Поурочное планирование по обучению грамоте, 1класс.
план-конспект урока (1 класс) по теме

Салихова Гузалия Гависовна

Поурочные разработки по обучению грамоте к УМК Л.Ф.Климановой и др.("Перспектива"). Предлагаемые поурочные разработки по обучению грамоте  составлены в соответствии с требованиями ФГОС.Материал содержит подробные конспекты уроков,занимательные и игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1.docx376.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Знакомство с новым предметом.
Гигиенические правила письма.
Ориентировка в пространстве

Цели: познакомить учащихся с новым предметом, с прописями; учить выполнять гигиенические правила при письме; вырабатывать навыки и умения ориентироваться в пространстве; развивать речевые умения и логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки:

  Тридцать три родных сестрички –

 Писаных красавицы –

 На одной живут страничке,

 А повсюду славятся.

(Буквы.)

  В белом поле синие

 Протянулись линии;

 А по ним друзья идут,

 Друг друга за руки ведут.

(Буквы в тетради.)

– Начинаем первый урок письма. На этих уроках мы будем учиться писать буквы в тетради.

Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно сидеть за столом, как правильно положить тетрадь, как правильно держать ручку.

III. Знакомство с предметом «Письмо» и тетрадью по письму.

Учитель рассказывает о необходимости умения писать.

– Рассмотрите обложку «Тетради по письму». Кто здесь нарисован?

– Что делают Миша и Маша?

– Какие игрушки здесь нарисованы?

– Чьи это игрушки?

– Составьте предложения о Мише и Маше.

IV. Знакомство с гигиеническими правилами письма.

1. Как правильно сидеть за столом.

Учитель демонстрирует таблицу «Сиди прямо».

– Рассмотрите верхние рисунки тетради (с. 2).

– Как сидит мальчик на рисунке слева?

– Как сидит мальчик на рисунке справа?

– Кто сидит правильно?

– Как правильно сидеть за столом?

– Ребенок должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

– Сядьте правильно. Проверьте свою осанку.

2. Как правильно расположить тетрадь.

– Отгадайте загадку:

  То я в клетку, то в линейку,

 Написать на мне сумей-ка.

 Можешь и нарисовать.

 Что такое я?

(Тетрадь.)

– Рассмотрите рисунки в тетради. На каком рисунке девочка правильно положила тетрадь? (На рисунке справа.)

– Положите тетрадь правильно.

Примечание. С первых же дней обучения перед учителем встает задача – выработка правильного наклонного письма. В прописях учащихся нет наклонных линий.

Наклон в письме зависит только от положения тетради. Наклонное положение тетради при письме требуется для того, чтобы легче и быстрее осуществлять движение руки вдоль строки (угол наклона справа к краю парты приблизительно равен 25). Во время письма рука (предплечье) осуществляет движение по кругу с центром в локте.

Учащиеся обучаются наклонному, а не прямому письму потому, что такое письмо быстрее и рука движется по бумаге, как ей удобно.

Наклонное положение тетради обеспечивает наклонное письмо, хотя движение пера при письме не наклонно, а отвесно направлено под прямым углом к плоскости груди. Таким образом, наклон при письме получается как бы сам собой. Он определен наклонным положением тетради. Наиболее правильным положением тетради следует считать такое, когда то, что мы пишем, находится против середины груди.

Подготовка руки к письму «Пальчиковая гимнастика».

Знакомство с пальчиками

                      Пять да пять – родные братцы,

                      Так все вместе и родятся.

                      Если вскапываешь грядку –

                      Держат все одну лопатку.

                      Не скучают, а играют

                      Вместе все в одни игрушки.

                   А зимою всей гурьбою

                     Дружно прячутся в теплушки.

                     Вот такие «пять да пять»,

                     Угадайте, как их звать?

                (Пальцы.)

– Да, это пальцы. А как вы догадались? Почему пальцы родными братьями называют?

Дети показывают пальцы левой и правой рук и убеждаются, что у всех пальцев каждой из рук «мама» одна – кисть.

– О каких теплушках идет речь в нашей загадке: «А зимою всей гурьбою дружно прячутся в теплушки?» (Варежки или перчатки.) Чем перчатки на варежки не похожи?

– Любите ли вы играть в пальчики? Покажите пальчики правой (левой) руки. Попросите братьев правой и левой рук поздороваться (прикосновение подушечек пальцев обеих рук).

– А кто из вас знает, как этот (показывает большой) палец называется? Как вы думаете, почему он называется большим?

А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него. Возьмите со стола карандаш.

дети делают попытку взять карандаш. 

Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде. Видите, как трудно работать братьям без большого пальца! Без него трудно писать, рисовать, играть… Люди так называли этот пальчик потому, что он главный – большой!

3. Как правильно держать ручку.

– Отгадайте загадки:

  Грамоты не знаю,

 А весь век пишу.

(Карандаш.)

  Стальной конек

 По белому полю бегает,

 За собой черные следы оставляет.

            (Ручка.)

  Белый камешек растаял,

 На доске следы оставил.

           (Мел.)

– Что объединяет карандаш, ручку и мел? (Этими предметами можно писать буквы.)

– Чем мы будем писать буквы в тетради? (Ручкой.)

Знакомство с шариковой ручкой.

Учитель объясняет, что шариковая ручка – современная, наиболее удобная для письма. Дети вынимают шариковые ручки из пеналов: у всех учеников они одинаковые. Рассматривают, из каких частей состоит шариковая ручка и для чего эти части. Договариваются, что на уроке шариковой ручкой пишут, но не разбирают ее. Затем учитель показывает, как надо держать ручку в руке при письме. Ученики пробуют правильно взять ручку. Ставят локоть на парту и в поднятой руке держат ручку. Учитель объясняет, что ручку держат три пальца: большой, указательный и средний. После этого дети несколько раз упражняются: положат ручку в желобок на парте, возьмут тремя пальцами и несколько раз приподнимут указательный палец.

