала.

  1. Чтение письма.

Наступила осень. На полях убрали урожай. Птицы улетают на юг. Звери готовятся к зиме.

- Дети, придумайте к этому рассказу название. (Вывешивает на доску картинки с изображением четырех времен года.) Выберите на доске картинку про осень.

2. Понятие о предложении

-Ребята, Оленёнок  был в школе и узнал, что любой рассказ, сказка, да и просто наша речь - состоят из предложений.

-Дети, а можно сосчитать, сколько предложений в рассказе? Давайте будем загибать пальчики  на каждое предложение в рассказе.

Чтение текста.

3. Игра «Умный магнитофон» (графическое изображение схем)

Магнитофон изображают все дети группы.

-Скажите, ребята, а вы можете запомнить все предложения в рассказе? Покажем Оленёнку, как мы умеем это делать. Поиграем в игру «Умный магнитофон». Первый раз вы «запишите» (при  помощи схем) первое предложение, второй - второе и т.д. А потом я скажу: «Включай магнитофон», и каждый ряд по очереди повторит записанное предложение. А вместе получится рассказ про осень.

Дети выполняют задание.

4. Дифференциация овощей   и фруктов

Сейчас мы поиграем и узнаем  «Что купила бабушка на базаре?». Попробуйте отгадать мои загадки.

  1. Круглое, румяное,                                                                                                    Я расту на ветке.               Любят меня взрослые,         И маленькие детки.

                                (Яблоко)

  1. Бусы красные висят        Из кустов на нас глядят,  Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.

                                 (Малина)

  1. Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает,                 Тот слезы проливает.

                                   (Лук)

  1. Закутан ребенок в сто пеленок.

                                 (Капуста)

  1. Низок, да колюч, Сладок да пахуч, Ягоды сорвешь -   Всю руку обдерешь.

                     (Крыжовник)

  1. На сучках висят шары, Посинели от жары.

                              (Сливы)

  1. Без окон, без дверей, Полна горница людей.

                                (Огурец)

  1. Длинноножка хвалится —    Я ли не красавица,                А сама-то — косточка        Да красненькая кофточка.

                                       (Вишня)

  1. Сам алый, сахарный,    Кафтан зеленый, бархатный

                                          (Арбуз)

  1. Красна девица Сидит в темнице,   А коса на улице.

                          (Морковь)

  1. Как на нашей грядке Выросли загадки    Сочные да крупные,      Вот такие круглые.   Летом зеленеют,                К осени краснеют.

                               (Помидоры)

IV. Закрепление изученного.

-Нам с вами предстоит составить предложения из слов известной сказки («Красная шапочка»), чтобы получился связный текст.

Фронт. опрос.

- Из чего состоит рассказ?

 - Как определить количество предложений?

-Что можно сказать о словах в предложениях?

-А когда предложения являются   текстом?

-Какую речь использовали, когда составляли предложения?

-А когда схемы?

V. Итог занятия



Предварительный просмотр:

Тема: Слово.

Цель: Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Учить делить слова на слоги. Довести до сознания значение постановки знака ударения в словах, взаимосвязь ударения и значения слова.

Содержание занятия.

  1. Орг. момент.

-Мы сегодня отправимся в путешествие в город Словарик. Нам  предстоит познакомиться с его обитателями и выполнить их задания.

  1. Актуализация внимания.

- Послушайте предложение: Дети насыпали.

- О ком это предложение? (о детях)

- Что сделали дети? (насыпали)

- А известно, что дети насыпали? (нет)

-Добавим ещё 1 слово в предложение: Дети насыпали корм.

-Что нового узнали? (насыпали корм)

-А узнали, кому они насыпали? (нет)

- Добавим ещё 1 слово: Дети насыпали корм птицам.

-Что ещё узнали? (корм птицам)

- Ещё добавим слово: Зимой дети насыпали корм птицам.

-Что узнали? (корм зимой)

-Добавляя по одному слову в предложение, мы узнавали всё больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаём.

-Из чего состоят предложения? (из слов)

  1. Изучение нового материала.

Смысл слова.

-Вспомните  – какие звуки издают корова, собака, лягушка?(му, гав, ква)

- Понятно ли, что хотят сказать нам животные? (нет)

- А если сказать: гулять, писать, пить. Это будет понятно?

-В первом случае я назвала сочетание звуков, а во втором слова.

Игра «Определи слово»

Учитель называет слова вперемешку и соответствующие им по структуре звукосочетания.

Услышав слово-хлопок, звукосочетания-прыжок.

Кот, пул, сапоги, бакуса,плачу, спен, ботинок, полнарк, яркий, едрат.

Слова, обозначающие предметы.

-Посмотрите, что у нас есть в кабинете.

-Что это? (доска, стол, стул, компьютер…)

 - Кто это? (учитель, ученики, мальчик, девочка)

- Какой вопрос был задан?

-Это - слова, обозначающие живые и неживые предметы.

- Какой вопрос задаём, если это живой предмет? (кто это?)

-А неживой? (что это?)

Игра «Живые и неживые предметы»

На доске вперемешку картинки, изображающие живые и неживые предметы.

Распределите их в 2 группы.

Слог и ударение.

-Послушайте, и скажите, что я имела ввиду: ра.

-Понятно?

- Теперь: ма

-Понятно?

-А если соединить: ра-ма?

- Части слова соединились и получилось общее слово. Части слова-слоги!

-Давайте попробуем разделить слова на слоги и поставить к ним вопроосы: мука, лужа, малина,  рыба, лимоны,  мак, пенал, дом

- Давайте графически изобразим слоги.

