Психологические основы организации обучения детей в 1 классе
статья (1 класс) по теме

Хрюкина Марина Николаевна

упражнения, которые помогут детям психологически адаптироваться в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Н.Хрюкина

                                                                                                         «Психологические основы

                                                                                                           организации обучения детей

                                                                                                           в первом классе».

МБОУ СОШ № 151

с углубленным изучением

отдельных предметов

Россия, г. Нижний Новгород

9082329278@mail.ru

  

   Первоклассники должны приступать к учебе, как к интересному, осмысленному, своему собственному делу. А способность заниматься своими собственными делами развивается у детей в обычных занятиях: общении, игре, рисовании, чтении книг...

   Разные дети предпочитают разные виды деятельности: кто-то играет, другие устраивают концерты, выдумывают истории... Вполне естественно, что каждый ребенок не может в равной степени преуспеть во всех делах. Но желательно, чтобы его интересы и самостоятельность не исчерпывалась только одним конкретным видом деятельности.

   Самостоятельная, осмысленная деятельность детей с учебным содержанием-это все-таки основная часть учебного процесса. Действие по образцу, плотный контроль...-это вспомогательные средства, которые должны появляться, если ребенок чувствует в этом необходимость.

   Прежде чем перейти к конкретным приемам и методам работы с детьми, необходимо сказать несколько слов об общих принципах построения процесса обучения.

   При овладении чем-либо, человек, в частности ребенок, проходит три основных этапа.

   Первый этап- «Погружение» в материал. Прежде всего нужно познакомиться с предметом, явлением, а потом уже с этим целенаправленно что-либо делать. Первый этап очень важен. Он дает возможность ребенку составить свое представление, приобрести свой опыт.

   Второй этап-собственно «овладение», присвоение нужного способа действия. Он возможен только после полноценной реализации первого этапа. Из множества материала выделяется нужный, актуальный. Тем более ребенок теперь не будет отвлекаться на посторонние дела, ему это интересно, что еще можно с этим делать, для чего оно.  

   И тогда появляется третий этап-использование нового действия или средства в качестве собственного инструмента в своей собственной деятельности.

   На уроках у первоклассников должны использовать три основные формы работы: индивидуальную, по парам и коллективную.

   В начале учебного года результативное обучение у первоклассников преимущественно идет в форме индивидуальной деятельности и деятельности по парам. Вместе с тем, первоклассники, ожидающие «школьных» форм учебы, нуждаются в коллективных, урочных формах работы. В этих первичных коллективных формах учебное содержание обычно не осваивается. Они служат отработке школьных форм общения, установлению взаимных позиций ученик-учитель, а так же для культивирования быстрых, темповых форм коллективной работы на уже освоенном материале-типа графических диктантов, математических эстафет, головоломок, ребусов, устного счета...

   Все это в начале учебного года должно быть легкое для детей, позволяющее держать высокий темп, дающее детям чувство собственной компетентности.

   Настоящие, действительно коллективные формы работы, когда не требуется четкая организация и жесткая регламентация со стороны взрослого, появляются у первоклассников только в последней трети учебного года, на основе развертывания и реализации деятельности по парам.

   Для того, чтобы первый класс смог стать коллективом, необходимо построение не отчужденного для детей, интересного им процесса обучения. На чем же он может базироваться, учитывая, что сам по себе материал, изучаемый в начальной школе скорее неинтересен и является лишь средством для последующей содержательной работы в различных областях знаний?

   Познавательный процесс начинается как неожиданные для детей события, вовлекающие их на уроках непроизвольного интереса. Эти события часто требуют действий, которые ограничиваются тем, что дети «проходили», вынуждающих их использовать все свои резервы.

Графические диктанты.

   Это воспроизведение детьми по клеточкам под диктовку учителя некого изображения. Иногда это изображение может быть совершенно конкретным-бабочка, собачка, кораблик и т. д., иногда-более неопределенным: обобщенный рисунок фигурки человечка, зверька, растения, предмета. Начинать работу лучше с более легких и конкретных  изображений, а потом можно переходить и к неопределенным, позволяющим разные толкования. Учитель во время диктанта смотрит в сделанный им заранее рисунок по клеточкам и диктует по нему.

   Графические диктанты развивают внимание, воображение, умение ориентироваться в пространстве, работать в общем темпе и ритме. Диктанты способствуют развитию мелкой моторики, произвольной сферы. Они помогают классу сосредоточиться, настроиться на совместную работу.