Примечание. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5–2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

V. Графические упражнения.

Учащиеся обводят фигуры по точкам в тетради.

VI. Итог урока.

Примечание. Графические навыки письма (овладение формой букв, безотрывностью соединений, скоростью письма) – это один из видов двигательных навыков.

Двигательный навык письма формируется медленно. Быстрее он развивается в первые два года обучения, а затем идет постепенное нарастание скорости письма и улучшение его качества, выработка стабильности.

Этот навык достигает стадии значительной автоматизации только после 7–9 лет обучения.

На первоначальных этапах в формировании навыка письма отмечается большое напряжение всех сил ребенка при выполнении письменного задания: в работу вовлекается ряд мышц, особенно напряжены мышцы руки, плеча, всей верхней части тела.

Письмо на первых порах связано и со значительным эмоциональным напряжением. Ребенок очень переживает первые трудности и неудачи. На первых этапах обучения письму затрата физических и духовных сил часто не приводит к желаемому результату. Рука как бы не слушается ребенка, так как движения пальцев, кисти и предплечья не согласованы.

Внимание ребенка полностью сосредоточивается только на процессе письма и с трудом распределяется между разными видами заданий. Поэтому переход от части графической работы к сочетанию ее со звукобуквенным анализом ведет к резкому снижению качества письма, особенно когда задание представляет для ученика большую трудность.

Учителю приходится следить за движением руки ребенка, подсказывать, куда ее вести, а иногда и помогать, взяв руку ребенка в свою, чтобы таким образом ребенок ощутил, осознал, каким именно должно быть это усилие.

Сначала ребенок совершает относительно короткие движения в процессе письма, стремится быстрее прервать движение. Однако даже в самом начале обучения ребенок способен без отрыва пера и без особого напряжения писать отдельные буквы, затем слоги, а к концу года – слова из 4–5 букв.

Сознательное овладение навыками письма

Всякий навык формируется и закрепляется в процессе упражнений. Они должны быть организованы так, чтобы каждое новое упражнение отрабатывало и закрепляло навык письма. Поэтому упражнения только тогда будут совершенствовать навык письма, когда они будут осуществляться осознанно. Учитель, предъявляя учащимся требования к письму, разъясняет, почему они должны писать наклонно, безнажимно, безотрывно. Часть наиболее важных требований формируется как правила письма, например:

1. Надо писать с наклоном.

2. Надо писать легко, не нажимая на ручку.

3. Слог следует писать безотрывно.

4. Писать слова на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.

5. Писать четко, ровно, без помарок.

С этими правилами дети знакомятся постепенно. С первых дней учащиеся узнают два первых правила. Как только учащиеся начинают писать слоги, учитель говорит о том, что слог надо писать, не отрывая руки. Когда дети начнут писать слова и предложения, вводится следующее правило: писать буквы и слова на одинаковом расстоянии друг от друга. Методика этой работы примерно такая: учитель пишет на доске три предложения. В первом предложении все буквы и слова написаны на равных друг от друга расстояниях; во втором предложении слова записаны далеко друг от друга; в третьем предложении слова расположены очень близко друг к другу, а буквы в словах написаны на разных расстояниях. На анализе этих примеров учащиеся совместно с учителем делают вывод: между словами всегда должны быть одинаковые расстояния, примерно равные букве о или и.

Урок 2

Письмо прямой линии.
Пространственная ориентация

Цели: учить писать прямые линии; формировать умение ориентироваться на тетрадном листе; закреплять знание понятий: «вверху», «внизу», «вправо», «влево», «центр»; развивать мелкую моторику рук; учить соблюдать гигиенические правила при письме; развивать умение анализировать и рассуждать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке будем учиться писать прямые линии.

Подготовка руки к письму.

III. Письмо прямой линии в прописи.

Учащиеся выполняют письмо прямой линии по образцу (слева направо; сверху вниз, наклонно).

IV. Ориентация на листе бумаги.

– Отгадайте загадку и в центре листа нарисуйте отгадку.

  Доброе, хорошее

 На людей глядит,

 А людям на себя глядеть не велит.

         (Солнце.)

– Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку в верхнем правом углу.

  Что за чудо-красота!

 Расписные ворота

 Показались на пути…

 В них ни въехать, ни войти…

             (Радуга.)

– Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку в верхнем левом углу листа.

  Меня ждут – не дождутся,

 А как завидят – разбегутся.

         (Дождь.)

– Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку в нижнем левом углу листа.

  Под сосною у дорожки

 Кто стоит среди травы?

 Ножка есть, но нет сапожка,

 Шляпка есть – нет головы.

         (Гриб.)

– Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку в нижнем правом углу листа.

  Черен, да не ворон,

 Рогат, да не бык,

 Шесть ног – без копыт,

 Летит – воет,

 Сядет – землю роет.

      (Жук.)

V. Графические упражнения.

– Обведите рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

VI. Итог урока.

Урок 3

Рабочая строка. Точка начала письма.
Гигиенические правила

Цели: познакомить учащихся с разлиновкой тетради, показать рабочую строку; учить писать в рабочей строке; развивать мелкую моторику; закреплять гигиенические навыки письма.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Графические упражнения в тетради.

1. Задание «Дорожки».

– Проведите линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. Постарайтесь не выезжать за края дорожки.

2. Задание «Дождик».

– Проведите прямые линии от каждой капельки до земли.

– Проведите прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу.

Подготовка руки к письму.

Оладушки

                   Бабушка, бабушка

                     Испекла оладушки.

