Сатабыл- программа преемственности ДОУ и начальной школы.
методическая разработка по теме

Поиск точек соприкосновения ДОУ и школы. Внедрение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Министерство образования Республики Саха (Якутия)

                                                 Таттинское улусное управление образованием

                                                                                      Образовательный проект

                                «Сатабыл» как программа сотрудничества образовательных учреждений по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС

                                                                                                                                  Авторы:

                                                                                                                К.М Охотина:научный руководитель  проекта.

                                                                                                                С.А. Колодезникова: педагог-психолог МДОУ   ЫКСОШ№2

                                                                                                                Т.Г Попова: учитель начальных классов  ЫКСОШ№2

                                                                                                                Х.М. Неустроева: воспитатель ЦРР «Кэнчээри»

                                                                                                                Учителя начальных классов МБДОУ «ЫКСОШ№2 им.Д.А Петрова»          

                                                                                                        2013

                                                                                           

        Введение Федеральных Государственных Требований(ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

        К созданию программы нас побудил поиск точек соприкосновения ДОУ и Школы в плане преемственности в новых условиях реализации ФГТ и ФГОС.

Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

        Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления, т. е.структура программы опирается на три направления:

 1.      Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

 2.      Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образованияи психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.

 3.      Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

        Написание программы мы начали с преамбулы (вступительной части), в которой излагаются цель и задачи, основания, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для её разработки, т.е. с пояснительной записки, в которой мы рассматриваем:

- актуальность проблемы преемственности

- важность периода развития ребенка от рождения до поступления в школу

 -подготовка детей к школе – как одна из актуальных проблем

- значение преемственности между детским садом и школой.

        Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

   В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

  Что такое деятельностный подход?

  Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.           Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

        Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.

        Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школыи детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность. Мы определили цель и задачи программы.

       Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный  перспективный характер.

                                                                                  Теоретическое обоснование

                                                        А.И Савенкова, Г.И Россолимо, А. Бэн, Д.Миль, Г.И Спенсер.

                                                     Критерии оценки ожидаемых результатов                                        

        

                                     Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

 •         установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

 •         выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

 •         создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

 •         всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

 •         оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.

         формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

      Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

 •         воспитание нравственного человека;

 •        охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

 •         сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

 Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

 •       приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

 •       обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

 •       развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

 •       формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

 •       развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

                            В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

 ·    становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

 ·    умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

 · духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

 · осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

 · индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  Принцип развития.

  Принцип гуманитаризации.

  Принцип целостности.

  Принцип культуросообразности.

  Принцип содержания образования.

Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени:

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

 -опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

 -направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

 -сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Общие условия:

 –        признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

 –        создание преемственной  предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

 –        учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

 –        воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

 –        создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

 –        разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

 –        осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

 –        доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

                                            Формы осуществления преемственности

           Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности:

 1. Работа с детьми:

 •         экскурсии в школу;

 •         посещение школьного музея, библиотеки;

 •         знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

 •         участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

 •         выставки рисунков и поделок;

 •         встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

 •         совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

 •         участие в театрализованной деятельности;

 •         посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

  2. Взаимодействие педагогов:

 •         совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

 •         семинары, мастер- классы;

 •         круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

 •         психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

 •         проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

 •         взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

 •         открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

 •         педагогические и психологические наблюдения.

 Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

  3. Сотрудничество с родителями:

 •         совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

 •         круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

 •         родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

 •         консультации с педагогами ДОУ и школы;

 •         встречи родителей с будущими учителями;

 •         дни открытых дверей;

 •         творческие мастерские;

 •         анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

 •         образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

 •         семейные вечера,  тематические досуги;

 •         визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

 •         заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

 

Формы осуществления преемственности

           Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности:

 1. Работа с детьми:

 •         экскурсии в школу;

 •         посещение школьного музея, библиотеки;

 •         знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

 •         участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

 •         выставки рисунков и поделок;

 •         встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

 •         совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

 •         участие в театрализованной деятельности;

 •         посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом ДОУ, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

  2. Взаимодействие педагогов:

 •         совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

 •         семинары, мастер- классы;

 •         круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

 •         психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

 •         проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

 •         взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

 •         открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

 •         педагогические и психологические наблюдения.

 Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

  3. Сотрудничество с родителями:

 •         совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

 •         круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

 •         родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

 •         консультации с педагогами ДОУ и школы;

 •         встречи родителей с будущими учителями;

 •         дни открытых дверей;

 •         творческие мастерские;

 •         анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

 •         образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

 •         семейные вечера,  тематические досуги;

 •         визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

 •         заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

                                                                          Сроки: 2013-2016 учебные годы.

        

                                                            Механизмы  реализации проекта программы « Сатабыл»

                                                                                 Организационная  структура

             

                                                                            Ожидаемые результаты.

       Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной  предметно-развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.                                                Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе (см. Приложение 1 «Портрет выпускника ДОУ»; Приложение 2 «Портрет выпускника начальной школы»).Интергативные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ

Приложение №1

 Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:  физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…; любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире… эмоционально отзывчивый…  овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками... способный управлять своим поведением и планировать свои действия  способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту… имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе… овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.  овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Приложение № 2

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника«Портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину;  уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.



Предварительный просмотр:

Применение компьютерных технологий как средство повышение познавательного интереса учащихся начальных классов.

   Познавательный интерес –это одно из личностных свойств младшего школьника , черта его характера, проявляющееся в виде любознательности, активности. Познавательный интерес и воспитательные функции обучения взаимосвязаны, так как  познавательный интерес является источником обеспечения воспитательных задач обучения. Теоретики всех времен подчеркивают что, познавательный интерес есть результат воспитательных воздействий ,  способствующий процессу освоения и добывания знаний по обучаемым дисциплинам.

   Перед нами – учителями стоит вопрос, как сделать, чтобы учащиеся хотели и желали учиться? Мы все знаем что, интерес к определенному предмету  –самый сильный стимул к учению, и он ничем не заменим. Интерес, увлеченность  есть залог к успешной деятельности . Интерес повышает производительность урока, облегчает усвоение нового материала, побуждает учащихся к открытию нового, способствует решению основных задач поставленных перед учениками на уроках.

    В педагогической практике известно много методов , технологий, приемов ,позволяющих стимулировать формирование познавательного интереса у младших школьников.

   Реализирующиеся новые образовательные программы сделаны с учетом психологических особенностей учеников нового поколения. Это поколение более восприимчиво к новым веяниям, но по итогам вступительной  диагностической работы ,которую делают ученики при поступлении в школу,  у них более поверхностная память, ослабленная способность рационального мышления. Поэтому  своевременны изменения традиционного содержания курсов ,введение в них опорных точек, способствующих усвоению и запоминанию, использование информационных технологий.

    Сегодня, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, интернета, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информации, так называемая «экранная культура»

   Модернизация образования невозможно без внедрения в учебно- воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).Основными  средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.

  Стало очевидным, что, используя  современные ИКТ следует формировать и развивать различные компетентности учащихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные.

 В данном этапе образовательного процесса - в этапе внедрения новых образовательных стандартов, образовательное учреждение обеспечивает этими ресурсами. Руководителем образовательного учреждения  ежегодно делается обеспечение ИК технологиями, составляются план по техническому оснащению кабинетов и организации АРМ учителя. От правильной организации во многом зависит качество обучения.

  Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм  применения этих технологий.

  В настоящее время существуют следующие модели ИКТ:

  • Выступление с опорой на мультимедийную презентацию;
  • Компьютерное тестирование;
  • Использование электронных сборников;
  • Интернет ресурсы;
  • Работа с электронными энциклопедиями

Мультимедийная  презентация - предполагает  демонстрацию учебного материала на большом экране в сопровождении автора и содержит название основных разделов материала, а так же неподвижные и подвижные иллюстрации, мультипликацию.

  Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке  должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и строго быть направленной на концепцию урока.

  Проведение уроков с использованием  мультимедийных презентаций –это мощный стимул в обучении. Посредством  таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

  Мультимедия  выступления  учителя повышают эффективность урока за счет:

  • Активизации восприятия учащихся за счет использования зрительных и звуковых демонстраций учебного материала;
  • Четкое выделение главных мыслей;
  • Большой объем полезной информации воспроизведенный на экране в формате, видимом всем учащимся;
  • Учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый , на экране план выступления ;во время выступления учитель не тратит время на выписывание текста на доске.

    При подготовке к уроку с использованием мультимедийной презентации  учитель должен составлять план урока исходя из целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности последовательности, доступности, научности, дифференцированного подхода, но при этом компьютер не заменяет учителя ,а только дополняет его.

  Типы уроков с применением ИКТ:

  • Урок изучения нового материала;
  • Урок обобщения  и систематизации знаний;
  • Урок контроля и коррекции знаний , умений и навыков;
  • Комбинированный  урок.

Таким образом , при проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики- наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышление у детей.

  От образования сегодня требуется больше, чем вчера.  И  именно использование на уроках информационных технологий поможет учителю построить учебный процесс более эффективно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность: дошкольное учреждение - начальная школа - среднее звено

Выступление на заседании "Круглого "стола, посвященного "Дню открытых дверей для воспитателей ДОУ...

Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа"

Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа", 21 слайд с иллюстрациями....

Преемственность дошкольное образование -начальная школа

  Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГ...

Преемственность дошкольное образование -начальная школа

  Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГ...

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...