- Познакомимся с «сильными « словами. Они как бы ударяют по слову, чтобы выделить какой-то слог сильнее. Давайте позовём наши слова и в схемах обозначим ударение:  мука, лужа, малина,  рыба, лимоны,  мак, пенал, дом

  1. Закрепление изученного.

Игра «Расставь ударение, раздели слова на слоги»

  1. Итог занятия.

        



Предварительный просмотр:

Тема: Гласные и согласные звуки

Цель:  Проверка умения детей различать слово и предмет, осознанно относиться к языковой действительности. Введение термина «гласные звуки», артикуляционного критерия для распознавания гласных звуков и способа их фиксации в схеме слова.

Содержание занятия.

  1. Организационный   момент.

  1. Актуализация внимания.

-  Сегодня у звуковичков праздник — день их общего рождения. Они приглашают в гости знакомых будущих первоклассников. Но сначала они хотят убедиться в том, что вы действительно те, за кого себя выдаёте. Вдруг вы только делаете вид, что ходите в школу учиться, а на самом деле остаетесь малышами, которые могут  по незнанию натворить в Стране слов много бед.

     -  Сейчас я буду говорить, что можно сделать со словами, из чего состоят слова, то за малыша, то за будущего первоклассника. Когда вы услышите ответ малыша, с которым вы не согласны, топните ногой.  Если я отвечу как будущий первоклассник, ставьте мне  - похлопайте.

Слово ЦВЕТОК состоит из лепестков.

-Некоторые со мной не согласны. Почему? (Слово не может состоять из лепестков, слово состоит из звуков)

Слово КОНФЕТА можно пососать.

- Кто считает, что это  ответ малыша, и не согласен с ним? Почему?

Словом МЯЧ можно сыграть в футбол

-Некоторые со мной не согласны. Почему?

На слове СТУЛ можно посидеть?

-Объясните, почему вы не согласны. (Слово не предмет, и с ним нельзя делать то, что можно делать с предметом, который оно обозначает.)

- Что же тогда можно делать со словами? Теперь я жду от вас школьных ответов. («Слова мы говорим, пишем, читаем, слушаем».) Что еще мы делаем со словами на уроке? («Разбираем слово на звуки, ставим ударение, делим на слоги».)

      Молодцы! Я вижу, что вы настоящие будущие первоклассники и можете идти в гости к звуковичкам.

  1. Изучение нового материала.
  1. Работа над словами и звуками.

- Звуковички готовятся к встрече гостей и пекут ТОРТ. Как пекут торты в Стране слов, вы уже догадываетесь. Вот звуковички нашли первый звук [Т] и поставили его в печку, собрали третий, четвертый звук, а второго так и нет: нигде не смогли его найти. Торт вышел несъедобный, с дыркой. (Каждый раз, называя слово, учитель выкладывает на доске фишками неполную звуковую схему, с пропуском гласного звука.)

 т

 р

 т

п

 р

 

  г

     

к

 ш

 

      Огорчились звуковички, но решили: «Ничего, сделаем сладкий ПИРОГ». Но и пирог не получился: опять не хватило звуков. Даже простая КАША не получилась.

Совсем расстроились звуковички: угощения нет — придется отменять праздник. Куда же пропали с кухни необходимые звуки? Я вам открою одну тайну Страны слов: есть в этой Стране злые волшебники — звукоморы. Они заколдовывают звуки, подменяют их, а иногда и съедают. Один из этих звукоморов по имени Ам пробрался к звуковичкам на кухню и съел все звуки, без которых нельзя приготовить ни одно угощение. Давайте посмотрим, что же это за звуки. (Учитель показывает пропуски в схемах, а дети называют пропущенный звук в слове.)

- Какого звука не хватило для слова ТОРТ? (Звука [О].)

-Какие звуки пропущены в слове ПИРОГ? ([И] ([О].)

-Каких звуков не хватает в слове КАША? ([А].)

  1. Введение артикуляционного критерия для различения гласных и согласных звуков и термина «гласные».

- Чем же отличаются эти звуки? Почему их так любит Ам? Это звуки, для которых надо пошире раскрывать рот. Посмотрите: [ААА], [ООО], [И]. Можно положить палец в рот и пропеть этот звук — [АААА]. Такие звуки, которые произносятся с открытым ртом, тянутся, поются, называются ГЛАСНЫЕ. Их-то и любит Ам, сразу разевает на них рот.

 

 

 

 

 

     

 

- Как помочь звуковичкам? Неужели они не смогут отпраздновать день рождения? Я знаю секрет Ама: он очень боится, когда дети пропевают эти звуки. Если громко пропеть гласный звук и показать круглую фишку, Ам испугается и убежит. Фишку надо поставить на место пропущенного гласного звука, и он вернется в слово. Гласный звук мы теперь будем обозначать не обычной, квадратной, а круглой фишкой.

    - Давайте поможем звуковичкам приготовить угощение. Кто хочет исправить ТОРТ: вернуть в него пропущенный звук?

(К доске выходит ученик, называет пропущенный звук [О]. Весь класс вместе с ним поет этот звук и заполняет фишкой пропуск в схеме. Так же достраиваются на доске и схемы остальных слов.)

- Кто сможет дополнить угощение и приготовить СУП?

(Учитель вызывает одного ученика, который выкладывает на доске фишками звуковую схему слова СУП, при этом каждый звук предварительно «опробуется» на гласность.)