   В первое время, пока дети привыкают к общей работе в классе, к работе в тетради, под диктовку учителя, графические диктанты лучше проводить в начале урока-помогают собрать внимание детей, настроить их на рабочий лад. Потом можно выполнять в конце занятия, хорошее завершение урока.

Игры и задания для работы со словами, звуками.

  • Что здесь написано?

         рас          зы

                 ска

  • Следующее упражнение развивает зрительное восприятие, мышление, память.

         Вставь слово, которое служило бы окончанием первого и на

         чалом второго:

         ме (...)   олад  (шок)

  • Составить из букв одного слова  как можно больше других слов, например из слов «простокваша», «сковородка», «листопад», «хулиганство»... Упражнение способствует развитию зрительного восприятия, непроизвольного внимания, воображения.

         Например:            

         листопад

         лист        дол        стол

         лиса        пол        лапти

         пост        оса        дали...

  • Я  задумала слово, угадайте, какое:

         ра...  (рана, рабы, рак, ракетка, рассвет, рама, раз...)

         ... ка (речка, ручка, почка, катушка...)

         ...точка (сеточка, деточка, веточка...)

     Упражнение развивает слуховую память, воображение, внимание.

  • Это упражнение способствует развитию восприятия, мышления, памяти.

         Составь как можно больше слов из слогов:

  • бан, тя, са, вет, тка, ош, ка, ни, ко;
  • за, но, ра, сос, ро, на, мок;
  • ба, мыш, ма, ка, ры, ран;
  • сту, пка, лья, и, лу, па, ра, жа.
  • Помоги словам снова стать собой-в каждом слово пробралась буква-хулиганка. Развивает внимание, развивает зрительное восприятие, способствует развитию концентрации внимания.

               Лужи,  лампа,  ствол,  ужин,  бусы,  танк,  шутка, косы, полк, экран, сорока, стон.

  • Правильно переписать предложение. Развивает внимание, зрительное восприятие.

         . адогопяанчилтояндогеС

         Сегодня отличная погода.

         . ьтялугйероксмедйоП

         Пойдем скорей гулять.

Работа с предложением.

   Следующие два упражнения развивают зрительное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез).

  • Что здесь не так? Напишите правильно. Придумайте свои.

         Рассвижался приблет  (Приближался рассвет.)

         Почки птиют. (Птички поют.)

         Блашина и тигодать вокруг. (Тишина и благодать вокруг.)

        Пора собивать прогулаку.(Пора прогуливать собаку.)        

  • Что здесь написано? Различные логические ударения, интонация - ?!. - позволяют по-разному осмыслить предложение и соответственно по-разному его записать.

                                            Вы звали меня?    

                                            Вы звали меня?

        Вызвалименя                      Вы звали меня?

                                                     Вызвали меня.  

                                                     Вызвали меня!

                                                     Вызвали меня!

   Аналогичные предложения: выдайтемне, вынеситеего, вымойтеих,  мышьлитут,  снизуподнимитенитки,прочтутнебылицыклопы,одинразбилколокол, еперьяснимитоже, тамаркакнемушла.

Палиндромы.

   Слова и фразы, которые не изменяются от чтения наоборот. Палиндромы способствуют речевому развитию.

   Анна, Алла, поп, довод, доход, потоп, наган, заказ, казак, шалаш, как, кок.

   Аргентина манит негра.

   А роза упала на лапу Азора.

   А собака боса!

   Я ем змея!

   Я не стар, брат Сеня!

Немного математики.

   Приемы, способствующие усвоению знаний состава числа. Так же способствует развитию математических навыков, развитию внимания.

  • Елочка. (для индивидуальной работы)

Дети произносят приговорку, одновременно делая рисунок на листе, в тетради. Слова: «Вершина-иголка, иголка, ...-вот она елка.

В вершине записывают число, состав которого отрабатывается, в ветках-разные числа, но меньше его. Можно  записать  в  ветке  какое-нибудь  неподходящее                                                                    или лишнее число — это  создаст   проблемную ситуацию.  Детям   предла        гается развесить  гирлянды  так,чтобы  суммы  чисел  на  концах каждой из         них составляли число, которое записано в вершине. Кто выполнит работу -мо-

        жет дорисовать елку, кому как хочется.

  • Ромашка, для командной или индивидуальной работы. Если материал новый, то есть дети должны сами найти решение-развивает дивергентное мышление. Если мы отрабатываем состав чисел, то развиваем память.

