Развитие адаптации у старших дошкольников с ОНР к обучению в школе средствами адаптивной физической культуры
книга по теме
Цель работы – разработать методику, провести апробацию и показать результативность методики по оптимизации психического состояния детей старшего дошкольного возраста средствами АФК. Вашему вниманию предлагается выдержка из книги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kniga_1.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей, имеющих соматические заболевания, что заметно сказывается на формировании их психологических особенностей. Например, заболевания желудочно-кишечного тракта сопровождаются случайной формой синкинезий, низкой педантичностью, ригидностью и левосторонней зрительной асимметрией (57% случаев). Нарушения речи сопровождаются пониженной тревожностью, лабильностью нервной системы, низкой способностью к умозаключениям, наличием двусторонних и перекрестных форм синкинезий, доминированием правосторонней зрительной асимметрии.
При нарушениях зрения число случаев зрительной левосторонней асимметрии составляет 83%. В то же время нарушения зрения компенсируются хорошей сохранностью межполушарных связей. Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы тесно взаимосвязаны. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения запаздывает в развитии. Для них характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность различных групп мышц. Им необходима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получения точной сенсорной информации, обеспечивающей формирование двигательной сферы, контроль за ее функционированием. Первым необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и восстановления мышц глаза. В основе положительного эффекта лежат функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга. Совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, а также укрепление межфункциональных связей зависит от работы по развитию синхронных движений глаз и рук.
Заболевания дыхательной системы усиливают акцентуации характера и тревожность на 5–11%. У детей с бронхиальной астмой отмечается функциональная недостаточность диэнцефальных отделов головного мозга, функциональный дефицит правого полушария и повышение функций левого. Для таких детей характерен сниженный темп в работе, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность, колебания внимания, импульсивность и патологические синкинезий. У детей с бронхиальной астмой не сформировано межполушарное взаимодействие, что выявляется при исследовании пробы на праксис поз. Нейропсихологическая модель специфики мозговой организации высших психических функций у детей, страдающих бронхиальной астмой, включает следующий симптомокомплекс: недостаточность субкортикальных отделов мозга, признаки несформированности межполушарного взаимодействия, функциональная недостаточность правого полушария и компенсаторное повышение функционального состояния правого полушария.
Развитие ребенка в условиях тяжелой соматической патологии не может не сказаться на формировании его личности, особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможностями адаптации в целом. Данное обстоятельство требует поиска профилактических и реабилитационных средств, комплексного подхода к лечению детей. Ниже предлагаются кинезиологические упражнения, которые можно использовать для профилактики некоторых соматических заболеваний.
Дыхательные упражнения
Улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.
- Глубокий вдох (руки медленно поднимите до уровня груди). Задержите дыхание (внимание сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).
- Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней точки до мочки. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А (чередуйте со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).
- Глубоко вдохните. Руки медленно поднимите через стороны вверх. Задержите дыхание на вдохе. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустите. Вдохните. Руки медленно поднимите до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком 0-0-0, обнимите себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохните. Руки поднимите до уровня груди. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У. Руки опустите вниз, голову на грудь.
- Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите плечи с силой. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдох. Опустите руки вдоль тела, голову уроните на грудь. Вдохните, выдохните. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо.
- Выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала только темное, затем только светлое.
Упражнения для развития дыхания
детей с нарушениями речи
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пиши прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Упражнения дыхательной гимнастики
1. Снег. Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол. Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой Другой легаш шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».
4. Буль-бульки. Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. Волшебные пузырьки. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. Дудочка. Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть щироким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка. Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
8. Цветочный магазин. Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. Свеча. Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
10. Косари. Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».
ЗАНИМАЕМСЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ
Советы родителям:
Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами. Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением ее.
Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми:
- Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
- Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;
- Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха;
- Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
Дыхательные упражнения.
«Надуй шарик»
1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-Зсм), лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота»).
2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами.
«Загнать мяч подальше»
1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю.
Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук Ф, а не Х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
«Трубач»
Ребёнок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, произносит: ТРУ-РУ-РУ, БУ-БУ-БУ, подудим в свою трубу.
«Надуй шарик»
Ребёнок сидит или стоит, при команде «надуй шарик» – широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух– ФФФ, при словах «шарик лопнул» – хлопнет в ладоши; «из шарика выходит воздух» – малыш произносит: «ШШШ», делая губы хоботком и опуская руки.
«Жук»
Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову - вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову - выдох, можно поддержать интерес ребенка стихотворной строкой: ЖУ-У – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу.
«Подуем на плечо»
Ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой, дует на плечо, голова прямо - вдох носом, голову влево – выдох, голова прямо – вдох (подуем на плечо, подуем на другое, на солнце горячо пекло дневной порой). Опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом, поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой («подуем на живот, как трубка, станет рот, ну а теперь – на облака и остановимся пока»).
«Подуй на одуванчик»
Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
«Подуй на одуванчик,
как дует этот мальчик,
подуй, подуй сильнее
и станешь здоровее».
«Косарь»
Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и слегка назад: «ЗЗ-УУ», возвращается в исходное положение – вдох, машет руками влево и слегка назад: «ЗЗ-УУ»
«Косарь идёт косить жнивьё: ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ,
идёт со мной косить вдвоём: ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ,
замах направо, а потом налево мы махнём,
и так мы справимся с жнивьём, ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ вдвоём».
«Игра «булькание»
Малыш сидит, перед ним – стакан (или бутылочка) с водой, в котором – соломинка для коктейля, научите ребёнка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».
Игра «мыльные пузыри»
Эта забава известна всем, научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
Кроме того, для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, перечисление чего-либо). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...
Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «Адаптивная физическая культура»
Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «...
Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.
Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры....
Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.
Сколиоз у детей - это сочетание косметического дефекта с множественными нарушениями деятельности внутренних органов. Прогрессирование деформации позвоночника неизбежно приводит к изме...
Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры
Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры в условиях реабилитационного центра....
«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития».
laquo;Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития»....
Роль адаптивной физической культуры в физическом развитии обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.
В статье представлены данные о влиянии занятий адаптивной физической культурой (АФК) на показатели силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса, силы мышц кисти. Результаты исследования подтвержда...