Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.
рабочая программа (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ Гусинская средняя общеобразовательная школа
Краснинского района Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Карпова Е.В./ Протокол № От «__» _________2013г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УМР МБОУ Гусинской СОШ ___________/Зарецкая С.Г./ Протокол № От «__» _________2013г | «Утверждаю» Руководитель МБОУ Гусинской СОШ ___________/Егорова С.Ф./ Приказ № От «__» _________2013г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 3 «А» классе
Цыбульской Л.И. – учителя начальных классов
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе:
- ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г
- ФГОС НОО (Утверждено указом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года №373),
- Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»,
- авторской программы С.В Иванова,
- БУПа МБОУ Гусинской СОШ на 2013-2014 учебный год,
- учебника С.В Иванова «Русский язык». Учебник внесен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067)
Всего на курс «Русский язык» в 3 классе отводится 170 ч. (5 часов в неделю- 34 учебные недели)
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
•разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов. В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных психологических особенностей у младших школьнице сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Содержание. 3 класс (170 ч).
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика.
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.
Состав слова.
Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу
Синтаксис
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-па-дежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи»
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливайте текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
для 3 класса
I-четверть – 45 часов | ||||
№ | Тема урока | Дата | ||
По плану | По факту | |||
Повторение – 20 часов | ||||
Повторяем фонетику. Гласные и согласные звуки и буквы. | ||||
Правописание большой буквы в словах. | ||||
Фонетический анализ слова | ||||
Перенос слова. Повторение. | ||||
Текст. ( Развитие речи). Повторяем признаки и типы текста. | ||||
Фонетический анализ слова. | ||||
Гласные после шипящих. (Правописание) | ||||
Состав слова. Повторение. | ||||
Повторение: правописание безударных гласных в корне слов | ||||
Повторение: признаки и типы текста | ||||
Разбор слова по составу | ||||
Корни слов. Повторяем правила правописания согласных в корне | ||||
Состав слова и словообразование. | ||||
Корни слов. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Повторение. | ||||
Контрольная работа № 1 по теме «Повторение орфограмм корня» | ||||
Работа над ошибками. Текст и его оглавление | ||||
Состав слова и словообразование. | ||||
Суффикс (Правописание). Повторяем правописание суффиксов | ||||
Приставка. (Правописание) Повторяем правописание приставок | ||||
Текст. Заглавие и начало текста | ||||
Синтаксис. Предложение. (Как устроен наш язык) Предложение и его смысл. Слова в предложении. | ||||
Текущая контрольная работа №2 по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» | ||||
Работа над ошибками. Синтаксис. Виды предложения по цели высказывания и интонации | ||||
Текст. Последовательность предложений в тексте | ||||
Деление текста на абзацы. | ||||
Синтаксис. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения | ||||
Твердый и мягкий знаки (Правописание). Повторение. | ||||
Синтаксис. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения | ||||
Приставка. (Правописание). | ||||
Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с- | ||||
Синтаксис. Грамматическая основа предложения. Подлежащее | ||||
Сказуемое (Как устроен наш язык). | ||||
Письмо. (Развитие речи) | ||||
Синтаксис. Грамматическая основа предложения. Сказуемое | ||||
Письмо. (Развитие речи) | ||||
Синтаксис. Второстепенные члены предложения. | ||||
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | ||||
Итоговая контрольная работа №3 по теме «Простое предложение» | ||||
Работа над ошибками. Приставка. (Правописание) Учимся писать приставку с- | ||||
Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | ||||
Письмо.(Развитие речи). | ||||
Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Определение | ||||
Правописание Итоговый диктант №4 по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе» | ||||
Работа над ошибками. Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык) | ||||
Сложные слова. (Правописание). | ||||
II-четверть – 35 часов | ||||
Письмо. (Развитие речи). | ||||
Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Дополнение | ||||
Буквы о, е после шипящих в корне слова | ||||
Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Дополнение | ||||
Буквы о, ё после шипящих в корне слова | ||||
Письмо. (Развитие речи) | ||||
Синтаксис. Однородные члены предложения. | ||||
Текущая контрольная работа №5 по теме «Члены простого предложения» | ||||
Работа над ошибками. Корень слова. | ||||
Корень слова. Учимся обозначать звук ы после звука ц | ||||
Синтаксис. Однородные члены предложения. | ||||
Знаки препинания при однородных членах предложения | ||||
Диктант №6 по темам: «Правописание слов, образованных сложением», «о, ё после шипящих», «ы после ц» | ||||
Работа над ошибками. Письмо.(Развитие речи) Учимся писать письма | ||||
Синтаксис. Однородные члены предложения. | ||||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | ||||
Синтаксис. Однородные члены предложения. | ||||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | ||||
Письмо.(Развитие речи) | ||||
Повторение: фонетика и состав слова | ||||
Диктант №7 по теме «Однородные члены предложения» | ||||
Работа над ошибками. Самостоятельные и служебные части речи | ||||
Самостоятельные и служебные части речи | ||||
Повторение пройденного. (Развитие речи) | ||||
Имя существительное | ||||
Повторение пройденного. (Правописание) Повторение | ||||
Изложение. (Развитие речи) | ||||
Род имён существительных | ||||
Изложение. (Развитие речи) | ||||
Число имён существительных | ||||
Мягкий знак у имён существительных. (Правописание) | ||||
