Имя прилагательное
план-конспект урока (2 класс) на тему

Ималова Кадрия Мавлидиновна

Урок русского языка во 2 классе "Имя прилагательное" по системе РО Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Предмет

Русский язык

Тема урока

Имя прилагательное

УМК

Система развивающего обучения Л. В. Занкова

Тип урока  

урок закрепления и обобщения знаний.

Оборудование        

мультимедийная презентация, проектор, компьютер, учебник, карточки с заданиями для самостоятельной работы, модель

Цель

создать условия для закрепления знаний об имени прилагательном, способствовать формированию умения ставить вопросы к словам.

Задачи

способствовать формированию умения ставить вопросы к словам, составлять словосочетания;

развивать познавательную активность и положительную мотивацию к учению;

показать и подчеркнуть роль имён прилагательных в речи.

Планируемые результаты:

Предметные

выделять из речи слово, обозначающее признак; составлять словосочетание «существительное + прилагательное»

Личностные

осознавать мотивы учебной деятельности и личный смысл учения, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

формулировать ответы на вопросы; осуществлять логические операции

определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, планировать и контролировать свои действия при выполнении самостоятельной работы; осваивать начальные формы личностной рефлексии

слушать друг друга; высказывать своё мнение, обосновывая его; участвовать в беседе

Методы

проблемно-поисковый                                                                                                                                                                                                                                         иллюстративный                                                                                                                                                                                                                                          объяснительный                                                                                                                                                                                                                                                        дискуссия

Ресурсы:

основные

учебник «Русский язык 1 кл.» А.В. Полякова, карточки с текстом для творческой работы в группах, задания для работы в парах, карточки с заданием для самостоятельной работы

дополнительные

мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор

презентация к уроку

Форма урока

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Вид урока

урок – путешествие

Этапы урока:

I. Организационный этап с психологическим настроем (2 мин.)

II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

III. Актуализация знаний (5 мин.)

IV. Постановка темы и задач урока (1 мин.)

V. Работа по теме урока (10 мин.)

VI. Физкультминутка (2 мин.)

VII. Закрепление и обобщение знаний (8 мин.)

VIII. Самостоятельная работа (5 мин.)

IX. Итог урока, рефлексия (5 мин.)

Продолжительность урока – 40 мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный момент с психологическим настроем (2 мин) Задача:  настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой.

Приветствие

  • Ребята, начнём наш урок с пожелания добра. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам!
  • Мы сегодня на волшебном паровозике отправимся в увлекательное путешествие по стране «Имя прилагательное» (слайд 2)

Дети приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Регулятивные:

умение контролировать свою готовность к уроку.

Личностные:

эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям; нравственно-этическая ориентация;

формирование положительного отношения к учению.

Коммуникативные:

владение невербальными средствами общения

II. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин) 

Задача: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  • Эпиграфом к уроку будут слова из стихотворения И. С. Тургенева

… о великий и могучий,

правдивый и свободный

Русский язык!

  • Чтобы показать всю красоту, богатство и величие русского языка, мы должны закрепить умение применять в нашей речи слова-признаки – имена прилагательные.

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок, осуществляют самоорганизацию

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

II. Актуализация знаний (5 мин)

Задачи: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у учащихся интереса к теме

  • Чтобы вспомнить слова-признаки предметов, поиграем в игру «Наоборот». Я называю прилагательное, а вы подбираете противоположное по смыслу

Добрый

Весёлый

Смелый

Сладкий

Широкий

  • Молодцы! Как много прилагательных мы придумали!
  • Вспомним ещё раз, что такое имя прилагательное?
  • Посмотрите на первый вагон паровозика. Ответьте на вопрос.
  • Что обозначает имя прилагательное? (слайд 3)

Посмотрите на следующий вагон. На какие вопросы отвечает?

Посмотрите на третий вагон. От какой части речи зависит?

Ребята нацеливаются на работу, подбирают прилагательные - антонимы

злой

грустный

трусливый

горький

узкий

  • Слова, которые мы употребляем в речи. Это часть речи.
  • Обозначает признак предмета.

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

  • Имя прилагательное зависит от имени существительного.