- Назови первый звук в слове СУП. ([С].) Попробуй произнести этот звук с открытым ртом. Этот звук гласный или нет?

-Проверим следующий звук. Кто считает, что звук [У] гласный? Как это доказать? (Дети поют звук [У].) Какой фишкой его надо отметить, чтобы уберечь от Ама? (Ученик отмечает гласный звук круглой фишкой.)

-Следующий звук [П] снова проверяется на гласность.

 Затем дети готовят новое угощение — РИС и СЫР, выкладывая схемы этих слов.

  1.  Тренировка в различении гласных и согласных звуков (без использования терминов).

- Я хочу проверить, сумеете ли вы защитить гласные звуки от Ама, отличить их от остальных звуков. Как только я назову гласный звук, поднимайте круглую фишку. Если звук не гласный, фишку поднимать не надо.

  1. Согласные звуки.

- Я вам открою еще одну тайну Страны слов. Палецвротнеклади — это имя еще одного злого звукомора. Он любит есть звуки, которые нельзя произносить с открытым ртом.

     -  Скажите: [ООО]. Кто любит такие звуки — Ам или Палецвротнеклади? Верно, [О] гласный. Его любит Ам. А как называются любимые звуки Палецвротнеклади? Запомните: эти звуки называются СОГЛАСНЫЕ. Спойте: [СССС]. Это гласный или согласный? Почему? Кто его съест? От этого врага согласных тоже есть защита — фишка с мечом. Поэтому фишки, которыми мы будем обозначать согласные звуки, квадрат с чертой по середине.

  1.  Тренировка в выделении согласных звуков.

- Покажите, что вы умеете защитить согласные звуки от Палецвротнеклади. Как только я назову согласный звук, поднимите фишку с мечом.

 Р            Т            А            Ч          И           У           Л         С          Ы

      (Учитель называет гласные и согласные звуки, исправляет ошибки детей в определении согласных.)

  1. Выделение гласных и согласных звуков в слове.

- Назовите все, что изображено. (нос)

- Сколько звуков в слове НОС? Назовите первый звук. Кто будет звуком [Н]?

(К доске выходит один ученик на роль звука [Н].)

- Какой ты звук: гласный или согласный? Попробуй широко открыть рот и, не закрывая рта, пропеть себя. Согласный звук [Н], как ты будешь защищаться от злого волшебника? (Мечом). Отметь свой звук на доске.

Все остальные ученики, укажите место звука [Н] в схеме, показав меч (черту).

- Какой следующий звук в слове НОС? Кто хочет быть звуком [О]? Попробуй пропеть себя, а остальные посмотрите, когда произносится звук [О]: рот раскрыт или прикрыт? (Раскрыт.) Какой ты звук: гласный или согласный? Выбери для себя фишку. Почему ты взял фишку с кругом? (Гласные звуки мы обозначаем кругом.) Поставь свою фишку на доску, прочитай, что получилось.

(Все дети отмечают красным карандашом место звука [О] в схеме. Аналогично проводится анализ последнего звука [С] и прочитывается полная схема слова.)

Аналогично ШАР, КОТ, ЖУК

  1. Вывод

- Чем отличаются гласные от согласных?

  1. Закрепление изученного.
  1. Тренировка в выделении гласных и согласных звуков.

 [А], [С], [СА], [Ф], [О], [ОК], [И], [У], [АУ]

- Дети поднимают фишки; там, где учитель произносит слоги, они должны сами догадаться поднять две фишки. При работе вдвоем на парту надо положить две фишки.)

  1. Игра «Пленники звукоморов»

 Три мальчика отправились в звуковой лес и попали в плен к звукоморам. Вы можете их спасти. Вот вы подошли к пещере звукоморов. Страж пещеры говорит вам: «Пленники в темнице. На темнице три замка. Их открыть не сможет тот, кто не знает тайный код». Как угадать, под каким замком сидит Алик? Какой первый звук в его имени? Он гласный или согласный? Какой фишкой его надо отметить? Кто может выпустить Алика, прикоснуться к тому замку, под которым он сидит? Если прикоснуться неправильно, то Алик навсегда останется в темнице. (После того как одна схема разгадана, учитель с детьми строит фишками схемы имен Стас и Ваня, и дети освобождают пленников.)

  1. “Фонетические диалоги”:

Педагог: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки, кто из них важнее?

Гласные : Конечно мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные: Ну, это мы еще посмотрим! Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

Гласные: А вот и получится! Например, М.

Согласные: Разве только один М, а больше ничего!

Гласные: И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас ,согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь!

Гласные: поют и смущенно умолкают ( о-о-о-а-а-а-и-и-и-у-у-у)

Согласные: Вот видите!

Гласные: А вы тоже попробуйте произнести без нас слова!

Согласные: мычат что-то неразборчивое.

Педагог: Сбились согласные в кучу, хотят поговорить и никак.

Согласные: Кх-мч-пхч-хм.

Педагог: И заскучали. Вдруг показалось им что кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные: А-а-а-а, о-о-о-о-о, уа-уа-уа-уа….

Педагог: И тут согласные хотели крикнуть им, но у них получилось невнятное бормотание.

Согласные: бдм, всгд, вмст.

Педагог: Решили они заключить мир. Снова встали рядом и четко сказали…

Согласные и Гласные : Будем всегда вместе!

Педагог: С тех пор они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя.

  1. Вывод

- Чем отличаются гласные от согласных?

  1. Итог занятия и д/з

Выбрать предметы, которые начинаются с гласного звука и согласного.



