СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ
методическая разработка (2 класс) по теме
Разработка классного часа, посвященная одному из видов русского народного промысла, как Гжель. В ходе беседы, сопровождающейся презентацией учащиеся знакомятся с новой росписью, краткой историей. В ходе практической работы проецируют себя в роли мастеров и расписывают посуду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnaya_gzhel.docx | 24 КБ |
skazochnaya_gzhel.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
АВТОР: ЛУКЬЯНОВСКАЯ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Цель мероприятия: создать условия для формирования знаний учащихся о русском народном промысле Гжели;
-развитие интереса к народному искусству, эстетическое восприятие,
-воспитывать любознательность, трудолюбие, интерес к быту и традициям народа
для учащихся: Бумага, гуашь, кисть, палитра, баночка с водой.
Ход мероприятия:
Орг. момент
Дети входят в класс. Звучит народная мелодия.
-Добрый день! Садитесь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
-Любуясь многоцветием снега, ты почувствовал, что русская зима – твоя родная зима!
Мир вокруг тебя стал богаче и радостнее, а сам ты счастливее: глаза – зорче а сердце добрее!
- Создание мотивации занятия
Вступительное слово учителя:
-Всем сердцем любя родную природу и любуясь ею, человек издавна воспевал ее красоту и создавал простые предметы обихода, украшая их нарядной и яркой росписью.
-
- Кто знает, что такое Гжель? Почему это искусство именно так назвали?
(Выслушиваются ответы детей)
- Молодцы ребята! Вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в сказочную местность под названием Гжель. Познакомимся с мастерами этого славного места и их изделиями.
Учащиеся читают стихи:
Гжель.
1.Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
2.Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака –
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
3.Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо - глины.
На Руси живёт века
Промысел старинный.
4.Поколенья мастеров
Бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли!
- Гжель — один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень.
-Мало кто знает, что изначально Гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сел и деревень данной местности были прекрасными мастерами гончарного искусства. Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный промысел. Гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого великого князя Ивана Калиты.
Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.
- Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц.
1.Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
2.Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
3. Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
4.У каждого художника,
Есть свой узор любимый.
И в каждом отражается
Сторонушка родимая
Её трава шелковая,
Её цветы весенние –
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.
5.Из этих чашек с розами,
Ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
Сердечнее встречай.
- Как же проходит процесс производства гжельских изделий?
1. Сначала вытачивают на специальных станках гипсовые модели по эскизам художников. Станок напоминает гончарный круг, но заготовки обрабатываются не руками, а с помощью специальных резцов.
2. Из заготовки делают рабочую форму для отливки изделий. Формы, в которые заливают жидкую фарфоровую массу, также изготавливают из гипса. Гипс, благодаря своей пористости, хорошо впитывает влагу, постепенно масса затвердевает и приобретает форму.
3. Изделия обжигаются.
4. Художник расписывает их окисью кобальта. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия. Но в то же время художники не забывают и о стиле, в котором преобладают растительные орнаменты , а также неизменным остается их фирменное гжельское сочетание белого и голубого.
Давайте с вами рассмотрим основные узоры Гжельской росписи.
Слайды.
Сегодня я вам предлагаю создать свой шедевр. На столах у вас лежат тарелочки . мы с вами сначала потренируемся на листочках, а затем вы украсите орнаментом свои поделки.
Слайды
Выставка работ.
Рефлексия.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказочная Гжель
Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем в народе Её названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой, Не встретите на свете вы Красоты такой.
Гжель — один из самых известных народных художественных промыслов России.
Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень
Мало кто знает, что изначально Гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сел и деревень данной местности были прекрасными мастерами гончарного искусства.
Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный промысел. Гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого великого князя Ивана Калиты .
Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.
С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону.
Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц.
Процесс производства:
Сначала вытачивают на специальных станках гипсовые модели по эскизам художников. Станок напоминает гончарный круг, но заготовки обрабатываются не руками, а с помощью специальных резцов.
2 . Из заготовки делают рабочую форму для отливки изделий. Формы, в которые заливают жидкую фарфоровую массу, также изготавливают из гипса.
3. Изделия обжигаются.
4. Художник расписывает их окисью кобальта. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия.
Основные узоры росписи
Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Сказочная Гжель»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. Формирование эстетических чувств и развитие художественно- творческих способностей ребенка через приобщ...
Сказочная гжель
Урок по ИЗО для 3-4 класса из раздела "Народные промыслы России"...
Сказочная Гжель
Презентация по изобразительному искусству создана с помощью приёма "Карусель"...
Открытое занятие по теме: "Сказочная гжель"
Занятие по художественно-эстетическому направлению (народный Гжельский промысел)...
Конспект урока и презентация "Сказочная Гжель" (изобразительное искусство)
Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства "Сказочная Гжель"...
Конспект урока изобразительного искусства «Сказочная Гжель»
Цели урока: 1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. 2. Формировать...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс
Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...