Уметь подбирать антонимы к словам – предметам по картинкам

Познавательные:

уметь формулировать ответы на вопросы; осуществлять логические операции.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и отвечать на заданные вопросы

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

III. Постановка темы и цели (1 мин)

Задача: уточнить тему, задачи и тип урока.

  • Тема нашего урока «Имя прилагательное как часть речи».

Задача: закрепить наши знания об имени прилагательном, научиться составлять словосочетания, узнать о роли имен прилагательных в нашей речи.

Учащиеся записывают число, знакомятся с темой и целью урока.

Регулятивные: уметь определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя

IV. Работа по теме урока (10 мин)

 Задачи:

- организовать работу по нахождению слов, отвечающих на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

-организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения;

-организовать работу по формированию умений находить «опасные места» в словах;

-овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.  

  • Наш паровозик отправляется в путь и прибывает на станцию «Знайландия». Здесь мы будем выполнять разные интересные задания. И для начала поиграем в игру.
  • Я показываю рисунок животного, а вы подбираете как можно больше прилагательных, характеризующих его (слайд 4)

Лиса

Волк

Слон

Заяц

  • Молодцы! Очень много прилагательных подобрали. А теперь мы потренируемся в составлении словосочетаний: сущ. + прил., выполнив следующее задание.

Работа в парах (слайд 5)

  • Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Проверка

  • Поднимите руку, кто правильно выполнил эту работу. Молодцы! Поаплодируем!

Словарная работа

  • Мы с вами составили словосочетания, но прежде чем их написать, мы должны разобрать написание двух слов, которые требуют запоминания. Они являются словарными словами. (слайд 6-10)
  • Кого мы называем дежурным? Кто у нас дежурный?

  • А вы знаете, откуда появилось это слово?

Из истории происхождения слова

  • Слово дежурный пришло к нам при царе Петре1 (на слайде фото) из французского языка. Выражение «де жур» - обозначает отношение к сегодняшнему дню. (слайд 11)
  • Запишите в тетрадях словосочетания со словарными словами. В словарных словах поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.
  • Составьте и запишите предложение со словарным словом «дежурный»

Создание проблемной ситуации

  • Чтобы мы смогли продолжить своё путешествие, нужно ответить на вопрос «Какую работу выполняют в речи имена прилагательные?»
  • Для этого прочитаем и сравним два предложения (учебник с.24 № 46) (слайд 12)
  • Можно ли узнать из первого предложения, о ком говорится?
  • А из второго?
  • Какие слова уточняют описание предмета?

  • Какую работу выполняют в речи имена прилагательные

Ответы учащихся

хитрая, рыжая, красивая, ловкая и т.д.

серый, злой, голодный, хищный и т.д.

огромный, сильный, толстокожий и т.д.

косой, длинноухий, трусливый и т.д.

Вспоминают правила работы в парах.

Подбирают к существительным соответствующие прилагательные. Закрепляют свои знания о словосочетаниях сущ. + прил., где существительное является главным, а прилагательное зависимым.

Один ученик из пары отвечает, остальные слушают, соглашаются с мнением пары или опровергают.

Активно работают, радуются успехам друг друга.

Учащиеся по слайду проверяют написание безударных гласных, непроверяемых ударением. Если ученик ошибается, то ему даётся ещё одна попытка.

- Дежурный – такой человек, который несёт дежурство, выполняет в порядке очереди какие-нибудь обязанности.

Один ученик работает у доски. В словарных словах ставит ударение и подчёркивает безударную гласную, комментируя свои действия.

(Составляют предложение и записывают в тетрадях)

Учащиеся работают по учебнику, читают и сравнивают эти предложения.

- Нет.

- Да.

- Прилагательные: острые, тоненькое, чуткие, пушистая, золотистая.

Вывод

- Уточняют описание предмета. С помощью прилагательных мы можем более точно, более красочно описать предмет.