Предварительный просмотр:

Тема: Звук [й']. Буквы, обозначающие два звука.

Цели урока: довести до сознания детей, что в начале слова и после гласных буквы е, ё, ю, я обозначают два звука [йэ], [йо], [йу], [йа],  а после согласных звук [э], [о], [у], [а] и обозначает мягкость согласного звука.

Содержание занятия.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация внимания.

- Какие 2 группы звуков знаете?

-Назовите изученные гласные. (а,о,у,ы,и,э)

  1. Изучение нового материала.
  • Сообщение темы занятия

1. Выделение звука [й] из слова «Ой!».

-Как вскрикивают от испуга?

-Какой звук знаком? Какой не знаете?

2. Артикуляция (губы, зубы, язык), отнесение к согласным мягким звукам.

3. Игра «Где звук?».

Сильный, хоккей, шайба, линейка.

4. «Узнай звук». 

Хлопните, если услышите звук [й] в словах:

лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, змей, троллейбус, ножницы, имя, чай.

5. Придумывание слов со звуком [й].

6. Доскажи словечко.

Что мы пели, угадай?        Что за месяц, угадай?

Кара... (вай).         Месяц ... (май).

Что нам пели, угадай?        Что в стакане, угадай?

Баю... (бай).        Сладкий... (чай).

  • Буквы Е,е,  звуки  [йэ], [э]

  1. Слого-звуковой анализ слова «енот».

-Что скажете об этом слове? (2 слога, потому что 2 гласные.)

- Давайте составим схему данного слова.

-Произнесите первый слог [йэ]. Что скажете?

(Произносится не обычно, а слышится два звука.)

Да, эта буква обозначает два звука [йэ]. Они образуют слияние.

  1. Аналогично со словом «ежи».

  1. Аналогично со словом «поели».

Вывод: если буква е стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает 2 звука [йэ].

  1. Слого-звуковой анализ слов:    лето,       дети.

                                                     [л′это],   [д′эти]

Вывод: если буква е стоит после согласных, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук [э].

5. Игры.

  • «Узнайте звук».

Вставайте только мальчики, если слово начинается со звука [э], и только девочки, если слово начинается с [йэ]:

еда, енот, элеватор, единица, ежевика, экскурсия, ель, эскалатор, экскаватор.

  • «Доскажи словечко».

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля ... (енот).

6.  Печатание  Е е:

Е е Е е Е е

  • Буква Ё,ё,  звуки  [йэ], [э]

1. Анализ слова «ёжик» [йош].

Первый слог состоит из двух звуков [йо]. Для их обозначения употребляется одна буква ё

2. Узнай звук.

(Хлопните, если в слове есть [йо])

Ёлка, ежевика, юркий, енот, ёршик, еловый, песенка, ёж, яркий, юла, яблоко.

Вывод: если буква ё стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает 2 звука [йо].

3. Слого-звуковой анализ слов:    мёд

                                                     [м′от]

Вывод: если буква ё стоит после согласных, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук [о].

3. Придумывание слов с буквой ё.

4. Игра «Доскажи словечко».

Шубка – иголки,        Ну и платье:

Свернлтся он – колкий,        Сплошь иголки,

Рукой не возьмлшь.        Его носят вечно... (ёлки).

Кто это?... (ёж)                            

Добродушен, деловит,                        За рекой росли,

Весь иголками покрыт.                        Их на праздник принесли.

Слышишь топот шустрых ножек?                На веточках – иголки.

Это наш приятель... (ёжик).                        Что же это?.. (ёлки)

        Колюч, да не еж.

                                                   Кто же это?.. (ёрш)

5.  Печатание  Ё,ё:

Ё ё Ё ё Ё ё

  • Буква Ю,ю,  звуки  [йу], [у]

1. Фонетическая зарядка.

Куда улетают птицы осенью? (На юг.)

Загадка.

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет – вскачь пройдет немножко,

Захочет – ляжет на бочок.

                                                     (Юла)

Найдите незнакомую букву в слове-отгадке. (Ю.)

2. Анализ слова [йула].

Для обозначения этого слога берут одну букву Ю.

Вывод: Если она стоит в начале слова и после гласной, то обозначает два звука [йу], если после согласной, то звук [у] и указывает на мягкость согласного, стоящего перед ней (Люба, Нюра, дарю, сюда).

3. Игра «Узнай звук»

Хлопните в ладоши, если услышите Ю в словах:

яблоко, елка, Эдик, юла, Елена, Юра, юмор, улица, Яша.

4. Придумайте слова с буквой ю.

  1. Доскажи словечко.

На одной ножке кружится,                Любят хрюшки букву Ю:

Беззаботна, весела,                Без нее не скажешь... (хрю).

В пестрой юбке танцовщица –                                        

Музыкальная ... (юла).

Печатание  Ю,ю:

Ю, ю, Ю, ю

  • Буква Я,я,  звуки  [йа], [а]

1. Фонетическая зарядка.

- Как говорит бабушка внучке-грязнуле? (А-я-я-я-яй.)

 Загадка.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

                       (Яблоко)

Для обозначения слога  берут одну букву я.

2. Придумывание слов с новой буквой.

3. Печатание.

Я, я, Я, я

 

  1. Закрепление изученного
  • Составление схемы

Я, Ю, Ё, Е

2 звука                           1 звук

                              -после гласных              - после согласных

                             - в начале слов

  1. Итог.