                     Один Машеньке,

                                 Один Коленьке…

И т. д., перечисляя всех детей. Загибать поочередно пальчики на обеих руках.

IV. Работа в прописи.

Учитель знакомит учащихся с рабочей строкой, точкой – началом письма.

Учащиеся повторяют гигиенические правила письма и выполняют письмо прямых линий.

V. Графические упражнения.

Задание «Штриховка».

– Заштрихуйте фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по горизонтали волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т. д. (Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.)

Образцы заданий:

VI. Итог урока. 

Урок 4

Письмо короткой и длинной прямых линий.
Развитие пространственных
представлений. Гигиенические правила

Цели: познакомить учащихся с формой и названием элемента букв – «прямая линия», научить писать элементы письменных букв по алгоритму; сформировать элементарное понятие об основных структурных единицах русского языка: слово, предложение, текст; учить правилам посадки при письме; развивать логическое мышление и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите элементы письменных букв в синей рамке в верхнем левом углу тетради.

– Сегодня на уроке будем учиться писать короткие и длинные прямые линии.

III. Повторение гигиенических правил письма.

IV. Знакомство с названиями элементов. Работа с шаблонами.

– Рассмотрите иллюстрацию в верхней части страницы. Что здесь нарисовано?

– Какие бывают книги?

– Найдите на данном рисунке детали, которые напоминают форму короткой и длинной прямых линий.

– Обведите короткие и длинные прямые линии на рисунке. (Некоторые из них выполнены пунктирной линией, чтобы учащиеся имели возможность не только зрительно воспринять эту форму, но и обвести, ощутить ее через движение своей руки.)

– Найдите в дидактическом наборе соответствующие по форме и размеру шаблоны и сверьте их с данным рисунком (№ 43–47).

– Как называются эти элементы? (Короткая и длинная прямые линии.)

Подготовка руки к письму.

V. Письмо элементов букв в тетради.

Учащиеся выполняют письмо элементов букв по алгоритмам:

1. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих, а затем элемент по пунктирной линии.

2. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих и самостоятельно напиши заданный элемент.

Описание последовательности начертания элементов букв (полное и краткое)

Счет при тактировании.

Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Сверху вниз до нижней линейки рабочей строки пишем прямую линию.

Счет: «раз».

Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Сверху вниз до дополнительной линейки пишем прямую линию.

Счет: «раз».

Начинаем на дополнительной линейке. Сверху вниз до нижней линейки рабочей строки пишем прямую линию.

Счет: «раз».

VI. Выполнение логических заданий с буквами.

– Человек Почемучка написал элементы письменных букв. Найдите на каждой карточке известные вам элементы. Как они называются? (Короткие и длинные прямые линии.)

Найдите на каждой карточке элемент, который по своей форме не относится к этой группе элементов. Обведите эти элементы.

Примечание. В прописи такие элементы выделены круглыми скобками.

VII. Рисование узора-бордюра.

– Отгадайте загадки:

  Весь из золота отлит,

 На солнышке стоит.

    (Колос.)

  Что же это за девица:

 Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

 А в иголках круглый год.

              (Ель.)

– Рассмотрите узор и найдите в нем угаданные предметы.

Учащиеся выполняют узор-бордюр. Они воспроизводят элемент, преобразуют его в заданный рисунок или на этой же основе создают свой, используя цветные ручки.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Короткие и длинные прямые линии.)

VIII. Итог урока.

Урок 5

Прямая линия с закруглением
с одной стороны: влево и вправо.
Гигиенические правила

Цели: познакомить учащихся с формой и названием элемента букв – «прямая линия с закруглением с одной стороны», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; научить писать элементы письменных букв по алгоритму; сформировать элементарное понятие об основных структурных единицах русского языка: слово, предложение, текст; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать мышление и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите элементы письменных букв в синей рамке в верхнем левом углу. На что похожи данные элементы?

– Сегодня на уроке будем учиться писать короткие и длинные прямые линии с закруглением с одной стороны: влево или вправо.

III. Повторение гигиенических правил письма.

IV. Знакомство с названиями элементов. Работа с шаблонами.

– Отгадайте загадку:

  Свернешь – клин,

 Развернешь – блин.

     (Зонт.)

– Рассмотрите зонт на иллюстрации  в тетради. Какие бывают зонты?

– Найдите на данном рисунке детали, которые напоминают форму прямых линий с закруглением с одной стороны: влево или вправо.

– Обведите короткие и длинные прямые линии с закруглением с одной стороны: влево или вправо.

– Найдите в дидактическом наборе соответствующие по форме и размеру шаблоны и сверьте их с данным рисунком (№ 1–7).

– Как называются эти элементы? (Полоски в форме прямых линий с закруглением с одной стороны: влево или вправо.)

Подготовка руки к письму.

Мы рисовали

                                        Мы сегодня рисовали,

                                        Наши пальчики устали.

                                        Наши пальчики встряхнем,

                                        Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

V. Письмо элементов букв в тетради.

Учащиеся выполняют письмо элементов букв по алгоритмам:

1. Поставь руку в начальную точку, обведи штрих, а затем обведи элемент по пунктирной линии.

2. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих и самостоятельно напиши заданный элемент.

Учащиеся работают по образцу в тетради. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Описание последовательности начертания
элементов букв
(полное и краткое)

Счет при тактировании.

Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Сверху вниз пишем прямую. Не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

   Счет: «раз»                                              «и».

Начинаем на дополнительной линейке. Сверху вниз пишем прямую. Не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

  Счет: «раз»                                              «и».

Начинаем на дополнительной линейке. Сверху вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись ее.

 Счет: «раз»                                              «и».

Начинаем ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее. До нижней линейки опускаем прямую.

 Счет: «и»                                               «раз».

