Мастер класс Рефлексия как этап урока в аспекте реализации ФГОС
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия
Дать представление о классификации рефлексии
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно…
АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА
За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Берем (обращаюсь к участникам мастер класса). Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:
любимым( слайд 2)
нужным
а главное – успешным
Действительно, все в наших руках.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
А теперь перед началом нашей работы нам бы хотелось узнать ваше эмоциональное состояние, а поможет нам в этом Цветик –Семицветик. ( на доске цветок) Посмотрите на него. Выберите тот лепесток , цвет которого Вам наиболее импонирует….. и прикрепите к нему вот такую полосочку . А теперь оцените своё состояние (слайд 3).
Какой цвет преобладает? И попробуем оценить состояние всей аудитории.
Галина Анатольевна
Раскрытие темы мастер класса
Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС. СЛАЙД 4
ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое Рефлексия? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может вы что-то уже знаете?
Рефлексия содержания мастер класса
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Таблица для слушателей.
Понятие | Знаю | Узнал | Хочу узнать |
Рефлексия |
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? (ставим цели) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
Цели мастер класса следующие. (на слайде5).
- Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным. (слайд 6)
- Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Слайд 7)
- Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
- Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
Работа в группе.
Что такое рефлексия? ( 3 минуты) Выступление групп.
Физминутка Дождик
А что же такое рефлексия? СЛАЙД 8
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегули-рованию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанно-го отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
СЛАЙД 9 Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.
Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
На слайде 9 Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.
Такая рефлексия отражает человеческую сущность: Слайд 10
физическую (успел – не успел, легко – тяжело),
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),
интеллектуальную (что понял, что осознал –что не понял, какие затруднения испытывал),
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: СЛАЙД 11
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Слайд 12
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности
Что можно применять?
- Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
- «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
3. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно. Светофор.
4.Стихи для эмоционального настроя
5. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера
6. «Мои ожидания»:
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)
Слайд 13 Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд
Слайд 14 «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 15 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Слайд 16 Пометки на полях (инсерт, маркировка) или Мудрые совы. – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать
Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
Слайд 17 Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
Знаю Хочу знать Узнал
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Рефлексия деятельности ( Слайд 18)Следующий вид – рефлексия деятельности.
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
- Слайд 19 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
- Слайд 20 «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
- Слайд 21 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика
5. Самооценка активности на каждом этапе урока.
Личная карта ученика ( с моего урока) Каждый этап цветом
- Анкетирование как итог урока Слайд
Творческая работа в группах
.«Мудрые совы»: предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, участники мастер класса делают пометки:
« + » - знаю « - » - не знаю
« ! »- узнал новое « ? » - удивило.
После работы с текстом задаю вопросы:
- Выберите ту информацию, которая вам знакома.
- А какая информация ранее была неизвестна?
- Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными?
- У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?
- Что бы вы еще хотели узнать?
А теперь давайте Заполним графы таблицы (самостоятельно)
Итог мастер класса
Творческая работа в группах. Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику«синквейн» К слову Рефлексия
Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:
- Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Это классический вариант синквейна.
При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Участники мастер-класса предлагают собственные синквейны. Зачитывание .
На столах у вас лежит табличка +. - , интересно. Заполните ее самостоятельно, не подписывая.
Прием «Плюс-минус-интересно»
- В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
- В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
- В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущим мастер класса.
П (плюс) | М (минус) | И (интересно) |
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Не зря мы сказали- все в наших руках (беру бабочку) .
Предлагаю ваших бабочек поместить на доску.
Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
У вас две полоски : зелёная и жёлтая. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепить на доску. Получилось солнце. (лучи солнца).
Вот и получилась у нас с вами летняя полянка. Оказывается -мы можем многое!!! Все в наших руках!!!
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"- доклад для выступления на педсовете
Материал в помощь учителям для выступления на МО, педсоветах по теме "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"....
Мастер-класс «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС для поддержки успеха учащихся»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.Задачи:познакомить коллег с понятием рефлексиядать представление о классификации рефлексиипоказать конкретные вариа...
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.В связи с этим одной из задач современного урока является фор...
«Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»
Доклад на МО учителей начальной школы...
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Рефлексия способствует развитию самостоятельности, предприимчивости, конкурентноспособности....
Доклад на тему: «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе»
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...
Мастер-класс «Особенности проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС» (Урок «открытия» новых знаний)
Урок "открытия новыхзнаний" (структура)...