Знать имена существительные и уметь их различать от имён прилагательных

Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме

Уметь работать в парах и выполнять самопроверку

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

слушать друг друга; высказывать своё мнение, обосновывая его; участвовать в парной работе.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

V. Физкультминутка (2 мин)

Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся, развитию двигательных навыков 

  • А теперь, ребята, отдохнём. Проведём физкультминутку (слайд 13)

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

топают ногами

хлопают в ладошки

подпрыгивают на месте

инсценируют бег

хлопают в ладошки

крутят головами

инсценируют танец

Самоконтроль за поведением. Бережное отношение к здоровью

Регулятивные:

смена видов деятельности.

Личностные:

избежать перегрузки и переутомления учащихся

VI. Закрепление и обобщений знаний (8 мин)

Задачи:

- способствовать формированию умения восстанавливать деформированный текст, используя слова – признаки;

- совершенствовать навык групповой работы.

 

  • Следующая станция, на которую прибыл наш паровоз, называется «Творческая мастерская»

Работа в группах (слайд 14)

(Каждой группе раздаю лист с текстом)

  • Распространите текст, вставив подходящие по смыслу имена прилагательные.

Проверка (слайд 15)

 

  • Ребята, какой текст вам больше понравился?
  • А почему?

  • Что помогло сделать текст ярким и красивым?
  • Какой вывод можно сделать? Для чего служат прилагательные?

Учащиеся работают с деформированным текстом, используя слова для справок.

Защита работ (чтение получившегося текста)

  • Понравился второй.

  • Он яркий, выразительный, более полно, красочно описывает предметы.
  • Помогли имена прилагательные.
  • Имена прилагательные украшают нашу речь. Делают её ярче, богаче, красивее и выразительнее.

Самоконтроль выполнения заданий в группах. Контролируют ответы друг друга. По мере необходимости дополняют, уточняют озвученные высказывания.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; вставлять подходящие слова по смыслу.

Коммуникативные: уметь высказывать своё мнение, обосновывая его, слушать и понимать речь других, соблюдая правила работы в группах.  

Регулятивные: 

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

VII. Самостоятельная работа (5 мин)  

Задачи: организовать работу по карточкам над совершенствованием навыка ставить вопросы к словам, обозначающим признак предмета;

-овладение приёмами взаимоконтроля.

  • Наш паровозик прибыл на станцию «Самостоятельная». Здесь вам предлагается задание для самостоятельной работы.

Работа в карточках

  • Нужно поставить вопросы к именам прилагательным и дописать окончания.

Взаимопроверка (слайд 16)

  • Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу по образцу, нарисуйте круг соответствующего цвета

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Ставят вопросы и дописывают окончания имён прилагательных.

Ребята обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку.

Контролируют процесс своей деятельности. Выполняют работу, ориентируясь на выбранные критерии. Вносят необходимые изменения коррективы в результат, исходя из оценки этого результата учителем, обучающимися. Осуществляют взаимоконтроль ответов.

Познавательные: уметь ставить вопросы к именам прилагательным

Личностные: способность к взаимопроверке на основе критерия успешности учебной деятельности

VIII. Итог урока, рефлексия (5 мин)

Задачи: -зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Подведение итогов

  • Какую тему закрепили на уроке?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Что научились составлять?

  • Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?

  • Правильно, молодцы!

Работа с моделью имени прилагательного (слайд 17)

  • Мы выполнили задачи, которые ставили в начале урока?

Итог:

  • Ребята! Мы закрепили умение применять имена прилагательные в нашей речи и убедились в правоте слов И. С. Тургенева насколько могуч и красив русский язык! Именно слова-признаки делают речь богатой, интересной и яркой.
  • Следующая станция, на которую прибыл наш паровозик, называется «Конечная». Здесь мы попробуем выразить или определить своё настроение
  • У светофора есть три цвета: зелёный, жёлтый и красный.
  • Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – нарисуйте круг зелёного цвета.
  • Если иногда были трудности, сомнения – круг жёлтого цвета.
  • Если не разобрались в теме и путешествие показалось вам неувлекательным – круг красного цвета.

  • Имя прилагательное

Ответы детей

  • Научились составлять словосочетания.
  • Имена прилагательные уточняют описание предмета, украшая нашу речь.

  • Да.

Учащиеся рисуют кружочки соответствующего цвета, которые определяют их настроение.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...