Рабочая программа по русскому языку. 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гусинская средняя общеобразовательная школа
Краснинского района Смоленской области
Рассмотрено На заседании ШМО учителей начальных классов протокол № 1 от Руководитель ШМО ___________(_____________) | Согласовано Зам. директора по УВР МБОУ Гусинской СОШ ___________(___________) « » 2014г | Утверждаю приказ № от Директор МБОУ Гусинской СОШ ____________(Егорова С.Ф.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку (4 «А» класс)
составила Цыбульская Лариса Ивановна
учитель начальных классов
Гусино
2014 – 2015
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе:
- ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г
- ФГОС НОО (Утверждено указом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года №373),
- Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»,
- авторской программы С.В Иванова,
- БУПа МБОУ Гусинской СОШ на 2014-2015 учебный год,
- учебника С.В Иванова «Русский язык». Учебник внесен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Курс русского языка 4 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Содержательные линии предмета:
- «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);
- «Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
- «Развитие речи»
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к
изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи обучающихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь обучающихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя обучающихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели
— нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня;
— звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их
классификация и сравнение.
При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять
письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития обучающихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс:
В классе 21 человек. На конец 3 класса средний уровень по русскому языку показали 52% учеников, около 48% - обладали низким уровнем изучения.
Достаточно хорошо обучающимися были усвоены такие темы как: «Главные члены предложения», «Род имен существительных», «Число имен существительных» «Способы образования имен существительных». Темы, на которые следует обратить наибольшее внимание – «Правописание прилагательных», «Фонетический анализ слов». Навыки, которые необходимо продолжать совершенствовать у обучающихся: применение правил правописания суффиксов имен существительных и имен прилагательных, составлять план текста, безошибочно списывать и писать под диктовку тексты.
Выбор мною данного комплекта обусловлен современными процессами в сфере образования: переходом от объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей весь спектр личностных качеств ребенка процессами гуманизации образования.
Так как обучающиеся данного класса с интересом вы полняют задания развивающего и творческого характера, обладают хорошей работоспособностью, умением нестандартно мыслить, данный УМК способен развивать их потенциал. Качество знаний по русскому языку остается неизменным на протяжении 3 лет обучения. Обучающиеся имеющие высокую учебную мотивацию (Аркова Элеонора, Волков Иван, Каримов Артур, Трубина Екатерина и др.) с удовольствием выполняют задания творческого характера, представленные в данном учебнике.
УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой обеспечивает достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности.
Неотъемлемой частью данной системы являются издания обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на курс «Русский язык» в 4 классе отводится 170 ч. (5 часов в неделю - 34 учебные недели).
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание программы
4 класс (5 ч в неделю; 170 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)
1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)
1.2. Орфоэпия[1]. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
1.5. Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)
Различение простых и сложных предложений. (5 ч)
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой)[2];
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- буквы а, о на конце наречий;
- мягкий знак на конце наречий;
- слитное и раздельное написание числительных;
- мягкий знак в именах числительных;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (30 ч)
3.1. Устная речь[3]
