Комплекс условий для организации обучения детей с диагнозом РАС в условиях класса
статья (1 класс)

Виктория Олеговна Лыщик

В своем сообщении я хочу поделиться с вами опытом работы с обучающимися с диагнозом РАС в условиях класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_obuchayushchimisya_s_dignozom_ras.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:


Комплекс условий для организации обучения детей с диагнозом РАС в условиях класса
(из опыта работы).

Лыщик В.О., учитель начальных классов
МБОУ «С(К)ОШ Злагода»
г. Симферополя

Добрый день, уважаемые коллеги.

В своем сообщении я хочу поделиться с вами опытом работы с обучающимися с диагнозом РАС в условиях класса.

В нашем городе, к сожалению, в настоящее время нет специализированной школы для обучения детей данной категории, поэтому основная часть учащихся с диагнозом РАС направляется в нашу школу. За последние 5 лет количество таких детей увеличилось в 10 раз. В настоящее время в нашей школе обучается 119 ребят с диагнозом РАС, (из 324 ).

Учителя столкнулись с определенными трудностями при   обучении категории ребят данной нозологии. Как правило, большая часть ребят мутичны, у них не сформирована функциональная деятельность, большие проблемы с мелкой и общей моторикой, на начальном этапе обучения эти дети не способны к сотрудничеству ни с педагогами, ни с одноклассниками, у них, как правило, отсутствуют элементарные социальные навыки, учащиеся не обучены никаким коммуникативным навыкам.

Большое внимание в нашей школе уделяется обучению специалистов методике обучения детей с диагнозом РАС. Однако, этого было недостаточно. Поэтому было принято решение сформировать Консультативную группу, в которую входят специалисты, имеющие достаточный опыт с учащимися данной категории. В нее входят: психолог школы, дефектолог, логопед и коррекционный педагог.

Основные направления работы данной группы заключаются в следующем:

  1. Диагностическое – диагностика вновь поступивших учащихся с диагнозом РАС;
  2. Консультативная – консультативная помощь семьям и специалистам;
  3. Просветительская – проведение семинаров, мастер классов;
  4. Коррекционно-развивающая  -  помощь в проведении коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с диагнозом РАС;

Консультативная группа решает следующие задачи:

  1. Два раза в год проводит диагностику учащихся с диагнозом РДА на основе наблюдения, беседы с родителями и учителями, работающими с ними, для выявления целевой группы учащихся, остро нуждающихся в специальной коррекционной программе.
  2. Составляет индивидуальную коррекционную программу на каждого ученика с четкими целями и сроками исполнения.
  3. Подготавливает отчетную документацию для ведения записей по отслеживанию результативности программы и коррекции ее по необходимости.
  4. Знакомит родителей учащихся с коррекционной программой и документацией отчетности 2 раза в год. Объясняет и вовлекает их в работу по индивидуальной коррекционной программе для ее успешного усвоения.
  5. Обязывает специалистов, работающих с одним ребенком, согласовывать свои требования и методики работы, придерживаться рекомендаций, данных вышеуказанной группой (структурирование учебного процесса и среды, введение системы поощрения и т. д.)
  6. Проводит обучающие семинары для специалистов и родителей, круглые столы, мастер классы.

Эффективность данного подходя можно проследить на примере 1-Б класса (первый год обучения).

В данном классе из 13 обучающихся с умственной отсталостью 4 ребенка с диагнозом РАС, 4 ребенка с синдромом Дауна.  Сразу хочется отметить, что было замечено положительное влияние детей с Синдромом Дауна на ребят с расстройством аутистического спектра. Ребята с синдромом очень тактильны и коммуникабельны, они всячески старались привлечь внимание ребят с диагнозом РАС, обнимали их, делились игрушками, вовлекали их в игру. Первое время, дети с диагнозом РАС сторонились их, избегали, могли проявлять агрессию, каждый раз давали понять, что им это не нравится, но ребята с синдромом Дауна оказались настойчивы и последние в конце концов смирились. Но это уже тема отдельного исследования.

Обучение ребят в классе с таким составом было практически невозможно. Уроки срывались постоянными криками, дети не могли усидеть за партами, не понимали фронтальные инструкции, не выполняли элементарные требования. Поэтому перед педагогами, работающими в этом классе были поставлены первоочередные задачи:

1. Скорректировать нежелательное поведение группы учащихся с диагнозом РАС.

2. Обучить учащихся данной категории элементарной функциональной деятельности для самостоятельной работы.

3. Создать благоприятные условие для обучения в классе всех ребят.

4. Снять диагностический срок обучения.

5. Удержать обучающихся с расстройством аутистического спектра в условиях класса, так как для более успешной социализации.

Для выполнения данных задач консультативной группой была проделана следующая работа.

  • Тщательная диагностика умений и навыков для определение зоны ближайшего развития каждого обучающегося с расстройством аутистического спектра.
  • Была составлена индивидуальная коррекционная программа  для индивидуальной работы с постепенным включением ребят во фронтальную работу в классе.
  • Разработан план ежедневного тренинга «Утренний круг», в который была включена работа над основными коммуникативными навыками учащихся.
  • Структурирование пространства в помещении класса, выделение зон.
  • Введено в процесс обучение визуальное расписание как индивидуально для каждого ученика с расстройством аутистического спектра, так и для всего класса.
  • Внедрена жетонная система поощрений.
  • Большое внимание уделялось обучению самостоятельной функциональной деятельности учащихся.

Для проведения диагностики, консультативной группой был разработан специальный диагностический материал. Диагностика проводилась в два этапа, с привлечением родителей.

