Роль педагога в организации проектной деятельности в начальной школе
статья на тему
В данной статье освещены вопросы проектной деятельности в начальной школе и роли педагога в ней. Материал предназначен для учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulgakova_yakushevich_rol_pedagoga_v_organizatsii_proektnoy_deyat-ti.rar | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога в организации проектной деятельности
в начальной школе
Якушевич Е.И.
Булгакова Ж.В.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Ребёнку должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [2].
Проектная деятельность может быть эффективно использована в работе с детьми с ОВЗ, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Перед педагогами специальной школы встает ряд вопросов:
1.Как обеспечить эффективность проектной деятельности обучающихся с ОВЗ?
Для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо создание следующих условий [3]:
1. Проводить подготовительную работу.
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
3.Обеспечивать заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
4. Выбор основополагающего вопроса проекта должен быть доступен и реально выполним (конкретно и четко сформулирован).
5. Создавать группу не более 3-4 человек (в зависимости от наполняемости класса).
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
7. Учитывать и избегать «подводных камней».
2. Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
Приступая к созданию проекта, обучающийся с ОВЗ должен владеть:
• необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
- специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В рамках традиционных учебных занятий используют:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Роль учителя в проектной деятельности
Роль учителя в проектной деятельности обучающихся с ОВЗ своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель – это то, что он выступает не как толкователь готовых знаний и (или) их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания, некий вдохновитель для исследовательской деятельности обучающихся. Главное для учителя – увлечь детей, их родителей исследовательской деятельностью, направлять и вселять уверенность в своих силах.
В период проектной деятельности учитель все время помогает последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Общие правила для педагогов – руководителей проектов
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
- Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
• Не делайте скоропалительных выводов, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Не следует полагаться на то, что дети с ОВЗ уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.
• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
•Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
- Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования [3].
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Список использованной литературы
- Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.
- Падикова М.В. Проектная деятельность в школе. Режим доступа: http://festival.1september.ru
- Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? Режим доступа: http://www.nachalka.com
- Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
- Русский язык. Проекты? Проекты... Проекты! Под ред. Сениной Н.А. М.: Легион, 2013
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
- Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...
Организация проектной деятельности в начальной школе
Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...
Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)
В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе. Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...
Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»
В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...
Роль родителей в организации проектной деятельности в начальных классах школы
В этой статье я хочу поделиться опытом организации проектной деятельности в начальных классах. Я хочу показать важность участия семьи в работе над проектом и исследованием....