Рабочая программа по предмету: «Альтернативное чтение» 4 класс (для детей с умеренной умственной отсталостью)
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Тулисова Дарья Андреевна

В основу предмета положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_alternativnoe_chtenie_4_klass.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Принято»

 на педагогическом совете

  Протокол № ______

от «__» ___________20_______г.

«Утверждено»

Приказ № _____

от «___»_____________20_____г.

директор ______ Гнездилова В.Н.      

Рабочая программа

по предмету:

 «Альтернативное чтение»

4 «О» класс

(для детей с умеренной умственной отсталостью)

Срок реализации программы 1 год

Составила: учитель Тулисова Д.А.

г. Санкт-Петербург

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение», для 4 «О» класса (для обучающихся с умеренной умственной отсталостью) разработана на основе:

-  Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального базисного учебного плана, утвержденным  приказом МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

-  распоряжения Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году».

          Учебного  плана Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового  района Санкт-Петербурга  на 2017-2018  учебный год

В основу предмета положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы  № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год рассчитана на  136 часов (исходя из 4 часов в неделю). Количество часов по учебному плану ГБОУ школы № 439 совпадает с базисным  учебным планом.

Специфика контингента

В классе обучается 5 человек. Все дети с умеренной умственной отсталостью. Возраст: 10-12 лет. Всем обучающимся свойственны: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий.  

3 детям характерны навязчивые движения, неожиданные вскрики.

2 детей имеют системное недоразвитие речи (СНР) тяжёлой степени. Их речи свойственно: отдельное звукоподражание.

4 ребёнка имеют СНР. Их речи свойственны: полиморфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы, недостаточная сформированность связной речи.

Развитие общей и мелкой моторики нарушено у всех детей в разной степени. Соотносить предмет, картинку – пиктограмму - могут все.

4 детей класса выполняют движения по показу и подражанию. Один ребёнок выполняет задания только совместно с педагогом.

2 детей умеют альтернативными средствами выражать свои потребности, реагируют на источник звука. Трое детей владеют произносительной стороной речи.

Сформированность умений и навыков отражена в диагностике по предмету «Альтернативное чтение» (см. в электронном приложении 1). Учитывая степень участия педагога в освоении учащимися различных видов деятельности и индивидуальные особенности усвоения учебной программы (параметры оценивания в диагностических картах) необходим дифференцированный разно уровневый подход (выделены 2 уровня:У1 – базовый уровень; У2 - упрощённый).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны:

  • понимать жесты
  • воспринимать информацию зрительно и на слух
  • соотносить звук с его источником
  • уметь характеризовать звук по силе звучания (тихо, громко)
  • уметь имитировать звуки окружающей действительности
  • уметь слушать и слышать учителя
  • уметь подбирать иллюстрацию к предложению
  • составлять предложения с помощью пиктограмм (исходя из     индивидуальных особенностей ребенка)
  • отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения
  • находить изученные буквы и выделять их из ряда предложенных (исходя из индивидуальных особенностей ребенка)
  • уметь работать с магнитной азбукой (исходя из индивидуальных особенностей ребенка)
  • владеть навыками самостоятельного «чтения» картинок, пиктограмм букв, слов, предложений (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся)

Цель изучения предмета

Цель максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Задачи предмета

  • формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках
  • формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся
  • формировать способность к коллективной деятельности
  • учить понимать соотносящиеся и указательные жесты

Коррекционные задачи

  • развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»

Формы организации учебного процесса

  • урок-занятие
  • практическое занятие
  • экскурсия
  • игра
  • элементарная учебная деятельность

Методы и приёмы обучения

  • методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности  -  методы формирования интереса к учению - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр
  • словесные методы – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами)
  • наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ
  • практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
  • метод проектов

Виды деятельности учащихся на уроке

  • наблюдение
  • упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально - визуальные  (слушание, показ), ритмические
  • игры-имитации, жестово-образные игры
  • рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка
  • предметно-практическая деятельность: практические действия

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • передавать мысли с помощью символов, жестов
  • называть, показывать, подбирать пиктограммы: части тела, части головы, члены семьи, игрушки, животные, профессии, явления природы, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося
  • узнавать заданный цвет, соотносить с цветовым эталоном
  • составлять простые высказывания по картинке, серии картинок (3-5) альтернативными средствами

Обучающиеся должны уметь:

  • подготавливать рабочее место
  • выполнять совместно с учителем простые действия
  • выполнять артикуляционную  гимнастику
  • взаимодействовать со сверстниками

У1: Учащиеся должны уметь:

- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

 - слушать небольшую сказку, рассказ, с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 1 – 2 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (приложение 1 – диагностика в электронном виде).


