Комплекс условий для организации обучения детей с диагнозом РАС в условиях класса
статья (1 класс)
В своем сообщении я хочу поделиться с вами опытом работы с обучающимися с диагнозом РАС в условиях класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_obuchayushchimisya_s_dignozom_ras.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс условий для организации обучения детей с диагнозом РАС в условиях класса
(из опыта работы).
Лыщик В.О., учитель начальных классов
МБОУ «С(К)ОШ Злагода»
г. Симферополя
Добрый день, уважаемые коллеги.
В своем сообщении я хочу поделиться с вами опытом работы с обучающимися с диагнозом РАС в условиях класса.
В нашем городе, к сожалению, в настоящее время нет специализированной школы для обучения детей данной категории, поэтому основная часть учащихся с диагнозом РАС направляется в нашу школу. За последние 5 лет количество таких детей увеличилось в 10 раз. В настоящее время в нашей школе обучается 119 ребят с диагнозом РАС, (из 324 ).
Учителя столкнулись с определенными трудностями при обучении категории ребят данной нозологии. Как правило, большая часть ребят мутичны, у них не сформирована функциональная деятельность, большие проблемы с мелкой и общей моторикой, на начальном этапе обучения эти дети не способны к сотрудничеству ни с педагогами, ни с одноклассниками, у них, как правило, отсутствуют элементарные социальные навыки, учащиеся не обучены никаким коммуникативным навыкам.
Большое внимание в нашей школе уделяется обучению специалистов методике обучения детей с диагнозом РАС. Однако, этого было недостаточно. Поэтому было принято решение сформировать Консультативную группу, в которую входят специалисты, имеющие достаточный опыт с учащимися данной категории. В нее входят: психолог школы, дефектолог, логопед и коррекционный педагог.
Основные направления работы данной группы заключаются в следующем:
- Диагностическое – диагностика вновь поступивших учащихся с диагнозом РАС;
- Консультативная – консультативная помощь семьям и специалистам;
- Просветительская – проведение семинаров, мастер классов;
- Коррекционно-развивающая - помощь в проведении коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с диагнозом РАС;
Консультативная группа решает следующие задачи:
- Два раза в год проводит диагностику учащихся с диагнозом РДА на основе наблюдения, беседы с родителями и учителями, работающими с ними, для выявления целевой группы учащихся, остро нуждающихся в специальной коррекционной программе.
- Составляет индивидуальную коррекционную программу на каждого ученика с четкими целями и сроками исполнения.
- Подготавливает отчетную документацию для ведения записей по отслеживанию результативности программы и коррекции ее по необходимости.
- Знакомит родителей учащихся с коррекционной программой и документацией отчетности 2 раза в год. Объясняет и вовлекает их в работу по индивидуальной коррекционной программе для ее успешного усвоения.
- Обязывает специалистов, работающих с одним ребенком, согласовывать свои требования и методики работы, придерживаться рекомендаций, данных вышеуказанной группой (структурирование учебного процесса и среды, введение системы поощрения и т. д.)
- Проводит обучающие семинары для специалистов и родителей, круглые столы, мастер классы.
Эффективность данного подходя можно проследить на примере 1-Б класса (первый год обучения).
В данном классе из 13 обучающихся с умственной отсталостью 4 ребенка с диагнозом РАС, 4 ребенка с синдромом Дауна. Сразу хочется отметить, что было замечено положительное влияние детей с Синдромом Дауна на ребят с расстройством аутистического спектра. Ребята с синдромом очень тактильны и коммуникабельны, они всячески старались привлечь внимание ребят с диагнозом РАС, обнимали их, делились игрушками, вовлекали их в игру. Первое время, дети с диагнозом РАС сторонились их, избегали, могли проявлять агрессию, каждый раз давали понять, что им это не нравится, но ребята с синдромом Дауна оказались настойчивы и последние в конце концов смирились. Но это уже тема отдельного исследования.
Обучение ребят в классе с таким составом было практически невозможно. Уроки срывались постоянными криками, дети не могли усидеть за партами, не понимали фронтальные инструкции, не выполняли элементарные требования. Поэтому перед педагогами, работающими в этом классе были поставлены первоочередные задачи:
1. Скорректировать нежелательное поведение группы учащихся с диагнозом РАС.
2. Обучить учащихся данной категории элементарной функциональной деятельности для самостоятельной работы.
3. Создать благоприятные условие для обучения в классе всех ребят.
4. Снять диагностический срок обучения.
5. Удержать обучающихся с расстройством аутистического спектра в условиях класса, так как для более успешной социализации.
Для выполнения данных задач консультативной группой была проделана следующая работа.
- Тщательная диагностика умений и навыков для определение зоны ближайшего развития каждого обучающегося с расстройством аутистического спектра.
- Была составлена индивидуальная коррекционная программа для индивидуальной работы с постепенным включением ребят во фронтальную работу в классе.
- Разработан план ежедневного тренинга «Утренний круг», в который была включена работа над основными коммуникативными навыками учащихся.
- Структурирование пространства в помещении класса, выделение зон.
- Введено в процесс обучение визуальное расписание как индивидуально для каждого ученика с расстройством аутистического спектра, так и для всего класса.
- Внедрена жетонная система поощрений.
- Большое внимание уделялось обучению самостоятельной функциональной деятельности учащихся.
Для проведения диагностики, консультативной группой был разработан специальный диагностический материал. Диагностика проводилась в два этапа, с привлечением родителей.
Первый этап проводился на основе наблюдения специалистами школы в течении месяца в разных условиях. рассматривалась способность учащихся к смене деятельности, перемещения из кабинета в кабинет, навыки самообслуживания, имеющиеся учебные навыки и т. д.