Предварительный просмотр:

Тема: Согласные звуки: твёрдые и мягкие

Цели: обеспечить условия для понимания значения “мягкости” и “твёрдости” согласного звука и умение выделять эти звуки в слове, закрепить понятие о гласных и согласных звуках;  продолжить работу по умению выделять звуки в слове по порядку;   продолжить работу по делению слов на слоги и постановке ударения в словах.

Содержание  урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация внимания

  • Речевая разминка.

Работа над скороговоркой:

Проворонила ворона воронёнка.

  • Выделить звук [Р].
  • Проговорить беззвучно.
  • Проговорить шёпотом.
  • Проговорить медленно.
  • Проговорить быстро.

  • Повторение.
  • На какие части  делится слово?
  • А слоги?
  • На какие 2 группы делятся звуки?
  • Как обозначаем гласный звук?
  • А согласный?

III. Изучение нового материала.

  • Сообщение темы урока.

  • Выделение «твёрдых» и «мягких» согласных.
  • А сейчас я хочу познакомить вас с двумя добрыми гномиками Страны слов – Тимом и Томом.
  • Вслушайтесь в их имена: Тим – Том.
  • Кто может сказать, одинаковые или разные первые звуки в этих именах?
  • Назовите первый звук в имени Тим. [Т’]
  • Назовите первый звук в имени Том. [ Т ]
  • Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть они и братья, совсем не похожи друг на друга
  • Давайте вместе скажем:

[ т’ ], [ т ].

  • Как вам кажется, какой звук мягче: [ Т’ ] или [ Т ] ?
  • [ Т’ ] мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест [Т’] – тефтели, но никогда не пьёт [Т] – томатный сок, не любит [М] – молоко, с удовольствием ест [М’] – мёд, рисует только [К’] – кисточкой и никогда не берёт в руки [ К] – карандаш.
  • Брат Тима, Том, наоборот, очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных : любит [ Т ] – томатный сок и не ест [ Т’] – тефтели, носит [П] – пальто и никогда не надевает [П’ ] – пиджак, не берёт в руки [М’ ] – мяч, но любит пускать [М ] – мыльные пузыри.
  • Как называются согласные звуки, которые любит Том? (Твёрдые согласные.)
  • Как называются согласные звуки, которые любит Тим? (Мягкие согласные.)
  • Сейчас мы выберем Тима и Тома. Тимом будет тот, чьё имя начинается с мягкого согласного звука. Томом будет тот, чьё имя начинается с твёрдого согласного звука.
  • Есть такие в классе? Поднимите руки.

(К доске выходят два ученика)

  • Давайте угостим Тима и Тома. Кто придумает угощение, поднимите руку, но только помните правило: название угощения должно начинаться на согласный звук.
  • Если угощение будет начинаться с мягкого согласного звука, кто его возьмёт? (Тим.)
  • Тим, когда ты услышишь подходящее для себя угощение, хлопни в ладоши.
  • Это будет значить, что ты его принял. А ты Том лови угощения, названия которых будут начинаться на твёрдый согласный звук.

(Дети по очереди предлагают Тиму и Тому на выбор свои угощения)

  • Введение специальных знаков для обозначения мягких и твёрдых согласных звуков.
  • Почему же Тим и Том – добрые волшебники? Оказывается они умеют лечить согласные звуки: возвращать их в слова. Кто сможет вылечить согласные звуки [К] , [П], [Р] , [З] , [ М] : Тим или Том?  (Том.)
  • Какие это согласные звуки: мягкие или твёрдые? (Твёрдые.)
  • Правильно. Согласные твёрдые звуки умеет показывать Том, для этого у него есть вот такой знак.  

  • Я буду называть разные звуки. Как только вы услышите твёрдый согласный звук, поднимите фишку.

[л] , [л’ ], [с] , [с’] , [б] , [б’] , [ з], [ з’].

  • Мягкие согласные звуки обозначает Тим своим знаком. Чтобы звук как следует “смягчился”, Тим прописывает двойную черту.

  • Возьмите  фишки. Как только я назову мягкий согласный звук, поднимите фишку с двумя чертами.

[д], [ д’], [ м], [ м’], [г], [ г’ ], [р], [ р’].

IV. Закрепление изученного.

  • Замена мягких и твёрдых согласных в слове. Практическое знакомство детей со смыслоразличительной функцией мягкости-твёрдости согласных.
  • Давайте составим схемы слов и найдём их  сходство и различие.

лук-люк, мишка – мышка, конь – слон, лось – лев

  • А теперь Тим и Том покажут вам своё мастерство: вы увидите, как они умеют превращать слова. Было слово НОС.

  • Тим взмахнул своей волшебной палочкой – (в это время дети закрыли глаза, а учитель заменил первую фишку в схеме)

  •  и появилось какое-то другое слово. Что изменилось в схеме?
  • Какой звук появился вместо звука [Н] ? ( [Н’] )
  • Кто сумеет прочитать новое слово? (НЁС.)

  • Аналогично.  МЕЛ – МЕЛЬ, РАД – РЯД.

V. Итог урока и д/з

Составить схемы слов:  кит, кошка, птицы, сом



Предварительный просмотр:

Тема урока: Согласные звонкие и глухие.

Цель урока: Довести до сознания  классификацию согласных по глухости-звонкости.

Содержание урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация внимания

- Посмотрите, кто на этот раз у нас в гостях?

- Умная сова.

- Она приготовила вам различные задания. Но для начала хочет проверить – как вы справились с домашним заданием.

Схемы слов КИТ, КОШКА

- Какие звуки всегда мягкие? Твёрдые?