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
IV. Резервные уроки (34 ч)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
для 4 класса
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Причины корректи ровки | |
План | Факт | |||||
1. | Текст («Развитие речи»); Фонетика («Как устроен наш язык») | Повторение. Пишем письма. Повторяем фонетику и словообразование. | 1 | |||
2-3. | «Правописание» | Вспоминаем изученные орфограммы. | 2 | |||
4. | «Правописание» | Контрольный диктант № 1 «Правописание» | 1 | |||
5. | «Правописание» | Анализ контрольного диктанта. Работа на ошибками по теме «Правописание». | 1 | |||
6. | Текст («Развитие речи») | Повторение. Пишем письма. | 1 | |||
7. | Имя существительное «Как устроен наш язык» | Повторяем признаки имени существительного. | 1 | |||
8. | Имя существительное «Правописание» | Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения. | 1 | |||
9. | Имя существительное «Правописание» | Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения. | 1 | |||
10. | Имя существительное «Правописание» | Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения. | 1 | |||
11. | Текст («Развитие речи») | Пишем письма. | 1 | |||
12-13. | Имя существительное «Как устроен наш язык» | Морфологический разбор имени существительного. | 2 | |||
14. | «Правописание» | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | |||
15. | Диагностическая работа № 1 | 1 | ||||
16. | Текст («Развитие речи») | Текст. | 1 | |||
17. | Имя прилагательное «Как устроен наш язык» | Повторяем признаки имени прилагательного. | 1 | |||
18. | «Правописание» | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. | 1 | |||
19. | Имя прилагательное «Как устроен наш язык» | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | |||
20. | «Как устроен наш язык» | Контрольная работа № 2 «Повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного». | 1 | |||
21. | «Правописание» | Работа над ошибками по теме «Повторение фонетики, словообразования, морфологии». | 1 | |||
22. | Текст («Развитие речи») | Текст. Буквы о-ё после шипящих и ц. | 1 | |||
23. | «Правописание» | Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». | 1 | |||
24. | Местоимение «Как устроен наш язык» | Повторяем местоимение. | 1 | |||
25. | Приставка «Правописание» | Орфограммы приставок. | 1 | |||
26. | «Правописание» | Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак. | 1 | |||
27. | «Развитие речи» | Изложение. | 1 | |||
28. | Синтаксис. («Как устроен наш язык»). | Разбор по членам предложения. | 1 | |||
29-30. | Синтаксис. («Как устроен наш язык»). | Синтаксический разбор предложения. | 2 | |||
31-32. | «Правописание» | Знаки препинания при однородных членах. | 2 | |||
33. | Синтаксис. («Как устроен наш язык»). | Синтаксический разбор предложения. | 1 | |||
34. | «Правописание», «Как устроен наш язык» | Контрольный диктант № 3 «Повторение изученных орфограмм». | 1 | |||
35. | «Правописание» | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Повторение изученных орфограмм». | 1 | |||
36 | «Развитие речи» | Текст. | 1 | |||
37. | Глагол «Как устроен наш язык» | Глагол. | 1 | |||
38. | Глагол «Как устроен наш язык» | Глагол как часть речи. | 1 | |||
39. | «Правописание» | Правописание приставок в глаголах. | 1 | |||
40. | «Правописание» | Правописание не с глаголами. | 1 | |||
41. | Глагол «Как устроен наш язык» | Вид глагола. | 1 | |||
42. | Текст («Развитие речи») | Изложение. | 1 | |||
43. | Глагол «Как устроен наш язык» | Начальная форма глагола. | 1 | |||
44. | Глагол «Как устроен наш язык» | Личные формы глагола. | 1 | |||
45. | Глагол «Как устроен наш язык» | Лицо и число глаголов. | 1 | |||
46-47. | «Правописание» | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 2 | |||
48. | Текст («Развитие речи») | Текст. | 1 | |||
49. | «Правописание» | Правописание ться и тся в глаголах. | ||||
50. | Глагол «Как устроен наш язык» | Контрольная работа № 4 «Глагол как часть речи (вид, начальная форма, личные формы, лицо, число)». | 1 | |||
51. | «Правописание» | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Глагол как часть речи». Правописание ться и тся в глаголах. | 1 | |||
52. | Текст («Развитие речи») Глагол «Как устроен наш язык» | Текст. Спряжение глаголов. | 1 | |||
53, 54. | Глагол «Как устроен наш язык» | Спряжение глаголов. | 2 | |||
55. | «Правописание» | Контрольный диктант № 5 «Ь после шипящих в глаголах, ться и тся в глаголах». | 1 | |||