VI. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие элементы письменных букв написал Почемучка?

– Найдите на первой карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов? (Полоска в форме прямой короткой линии, так как нет закругления.)

– Какой элемент отличается переменным свойством от остальных элементов группы «прямые линии с закруглением с одной стороны»? (Подчеркивание одного из элементов указывает на его переменное свойство. У подчеркнутого элемента закругление выполнено вверху.)

– Рассмотрите элементы второй карточки. Найдите элемент, который по своей форме не относится к этой группе элементов.

– Сравните элементы  . Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по размеру.)

– Сравните элементы  . Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по пространственному расположению закруглений.)

VII. Рисование узора-бордюра.

– Отгадайте загадку:

  Нарядные сестренки

 Весь день гостей встречают,

 Медом угощают.

(Цветы.)

– Рассмотрите узор и найдите в нем угаданные предметы.

Учащиеся выполняют узор-бордюр. Они воспроизводят элемент, преобразуют его в заданный рисунок или на этой же основе создают свой, используя цветные ручки.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Короткие и длинные прямые линии с закруглением с одной стороны.)

VIII. Итог урока.

Урок 6

Наклонная прямая с закруглением
с двух сторон
(г). Гигиенические правила

Цели: познакомить учащихся с формой и названием элемента букв – «наклонная прямая с закруглением с двух сторон», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; научить писать элементы письменных букв по алгоритму; сформировать элементарное понятие об основных структурных единицах русского языка: слово, предложение, текст; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать мышление и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите элементы письменных букв в синей рамке в верхнем левом углу. На что похожи данные элементы?

– Сегодня на уроке будем учиться писать наклонные прямые линии с закруглением с двух сторон.

III. Повторение гигиенических правил письма.

IV. Знакомство с названиями элементов. Работа с шаблонами.

– Отгадайте загадки:

  По лужку он важно бродит,

 Из воды сухим выходит,

 Носит красные ботинки,

 Дарит мягкие перинки.

     (Гусь.)

  Из горячего колодца

 Через нос водица льется.

   (Чайник.)

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Что здесь нарисовано?

– Чем похожи лебедь и чайник на рисунке? (Есть одинаковые элементы в рисунках.)

– Найдите на данном рисунке детали, которые напоминают форму наклонных прямых линий с закруглением с двух сторон.

– Обведите на рисунке «Лебедь» прямые линии с закруглением с двух сторон. (Это шея птицы.)

– Обведите на рисунке «Чайник» прямые линии с закруглением с двух сторон. (Это носик и ручка чайника.)

– Найдите в дидактическом наборе соответствующие по форме и размеру шаблоны и сверьте их с данным рисунком (№ 36–38).

– Как называются эти элементы? (Полоски в форме прямых линий с закруглением с двух сторон.)

Подготовка руки к письму.

V. Письмо элементов в тетради.

Учащиеся выполняют письмо элементов букв по алгоритмам:

1. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих, а затем обведи элемент по пунктирной линии.

2. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих и самостоятельно напиши заданный элемент.

Описание последовательности начертания элементов букв
(полное и краткое)

Счет при тактировании.

Начинаем ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

     Счет: «и»                    «раз»                   «и».

Начинаем ниже середины рабочей строки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись середины рабочей строки; вниз опускаем прямую. Не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

    Счет: «и»                      «раз»                   «и».

Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись её; ведем прямую линию вниз, не дойдя немного до верхней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

    Счет: «и»                       «раз»                   «и».

Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись её; ведем прямую линию вниз, не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

   Счет: «и»                         «раз»                   «и».

Учащиеся работают по образцу в тетради. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

VI. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие элементы письменных букв написал Почемучка?

– Найдите на первой карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов? (Полоска в форме прямой короткой линии с закруглением с двух сторон не относится к группе элементов: полоски в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

– Какой элемент отличается переменным свойством от остальных элементов группы «прямые линии с закруглением с одной стороны»? (Подчеркивание одного из элементов указывает на его переменное свойство. У подчеркнутого элемента закругление выполнено вверху.)

– Рассмотрите элементы второй карточки. Что объединяет данные элементы? К какой группе элементов они относятся? (Прямые линии с закруглением с двух сторон.)

– Три точки на этой карточке указывают, что надо дописать элементы, относящиеся (по форме) к этой группе.

– Сравните элементы г – г. Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по размеру.)

VII. Рисование узора-бордюра.

– Отгадайте загадку:

  Вдоль по речке, по водице

 Плывет лодок вереница.

 Впереди корабль идет,

 За собою всех ведет.

 Вёсел нет у малых лодок,

 А корабль больно ходок:

 Вправо, влево, взад, вперед

 Всю ватагу поведет.

(Утка с утятами.)

– Рассмотрите узор и найдите в нем угаданные предметы.

Учащиеся выполняют узор-бордюр. Они воспроизводят элемент, преобразуют его в заданный рисунок или на этой же основе создают свой, используя цветные ручки.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Короткие и длинные прямые линии с закруглением с двух сторон.)

VIII. Итог урока.

Урок 7

Наклонные прямые линии с петлей
вверху и внизу. Гигиенические правила

Цели: познакомить учащихся с формой и названием элемента букв – «наклонные прямые линии с петлей вверху и внизу», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; научить писать элементы письменных букв по алгоритму; сформировать элементарное понятие об основных структурных единицах русского языка: слово, предложение, текст; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать умение анализировать, обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите элементы письменных букв в синей рамке в верхнем левом углу. На что похожи данные элементы?

– Сегодня на уроке будем учиться писать наклонные прямые линии с петлей вверху и внизу.

III. Повторение гигиенических правил письма.

IV. Знакомство с названиями элементов. Работа с шаблонами.

– Отгадайте загадки:

  Колосится в поле рожь.

