Сатабыл- программа преемственности ДОУ и начальной школы.
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.7 КБ |
![]() | 9.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Таттинское улусное управление образованием
Образовательный проект
«Сатабыл» как программа сотрудничества образовательных учреждений по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС
Авторы:
К.М Охотина:научный руководитель проекта.
С.А. Колодезникова: педагог-психолог МДОУ ЫКСОШ№2
Т.Г Попова: учитель начальных классов ЫКСОШ№2
Х.М. Неустроева: воспитатель ЦРР «Кэнчээри»
Учителя начальных классов МБДОУ «ЫКСОШ№2 им.Д.А Петрова»
2013
Введение Федеральных Государственных Требований(ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
К созданию программы нас побудил поиск точек соприкосновения ДОУ и Школы в плане преемственности в новых условиях реализации ФГТ и ФГОС.
Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.
Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления, т. е.структура программы опирается на три направления:
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образованияи психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Написание программы мы начали с преамбулы (вступительной части), в которой излагаются цель и задачи, основания, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для её разработки, т.е. с пояснительной записки, в которой мы рассматриваем:
- актуальность проблемы преемственности
- важность периода развития ребенка от рождения до поступления в школу
-подготовка детей к школе – как одна из актуальных проблем
- значение преемственности между детским садом и школой.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Что такое деятельностный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школыи детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность. Мы определили цель и задачи программы.
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный перспективный характер.
Теоретическое обоснование
А.И Савенкова, Г.И Россолимо, А. Бэн, Д.Миль, Г.И Спенсер.
Критерии оценки ожидаемых результатов
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
· становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
· умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
· духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
· осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
· индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Принцип развития.
Принцип гуманитаризации.
Принцип целостности.
Принцип культуросообразности.
Принцип содержания образования.
Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Общие условия:
– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
– создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
– учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
– воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
– создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
– доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Формы осуществления преемственности
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом ДОУ, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Сроки: 2013-2016 учебные годы.
Механизмы реализации проекта программы « Сатабыл»
Организационная структура
Ожидаемые результаты.
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе (см. Приложение 1 «Портрет выпускника ДОУ»; Приложение 2 «Портрет выпускника начальной школы»).Интергативные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ
Приложение №1
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…; любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире… эмоционально отзывчивый… овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками... способный управлять своим поведением и планировать свои действия способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту… имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе… овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Приложение № 2
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника«Портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Предварительный просмотр:
Применение компьютерных технологий как средство повышение познавательного интереса учащихся начальных классов.
Познавательный интерес –это одно из личностных свойств младшего школьника , черта его характера, проявляющееся в виде любознательности, активности. Познавательный интерес и воспитательные функции обучения взаимосвязаны, так как познавательный интерес является источником обеспечения воспитательных задач обучения. Теоретики всех времен подчеркивают что, познавательный интерес есть результат воспитательных воздействий , способствующий процессу освоения и добывания знаний по обучаемым дисциплинам.
Перед нами – учителями стоит вопрос, как сделать, чтобы учащиеся хотели и желали учиться? Мы все знаем что, интерес к определенному предмету –самый сильный стимул к учению, и он ничем не заменим. Интерес, увлеченность есть залог к успешной деятельности . Интерес повышает производительность урока, облегчает усвоение нового материала, побуждает учащихся к открытию нового, способствует решению основных задач поставленных перед учениками на уроках.
В педагогической практике известно много методов , технологий, приемов ,позволяющих стимулировать формирование познавательного интереса у младших школьников.
Реализирующиеся новые образовательные программы сделаны с учетом психологических особенностей учеников нового поколения. Это поколение более восприимчиво к новым веяниям, но по итогам вступительной диагностической работы ,которую делают ученики при поступлении в школу, у них более поверхностная память, ослабленная способность рационального мышления. Поэтому своевременны изменения традиционного содержания курсов ,введение в них опорных точек, способствующих усвоению и запоминанию, использование информационных технологий.
Сегодня, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, интернета, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информации, так называемая «экранная культура»
Модернизация образования невозможно без внедрения в учебно- воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.
Стало очевидным, что, используя современные ИКТ следует формировать и развивать различные компетентности учащихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные.
В данном этапе образовательного процесса - в этапе внедрения новых образовательных стандартов, образовательное учреждение обеспечивает этими ресурсами. Руководителем образовательного учреждения ежегодно делается обеспечение ИК технологиями, составляются план по техническому оснащению кабинетов и организации АРМ учителя. От правильной организации во многом зависит качество обучения.
Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.
В настоящее время существуют следующие модели ИКТ:
- Выступление с опорой на мультимедийную презентацию;
- Компьютерное тестирование;
- Использование электронных сборников;
- Интернет ресурсы;
- Работа с электронными энциклопедиями
Мультимедийная презентация - предполагает демонстрацию учебного материала на большом экране в сопровождении автора и содержит название основных разделов материала, а так же неподвижные и подвижные иллюстрации, мультипликацию.
Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и строго быть направленной на концепцию урока.
Проведение уроков с использованием мультимедийных презентаций –это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Мультимедия выступления учителя повышают эффективность урока за счет:
- Активизации восприятия учащихся за счет использования зрительных и звуковых демонстраций учебного материала;
- Четкое выделение главных мыслей;
- Большой объем полезной информации воспроизведенный на экране в формате, видимом всем учащимся;
- Учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый , на экране план выступления ;во время выступления учитель не тратит время на выписывание текста на доске.
При подготовке к уроку с использованием мультимедийной презентации учитель должен составлять план урока исходя из целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности последовательности, доступности, научности, дифференцированного подхода, но при этом компьютер не заменяет учителя ,а только дополняет его.
Типы уроков с применением ИКТ:
- Урок изучения нового материала;
- Урок обобщения и систематизации знаний;
- Урок контроля и коррекции знаний , умений и навыков;
- Комбинированный урок.
Таким образом , при проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики- наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышление у детей.
От образования сегодня требуется больше, чем вчера. И именно использование на уроках информационных технологий поможет учителю построить учебный процесс более эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/21/picture-35346.jpg)
Преемственность: дошкольное учреждение - начальная школа - среднее звено
Выступление на заседании "Круглого "стола, посвященного "Дню открытых дверей для воспитателей ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-212430-1363879811.jpg)
план работы по преемственности в ОУ "Начальная школа - детский сад"
план работы по преемственности в ОУ...
Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа"
Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа", 21 слайд с иллюстрациями....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-528444-1416068305.jpg)
Преемственность дошкольное образование -начальная школа
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-528444-1416068305.jpg)
Преемственность дошкольное образование -начальная школа
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-831803-1479209322.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...