- Вы уже знаете, что буквы делятся на 2 большие группы: те, которые обозначают гласные и согласные звуки. Собери буквы в две корзинки. В корзинку с кружком собирай буквы, обозначающие гласные звуки, а в корзинку с чертой — согласные.

Распределение букв по группам.

- Молодцы, у всех буквы разложены по корзинкам.

III. Изучение нового материала.

  • Сообщение темы урока.

- Наш знакомый Ежик тоже захотел узнать все секреты звуков и букв русского языка.

  • Сонорные звуки

- Ёжик  обнаружил, что согласные звуки очень разные. Есть среди них очень звонкие. Звуки эти состоят не из шума, а из голоса. Отсюда и их название — СОНОРНЫЕ (на другом языке слово «голос» звучит как слово «сонор»). Это звуки: [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

- Как они называются очень звонкие согласные? Чем особенны эти согласные? Назовите их.

- Согласные бывают сонорные. Они состоят из голоса.

  • Звонкие согласные звуки

- Кроме сонорных, есть еще просто звонкие согласные звуки. Послушай их и запомни. Звуки: [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З]. Буквы: Б, В, Г, Д, Ж, З.

  • Физкультминутка

- Представим, что мы — совы. Давайте взмахнем крыльями

  • Глухие согласные звуки

- Мы поговорили еще не обо всех согласных.

Есть среди согласных группа звуков, которые называются «глухие». В них совсем нет голоса, только один шум. Слушай эти звуки внимательно и назовите  буквы, которыми они обозначаются. Звуки: [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С], [Х], [Ц], [Ч], [Щ].

IV. Закрепление изученного

  • Работа над пословицей

-На экране мы видим пословицу, составленную из букв — плашек пенала.

Глаза боятся, а руки делают.

- Давайте перепишем ее в тетради.

- А теперь на следующей строке надо нужно будет выписать (очень красиво и аккуратно) все согласные, которые есть в пословице… Сначала — сонорные, потом — просто звонкие, а потом — глухие.

Л, р, л

Г,з,б,д

Т,с,к,т

  • Составление схем слов

Чашка, мыши, роза,  сливы

V. Итог урока  и д/з

Схемы слов: лиса, помидор



Предварительный просмотр:

Тема: Буквы, не обозначающие звуков (ъ,ь).

Цель: Довести до сознания учащихся особенность данных букв, формировать

            представление о написании ъ,ь.

Содержание занятия.

  1. Организационный момент.

  1.  Актуализация внимания.
  • Проверка д/з

Прежде, чем  мы перейдём к изучению новой темы, давайте проверим, как вы справились с д/з.

Схемы слов:

         лиса                                                                   помидор

III. Изучение нового материала.                                                                                

  • Загадка.

Мягкий голос,

Мягкий шаг.

Это буква... (мягкий знак)

  • Ь -проблемная ситуация.

- Прочитайте букву Ь. (Она не читается)

- Ь знак – это буква или знак?  (Знак)

- Почему? (Он не обозначает звука)

- Для чего нам нужен Ь знак? Какую роль играет Ь знак в словах? (В конце урока вы  сделаете полный вывод для чего нам нужен Ь. Будьте внимательны.)

- На что похожа буква Ь знак? (сравнение буквы Ь с предметами)

  • Работа над словами.

Мол – моль, угол – уголь, был – быль, пыл – пыль, кон - конь

  • Беседа о лексическом значении слов каждой пары.

- Объясните лексическое значение слов угол – уголь; кон – конь; был – быль

Угол – место, где пересекаются две стороны.

Уголь – ископаемое горючее твёрдое вещество.

Кон – в некоторых играх отдельная партия.

Конь – лошадь.

Был – находился где-то.

Быль – что было в прошлом.

- Какую роль играет мягкий знак? (указывает на мягкость согласных)

- Как изменилось слово, если звук смягчили? (Поменялось его лексическое значение.)

  • Вывод:

- Что происходит со словом, если после согласной добавить Ь? (меняется его значение)

  • Доскажи словечко.
  1. В яме спит зимою длинной,                      2.  Уж очень вид у них чудной:

    Но чуть солнце станет греть,                           У папы локоны волной,

     В путь за медом и малиной                          А мама ходит стриженой.

     Отправляется... (медведь).                         За что она обижена?

                                                                            Недаром часто злится

                                                                            На всех мамаша... (львица).

  • Печатание буквы Ь в тетрадях.

ь ь ь ь ь

  • Загадки.
  1. Трав копытами касаясь,                Кто приходит,

    Ходит по лесу красавец,                Кто уходит –

    Ходит смело и легко,                          Все ее за ручку водят.

    Рога раскинув широко.                                 (Дверь)

                              (Лось)

Спит или купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки

                              (Гусь)

  • Составление схемы слова :

Гусь

  • Ъ, работа над словами.

- Как слово «сел» превратить в «съел»?

-Сравните написание данных слов. Чем похожи? Отличаются?

сел      ехал       обедал

съел   съехал   объедал

- На что похожа буква Ъ?

  • . Печатание буквы Ь в тетрадях.

ъ, ъ, ъ, ъ, ъ,

  • Составление схемы слова :

съел

IV. Закрепление изученного.

- Какие буквы изучили?

-В чём их особенность?

-Для чего необходимы?

V. Итог урока и д/з.

Схемы слов: лось, въехал



Предварительный просмотр:

Тема: Русские пословицы и поговорки. Прибаутки, небылицы, скороговорки.