Контрольный диктант №8 за I полугодие | ||||
Работа над ошибками. Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных | ||||
Повторение. Грамматические признаки имени существительного | ||||
Повторение. Грамматические признаки имени существительного | ||||
III-четверть – 50 часов | ||||
Число имен существительных | ||||
Изменение имен существительных по числам | ||||
Изложение. (Развитие речи) | ||||
Изменение имен существительных по падежам | ||||
Падежи имен существительных | ||||
Корни слов. (Правописание) Учим слова с удвоенными согласными в корне | ||||
Письмо. (Развитие речи) | ||||
Падежи имен существительных | ||||
Суффикс -ок- в именах существительных | ||||
Падеж имён существительных | ||||
Суффиксы -ец- и -щ- и сочетания-ичк- и -ечк- | ||||
Текст.(Развитие речи) | ||||
Склонение имён существительных | ||||
Правописание сочетаний -инк- и -енк- | ||||
Проверочный диктант по теме «Суффиксы» | ||||
Склонение имён существительных | ||||
Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения | ||||
Текст.(Развитие речи) | ||||
Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык) | ||||
Склонение имён существительных Тест по теме «Склонение имен существительных» | ||||
Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | ||||
Имена существительные одушевленные и неодушевлённые | ||||
Безударные окончания имён существительных 2-го склонения | ||||
Изложение. (Развитие речи) | ||||
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | ||||
Безударные окончания имён существительных 2-го склонения | ||||
Имена существительные собственные и нарицательные | ||||
Окончания имен существительных. (Правописание) Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих | ||||
Изложение. (Развитие речи) | ||||
Способы образования имён существительных | ||||
Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения | ||||
Способы образования имен существительных | ||||
Безударные окончания имен существительных 3-го склонения | ||||
Изложение. (Развитие речи) | ||||
Контрольное изложение №9. | ||||
Работа над ошибками. (Как устроен наш язык) Повторяем фонетику и состав слова | ||||
Повторение: правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений | ||||
Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных» | ||||
Имя прилагательное. | ||||
Правописание окончаний имен существительных множественного числа | ||||
Повторение пройденного. (Развитие речи) | ||||
Имя прилагательное. | ||||
Повторение: правописание безударных окончаний имён существительных | ||||
Контрольный диктант №10 за 3-ю четверть | ||||
Работа над ошибками. Имя прилагательное | ||||
Правописание имён существительных на -ий, -ия, -ие | ||||
Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных | ||||
Качественные имена прилагательные | ||||
Изложение. (Развитие речи) Обучающее изложение с элементами сочинения | ||||
Степени сравнения качественных прилагательных | ||||
IV четверть – 40 часов | ||||
Правописание окончаний имён прилагательных | ||||
Изложение. (Развитие речи) Учимся писать изложение (обучающее) | ||||
Степени сравнения качественных прилага-тельных | ||||
Окончания имен прилагательных. (Правописание) Правописание имен прилагательных | ||||
Краткая форма Качественных прилагательных | ||||
Правописание окончаний имен прилагательных | ||||
Окончания имен прилагательных. (Правописание) Контрольное списывание №11 по теме «Окончания имен прилагательных» | ||||
Работа над ошибками. Сочинение. (Развитие речи) Учимся писать сочинение | ||||
Относительные имена прилагательные | ||||
Правописание относительных имён прилагательных | ||||
Как образуются относительные имена прилагательные | ||||
Правописание относительных имён прилагательных | ||||
Сочинение. (Развитие речи) Учимся писать сочинение | ||||
Правописание относительных прилагательных | ||||
(Развитие речи) Сочинение на тему «Моя история» | ||||
Правописание относительных прилагательных | ||||
Притяжательные имена прилагательные | ||||
Правописание притяжательных прилагательных | ||||
Составление текста по его части. Повторение. | ||||
Повторяем фонетику и состав слова. Повторение. | ||||
Контрольная работа №12 по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки» | ||||
Работа над ошибками. Анализ контроль- ной работы и работа над ошибками | ||||
Правописание сравнительной степени качественных прилагательных | ||||
Правописание превосходной степени качественных прилагательных | ||||
Правописание краткой формы качественных прилагательных | ||||
Местоимение. | ||||
Текст. Работа с текстом | ||||
Итоговая контрольная работа №13 за 3 класс | ||||
Работа над ошибками. Грамматические признаки местоимения.Личные местоимения | ||||
Правописание местоимений с предлогами | ||||
Грамматические признаки местоимения. Как изменяются местоимения. | ||||
Как изменяются местоимения | ||||
Грамматические Признаки местоимения. Правописание местоимений с предлогами | ||||
Повторение: фонетический разбор, состав слова, правописание прилагательных, местоимений | ||||
Повторяем фонетику. Гласные и согласные звуки и буквы. | ||||
Правописание большой буквы в словах. Повторение. | ||||
Фонетический анализ слова | ||||
Правила переноса слов. Повторение. | ||||
Повторяем признаки и типы текста. | ||||
Фонетический анализ слова. |
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты из учебника «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации ;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно и правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные, непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
Перечень
учебно-методического обеспечения
Для учителя:
- ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г
- ФГОС начального общего образования
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Русский язык: С. В. Иванов– М.: Вентана-Граф, 2013.
- Учебник: Иванов С.В. Русский язык. 3 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Для ученика:
- Учебник: Иванов С.В. Русский язык. 3 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Рабочие тетради №1-2:М. И. Кузнецова. «Пишем грамотно» 3 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Тетрадь; М. И. Кузнецова «Учусь писать без ошибок» 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...