Содержание учебной программы 4 класс

(136 часов, 4 часа в неделю)

Учебно-тематический план

I полугодие

Разделы программы

Темы

Кол-во

часов

В т.ч. практич.

занятия,

экскурсии

Контроль

Диагностика

4

4

Д/карты

Чтение изображений на картинках и пиктограммах

.

Аудиальное чтение.

Чтение букв и слогов

(глобальное чтение)

Это – Я.        

4

4

текущий

Моя семья.

2

2

текущий

Мой дом.

4

4

текущий

Мир людей.

8

8

текущий

Мир животных.

8

8

текущий

Мир растений.

8

8

текущий

Приборы.

8

8

текущий

Явления природы.

8

8

текущий

Мир цвета и звука.

6

6

текущий

Диагностика

4

4

Д/карты

Итого

64

  II полугодие

Чтение изображений на картинках и пиктограммах.

Аудиальное чтение.

Чтение букв и слогов (глобальное чтение)

Школа.

12

12

текущий

Транспорт

9

9

текущий

Продуктовый магазин

13

13

текущий

Правила поведения дома и в гостях.

13

13

текущий

Правила безопасного поведения на улице.

5

5

текущий

Парикмахерская.

4

4

текущий

Врач

5

5

текущий

Труд людей весной

7

7

текущий

Диагностика

4

4

Д/карты

Итого

72

 Итого за год: 136 часов


Содержание программы

I полугодие

Разделы программы

Содержание

Чтение изображений на картинках и пиктограммах.

Аудиальные и визуальные упражнения

Зрительные и визуальные упражнения с предметами игрушками и картинками: « внимательно рассмотри, слушай и показывай»;  «называй, а я показываю».

Нахождение игрушки по картинкам.

Аудиальные и зрительные упражнения типа: «Слушай стишок и показывай картинку».

Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.

Аудиальные и двигательные упражнения типа: «Слушай и делай со мной», «слушай и показывай картинку».

Игровые ситуации на узнавание игрушек по рассказу (один – два признака).

Совместное рассматривание картинок и картин доступного содержания. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью игрушек, кукол БИ-БА-БО.

Работа со знакомыми пиктограммами по изученным  темам.

Упражнения в выборе нужной пиктограммы среди других по словесной инструкции (учитывая индивидуальные особенности обучающихся)

Планируемые результаты:

У1: самостоятельное выполнение заданий

У2: совместное с учителем выполнение заданий

Аудиальное чтение.

Слушание аудиозаписей и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных и птиц.

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка, бубен, гармошка.

Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками для развития аудиального восприятия.

Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с картинкой, игрушкой, ситуацией.

Определение местонахождения источника звука, различать тихое – громкое, медленное – быстрое звучание.

Формирование слухового внимания и реакции на звуковой и речевой сигнал.

Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг.

Формирование у учащихся навыка слушания сказок, стихов, потешек, называние героев (показ картинки).

Сопряжённое, а в дальнейшем самостоятельное рассказывание стихотворений и потешек.

Разыгрывание сюжетов сказок с помощью кукол.

Привлечение учащихся к изображению действий по прочитанному учителем тексту.

Планируемые результаты:

У1: самостоятельное выполнение заданий

У2: совместное с учителем выполнение заданий

Чтение букв и слов (глобальное чтение)

«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А,О,У на основе восприятия их беззвучной артикуляции.

Дидактические упражнения, к которым учащиеся должны выбрать карточку с нужной буквой.

Планируемые результаты:

У2: совместное с учителем выполнение заданий

Чтение букв и слогов

(глобальное чтение) У1

Работа с букварём. Изучение букв К, П, Т, И, З, В, Ж, Б, Г, Д, Й. Правильное артикуляторное произношение звуков. Подбор слов с заданным звуком и определение местонахождения звука в слоге, слове. Образование и чтение открытых и закрытых слогов. Выборочное чтение слов и предложений по картинке. Чтение предложений из 2-3 слов. Соотнесение слов, предложений с картинкой. Ответы на вопросы по картинке, рассказу.

Планируемые результаты:

У1: самостоятельное выполнение заданий

Второе полугодие

Чтение изображений на картинках и пиктограммах.

