Образовательная программа внеурочной деятельности "Мы создаем проект" 1-2 классы
рабочая программа (1 класс) на тему
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_sozdaem_proekt_konkurs.docx | 43.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 21
города Южно-Сахалинска
Утверждаю:
Директор МБОУ НОШ №21
_______________Павлов А.Г.
«___» _______________2013 г
Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени обучения
«Мы создаем проект»
общеинтеллектуальное направление
Автор-составитель:
Прощенко Наталья Анатольевна
Учитель начальных классов
г. Южно-Сахалинск, 2013
Пояснительная записка
Образовательная программа внеурочной деятельности «Мы создаем проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./, программы А.И.Савенкова «Я исследователь».
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:
-организационных (регулятивных),
- интеллектуальных (познавательных),
-оценочных (личностных),
- коммуникативных.
Кроме того, работа над проектами позволяет:
-обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Тип программы: программа внеурочной деятельности.
Возраст детей участвующих в реализации программы: учащиеся 1-2 класса.
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Виды внеурочной деятельности – познавательная.
Формы внеурочной деятельности-
- Игры, опыты;
- Работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- Интеллектуальные головоломки;
- Практические занятия;
- Работа в компьютерном классе;
- Дискуссии, беседы.
- Участие в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов.
Психолого-педагогические принципы реализации программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Сроки реализации программы – 1 год
Режим занятий- 1 раз в неделю
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-Целеполагать (ставить и удерживать цели);
-Планировать (составлять план своей деятельности);
-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности
Результативность и целесообразность выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В начале года проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. А в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности исследовательской деятельности для учащихся.
Критерии и нормы их оценки:
Критерии:
1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод
2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость
3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы
4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей
Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:
3- умение полностью сформировано (высокий уровень)
2- умение сформировано частично (средний уровень)
1- умение сформировано частично (ниже среднего уровня)
0- умение не сформировано
Требования к оценке видов деятельностей (компетенций)
3 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.
2- ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.
1- ученик знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.
0- ученик не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.
Формами подведения итогов реализации программы являются ежегодные конкурсы исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» проходящие в школе, в городе, в области (заочные).
3. Учебно–тематический план:
1 класс
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Аудиторных | Внеаудиторных | ||
1 | Кто я? Моя семья | 1 | 1 | |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 | 1 | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 1 | 1 | |
4 | Как собирать материал? Твои помощники | 1 | 1 | |
5 | Проблема. | 1 | 1 | |
6 | Проблема. Решение проблемы | 1 | 1 | |
7 | Гипотеза. Предположение | 1 | 1 | |
8 | Гипотеза. Играем в предположения | 1 | 1 | |
9 | Цель проекта | 1 | 1 | |
10 | Задача проекта | 1 | 1 | |
11 | Выбор нужной информации | 1 | 1 | |
12 | Выбор нужной информации | 1 | 1 | |
13 | Интересные люди – твои помощники | 1 | 1 | |
14 | Продукт проекта | 1 | 1 | |
15 | Виды продукта. Макет | 1 | 1 | |
16 | Визитка | 1 | 1 | |
17 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 | 1 | |
18 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 | 1 | |
19 | Мини-сообщение. | 1 | 1 | |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 | 1 | |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 | 1 | |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 1 | 1 | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 1 | 1 | |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | 1 | |
25 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | 1 | |
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 1 | 1 | |
27 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 1 | 1 | |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 1 | 1 | |
29 | Тест «Чему я научился?» | 1 | 1 | |
30 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 | 1 | |
31 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 | 1 | |
32 | Твои впечатления от работы над проектами | 1 | 1 | |
33 | Ярмарка достижений | 1 | 1 | |
Всего | 33 | 26 | 7 |
2 класс
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Аудиторных | Внеаудиторных | ||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 | 1 | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 | 1 | |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 1 | 1 | |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 | 1 | |
5 | Этапы работы над проектом | 1 | 1 | |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 | ||
7 | Проблема. Решение проблемы | 1 | 1 | |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 | 1 | |
9 | Цель проекта | 1 | 1 | |
10 | Задачи проекта | 1 | 1 | |
11 | Сбор информации для проекта | 1 | 1 | |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 | 1 | |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 | 1 | |
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 | 1 | |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | 1 | |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 | 1 | |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 | 1 | |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 1 | 1 | |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 | 1 | |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 | 1 | |
21 | Программа МРР | 1 | 1 | |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 | 1 | |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 | 1 | |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 | 1 | |
25 | Тест «Советы проектанту» | 1 | 1 | |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | 1 | |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | 1 | |
28 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | 1 | |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 | 1 | |
30 | Памятка жюри конкурсов | 1 | 1 | |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | 1 | |
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | 1 | |
33 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | 1 | |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 1 | 1 | |
Всего | 34 | 21 | 13 |
4. Содержание учебного материала
Первый класс (33 часа)
Кто я? Моя семья. Чем я люблю заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Проблема. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Гипотеза. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди – твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Выступление перед знакомой аудиторией. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта. Твои впечатления от работы над проектами. Ярмарка достижений.
Второй класс (34 часа)
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы . Выработка гипотезы-предположения. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка». Играем в ученых. Это интересно. Тест «Чему ты научился?» Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение). Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация». Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР. Программа МРР. Совмещение текста выступления с показом презентации. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Тест «Советы проектанту». Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». Играем в ученых. Это интересно. Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурсов. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Играем в ученых. Это интересно. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
5. Учебно-методический комплекс программы
Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методические пособия для 1-4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4-х классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём
6. Список литературы
1. Белова,Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.-3-е изд./
2. Белых,С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [текст]/С.Л.Белых//Исследовательская работа школьников.-2006.-№18.-с.68-74
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
4.Савенков, А.И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст]/ А.И.Савенков//Одаренный ребёнок.-2005.-№1.-с.30-33.
5.Савенков, А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование [Текст] /А.И.Савенков// Школьные технлогии.-1998.-№4.-с.144-148.
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»
Возрастная категория: 6-10 лет. 2 года обучения. Программа с тематическим планированием...
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Кружевница» для 1 класса
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество ...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса
Рабочая программа кружка "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...
Образовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Разговор о правильном питании" для учащихся 1-4 классов
Авторская образовательная программа "Разговор о правильном питании" позволяет координировать усилия семьи, школы, медицинских учреждений и общественных организаций по формированию у детей здорового об...
Образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов
Данная образовательная программа рассчитана на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...
Образовательная программа внеурочной деятельности для 1 класса "Сказочный мир Кореи"
Данная рабочая программа является своеобразным предкурсом перед изучением корейского языка, которая знакомит первоклашек с особенностями фольклорного жанра в Республике Корея. В рамках данного курса р...