 Там, во ржи, цветок найдешь.

 Ярко-синий и пушистый,

 Только жаль, что не душистый.

              (Цветок василек.)

  Снится ночью пауку

 Чудо-юдо на суку.

 Длинный клюв и два крыла…

 Прилетит – плохи дела.

 А кого паук боится?

 Угадали? Это…

(Птица.)

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Какие бывают цветы? Какие бывают птицы?

– Найдите на данном рисунке детали, которые напоминают форму наклонных прямых линий с петлей вверху и внизу.

– Обведите на рисунке наклонные прямые линии с петлей вверху и внизу.

– Найдите в дидактическом наборе соответствующие по форме и размеру шаблоны и сверьте их с данным рисунком (№ 25–32).

– Как называются эти элементы? (Полоски в форме прямых линий с петлей.)

Подготовка руки к письму.

ЧЕТЫРЕ БРАТЦА

Идут четыре братца навстречу старшему.

– Здравствуй, большак!

– Здорово, Васька-указка,

Мишка-середка, Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка!

На слова второй строчки соединить все пальцы в щепотку, затем соединить поочередно с большим остальные пальцы.

V. Письмо элементов в тетради.

Учащиеся выполняют письмо элементов букв по алгоритмам:

1. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих, а затем обведи элемент по пунктирной линии.

2. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих и самостоятельно напиши заданный элемент.

Учащиеся работают по образцу в тетради. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Описание последовательности начертания элементов букв
(полное и краткое)

Счет при тактировании.

    Счет: «раз»                   «и»                     «и».

Начинаем на середине рабочей строки. Снизу вверх ведем плавную линию, отклоняясь вправо, закругляем влево, коснувшись дополнительной линейки, опускаем прямую ниже середины рабочей строки. Пересекаем плавную линию на верхней линейке рабочей строки.

    Счет: «и»                        «и»                  «раз».

Начинаем чуть ниже дополнительной линейки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись ее, затем вправо. Пересекаем прямую чуть выше нижней линейки рабочей строки.

    Счет: «раз»                      «и»                  «и».

Начинаем чуть выше нижней линейки рабочей строки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до середины дополнительной строки, делаем закругление влево. Ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на нижней линейке рабочей строки.

    Счет: «раз»                    «и»                    «и».

Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Сверху вниз пишем прямую. Не дойдя немного до дополнительной линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее. Ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на нижней линейке рабочей строки.

     Счет: «раз»                   «и»                   «и».

Начинаем на дополнительной линейке. Сверху вниз пишем прямую. Не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись ее. Ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую чуть ниже верхней линейки рабочей строки.

     Счет: «раз»                    «и»                   «и».

Начинаем на дополнительной линейке. Сверху вниз пишем прямую. Не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись ее. Ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую ниже дополнительной линейки.

VI. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие элементы письменных букв написал Почемучка?

– Найдите на верхней карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов? (Полоска в форме прямой линии с петлей, так как остальные элементы относятся к группе «прямые линии с закруглением с одной стороны».)

– Какой элемент отличается переменным свойством от остальных элементов группы «прямые линии с закруглением с одной стороны»? (Подчеркивание одного из элементов указывает на его переменное свойство. У подчеркнутого элемента закругление выполнено вверху.)

– Сравните элементы  .Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по размеру.)

– Сравните элементы    Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по пространственному расположению петли.)

– Найдите на последней карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов? (Полоска в форме прямой линии с петлей, так как остальные элементы относятся к группе «прямые линии с закруглением с двух сторон».)

– Какой предмет отличается переменным свойством от остальных элементов группы «прямые линии с закруглением с двух сторон»? (Подчеркивание одного из элементов указывает на его переменное свойство. У подчеркнутого элемента есть отличия в размере и форме.)

VII. Рисование узора-бордюра.

– Отгадайте загадку:

  Красненька Матрешка,

 Беленько сердечко.

(Ягода малина.)

– Рассмотрите узор и найдите в нем угаданный предмет.

Учащиеся выполняют узор-бордюр. Они воспроизводят элемент, преобразуют его в заданный рисунок или на этой же основе создают свой, используя цветные ручки.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Наклонные прямые линии с петлей вверху и внизу.)

VIII. Итог урока.

Урок 8

Письмо полуовала с петлей в рабочей
строке (
е). Гигиенические правила

Цели: познакомить учащихся с формой и названием элемента букв – «полуовал с петлей в рабочей строке», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; научить писать элементы письменных букв по алгоритму; сформировать элементарное понятие об основных структурных единицах русского языка: слово, предложение, текст; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать мышление и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите элементы письменных букв в синей рамке в верхнем левом углу. На что похожи данные элементы?

– Сегодня на уроке будем учиться писать полуовалы с петлей в рабочей строке.

III. Повторение гигиенических правил письма.

IV. Знакомство с названиями элементов. Работа с шаблонами.

– Отгадайте загадку:

  Стоит в поле кудряшка –

 Белая рубашка,

 Сердечко золотое.

 Что это такое?

(Цветок ромашка.)

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Какие бывают цветы? Где растут кактусы?

– Найдите на данном рисунке детали, которые напоминают форму полуовалов с петлей в рабочей строке.

– Обведите на рисунке «Кактус» полуовалы с петлей.

– Найдите в дидактическом наборе соответствующие по форме и размеру шаблоны и сверьте их с данным рисунком (№ 33–35).

– Как называются эти элементы? (Полоски в форме полуовала с петлей.)

Подготовка руки к письму.

V. Письмо элементов в тетради.

Учащиеся выполняют письмо элементов букв по алгоритмам:

1. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих, а затем обведи элемент по пунктирной линии.

2. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих и самостоятельно напиши заданный элемент.

Учащиеся работают по образцу в тетради. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Описание последовательности начертания элементов букв
(полное и краткое)

Счет при тактировании.

Начинаем чуть ниже середины рабочей строки. Снизу вверх ведем плавную линию, отклоняясь вправо, закругляем ее влево, коснувшись верхней линейки рабочей строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

  Счет:            «и»                                   «и»,

     «раз»                                  «и».

Начинаем выше середины рабочей строки. Снизу вверх ведем плавную линию, отклоняясь вправо, закругляем влево, коснувшись дополнительной линейки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

  Счет:            «и»                                   «и»,

    «раз»                                  «и».

Начинаем чуть ниже нижней линейки рабочей строки. Слева направо делаем закругление, коснувшись ее. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до дополнительной линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее. Ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на нижней линейке рабочей строки.

  Счет:            «и»                                  «раз»,

      «и»                                   «и».

VI. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие элементы письменных букв написал Почемучка?

– Найдите на первой карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов? (Полоска в форме прямой линии с петлей и с закруглением с одной стороны является лишней, так как остальные элементы относятся к группе «прямые линии с петлей».)

– Какие элементы отличаются переменным свойством от остальных элементов группы «прямые линии с петлей»? (Подчеркивание одного из элементов указывает на его переменное свойство. У подчеркнутых элементов петля отличается по размеру.)

– Найдите на второй карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов: «прямые линии с петлей»? (Полоска в форме полуовала с петлей.)

– Какой элемент отличается переменным свойством от остальных элементов группы «прямые линии с петлей»? (Подчеркивание одного из элементов указывает на его переменное свойство. У подчеркнутого элемента есть отличия в размере и форме.)

– Сравните элементы  . Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по размеру и пространственному расположению.)

– Сравните элементы .Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по размеру и относятся к разным группам элементов письменных букв: «полуовалы с петлей» и «прямые линии с петлей и с закруглением».)

VII. Рисование узора-бордюра.

– Отгадайте загадку:

  Мой хвост не отличишь

 От головы,

 Меня всегда в земле

 Найдете вы.

(Червяк.)

– Рассмотрите узор и найдите в нем угаданный предмет.

Учащиеся выполняют узор-бордюр. Они воспроизводят элемент, преобразуют его в заданный рисунок или на этой же основе создают свой, используя цветные ручки.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полуовалы с петлей.)

VIII. Итог урока.

Урок 9

Письмо плавной наклонной линии
с закруглением слева снизу и справа сверху.
Гигиенические правила

Цели: познакомить учащихся с формой и названием элемента букв – «плавная наклонная линия с закруглением слева снизу и справа сверху», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; научить писать элементы письменных букв по алгоритму; сформировать элементарное понятие об основных структурных единицах русского языка: слово, предложение, текст; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать логическое мышление и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите элементы письменных букв в синей рамке в верхнем левом углу. На что похожи данные элементы?

– Сегодня на уроке будем учиться писать плавные наклонные линии с закруглением слева снизу и справа сверху.

III. Повторение гигиенических правил письма.

IV. Знакомство с названиями элементов. Работа с шаблонами.

– Отгадайте загадки:

  На припеке у пеньков

 Много тонких стебельков.

 Каждый тонкий стебелек

 Держит алый огонек.

 Разгибаем стебельки –

 Собираем огоньки.

(Земляника.)

  Загадка эта нелегка:

 Пишусь всегда через два «К»:

 И мяч, и шайбу клюшкой бей,

 А называюсь я… (хоккей).

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Какие бывают ягоды? Где растет земляника?

– В какие игры вы любите играть? В какое время года дети играют в хоккей?

– Найдите на данном рисунке детали, которые напоминают форму плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху.

– Обведите на рисунке «Клюшка и земляника» плавные наклонные линии с закруглением слева снизу и справа сверху.

– Найдите в дидактическом наборе соответствующие по форме и размеру шаблоны и сверьте их с данным рисунком (№ 8–15).

– Как называются эти элементы? (Полоски в форме плавной линии.)

Подготовка руки к письму.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмем-жмем.

Движения прямыми ладонями вверх – вниз, поочередно поглаживать подушечки пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

V. Письмо элементов в тетради.

Учащиеся выполняют письмо элементов букв по алгоритмам:

1. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих, а затем обведи элемент по пунктирной линии.

2. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих и самостоятельно напиши заданный элемент.

Описание последовательности начертания элементов букв
(полное и краткое)

Счет при тактировании.

Начинаем выше нижней линейки рабочей строки. Слева направо делаем закругление, коснувшись ее, ведем плавную линию до верхней линейки рабочей строки, отклоняясь вправо.

  Счет:          «и»                                    «и».

Начинаем выше нижней линейки рабочей строки. Слева направо делаем закругление, коснувшись ее, ведем плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо.

  Счет:          «и»                                    «и».

Начинаем на нижней линейке рабочей строки. Снизу вверх ведем плавную линию, отклоняясь вправо. Не дойдя немного до верхней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

  Счет:          «и»                                    «и».

Начинаем на нижней линейке рабочей строки. Снизу вверх ведем плавную линию, отклоняясь вправо. Не дойдя немного до дополнительной линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

  Счет:           «и»                                   «и».

Начинаем на дополнительной линейке. Справа налево пишем плавную линию, закругляем ее вправо.

  Счет:          «и»                                    «и».

Начинаем на середине рабочей строки. Снизу вверх, отклоняясь вправо, ведем плавную линию. Не дойдя немного до дополнительной линейки, делаем плавный поворот вправо.

  Счет:          «и»                                    «и».