Первый этап проводился на основе наблюдения специалистами школы в течении месяца в разных условиях. рассматривалась способность учащихся к смене деятельности, перемещения из кабинета в кабинет, навыки самообслуживания, имеющиеся учебные навыки и т. д.

На втором этапе было проведено анкетирование родителей.

Полученные результаты суммировались, и на основе полученных баллов составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка с учетом зоны ближайшего развития. Программа постоянно корректировалась с учетом развития ребенка.

В коррекционную программу были включены следующие разделы:

1. Форма «Обо мне», где были высвечены данные ребенка, его предпочтения, что могло спровоцировать нежелательное поведение, чем можно успокоить ребенка и т. д.

2. Развитие навыков сотрудничества.

3.Развитие коммуникативных навыков.

4.Вызывание или развитие речи.

5. Обучение навыкам самообслуживания.

6. Обучение самостоятельной функциональной деятельности.

7. Обучение учебной деятельности.

8.Оценочный лист для отслеживания эффективности обучения.

Внедрение в работу с классом тренинга «Утренний круг» показало, что с помощью данного мероприятия, который занимает 5-10 минут можно решить следующие задачи:

1. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра имитации.

2. Обучение ожиданию своей очереди во время игры, выполнению элементарных игровых правил.

3. Обучение коммуникативным навыкам.

4. Обучение взаимодействию друг с другом.

5.Обучение считыванию эмоциональной реакции сверстников и взрослых, присутствующих на занятии.

Структурирование пространства класса  в значительной степени облегчает обучение учащихся с диагнозом РАС. Дети четко понимали, какой вид деятельности их ожидает, могли настроить себя на работы или отдых.

— они обеспечивают организацию пространства для аутичных учащихся;
— чёткие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец;
— такая организация минимизирует отвлекающие визуальные и аудиальные факторы.

Класс был поделен на четкие 4 зоны:

  • Учебная: парты, доска.
  • Игровая: ковер, комод с развивающими играми и игрушками, доступными для детей. Если ребенок был эмоционально перегружен, для избежания нежелательного поведения он может запросить «перерыв» с помощью карточки пекс или жестом, ему разрешалось уйти в зону отдыха.
  • Зона для индивидуальных занятий и отдыха: после уроков отодвигаем одну парту «лицом» к стене. Такой прием тоже благоприятно влиял на работу с ребенком, давал ощущения уединения, дети с удовольствием работали индивидуально с учителем в данной зоне, где значительно снижен фон раздражающих факторов.
  • Зона, где хранятся личные вещи учащихся: индивидуальные полки. Эта зона необходима для обучения навыкам самообслуживания, умению следить за своими вещами, самостоятельно подготовить к уроку необходимые учебные пособия, хранить свои любимые игрушки.

Работа с визуальным расписанием неотъемлемая часть учебного процесса с обучающимися с диагнозом РАС. Визуальное расписание снимает тревожность, определяет границы работы, дисциплинирует, настраивает на определенный вид деятельности. В классе имеется планшет: Что нужно сделать и что выполнено. Дети самостоятельно переставляют карточки в нужный раздел, четко следят за тем, чтобы все было сделано во-время. Кроме того, у каждого ребенка при необходимости есть визуализация деятельности на каждый урок. Данный вид работы помогает ребенку удерживать внимание и работоспособность в течении всего урока, контролировать свое эмоциональное состояние.

Отдельно хочется остановиться на жетонной системе поощрения. Постепенное внедрение ее в учебный процесс значительно облегчает работу с ребятами не только аутистического спектра, но и других нозологий. Важно использовать этот метод работы правильно и систематически. В классе применяется и индивидуальная система поощрения и фронтальная.

Для уменьшения проявления стереотипий, нежелательного поведения, развития самостоятельности и повышению работоспособности, умению концентрироваться и т.д. важно обучить аутичного ребенка самостоятельной функциональной деятельности. Мы начинали с поиска любимого занятия и постепенно внедряли другие задания. Для этого было составлено визуальное расписание в которое входило сначала 1-2 задания, увеличивая постепенно до 5-7 различных упражнений. Ребенок брал карточку, находил нужное пособие, занимался. получал поощрение и продолжал работу. Обучение самостоятельной функциональной деятельности значительно улучшило обстановку в классе, дети умеют занять себя при необходимости на перемене и в свободное время.

Итоговая диагностика за первый год обучения  показала, что работа принесла определенные результаты:

Установление зрительного контакта увеличилось с 0,5 баллов до 2,

Навыки сотрудничества -  с 0,8 до 1,8

Повысился уровень общей и мелкой моторики с 0,5  - 1, 8

Улучшилась имитация мелких и точных движений с 2 до 4, 5

Повысилась способность к выполнению единичных команд учащимися с 0.5 до 5 балла.

  • Также учителями, работающими в классе было отмечено, что в  классе создана благоприятная обстановка для усвоения учебной программы всеми учащимися.
  • Со всех детей снят диагностический срок и все дети продолжают обучение в условиях класса.
  • Случаи проявления нежелательного поведения  у ребят с диагнозом РАС снизились до минимума.
  • У всех невербальных детей есть значительные улучшения в развитии коммуникации и общения.
  • Дети с удовольствием приходят в школу, общаются, радуются общению друг с другом.

Ребята могут посещать музеи, театры, мастерклассы вне школы. Дети активно участвуют в жизни школы и города, принимают участие в конкурсах и фестивалях.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Организация обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса: опыт, проблемы и перспективы.

Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование.  Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И в...

«Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного и интегрированного образования»

Реализация инновационного проекта МБОУ СШ №31 с УИПХЭП позволит в условиях общеобразовательной школы обеспечить действие принципов ФГОС для детей с ОВЗ:-создание благоприятной социальной ситуации разв...

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»...

Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...