56. | «Правописание» | Работа над ошибками «Ь после шипящих в глаголах, ться и тся в глаголах». | 1 | |||
57, 58. | «Правописание» | Правописание глаголов. | 2 | |||
59, 60, 61, 62, 63 | «Правописание» | Правописание безударных окончаний глаголов. | 5 | |||
64. | Текст («Развитие речи») «Правописание» | Текст. Правописание глаголов. | 1 | |||
65- 67. | «Правописание» | Правописание глаголов. | 3 | |||
68. | «Правописание» | Итоговый контрольный диктант № 6 за I полугодие «Орфограммы, изученные в I и II четвертях 4 класса». | 1 | |||
69. | Глагол «Как устроен наш язык» | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Орфограммы, изученные в I и II четвертях 4 класса». | 1 | |||
70, 71. | Глагол «Как устроен наш язык» | Настоящее время глагола. | 2 | |||
72, 73 | «Правописание» | Правописание суффиксов глаголов. | 2 | |||
74- 77. | Глагол «Как устроен наш язык» | Прошедшее время глагола. | 3 | |||
78-79. | «Правописание» | Правописание суффиксов глаголов. | 2 | |||
80. | Глагол «Как устроен наш язык» | Будущее время глагола. | 1 | |||
81. | «Правописание» | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | |||
82. | Глагол «Как устроен наш язык» Текст («Развитие речи») | Изменение глаголов по временам. Текст. | 1 | |||
83. | Глагол «Как устроен наш язык» | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 1 | |||
84. | Глагол «Как устроен наш язык» | Контрольная работа № 7 «Время глагола». | 1 | |||
85. | «Правописание» | Работа над ошибками. | 1 | |||
86. | Глагол «Как устроен наш язык» | Условное наклонение глагола. | 1 | |||
87-88. | «Правописание» | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 2 | |||
89. | Текст («Развитие речи») Глагол «Как устроен наш язык» | Текст. Повелительное наклонение глагола. | 1 | |||
90. | Глагол «Как устроен наш язык» | Повелительное наклонение глагола. | 1 | |||
91. | Текст («Развитие речи») | Изложение. | 1 | |||
92. | Глагол «Как устроен наш язык» | Словообразование глаголов. | 1 | |||
93. | Текст («Развитие речи») | Текст. | 1 | |||
94. | Диагностическая работа № 2. | 1 | ||||
95-96. | Глагол «Как устроен наш язык» | Глагол в предложении. | 2 | |||
97-98. | «Правописание» | Правописание глаголов. | 2 | |||
99. | Текст («Развитие речи») | Текст. | 1 | |||
100. | Глагол «Как устроен наш язык» | Морфологический разбор глагола. | 1 | |||
101. | «Правописание» | Диктант № 8 «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов». | 1 | |||
102. | «Правописание» Глагол «Как устроен наш язык» | Работа над ошибками по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов». Повторение. | 1 | |||
103. | Глагол «Как устроен наш язык» | Повторение. | 1 | |||
104, 105, 106. | Наречие «Как устроен наш язык» | Наречие. | 3 | |||
107. | Наречие «Как устроен наш язык» Текст («Развитие речи») | Как образуются наречия. Текст. | 1 | |||
108- 109. | «Правописание» | Правописание гласных на конце наречий. | 2 | |||
110. | «Правописание» | Морфологический разбор наречий. | 1 | |||
111. | Наречие «Как устроен наш язык» | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | 1 | |||
112. | «Правописание» | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 | |||
113. | «Правописание» Текст («Развитие речи») | Мягкий знак на конце слов после шипящих. Текст. | 1 | |||
114. | Числительное «Как устроен наш язык» | Имя числительное. | 1 | |||
115. | Числительное «Как устроен наш язык» Текст («Развитие речи») | Имя числительное. Текст. | 1 | |||
116. | Числительное «Как устроен наш язык» | Изменение имен числительных. | 1 | |||
117. | «Правописание» | Слитное и раздельное написание числительных. | 1 | |||
118. | «Правописание» | Правописание мягкого знака в числительных. | 1 | |||
119. | «Правописание» | Правописание числительных. | 1 | |||
120. | «Правописание» | Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. | 1 | |||
121. | «Правописание» | Тест № 9 «Орфограммы, изученные в III четверти». | 1 | |||
122. | «Правописание» | Работа над ошибками по теме «Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих». | 1 | |||
123. | Словосочетание «Как устроен наш язык» | Связь слов в предложении. Словосочетание. | 1 | |||
124. | Словосочетание «Как устроен наш язык» | Словосочетание. | 1 | |||
125. | Словосочетание «Как устроен наш язык» | Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 | |||
126. | Текст («Развитие речи») | Текст. | 1 | |||
