Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)
статья по теме
В статье на примере работы над проектом показана этапность организации проектной деятельности в начальной школе. | |
Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ В УЧЕНИИ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)
Автор статьи: Коробейникова Ольга Владимировна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 504 г. Санкт - Петербург | |
В статье на примере работы над проектом показана этапность организации проектной деятельности в начальной школе. | |
Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ В УЧЕНИИ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ |
.
2013 г.
Происходящее в последние годы реформирование отечественного образо-
вания затронуло образовательный процесс современной школы, в том
числе и начальной, акцентируя внимание на развитие творческих возмож-
ностей ребенка и формирование стремления учащихся к самообразованию.
Данная позиция нашла отражение в новом принципе – принципе творчест-
ва (креативности), который многие отечественные ученые и педагоги стали
считать одним из центральных принципов современного образования.
Принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального
подхода, субъективности в обучении требуют в первую очередь новых
приёмов обучения, которые формируют активную, самостоятельную
позицию учащихся в учении; способствуют самореализации творческого
потенциала и формированию готовности к предстоящей творческой
деятельности: развивают проектные, рефлексивные, самооценочные
умения и навыки, познавательный интерес учащихся; реализуют принцип
связи обучения с жизнью, формируют информационные и коммуникатив-
ные компетенции. К таким технологиям можно отнести метод проектов,
который не является принципиально новым в педагогической практике, но
в настоящее время относится к педагогическим технологиям ХХ1 века.
Метод проектов получил широкое применение как в классно-урочной, так и во внеурочной деятельности.
В 2010 году Россия готовилась отмечать 65- ю годовщину со дня победы Советского Союза над фашистской Германией.
В нашей школе проводился ряд мероприятий, посвященной этой дате:
- цикл бесед о Великой Отечественной войне,
- встречи с ветеранами войны и тыла,
- конкурс чтецов стихотворений, посвященных Великой Отечественной
войне,
- акция «Солдатский платок»,
- просмотр кинофильмов о Великой Отечественной войне,
- чтение книг о Великой Отечественной войне и т.д.
Эти мероприятия послужили основой для создания социального проекта под названием
«Нет в России семьи такой, где б не был памятен свой герой…»
Цели:
1. Воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к её истории, развитие национального самосознания.
2. Осознание значимости преемственности и единения поколений.
3. Узнать историю своей семьи и её роль в достижении победы над фашизмом.
Задачи:
- Формировать представление о патриотизме, как о ценности в жизни человека.
- Изучать историю России.
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории.
- Формировать у ребёнка активную морально-нравственную позицию по отношению к обществу.
- Развивать эмоционально-чувственную сферу личности.
- Подготовительный этап:
На подготовительном этапе в классе были проведены:
- цикл бесед о Великой Отечественной войне,
- встреча с ветераном войны и тыла,
- конкурс чтецов стихотворений, посвященных В.О.в.,
- акция «Солдатский платок»,
- просмотр к/ф «Сын полка»,
- чтение и обсуждение книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».
В ходе бесед выяснилось, что в семьях учеников были родственники, которые участвовали в В.О.в, но конкретных знаний у детей не было. Обозначилась проблема: отсутствие знаний у детей истории своей семьи, героического прошлого своих родственников.
Дети поставили перед собой цель: узнать отдельные страницы истории своей семьи и рассказать о родственниках – участниках войны и тыла, об их вкладе в победу в Великой Отечественной войне.
Во время обсуждения этой проблемы, ребята назвали следующие задачи:
- «Мне интересно узнать об участии моих родных в Великой Отечественной войне. Я хочу всегда помнить о них.»
- « Я хочу испытывать гордость за свою страну, за своих родных, совершивших подвиг во имя победы».
- «Я хочу, чтобы граждане России помнили о своих предках, о их подвигах, героизме и самопожертвовании в достижении одной великой цели – победе над фашизмом.»
Для решения этих задач были определены следующие пути их решения:
- Узнать исторические факты о В.О.в. из литературных произведений, справочной литературы, периодической печати ,к/ф и т.д.
- Провести поисковую работу в архивах семьи каждого участника проекта.
- Узнать историю семью из устных рассказов родственников, документов, периодической печати.
- Создать индивидуальную минипрезентацию по собранным материалам.
Был оговорён срок выполнения проекта – 2 недели.
- Основной (Поисково-исполнительный) этап:
В связи с тем, что в начальной школе дети только знакомятся с технологией проекта и ещё не владеют ИКТ, то возникает необходимость помощи родителей, что положительно сказывается на результатах работы и способствует улучшению отношений между родителями и детьми: происходит дополнительное общение, возникают общие интересы, духовная близость и единство.
Чтобы достичь поставленных целей, учащиеся:
- собирали и обобщали материал о своих родственниках – участниках В.О.в., собирали статьи периодической печати различных годов, фотографии, письма, награды, устные воспоминания родных и т.д..
- оформляли отобранный материал в виде слайдов мини-презентации.
Впоследствии была создана одна общая презентация класса, состоящая
из индивидуальных работ учащихся.
-
3. Заключительный этап (Презентация и защита готового продукта проекта):
При показе презентации каждый участник защищал свою часть проекта: по ходу показа презентации дети рассказывали о своих родственниках, их подвигах, наградах, письмах и т.д. Всё это сопровождалось песнями о В.О.в.
4. Рефлексивный этап (Анализ результатов и оценка качества выполнения проекта):
В ходе рефлексии каждый участник проекта задавал себе и давал ответ на следующие вопросы:
- Выполнил ли я то, что задумал?
- Что было сделано хорошо, а что плохо?
- Что было выполнить легко, а что неожиданно трудно?
- Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?
- Получил ли я удовлетворение от выполненной работы.
Помимо этого дети высказывали свое мнение о ходе работы, о её значении и своих впечатлениях.
Презентация была продемонстрирована на родительском собрании и произвела огромное впечатление на родителей.
Анализ:
В ходе работы были решены все задачи и достигнуты поставленные цели:
- Учащиеся осознали: Россия – страна героев. Эти герои жили и живут в их семьях, им есть кем гордиться, о ком рассказать будущим поколениям.
- Патриотизм для детей стал не отвлеченным понятием, а конкретным.
- Ученики открыли для себя новые факты из истории России, связав их с судьбой своих родственников.
- Данная работа позволила учащимся показать свою активную жизненную позицию, а также раскрыла возможности для проявления патриотических чувств каждого.
- Проектная деятельность была личностно-ориентирована.
- Имела воспитательную направленность: воспитание патриотизма,
любви к Родине.
- Она принесла удовлетворение детям, вызвала у них стойкий
познавательный интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...
Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"
Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....
План работы педколлектива по организации проектной деятельности в начальной школе.
Организация работы педколлектива начальной школе по освоению и внедрению в практику работы " Технологии проектной деятельности"....
Организация проектной деятельности в начальных классах (описание опыта)
Описание опыта работы учителя начальных классов по организации проектной деятельности в начальных классах....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (СПЕЦИФИКА) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время проектная деятельность в начальной школе имеет большое значение. Использование данной деятельности на уроках позволяет педагогу не столько учить, сколько обучать учиться, направлять ...
«Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
«Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы)....
Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»
В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...