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок: «Слушай и показывай».

Аудиальные и зрительные упражнения типа: «Слушай стихи и показывай картинку».

Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.

Аудиальные и двигательные упражнения типа: «Слушай и делай со мной», «слушай и выполняй движения».

Знакомство с пиктограммами «слушать, читать, учить, смотреть».

Узнавание учебных предметов, игрушек, животных по рассказу отдельным частям.

Совместное рассматривание картинок и картин доступного содержания: иллюстрации к сказкам, изображение игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в различные времена года.  Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью игрушек, кукол БИ-БА-БО.

Работа со знакомыми пиктограммами по изученным  темам.

Упражнения в выборе нужной пиктограммы из ряда других (показ 4 -5 пиктограмм – учебные вещи- выбрать названный предмет);

Упражнения в выборе детских книг с иллюстрациями по заданной теме: школа, животные, птицы и т.д.

Упражнения в выборе информационных и предупреждающих знаков дорожного движения;

Чтение сигналов светофора;

Ролевые игры по картинкам «Мы играем».

Планируемые результаты:

У1: самостоятельное выполнение заданий

У2: совместное с учителем выполнение заданий

Аудиальное чтение.

Слушание аудиозаписей сказок и рассказов;

Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связей действий и движений с глаголами;

Формирование у учащихся навыка слушания сказок, стихов, потешек, называние героев (показ картинки).

Разыгрывание сюжетов сказок с помощью кукол.

Привлечение учащихся к изображению действий по прочитанному учителем тексту.

Планируемые результаты:

У1: самостоятельное выполнение заданий

У2: совместное с учителем выполнение заданий

Чтение букв и слов (глобальное чтение)

«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А,О,У на основе восприятия их беззвучной артикуляции.

Дидактические упражнения, к которых учащиеся должны выбрать карточку с нужной буквой.

Планируемые результаты:

У2: совместное с учителем выполнение заданий

Чтение букв и слогов

(глобальное чтение) У1

Работа с букварём. Изучение букв Ь, Е, Ё, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ.  Правильное артикуляторное произношение звуков. Подбор слов с заданным звуком и определение местонахождения звука в слоге, слове. Образование и чтение открытых и закрытых слогов. Выборочное чтение слов и предложений по картинке. Чтение предложений из 2-3 слов. Составление предложений из предложенных слов. Соотнесение слов и предложений с картинками. Ответы на вопросы по картинке, рассказу.

Планируемые результаты:

У1: самостоятельное выполнение заданий


Условия реализации программы

Учебно-методический комплекс

  • «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

Предметно-развивающая образовательная среда

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей
  • Детские книги, раскраски
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей
  • Распечатки  с заданиями, текстами, иллюстрациям
  • Большие дидактические куклы
  • Зеркало большое и индивидуальные зеркала
  • Пиктограммы
  • Игрушки
  • Конструкторы пластмассовые и деревянные
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик)
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха»
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки»

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса

  1. http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека
  2. http://logopsi.ucoz.com/ - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология»
  3. http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»
  4. http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»
  5. http://daohappiness.ru/- простейшие мудры
  6. http://900igr.net – 900 презентаций для детей
  7. http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru»
  8. http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования
  9. www.razumniki.ru – литература для детского чтения
  10. http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков
  11. http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический)
  12. http://logoportal.ru/ - логопедический портал
  13. http://flashsait.com - бесплатная детская электронная библиотека
  14. http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru»
  15. http://www.solnet.ee/- детский портал «Солнышко»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, конструирование" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

Пояснительная запискаВключение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подхо...

Урок трудового обучения в 4 классе для детей с умеренной умственной отсталостью Коррекционная школа 8 вида

Тема урока:Работа с тканевыми петлями.Панно «Мишка».  Цель:дать представление о тканях.Научить детей распознавать их.Учить правильно пользоваться инструментами при работе с тканями.Обу...

Урок трудового обучения в 4 классе для детей с умеренной умственной отсталостью

Тема:Аппликация"Ракета".           Цель :углубление и развитие знаний,умений,навыков,связанных с первоначальными приемами обработки бумаги...

Живой мир "Наблюдаем за деревьями" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

Живой мир "Наблюдаем за деревьями" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью...

рабочая программа по математике для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

рабочая программа по математике для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 1 класса на дому (индивидуальное обучение)...

рабочая программа по технологии для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

рабочая программа по трудовому обучению для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для 1 класса на дому (индивидуальное обучение)...