Преемственность: дошкольное учреждение - начальная школа - среднее звено
статья по теме

Голованова наталья леонидовна

Выступление на заседании "Круглого "стола, посвященного "Дню открытых дверей для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Преемственность16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Организация преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой, начальной школой и средним звеном.

Правовыми основами развития и функционирования дошкольного и начального образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также Законы  Российской Федерации об образовании и Конституция Российской Федерации.

Для концепции непрерывного образования особенно важны следующие положения этих документов:

- конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья

- бережное отношение к индивидуальности каждого  ребенка

- адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Сейчас система дошкольного образования представляет собой гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, которые представляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Например, детские сады компенсирующего вида, присмотра и оздоровления, мини-сады, прогулочные и т.д. Хорошо себя зарекомендовали образовательные учреждения «детский сад - начальная школа» Большие изменения произошли и в содержании образования детей дошкольного возраста. Существует много различных программ. Здесь есть свои положительные и отрицательные стороны. Дети приходят более подготовленными.

С другой стороны, вариативность привнесла в дошкольное образование неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу - многопредметность, что привело к неоправданному росту требований к поступающим в школу, снижению качества образования и перегрузке детей.

Отсутствие утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно препятствует обеспечению преемственности в системе образования.

Так подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучние программы 1 класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольниками и младшими школьниками возрастом определяется не тем. Развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли её предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, чтор наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения, важнее, чтобы ребенок самостоятельно умел их добывать и применять.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств – любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение и др.

Серьезной проблемой является игнорирование создателями учебных программ и учебников закономерностей психического развития ребенка.

Воспитатели дошкольных учреждений недооценивают развитие игровой деятельности, увлекаются различными формами обучения, используя «школьные» технологии, что ведет  к «овзрослению» дошкольного образования. Это приводит к тому, что недостаточное внимание уделяется охране и укреплению здоровья.

Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Ведущие педагоги создали Концепцию преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой.

Выделим следующие принципы образования:

- принцип развития

- принцип гуманитаризации

- принцип целостности образа мира

- принцип культуросообразности

- принцип вариативности

Начальное образование имеет характерные особенности, резко отличающих этапов систематического школьного образования.

Во-первых, это первоначальное формирование учебно-познавательной мотивации

Во-вторых, это становление самосознания, самооценки ребенка, как субъекта новой для него деятельности. (Я – ученик)

В-третьих, это особое значение начального образования, как базы всего последующего обучения, применительно ко всем образовательным областям. Без овладения чтением, письмо, счетом и др. невозможно образование на следующих этапах.

С целью обеспечения реального единства педагогических требований в 3 классе необходимо привлекать педагогов среднего звена. Методическими объединениями учителей русского языка и математики  совместно с учителями начальных классов выделяются основные умения и навыки по этими предметам, которые наиболее полно обеспечивают преемственную связь. Необходимо так же взаимопосещение уроков: педагоги среднего звена, а точнее – будущего пятого класса, заранее знакомятся с детьми, с которыми им предстоит работать, используют в своей практике наблюдаемые приемы учителей, учитывают стиль взаимоотношений.

Доклад

«Преемственность:

дошкольное образование – начальная школа – среднее звено»

Подготовила: Голованова Н.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".

"Преемственность между начальным и средним звеном"....

Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа"

Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа", 21 слайд с иллюстрациями....

Преемственность дошкольное образование -начальная школа

  Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГ...

Преемственность дошкольное образование -начальная школа

  Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГ...

Программа "Преемственность при переходе из начального в среднее звено школы"

Программа «Преемственность»Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьног...

" Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе"

Тема выступления на педагогическом совете школы: "Процесс перехода из начальной школы в среднее звено"...

Преемственность обучения детский сад-начальная школа-среднее звено

Рассмотрена преемственность между ступенями обучения...