Мастер класс Рефлексия
методическая разработка по теме
«Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
· Познакомить коллег с понятием “рефлексия”
· Дать представление о классификации рефлексии
· Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
· Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_refleksiya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- Познакомить коллег с понятием “рефлексия”
- Дать представление о классификации рефлексии
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Подготовка к мастер-классу.
1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.
2.Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.
3.Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.
-Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.
-Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)
Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.
Моя цель:
- Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
- Вопросы:
Что такое рефлексия?
Цель рефлексии на уроке
Виды рефлексии
Приемы рефлексии
Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
А Ваша цель? (ответы)
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым
нужным
а главное, успешным.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
А что же такое рефлексия?
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: .
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
- Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
- Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
- Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Рефлексия деятельности
- Рефлексия содержания учебного материала
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
2. «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
3. «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно.
Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
1. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
2. «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
3. «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
4. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
5. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: . Слайд 20
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
У вас две две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.
Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)
Работа в группах. Составьте синквейн по теме Мастер-класса.
Зачитывают синквейны.
Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"
Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....
Мастер – класс «Рефлексия»
Обобщение передового педагогического опыта Мастер – класс «Рефлексия»презентация материал выступления...
Мастер-класс " Рефлексия младших школьников как средство самопознания и саморазвития»
Матер- класс учителей начальных классов...
Мастер класс Рефлексия как этап урока в аспекте реализации ФГОС
мстер -класс для учителей начальных классов...
Мастер - класс "Рефлексия"
мастер -класс поможет повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся...
Мастер-класс " Рефлексия на уроках в начальных классах"
Мастер -класс " Рефлексия на уроках в начальных классах " проводился на районном методобъединении учителей начальных классов.Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлекси...
Мастер-класс « Рефлексия на уроках в начальных классах»
За окном весенняя слякоть, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Возьмите бабочку и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:Жи...