Цели: рассмотреть жанры устного народного творчества; учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках; работать над формированием нравственных ценностей у детей.

Ход  урока:

  1. Орг. момент

  1. Актуализация внимания
  • Фронтальный опрос.

- Для чего необходима речь человеку?

-Какие 2 вида речи существуют?

-Из чего состоит наша речь?

-Границы предложения.

-Из чего состоят предложения?

-Сколько может быть слов в предложении?

-Из чего состоят слова?

-А слоги?

- На какие 2 группы делятся все звуки?

-Как обозначаем гласные?

-На какие группы делятся согласные? Как обозначаем?

  • Схемы слов

Лось

Въехал

  1. Изучение нового материала.
  • Сообщение темы занятия

Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому-правду, кому-сказку, кому-песенку. Если вы все готовы – отправляемся в путешествие по стране: «Устное народное творчество».

- Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор)

- Что означают слова устное народное творчество?

  • Сказки

«Постарайтесь без подсказки всех назвать и вспомнить сказки!» 

 

  • Круглый хлебец, который сумел уйти от зайца, волка и медведя, а лисе попался на зубок? (Колобок)

- В русских сказках ее называют «дереза». (Коза)

- Летательное средство Бабы Яги? (Ступа)

- «Продукт», из которого солдат кашу варил? (топор)

- Самое распространенное имя главного героя русских сказок? (Иван)

- Рыжая плутовка и обманщица, заставившая волка зимой ловить хвостом рыбу в проруби? (лиса)

- На каком транспорте любил ездить Емеля? (на печи)

- Кто превратился в козлёнка, испив воду из лужицы? (Иванушка)

- Каким зернышком подавился петушок в одной из русских народных сказок? (бобовым)

- Кому принадлежат слова: “Не садись на пенёк, не ешь пирожок!” (Машеньке)

- Красная девица, которая влезала в одно ушко, а вылезала  в другое. (Хаврошечка)

- Мальчик, который родился размером с мизинец? (Мальчик с пальчик)

  

- Слушать-то слушали, молодцы. А вот запомнили ли? О каких сказках мы вели речь? («Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Каша из топора», «Лиса и волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик» и т.д.)

 

- Что можно о них сказать? (Русские народные сказки!) 

- Кто же их автор? (русский народ)

- Какие по своему жанровому своеобразию сказки бывают? (бытовые, о животных, волшебные)

  • Песни

- Очень давно люди начали петь. Они пели, когда им было весело и когда им было грустно.

Новорожденных детей убаюкивали песнями. А когда они подрастали, то сами учились петь детские песенки – весёлые, шутливые. Иногда дети придумывали к ним продолжение.

- А вы уже знаете такие песенки?

  • Потешки

- Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест ( в отличие от считалки, где жест важнее слова).

  • Поговорка

- Поговорка – это краткое образное выражение, речевой оборот. Поговорка определяет какое-либо явление и без контекста не является логически законченным высказыванием. Пример поговорки: «комар носа не подточит».

  • Пословицы

- Ответы на все случаи жизни есть у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли – на всякие переживания даст разумный совет, наставление, утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои поступки и действия других людей.

  • Игры
  • На Руси немало игр, в которые любили и любят играть дети. Давайте вспомним, поиграем.
  • (игры «Кошки- мышки», « У медведя во бору…»)

  1. Закрепление изученного

- Какие виды устного народного творчества рассмотрели?

  1. Итог занятия


Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказов по картине «Купание медвежат».

Цель: Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в образовании окончаний прилагательных.

          Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

Содержание занятия.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине. Но сначала мы проведём разминку. Отгадайте  загадку и поймёте - о чём будем говорить.

Великан в лесу живет,

Он - сладкоежка, любит мед.

Когда испортится погода,

Он спать ложится на полгода.

(медведь)

  1. Актуализация внимания.
  • Игра с «подзорной трубой»

        Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображённые на картине, и давать им соответствующие названия.

        Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
        
Ход игры: Учитель  выставляет картинку «Купание медвежат» и предлагает её рассмотреть.

         Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: речка, медведица, медвежонок и т.д.

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

  1. Изучение нового материала.
  • Сообщение темы урока.
  • Работа по картине
  • Как вы думаете, какое время года изображено на картине.
  • Какого цвета листья на деревьях? (зелёные).
  • Значит, какое время года? (лето).
  • Кто изображён на картине?
  • Что делает медведица? (купает медвежонка).
  • Она купает сына, значит она какая? (заботливая).
  • Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову "заботливая"? (любящая, внимательная).
  • Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (она большая).
  • Как сказать по- другому? (огромная, здоровенная, большущая).Что делают медвежата? (одного мама окунает в воду, другой стоит на берегу).
  • Как вы думаете, он хочет купаться? Почему вы так решили?
  • Посмотрите на реку. Что можно сказать о реке? (быстрая, бурлящая, стремительная, несущаяся, неспокойная).
  • Как вы думаете, страшно маленьким медвежатам купаться в такой реке?
  • Тогда, почему же мама всё - таки заставляет медвежат купаться? (если дети не дают ответов, то следует задать наводящие вопросы).
  • Вспомните, какое время года изобразил художник?
  • Так почему же мама привела медвежат купаться? (жарко, шерсть загрязнилась).

  • Работа с текстом

Послушайте отрывок из рассказа В. Бианки.

": Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их:"

  • План текста

А теперь, послушайте план, по которому будете составлять рассказ.