Начинаем ниже дополнительной линейки. Снизу вверх до дополнительной линейки пишем плавную линию, отклоняясь вправо.

  Счет:           «и».

Начинаем ниже верхней линейки рабочей строки. Снизу вверх до верхней линейки пишем плавную линию, отклоняясь вправо. Продолжаем ее вправо, выгибая вниз, и завершаем на верхней линейке рабочей строки.

  Счет:           «и»                                   «и».

Учащиеся работают по образцу в тетради. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

VI. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие элементы письменных букв написал Почемучка?

– Найдите на верхней карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов? (Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны является лишней, так как остальные элементы относятся к группе «полоски в форме плавной линии».)

– Сравните элементы  Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по размеру.)

– Сравните элементы   Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по размеру.)

– Сравните элементы   Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме и по размеру, но отличаются по пространственному расположению закругления.)

– Сравните элементы  Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме и по размеру, но отличаются по пространственному расположению закругления.)

VII. Рисование узора-бордюра.

– Отгадайте загадку:

  На лугу расцвел цветочек,

 Он звенит как…

(Колокольчик.)

– Рассмотрите узор и найдите в нем угаданный предмет.

Учащиеся выполняют узор-бордюр. Они воспроизводят элемент, преобразуют его в заданный рисунок или на этой же основе создают свой, используя цветные ручки.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Плавные наклонные линии с закруглением слева снизу и полоски в форме прямой линии.)

VIII. Итог урока.

Урок 10

Письмо овалов: малого и большого
(О,
о). Гигиенические правила

Цели: познакомить учащихся с формой и названием элемента букв – «овалы: малый и большой», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; научить писать элементы письменных букв по алгоритму; сформировать элементарное понятие об основных структурных единицах русского языка: слово, предложение, текст; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать мышление и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите элементы письменных букв в синей рамке в верхнем левом углу. На что похожи данные элементы?

– Сегодня на уроке будем учиться писать малые и большие овалы.

III. Повторение гигиенических правил письма.

IV. Знакомство с названиями элементов. Работа с шаблонами.

– Отгадайте загадку:

  Расту я в жарких странах

 На маленьких пальмах.

      (Ананас.)

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Где растут ананасы?

– Найдите на данном рисунке детали, которые напоминают форму малых и больших овалов.

– Обведите на рисунке «Ананас» большие и малые овалы.

– Найдите в дидактическом наборе соответствующие по форме и размеру шаблоны и сверьте их с данным рисунком (№ 39–42).

– Как называются эти элементы? (Полоски в форме овалов.)

Подготовка руки к письму.

V. Письмо элементов в тетради.

Учащиеся выполняют письмо элементов букв по алгоритмам:

1. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих, а затем обведи элемент по пунктирной линии.

2. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих и самостоятельно напиши заданный элемент.

Учащиеся работают по образцу в тетради. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Описание последовательности начертания элементов букв
(полное и краткое)

Счет при тактировании.

Начинаем выше нижней линейки рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись ее, поднимаем вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линейки рабочей строки, опускаем вниз, «закрываем» овал.

  Счет:            «и»                                    «и»,

     «и»                                  «раз».

Начинаем выше нижней линейки рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись ее, поднимаем вверх, закругляем влево, коснувшись дополнительной линейки, опускаем вниз, «закрываем» овал.

  Счет:           «и»                                    «и»,

      «и»                                 «раз».

Начинаем выше верхней линейки рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки рабочей строки. Продолжаем ее вверх, закругляем влево, коснувшись дополнительной линейки, опускаем вниз, «закрываем» овал.

  Счет:           «и»                                    «и»,

     «и»                                   «раз».

VI. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие элементы письменных букв написал Почемучка?

– Найдите на первой карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов? (Полоска в форме прямой линии с петлей является лишней, так как остальные элементы относятся к группе «полоски в форме овала».)

– Какие элементы отличаются переменным свойством от остальных элементов группы «полоски в форме овалов»? (Подчеркивание одного из элементов указывает на его переменное свойство. У подчеркнутого элемента овал отличается по размеру.) 

– Найдите на второй карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов: «прямые линии с петлей»? (Полоска в форме овала.)

– Сравните элементы . Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме и пространственному расположению, но отличаются по размеру.)

– Сравните элементы  . Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме и по размеру, но отличаются по пространственному расположению закругления.)

– Сравните элементы  . Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме и по размеру, но отличаются по пространственному расположению закругления.)

VII. Рисование узора-бордюра.

– Отгадайте загадки:

  Что за зверь лесной

 Встал, как столбик,

 Под сосной

 И стоит среди травы –

 Уши больше головы.

        (Заяц.)

  Красный нос в землю врос,

 А зеленый хвост снаружи.

 Нам зеленый хвост не нужен,

 Нужен только красный нос.

          (Морковь.)

– Рассмотрите узор и найдите в нем угаданный предмет.

Учащиеся выполняют узор-бордюр. Они воспроизводят элемент, преобразуют его в заданный рисунок или на этой же основе создают свой, используя цветные ручки.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Малые и большие овалы; полоски в форме прямой линии.)

VIII. Итог урока.

Урок 11

Письмо полуовалов: письмо справа
и письмо слева. Гигиенические правила

Цели: познакомить учащихся с формой и названием элемента букв – «полуовал», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; научить писать элементы письменных букв по алгоритму; сформировать элементарное понятие об основных структурных единицах русского языка: слово, предложение, текст; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать логическое мышление и внимание.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите элементы письменных букв в синей рамке в верхнем левом углу. На что похожи данные элементы?

– Сегодня на уроке будем учиться писать полуовалы справа и слева.

III. Повторение гигиенических правил письма.

IV. Знакомство с названиями элементов. Работа с шаблонами.

– Отгадайте загадки:

  Золотая голова

 Велика, тяжела.

