Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «Адаптивная физическая культура»
статья по физкультуре на тему
Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «Адаптивная физическая культура»
Цель: Освоение учащимся системы двигательной координации, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма.
Задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья учащихся;
2. Формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
3. Развитие психофизических качеств (таких как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);
4. Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
5. Совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
6. Воспитывать навыки дисциплинированности, организованности, элементарной самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_katya_2015_fizra_1_uroven.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «Адаптивная физическая культура»
Цель: Освоение учащимся системы двигательной координации, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма.
Задачи:
- Охрана и укрепление здоровья учащихся;
- Формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
- Развитие психофизических качеств (таких как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);
- Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
- Совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
- Воспитывать навыки дисциплинированности, организованности, элементарной самостоятельности.
Содержание методики
Уроки проводятся 3 раза в неделю в классе, на улице, в зале, в холле.
Структура урока
- Вводная часть. Организационный момент.
Ритуал «Приветствие»
- Кто здесь?
Кто здесь? Кто пришёл?
Это (имя ребёнка) – поглаживание по руке
(имя ребёнка) 2 раза – обозначение себя «Я» рукой с помощью педагога
(имя ребёнка), привет! - рукопожатие
Далее идёт повторение текста, только с именем педагога.
- Подготовительная часть
- Комплекс общеразвивающих упражнений:
а) корригирующая ходьба;
б) различные виды ходьбы;
в) построения и перестроения;
г) повороты;
д) различные виды бега;
е) упражнения в равновесии.
- Сообщение темы.
- Основная часть.
- Основные виды движений:
а) метание;
б) лазание;
в) прыжки;
г) равновесие;
д) подвижная игра.
- Заключительная часть.
- Упражнение на расслабление под музыку:
а) различные виды ходьбы;
б) упражнения на восстановление дыхания;
в) малоподвижные развивающие игры;
г) игры на развитие творческого воображения;
д) телесно-тренировочные упражнения;
е) дыхательная гимнастика;
ж) хоровод.
- Оценка деятельности детей (похвала, поощрение).
Ритуал «Прощание».
- До свиданье (имя ребёнка)!
Пока, пока, пока! - помахивание рукой
Ритуал «Приветствие» и «Прощание» проводиться с каждым ребёнком индивидуально. В каждую из частей урока можно вводить музыкальное сопровождение.
Все упражнения усваиваются только в процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком в неизменном виде. По мере накопления учащимися двигательного опыта, подвижные игры и игровые упражнения нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для учащихся хорошо знакомые игры. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно: увеличить дозировку, усложнить двигательное содержание, изменить размещение играющих на площадке, сменить сигнал, провести игру в нестандартных условиях, усложнить правила.
Приёмы обучения
1 этап обучения (1-4 кл.)
При обучении навыкам используется организующая, обучающая, направляющая помощь. Действия выполняются с помощью приёма «рука в руке» и под полным контролем взрослого.
Построение и перестроение
- Упр. в построение в одну шеренгу (друг за другом), держась за шнур (талию, без поддержки): игра «Поезд»
- Упр. в построении парами: игра «Найди пару»
Ходьба и упражнения в равновесии
- Ходьба за учителем врассыпную
- Ходьба в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке)
- Ходьба с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении
- Ходьба с предметами по игровой дорожке
- Ходьба друг за другом под музыку
- Упр. в перешагивании через незначительные препятствия (верёвку, шнур, игрушку)
- Ходьба по дорожкам из различного материала и дорожкам, составленных из мягких модулей
- Ходьба по кругу, держась за обруч, за руки
- Повороты вокруг своей оси с поддержкой педагога (кружиться)
Бег
- Бег за учителем врассыпную
- Бег в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке)
- Бег с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении
- Бег с предметами по игровой дорожке
- Бег друг за другом под музыку
- Бег по дорожкам из различного материала
- Бег по кругу, держась за обруч, за руки
Прыжки
- Поскоки на месте на двух ногах, держась за руки: упр. «Пружинка»
- Прыжки на мячах и надувных игрушках – прыгунах (гимнастических мячах, фитболе)
Катание, бросание, ловля округлых предметов
- Упр. в прокатывании мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами
- Прокатывание мяча с горки, ориентируясь на размеры
- Перекладывание массажных мячей из руки в руку, сжимая и разжимая их
- Передача мяча друг другу
- Игровые упр. с шариками в сухом бассейне (бросание, собирание шариков, погружение в них)
- Упр. с набивными (сенсорными) мячами: сидя на мяче, опираясь о пол ногами, удерживая статистическую позу с поддержкой
- Катание на сенсорном мяче, лёжа на животе
- Доставать из бассейна мячи, сидя или стоя на полу
- Ловля мяча, брошенного учителем
- Бросание мягких мячей вперёд
- Бросание мячей в сухой бассейн
- Бросание мяча учителю
Ползание и лазанье
- Упр. в ползании на животе и на четвереньках по прямой линии по указательному жесту учителя
- Упр. в проползании на четвереньках под дугой, рейкой, в ворота, составленных из мягких модульных наборов («Радуга», «Забава»)
- Игры в сухом бассейне («купание», ползание по шарикам)
- Подтягивание вверх на руках с положения лёжа (сидя), держась за поручни (палку)
2 этап обучения (5-7 кл.)
При обучении навыкам используется дозированная, направляющая, стимулирующая помощь. Действия выполняются по подражанию с поддержкой и под контролем взрослого.
