Организация проектной деятельности в начальной школе
методическая разработка по теме

Данилова Надежда Петровна

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сегодня ведущее место среди других методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения.

Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить:

- познавательную мотивацию и интересы учащихся;

- сформировать основы нравственного поведения;

- готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;

- в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.  

Чтобы реализовать поставленные цели и  задачи перед начальной школой необходимо внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сегодня ведущее место среди других методов обучения.

В основу методов проектов положена идея о том что, что учебно-познавательная деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической значимой проблемы.

 И здесь важны два результата:

- внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности;

- внутренний результат – это опыт деятельности. Этот опыт становится бесценным достоянием учащегося, так как он соединяет в себе: знания и умения, компетенции и ценности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младшего школьника.

Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов младших школьников и находится в зоне их ближайшего развития.  

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий, целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на 1 месяц, 1 триместр, полугодие (3, 4 класс).

В начальной школе целесообразно привлекать к выполнению проекта родителей. Важно со стороны родителей – помощь советом, информацией, проявление заинтересованности (но – родитель не должны брать на себя выполнение работы – губится сама идея методов проектов).

С этой целью проводятся специальные собрания-лекции,  на которых разъясняется родителям суть проекта, значимость его для развития личности.

Включение младшего школьника в проектную деятельность учит:

- размышлять,

- прогнозировать,

- предвидеть,

- формирует адекватную самооценку.

В процессе проектного обучения приобретается опыт исследовательско - творческой деятельности.

Вашему вниманию представлены проекты, которые стали победителями в окружных и городских конференциях.

Просмотр проектов в начальной школе:

- Проект «В царстве насекомых». На примере сказки К. И. Чуковского ребята рассматривают различных насекомых, сделанные на экскурсии.

- Проект «Мы разные, но мы вместе!». В работе рассматриваются вопросы толерантности в отдельно взятом классе. Ребята расскажут о себе, своих корнях. Прозвучат приветствия и стихи на русском, армянском, абхазском, украинском, белорусском языках.

- Проект «Что за чудо эти басни!». В работе рассматриваются история возникновения басен, звучат басни разных авторов, в конце выступления – басни собственного сочинения. Все выступление представлено в стихотворной форме.

- Проект «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». В работе рассказывается об истории возникновения фотографии, о жанрах, в которых работают фотографы. Ребенок демонстрирует свои собственные работы, которые выставлялись в различных конкурсах и занимали призовые места.

- Проект «Грибы вокруг нас. Друзья и враги». В работе приводятся данные микроскопических исследований. Доказывается вред и польза различных типов грибов.

- Проект «Парта будущего – наша помощница». В работе рассматриваются парты различных конструкций и разных конструкторов, раскрываются достоинства и недостатки парты, предлагается проект парты будущего.

- Проект «Метро». Учащийся изучил технологические особенности метрополитена, его прошлое и настоящее, спроектировал новые станции метро. Затем его заинтересовали проблемы наземного транспорта, и он начал изучать автобусы и троллейбусы. Свой опыт конструирования Максим передает младшим школьникам. Он проводит кружок автомоделирования во 2 классах.  

Проектная деятельность – это метод, который раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. А это улучшает адаптацию и повышает сопротивляемости организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов (т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников).

Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

В процессе работы над проектами происходит постепенный переход от совместной деятельности: учитель – учащийся – родитель, к совместно-разделенной деятельности, где идет инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

И переход к самостоятельной исследовательской деятельности с элементами самообразования и самовоспитания.

А в стандартах второго поколения говорится о том, что важной задачей современной системы образования, является – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Следовательно, работая над проектами, мы выполняем социальный заказ общества.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...