127. | «Правописание» | Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | |||
128. | Словосочетание «Как устроен наш язык» | Связь слов в словосочетании. Согласование. | 1 | |||
129. | Текст («Развитие речи») | Контрольное изложение № 10. | 1 | |||
130. | «Правописание» | Работа над ошибками. | 1 | |||
131. | «Правописание» | Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | |||
132. | Словосочетание «Как устроен наш язык» | Связь слов в словосочетании. Управление. | 1 | |||
133. | «Правописание» | Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | |||
134. | Словосочетание «Как устроен наш язык» | Связь слов в словосочетании. Примыкание. | 1 | |||
135. | «Правописание» | Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | |||
136. | Словосочетание «Как устроен наш язык» | Словосочетание в предложении. | 1 | |||
137. | «Правописание» | Диктант № 11 «Правописание слов в словосочетаниях». | 1 | |||
138. | «Правописание» | Работа над ошибками по теме «Правописание слов в словосочетаниях». | 1 | |||
139. | Синтаксис. («Как устроен наш язык»). | Сложное предложение. | 1 | |||
140. | Синтаксис. («Как устроен наш язык»). | Как связаны части сложносочиненного предложения. | 1 | |||
141. | «Правописание» | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | |||
142. | «Правописание» | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | |||
143. | Синтаксис. («Как устроен наш язык»). | Как связаны части сложноподчиненного предложения. | 1 | |||
144. | Синтаксис. («Как устроен наш язык»). | Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. | 1 | |||
145,146. | «Правописание» | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | |||
147. | «Правописание» | Сложное предложение. | 1 | |||
148. | «Правописание» | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | |||
149. | «Правописание» | Итоговый контрольный диктант № 12 «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах». | 1 | |||
150. | «Правописание» | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах». | 1 | |||
151. | Текст («Развитие речи») | Текст. | 1 | |||
152. | Текст («Развитие речи») | Текст. | 1 | |||
153. | Текст («Развитие речи») | Текст. | 1 | |||
154. | Текст («Развитие речи») | Текст. | 1 | |||
155, 159. | «Правописание» | Повторение. | 5 | |||
160. | Диагностическая работа № 3 | 1 | ||||
161-166 | «Синтаксис» | Повторение. | 6 | |||
167-170 | «Фонетика» | Повторение. | 4 |
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе.
Обучающийся научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
- начальную форму глагола;
- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
- глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи
- определять спряжение глагола;
- устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов[4];
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
- определять вид глагола;
- находить наречие и имя числительное в тексте;
- применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
- применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
- применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
- применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
- письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Методические материалы для учителя:
- ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.
- ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)
- Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвертый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Гаф, 2014.
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения– М.: Вентана-Граф, 2011.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
Учебные материалы для обучающихся:
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Учебник в двух частях. – М. Вентана-Граф, 2014.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочие тетради №1, №2. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Демонстрационные таблицы по темам 4 класса.
Технические средства обучения и оборудование:
|
|
|
|
[1] Изучается во всех разделах курса.
[2] См. в Приложении перечень слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова (словарные слова).
[3] Реализация целей развития устной речи учащихся осуществляется не только во всех разделах учебного предмета «Русский язык», но также на уроках других предметов и во внеурочной деятельности учащихся в процессе учебного диалога, бесед, дискуссий и т.п.
[4] Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...