  • Какое время года изобразил художник? Где происходят события?
  • Что происходит на картине?
  • Зачем медведица купает медвежат?
  • Чем всё закончилось?

  1. Закрепление изученного
  • Составление собственных рассказов

Постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при рассматривании картины и чтении текста.

(Дети составляют 4-5 рассказов. При каждом рассказывании обращать внимание детей на использовании в речи слов близких по значению, содержательную сторону рассказа).

  • Игра "Умное эхо".

Я говорю фразу, например, у медведя нос, бросаю мяч Стасу. Он должен целую фразу заменить на одно слово, и чётко его произнести, выделяя окончание. Какое слово должно получиться, если я говорю фразу "у медведя нос"? медвежий ). Если у Стаса это получится, значит, он - "умное эхо".

  • У медведя хвост;
  • У медведя лапа;
  • У медведя ухо;
  • У медведя берлога;
  • У медведя сон;
  • У медведя шуба;
  • У медведя характер;
  • У медведя шерсть;
  • У медведя когти;
  • У медведя поведение;
  • У медведя лакомство.

  1. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Программа

развивающих занятий в группе

«Первоклассник»

(по развитию речи)

Разработала:

учитель начальных классов

первой  квалификационной  категории,

Толстоусова Е.А.


Пояснительная записка

Подготовка детей к школе была и остается одной из важнейших задач учебно-воспитательных комплексов  и родителей. Исходный уровень подготовленности детей к школе оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.

Переход от дошкольного детства к школьному  характеризуется  прежде всего изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Учение становится  не просто деятельностью по усвоению знаний и не только способом  подготовки себя к будущему, оно осознается  и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в школьных делах имеет для него яркую эмоциональную окраску.

Таким образом, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирование его личности.

Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Готовность к обучению определяется  способностью ребенка к пониманию смысла учебных задач, осознанием способов выполнения действия, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Главное направление подготовки это общее развитие.

Речь идет о развитии памяти, внимания  мышления. И здесь важны как имеющийся у ребенка запас знаний и представлений, так и умение действовать и  «во внутреннем плане», то есть  производить некоторые действия в уме, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Не менее важным является воспитание умения произвольно управлять собой.

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще до конца не научился. Ребенок может надолго и в деталях запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться сколько - нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему пока еще достаточно трудно. И это умение необходимо выработать к моменту поступления в школу. Важно  делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем  хочется или даже совсем не хочется.

И не менее важным является формирование мотивов, побуждающих к учению.  Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Таким образом, целью занятий в школе «Первоклассник» является выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению, развитие знаний, навыков, умений, привычек, способностей, интересов.

Данные цели реализуются путем решения следующих задач:

- формирование учебной мотивации;

- развитие внимания, памяти мышления; 

- развитие мелкой  мускулатуры руки и пальцев;

- развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;

- обучение грамоте (умение слышать звуки, оперировать ими, кодировать звуки);

- развитие умственных способностей;

- развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать и слышать учителя и товарищей, действовать совместно с другими);

- развитие волевой готовности ребенка;

- развитие творчески активной личности.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

- использование игровых методов преподавания (особое  место отводится словесной дидактической игре, содержащей в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. Ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы (а позже и слова) по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.  Во время игры ребенок деятелен во всех отношениях - как в поступках, так и суждениях и умозаключениях о том, что он делает, и его мысли имеют источником именно его собственную, свободную деятельность);

       - смена видов деятельности;

- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;

- отсутствие  каких-либо отметок и домашних заданий.

В ходе обучения учитель готовит и проводит самостоятельные работы, позволяющие определить степень усвоения материала, результаты которых доводит до сведения родителей на тематических встречах и  в индивидуальных беседах.

Основные знания и умения учащихся по окончании курса.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию как позицию ученика;

- выполнять на слух инструкцию для обучающегося;

- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

- пересказывать небольшие тексты;

- составлять предложения определенного количества слов и на заданную тему;

- правильно пользоваться карандашом, ручкой, а также другими графическими материалами;

- на слух выделять звуки в слове, давать или характеристику (гласный- согласный, твердый - мягкий, звонкий – глухой);

- определять количество слогов в слове; самостоятельно подбирать слова с заданным количеством слогов; определять сильную позицию слога в слове (грамотная постановка ударения).

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится психолого - педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:

- ориентировка в межклеточном пространстве;

- тест на развитие фонематического слуха;

- выделение главного признака предмета;

- выявление закономерности;

- графический диктант.

Содержание программы «Развитие речи»:

  1. Речь (устная и письменная).
  2. Составление рассказов по сюжетной картинке.
  3. Пересказ текста.
  4. Предложение.
  5. Слово
  6. Звуки речи.
  7. Гласные и согласные звуки.
  8. Буквы, обозначающие один гласный звук.
  9. Звук [й']. Буквы, обозначающие два звука.
  10. Согласные звуки: твердые и мягкие.
  11. Согласные звуки: звонкие и глухие.
  12. Буквы, не обозначающие звуков.
  13. Русские пословицы и поговорки. Прибаутки, небылицы, скороговорки.
  14. Составление рассказов на заданную тему.

Литература.

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте (1 – 4 классы). М. Владос. 2002 г.
  2. Гадиева Г.Г. Уроки грамоты. М., Сфера,  2002.
  3. Управителева Л.Скоро в школу. «Начальная школа». 2001.
  4. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М., Аркти, 1999.
  5. Журнал «Практика – административной работы в школе», №5, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Речь!Речь!Речь!

О важности речевого общения....

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель:  познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...