Дети рисуют серединку ромашки, а в ней число, состав которого отрабатывают. Команды называют примеры на сложение, в которых результат - число, записанное в серединке  цветка. Учитель записывает  примеры  и  обводит ле-              

пестком. Для каждой  команды хорошо иметь мел своего  цвета, тогда сразу будет видно, где чей лепесток. Повторять примеры нельзя. Примеры называют команды по порядку. Если команда не может придумать пример, то пропускает ход. Потом подводятся итоги.Некоторым ребятам это задание можно дать индивидуально.        

  • Еще одни ромашки для командной работы.

По всему классу разбрасываются лепестки, на которых написаны примеры. Каждая команда получает свою серединку с числом, состав которого надо найти и собрать команде.

  • Домики для командной работы. По классу разбросаны карточки с примерами- «квартиры». У каждой команды крыша с числом, под которую они собирают квартиры.
  • Воздушный змей...-капельки, тучи, лучи и солнышко-строятся по тому же принципу и можно разнообразить до бесконечности.
  • Продолжи числовой ряд. Развивает логическое мышление.

         6  9  12  15  .  .  . (18  21  24 ...)

         9  1  7  1  5  1  .  .  . (3  1 )

         16  12  15  11  14  10  .  .  . (13  9  12  8 ...)

Игры для формирования раскрепощенности

в познавательной сфере учащихся.

   Нередко оказывается так, что дети, достаточно сообразительные и даже смекалистые в обычной внеурочной обстановке, оказываются вдруг тугодумами в обстановке учебно-познавательной.

   Поэтому здесь важно формировать познавательную раскрепощенность учащихся.

   Под термином «познавательная раскрепощенность» понимается возможность свободного и активного функционирования познавательных процессов с использованием максимума его потенциала, возможностей.

   Такие занятия лучше проводить в игровой форме. Опишу некоторые игры. Развивают коммуникативные навыки. Некоторые упражнения развивают слуховую память, внимание, способствуют развитию переключения внимания, мышления.

  •    Знакомство. В начале занятия можно предложить каждому из присутствующих встать и представиться. При этом можно попросить сопровождать свое имя жестом.
  • Продолжение знакомства. Предлагается группе встать, распределив свои имена в алфавитном порядке.
  • Мое имя. Произнесите свое имя тихо, громко, растянуто, удивленно, злобно, разочарованно, задумчиво. Задача-соотнести интонации голоса с выражением лица, с позой.
  • Домашнее задание. Предлагается к следующему занятию написать на листке свое имя, придумать и написать на листке свое имя, придумать и написать свой девиз, эмблему.
  • Ассоциации. Запишем, например, слово «ученик». Задание: «За ограниченное количество времени к каждой букве этого слова записать по одному слову». Например:

у — урок

ч — чашка

е — ель

н — носок

и — иголка

к — карандаш.

  • Разминка. Предлагается двигательное упражнение, но требующее воображения, пластичности, артистичности. Задание: «Походите, как младенец, который только начал ходить; как старый человек; как певец; как артист балета; как человек, которому некуда спешить.»
  • Сочини рассказ. Развивает творческое мышление, воображение.

 На столе лежат предметы, например: ручка, расческа, грецкий орех, газета, шапка ...

За ограниченное количество времени предлагается ребятам сочинить рассказ, героями которого были бы эти предметы.

  • Соедини фигуры. Способствует развитию воображения, креативности мышления.

Изобразите животное, птицу, рыбу ... Сначала каждое из треугольников, затем из прямоугольников, из квадратов, из окружностей.

  • Рисуем слово. Предлагается слово: квардок. Задание: нарисуй, каким тебе представляется это слово. Это упражнение развивает способности к воссозданию зрительных образов.
  • Мои фантазии. Эта игра развивает воображение, творческое мышление.

Придумайте слово, которого нет в языке. Опиши, что оно может обозначать, его функции.

  • Пирамида. Ведущий говорит фразу: «Собака лает». Следующий участник игры дополняет фразу одним словом. Например: «черная собака лает». Следующий участник повторяет предыдущую фразу, добавляя одно слово. Например: «черная собака лает на луну».

Эта игра развивает точность памяти, то есть развивает способности без искажения воспроизвести информацию.

  • Что общего? Найти как можно больше признаков сходства между двумя предметами, например между мелом и мороженым. Время можно ограничить.

Хорошо развивает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение).