Построение и перестроение
- Упр. в построение в одну шеренгу (друг за другом), держась за шнур (талию, без поддержки) по сигналу: игра «Поезд»
- Упр. в построении парами по сигналу: игра «Найди пару»
Ходьба и упражнения в равновесии
- Ходьба за учителем в одну шеренгу
- Ходьба в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке) парами
- Ходьба с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении по сигналу
- Упр. в перешагивании через незначительные препятствия (верёвку, шнур, игрушку) парами
- Ходьба по дорожкам из различного материала и дорожкам, составленных из мягких модулей под ритмичную музыку
- Ходьба по кругу, держась за руки
- Повороты вокруг своей оси парами (кружиться)
Бег
- Бег за учителем в одну шеренгу
- Бег в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке) парами
- Бег с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении по сигналу
- Бег по дорожкам из различного материала под ритмичную музыку
- Бег по кругу, держась за руки
Прыжки
- Поскоки на месте на двух ногах, держась за руки: упр. «Пружинка», «Зайчики»
- Прыжки на мячах и надувных игрушках – прыгунах (гимнастических мячах, фитболе) по сигналу
Катание, бросание, ловля округлых предметов
- Прокатывание мяча по полу одной рукой: упр. «Сбей кеглю»
- Бросание мяча (диаметр 20 см) в подушку, установленная вертикально или горизонтально
- Бросание мяча (диаметр 20 см) на дальность (расстояние 40-70 см) в вертикальную цель
- Упр. с набивными (сенсорными) мячами: сидя на мяче, опираясь о пол ногами, удерживая статистическую позу самостоятельно
- Бросание мяча в корзину
- Бросание мяча в обруч, расположенный горизонтально на расстоянии от пола 30-40 см
- Бросание мяча вверх
- Отбивание мяча (мяча на шнуре) ногой от пола (2-4 раза подряд)
Ползание и лазанье
- Ползание в различных направлениях по сигналу
- Перелезание через незначительные препятствия (мягкие модули)
- Влезать на стул, скамейку, спускаться с них
3 этап обучения (8 - 9 кл.)
При обучении навыкам используется дозированная, стимулирующая помощь. Действия выполняются по последовательной инструкции самостоятельно под частичным контролем взрослого.
Построение и перестроение
- Упр. в построение в одну шеренгу (друг за другом), держась за талию, без поддержки по сигналу: игра «Поезд»
- Упр. в построении парами по сигналу: игра «Найди пару»
Ходьба и упражнения в равновесии
- Ходьба друг за другом под музыку в заданном направлении
- Ходьба в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке) в одну шеренгу, парами
- Ходьба с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении по сигналу
- Ходьба с предметами по игровой дорожке в одну шеренгу, парами
- Упр. в перешагивании через препятствия (верёвку, шнур, игрушку) высотой от пола 20-30 см
- Ходьба по дорожкам из различного материала и дорожкам, составленных из мягких модулей под ритмичную музыку
- Ходьба по кругу, держась за руки
- Повороты вокруг своей оси с предметами (кружиться)
Бег
- Бег друг за другом под музыку в заданном направлении
- Бег в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке) в одну шеренгу, парами
- Бег с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении по сигналу
- Бег с предметами по игровой дорожке в одну шеренгу, парами
- Бег по дорожкам из различного материала под ритмичную музыку
- Бег по кругу, держась за руки
Прыжки
- Поскоки на месте на двух ногах, держась за руки: упр. «Пружинка»
- Прыжки на мячах и надувных игрушках – прыгунах (гимнастических мячах, фитболе) с продвижением вперёд
Катание, бросание, ловля округлых предметов
- Бросание и ловля мяча учителю, друг другу (2-3 раза)
- Перебрасывать мяч друг другу
- Бросание мячей разных размеров в обруч, подвешенный вертикально над полом на расстоянии 15-20 см
- Игровые упражнения с набором «Набрось кольцо»: «Брось колечко», «Дойди до стойки и надень колечко», «Раз колечко, два колечко», «Слушай и бросай» (по цвету и количеству)
- Отбивание мяча (мяча на верёвке) ногой от пола (2-7 раз подряд)
- Метание мячей малого размера в вертикальную (1-1,5м) и горизонтальную цель (расстояние 2-2,5м)
- Бросать мяч на пол и ловить его после отскока от пола
Ползание и лазанье
- Ползание в различных направлениях по сигналу
- Перелезание через незначительные препятствия (мягкие модули)
- Влезать на стул, скамейку, спускаться с них
Методика является развивающей и предусматривает 3 этапа обучения со сроком реализации 9 лет: 1 этап обучения – 1-4 кл. , 2 этап обучения – 5-7 кл. , 3 этап обучения – 8-9 кл. Предложенная блоки работы на каждом этапе обучения повторяются, меняется только содержание работы, оборудование, дозировка и общеразвивающие упражнения и игры. Обучение учащихся на каждом этапе обучения могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей каждого конкретного ученика, а не возраста.
Используемая литература
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
- Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников.- М.: Владос, 2003.
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
- http://doshkolniki.org/
- www.coolreferat.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методичка на тему: "Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам учащихся с ТМНР" по предмету "Адаптивная физическая культура"
Паспорт методикиРазработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями раз...
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 4 «а» и 4 «б» классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 4 «а» и 4 «б» классов с умс...
Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»
Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...