Урок русского языка 2 класс Тема: Антонимы Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»
план-конспект урока (2 класс) по теме

Вагнер Дарья Александровна

формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

2 класс

Тема: Антонимы

Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»

Учитель: Вагнер Дарья Александровна

Новоишимская СШ№1

Русский язык.

Тема: Антонимы.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Вид урока: комбинированный с элементами игры.

Цель урока: формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся.

Оборудование: Цветик – семицветик, 9 ромашек со словами синонимами, 3 вазы, 6 слов антонимов, плакат с коромыслом и двумя вёдрами для сообщения новых знаний, картинка с молотком и гвоздём со словами антонимами, тест, музыкальное оформление, фишки для поощрения детей за правильный ответ, чупо – чупсы для награды детей за выполненные задания волшебного цветка.

Ход урока

Ребята посмотрите в окно. Какое сейчас время года? Что вы можете сказать о сегодняшней погоде на улице? (тепло, солнышко светит). Ребята, какое настроение вызывает у вас эта погода? (хорошее, весёлое). Так вот я хочу, чтобы у вас на протяжении всего урока было такое радостное настроение.

(Хором учащиеся обозначают начало урока):

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Целью нашего урока является повторение темы «Синонимы» и изучение новой темы «Антонимы».

Весна, замечательное время года, когда после зимней спячки всё в природе оживает, просыпается. В этом году весна поздняя и живых цветов пока ещё нет. И я хочу показать вам сегодня необычный цветок, который вырос у меня. Он похож на волшебный цветик-семицветик: у него семь разноцветных лепестков. Ой, смотрите на лепестках, что-то написано! (звучит мелодичная музыка, на фоне мелодии учитель говорит)

Дорогие ребята! Если вам удастся выполнить задания волшебного цветочка, вас ждёт сюрприз.

А при выполнении заданий за правильные ответы я буду давать вам фишки. А в конце урока мы подведём итоги и посмотрим у кого больше всех фишек. И на основании этих фишек вы получите оценки.

Ну, что, ребята, попробуем справиться с заданиями цветика-семицветика?! Тогда начинаем!

  • Вытягиваем первый лепесток.

Содержание лепестка. Запишите число и выполните минутку чистописания Вв вв весна.

  • Вытягиваем второй лепесток.

Собрать «цветы» в букеты и расставить по вазам (найти синонимы)

3вазы 9цветов, на цветах написаны слова: вьюга, буран, пурга, врач, доктор, лекарь, бой, битва, война.

Подведение итога 2го лепестка. Что такое синонимы?

  • Вытаскиваем третий лепесток.

Весёлое коромысло.

Вывешивается картинка с коромыслом и двумя вёдрами. Одно ведро пустое, а другое полное; на одном плюс, а на другом минус; под одним вода, а под другим огонь и на коромысле написано АНТОНИМЫ.

Учитель задаёт вопрос. Что изображено? Что видим на картинке? (ответы детей)

Учитель говорит: «Ребята посмотрите + и -, полное ведро и пустое, вода и огонь, вода холодная, а огонь горячий. Эти слова противоположные по смыслу. А слова противоположные по смыслу называются АНТОНИМАМИ.

Минус – плюс,

Огонь – вода,

Дерзкий – осторожный.

Все антонимы всегда

Противоположны.

А сейчас я посмотрю, как вы уяснили, что такое антонимы.

Вывешивается картинка молотка и гвоздя. Ребята скажите, какой молоток (толстый), а какой гвоздь (тонкий)? А что это за слова? (антонимы)».

Давайте сейчас немножко отдохнём. Все тихонько встали. (физминутка)

Лёня шёл, шёл, шёл,

Зелёный камешек нашёл.

Лёня шёл, шёл, шёл,

Белый  камешек нашёл.

Лёня шёл, шёл, шёл,

Синий камешек нашёл.

    Лёня шёл, шёл, шёл,

Красный камешек нашёл

И домой пошёл.

* Вытаскиваем четвёртый лепесток.

Работа по учебнику с 194-195.

Рассматриваем картинки и записываем слова. В виде вывода читаем правило. Далее выполняем Упр.877

  • Вытаскиваем пятый лепесток.

Игра «наоборот», выборочное письмо.

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь…

Скажу я, слово потерял,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай…!

  • Вытаскиваем шестой лепесток.

Тестирование.

  1. Слова, различные по написанию, но близкие по значению – это:

А) антонимы

Б) многозначные

В) синонимы

  1. Какое из слов является многозначным?

А) ручка

Б) учитель

В) кошка

  1. Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:

А) глухой согласный

Б) глухой переулок

В) глухой голос

  1. Подбери антоним к слову злой из слов:

А) грязный

Б) худой

В) добрый

  1. Какая пара слов является антонимами?

А) метель – вьюга

Б) чистый – грязный

В) хороший – красивый

После выполнения теста детьми. Они меняются своими работами друг с другом и вместе с учителем проверяют. У кого нет ошибок дают фишку.

  • Вытаскиваем седьмой лепесток.

Д.з. Упр 878 с 195

Поздравляю вас, ребята, с успешным выполнением заданий. А теперь обещанный сюрприз. Загляните в вазу (на дне вазы чупо-чупсы).

Подсчитываем фишки.

Выставляем оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

План –конспект урока русского языка по теме "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века")

Тема урока "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века") с использованием здоровьесберегающей технологии...

Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" в 4 классе

На уроке проводится работа в группах, исользуются разноуровневые задания для диффиринцированной работы с учащимися....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» 4 класс

Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола...

Презентация к уроку русского языка по теме "Антонимы"2 класс

ТемаАнтонимы Педагогические целиСоздать условия для ознакомления с понятием антонимы, формирования умения работать со словаремантонимов, находить антонимы в тексте, подбирать к словам антонимы; с...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы"

Данная методическая разработка урока по русскому языку по теме "Антонимы" предназначена для учителей начальных классов, работающих во 2 классе по УМК "Школа России"....