На втором этапе было проведено анкетирование родителей.
Полученные результаты суммировались, и на основе полученных баллов составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка с учетом зоны ближайшего развития. Программа постоянно корректировалась с учетом развития ребенка.
В коррекционную программу были включены следующие разделы:
1. Форма «Обо мне», где были высвечены данные ребенка, его предпочтения, что могло спровоцировать нежелательное поведение, чем можно успокоить ребенка и т. д.
2. Развитие навыков сотрудничества.
3.Развитие коммуникативных навыков.
4.Вызывание или развитие речи.
5. Обучение навыкам самообслуживания.
6. Обучение самостоятельной функциональной деятельности.
7. Обучение учебной деятельности.
8.Оценочный лист для отслеживания эффективности обучения.
Внедрение в работу с классом тренинга «Утренний круг» показало, что с помощью данного мероприятия, который занимает 5-10 минут можно решить следующие задачи:
1. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра имитации.
2. Обучение ожиданию своей очереди во время игры, выполнению элементарных игровых правил.
3. Обучение коммуникативным навыкам.
4. Обучение взаимодействию друг с другом.
5.Обучение считыванию эмоциональной реакции сверстников и взрослых, присутствующих на занятии.
Структурирование пространства класса в значительной степени облегчает обучение учащихся с диагнозом РАС. Дети четко понимали, какой вид деятельности их ожидает, могли настроить себя на работы или отдых.
— они обеспечивают организацию пространства для аутичных учащихся;
— чёткие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец;
— такая организация минимизирует отвлекающие визуальные и аудиальные факторы.
Класс был поделен на четкие 4 зоны:
- Учебная: парты, доска.
- Игровая: ковер, комод с развивающими играми и игрушками, доступными для детей. Если ребенок был эмоционально перегружен, для избежания нежелательного поведения он может запросить «перерыв» с помощью карточки пекс или жестом, ему разрешалось уйти в зону отдыха.
- Зона для индивидуальных занятий и отдыха: после уроков отодвигаем одну парту «лицом» к стене. Такой прием тоже благоприятно влиял на работу с ребенком, давал ощущения уединения, дети с удовольствием работали индивидуально с учителем в данной зоне, где значительно снижен фон раздражающих факторов.
- Зона, где хранятся личные вещи учащихся: индивидуальные полки. Эта зона необходима для обучения навыкам самообслуживания, умению следить за своими вещами, самостоятельно подготовить к уроку необходимые учебные пособия, хранить свои любимые игрушки.
Работа с визуальным расписанием неотъемлемая часть учебного процесса с обучающимися с диагнозом РАС. Визуальное расписание снимает тревожность, определяет границы работы, дисциплинирует, настраивает на определенный вид деятельности. В классе имеется планшет: Что нужно сделать и что выполнено. Дети самостоятельно переставляют карточки в нужный раздел, четко следят за тем, чтобы все было сделано во-время. Кроме того, у каждого ребенка при необходимости есть визуализация деятельности на каждый урок. Данный вид работы помогает ребенку удерживать внимание и работоспособность в течении всего урока, контролировать свое эмоциональное состояние.
Отдельно хочется остановиться на жетонной системе поощрения. Постепенное внедрение ее в учебный процесс значительно облегчает работу с ребятами не только аутистического спектра, но и других нозологий. Важно использовать этот метод работы правильно и систематически. В классе применяется и индивидуальная система поощрения и фронтальная.
Для уменьшения проявления стереотипий, нежелательного поведения, развития самостоятельности и повышению работоспособности, умению концентрироваться и т.д. важно обучить аутичного ребенка самостоятельной функциональной деятельности. Мы начинали с поиска любимого занятия и постепенно внедряли другие задания. Для этого было составлено визуальное расписание в которое входило сначала 1-2 задания, увеличивая постепенно до 5-7 различных упражнений. Ребенок брал карточку, находил нужное пособие, занимался. получал поощрение и продолжал работу. Обучение самостоятельной функциональной деятельности значительно улучшило обстановку в классе, дети умеют занять себя при необходимости на перемене и в свободное время.
Итоговая диагностика за первый год обучения показала, что работа принесла определенные результаты:
Установление зрительного контакта увеличилось с 0,5 баллов до 2,
Навыки сотрудничества - с 0,8 до 1,8
Повысился уровень общей и мелкой моторики с 0,5 - 1, 8
Улучшилась имитация мелких и точных движений с 2 до 4, 5
Повысилась способность к выполнению единичных команд учащимися с 0.5 до 5 балла.
- Также учителями, работающими в классе было отмечено, что в классе создана благоприятная обстановка для усвоения учебной программы всеми учащимися.
- Со всех детей снят диагностический срок и все дети продолжают обучение в условиях класса.
- Случаи проявления нежелательного поведения у ребят с диагнозом РАС снизились до минимума.
- У всех невербальных детей есть значительные улучшения в развитии коммуникации и общения.
- Дети с удовольствием приходят в школу, общаются, радуются общению друг с другом.
Ребята могут посещать музеи, театры, мастерклассы вне школы. Дети активно участвуют в жизни школы и города, принимают участие в конкурсах и фестивалях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.
Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Коррекционная педагогика...
Организация обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса: опыт, проблемы и перспективы.
Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И в...
«Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного и интегрированного образования»
Реализация инновационного проекта МБОУ СШ №31 с УИПХЭП позволит в условиях общеобразовательной школы обеспечить действие принципов ФГОС для детей с ОВЗ:-создание благоприятной социальной ситуации разв...
форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»
форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»...
Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...