  • Кто самый внимательный? Всем игрокам раздаются одинаковые тексты. За ограниченное количество времени они должны вычеркнуть все буквы А. Упражнение направлено на объем и концентрацию внимания.
  • Пиктограмма. Рисунки, передающие без текста  смысл чего-либо, называются пиктограммами. Например, нарисован батон, - значит, рядом булочная. Пофантазируйте и составьте собственные пиктограммы к словам: лес, театр, магазин ...

   Эти игры можно дополнить другими в зависимости от возраста и личностных особенностей детей.

   В этих занятиях важно, чтобы участники имели возможность проводить обмен мнениями, выражать свои чувства, высказываться.

   Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственные силы, повышают мотивацию к учебе, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Заключение.

   Существует еще много различных игр и упражнений. Эти можно дополнить другими в зависимости от возраста и личностных особенностей детей.

   Сейчас существует много новых программ, которые ставят задачу не только дать учащимся определенные знания и навыки, но и всемерно способствовать развитию их познавательных интересов. Решение этой проблемы связано с вопросом о мотивах учения учащихся.

   В начальных классах, как известно, преобладают непосредственные мотивы учения. Их возникновению способствуют удачно сформулированные задачи урока, вопросы, требующие активно мыслить, «догадываться» ...

   Большую роль играют мотивы эмоционального характера. Однако решающее значение для воспитания познавательных интересов в начальных классах имеет активная и разнообразная деятельность самих учащихся в процессе обучения.

   Важно, чтобы в этих занятиях, уроках участники имели возможность проводить обмен мнениями, выражать свои чувства, могли высказываться.

   Эти и различные другие игры и упражнения снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственные силы, повышают мотивацию к учебе, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Поэтому важно, чтобы учащиеся на занятиях узнавали как можно больше нового, решали познавательные задачи, чтобы потом эти новые знания применить в труде, в учебе, в жизни.

Список использованной литературы.

  1. Аристова Л. «Активность учения школьников», 2006.
  2. «Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения». Сборник статей под редакцией Гилева Д.К., 2007.
  3. Бережковская Е.Л., Козлина А.В. «Методические рекомендации», 2006.
  4. «Мотивация познавательной деятельности». Сборник трудов под редакцией Кулюткина Ю.Н., Сухобокой Г.С., 2004.
  5. Мурашовская М.К. «Когда я стану волшебником», 2005.
  6. «Начальная школа», 1997 №5, №12. 1998 №4, №7.
  7. Немов Р.С.  «Общие основы психологии.» Психология, книга  I, 2008.
  8. Нестеренко А.А. «Страна загадок», 2008.
  9. Новлянская З.Н. «Почему дети фантазируют», 2009.
  10. «Психология школьников», 1997 №4, №5. 1998 №3, №5.
  11. «Развитие мотивационно-познавательной сферы личности школьников в условиях учебной деятельности.»  Сборник научных трудов, 2005.
  12. «Развивающее обучение в начальных классах по новым программам.» Сборник статей под редакцией Мельчакова Л.Ф., 2007.
  13. «Развивающее обучение в начальных классах по новым программам.» Сборник статей под редакцией Мельчакова Л.Ф., 2004.
  14. Родари Дж. «Грамматика фантазии», 2008.
  15. Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления у детей», 2005.
  16. Субботина Л. Ю. «Развитие воображения у детей», 2007.
  17. Тихомирова Л. Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника», 2002.
  18. Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка или наука думать для больших и маленьких», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

«Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного и интегрированного образования»

Реализация инновационного проекта МБОУ СШ №31 с УИПХЭП позволит в условиях общеобразовательной школы обеспечить действие принципов ФГОС для детей с ОВЗ:-создание благоприятной социальной ситуации разв...

Организация дистанционного и электронного обучения детей 1Б класса в условиях самоизоляции, 22.04.2020

Организация дистанционного и электронного обучения детей 1Б класса в условиях самоизоляции, 22.04.2020...

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»...

Иванова Е.В. Теоретические основы организации обучения в начальной школе // Наука и образование в контексте глобальной трансформации: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 15 января 2024 года. – Петрозаводск: Меж

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы организации обучения в начальной школе. Сделан акцент на том, что цель начального образования - это развитие личности школьника, формирование у...

Комплекс условий для организации обучения детей с диагнозом РАС в условиях класса

В своем сообщении я хочу поделиться с вами опытом работы с обучающимися с диагнозом РАС в условиях класса....