 Золотая голова

 Отдохнуть прилегла.

 Голова велика,

 Только шея тонка.

    (Тыква.)

  Я румяную матрешку

 От подруг не оторву,

 Подожду, когда Матрешка

 Упадет сама в траву.

      (Яблоко.)

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Где растут тыквы? Где растут яблоки?

– Найдите на данном рисунке детали, которые напоминают форму полуовалов справа и слева.

– Обведите на рисунке «Тыква и яблоко» полуовалы справа и слева.

– Найдите в дидактическом наборе соответствующие по форме и размеру шаблоны и сверьте их с данным рисунком (№ 16–24).

– Как называются эти элементы? (Полоски в форме полуовала.)

Подготовка руки к письму.

ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

На первые строчки – поочередное сгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки – поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

V. Письмо элементов в тетради.

Учащиеся выполняют письмо элементов букв по алгоритмам:

1. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих, а затем обведи элемент по пунктирной линии.

2. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих и самостоятельно напиши заданный элемент.

Учащиеся работают по образцу в тетради. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Описание последовательности начертания элементов букв
(полное и краткое)

Счет при тактировании.

Начинаем чуть ниже верхней линейки рабочей строки. Справа налево пишем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки рабочей строки, опускаем ее вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки рабочей строки.

  Счет:      «и»                     «раз»                   «и».

Начинаем чуть ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки рабочей строки, опускаем ее вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки рабочей строки.

  Счет:      «и»                     «раз»                   «и».

Начинаем ниже дополнительной линейки. Справа налево пишем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки; опускаем ее вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки рабочей строки.

   Счет:      «и»                      «раз»                  «и».

Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки; опускаем ее вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки рабочей строки.

  Счет:       «и»                      «раз»                  «и».

Начинаем на середине дополнительной строки. Ведем полуовальную линию снизу вверх, продолжаем ее влево, коснувшись дополнительной линейки, закругляем вправо.

  Счет:       «и»                      «и»                    «и».

Начинаем ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки, опускаем ее чуть ниже нижней линейки рабочей строки, отклоняясь влево.

  Счет:             «и»                         «раз».

Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки, опускаем ее чуть ниже верхней линейки рабочей строки, отклоняясь влево.

  Счет:             «и»                         «раз».

Начинаем ниже дополнительной линейки. Справа налево пишем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки, опускаем ее чуть ниже верхней линейки рабочей строки, отклоняясь вправо.

   Счет:             «и»                        «раз».

VI. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие элементы письменных букв написал Почемучка?

– Найдите на первой карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов? (Полоска в форме полуовала является лишней, так как остальные элементы относятся к группе «полоски в форме овалов».)

– Какие элементы отличаются переменным свойством от остальных элементов группы «полоски в форме овалов»? (Подчеркивание одного из элементов указывает на его переменное свойство. У подчеркнутого элемента овал отличается по размеру.) 

– Сравните элементы  Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме и пространственному расположению полуовала, но отличаются по размеру.)

– Сравните элементы . Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме и по размеру, но отличаются по пространственному расположению полуовала.)

– Сравните элементы  . Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме и по размеру, но отличаются по пространственному расположению полуовала.)

– Сравните элементы  Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по размеру и по пространственному расположению полуовала.)

– Сравните элементы . Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по размеру и по пространственному расположению полуовала.)

VII. Рисование узора-бордюра.

– Отгадайте загадки:

  Волосата, зелена,

 В листьях прячется она,

 Хоть и много ножек,

 Бегать все равно не может.

              (Гусеница.)

  Круглое, румяное,

 Я расту на ветке:

 Любят меня взрослые

 И маленькие детки.

           (Яблоко.)

– Рассмотрите узор и найдите в нем угаданный предмет.

Учащиеся выполняют узор-бордюр. Они воспроизводят элемент, преобразуют его в заданный рисунок или на этой же основе создают свой, используя цветные ручки.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Малые и большие полуовалы.)

VIII. Итог урока.

Урок 12

Письмо короткой прямой линии
с половинным овалом (
).
Гигиенические правила

Цели: познакомить учащихся с формой и названием элемента букв – «короткая прямая линия с половинным овалом», изображенных в линиях и рисунках с соответствующими шаблонами; научить писать элементы письменных букв по алгоритму; сформировать элементарное понятие об основных структурных единицах русского языка: слово, предложение, текст; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать мышление и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите элементы письменных букв в синей рамке в верхнем левом углу. На что похожи данные элементы?

– Сегодня на уроке будем учиться писать короткие прямые линии с половинным овалом.

III. Повторение гигиенических правил письма.

IV. Знакомство с названиями элементов. Работа с шаблонами.

– Отгадайте загадку:

  Сама ползет,

 На себе дом везет.

(Улитка.)

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Где живут улитки?

– Найдите на данном рисунке детали, которые напоминают форму полуовалов с петлей в рабочей строке.

– Обведите на рисунке «Улитка» прямые линии с половинным овалом.

– Найдите в дидактическом наборе соответствующие по форме и размеру шаблоны и сверьте их с данным рисунком.

– Как называются эти элементы? (Полоски в форме прямой линии с четвертным овалом  (№ 48–49).

Подготовка руки к письму.

V. Письмо элементов в тетради.

Учащиеся выполняют письмо элементов букв по алгоритмам:

1. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих, а затем обведи элемент по пунктирной линии.

2. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих и самостоятельно напиши заданный элемент.

Учащиеся работают по образцу в тетради. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Описание последовательности начертания элементов букв
(полное и краткое)

Счет при тактировании.

Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Сверху вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, прописываем полуовальную линию вправо, коснувшись ее. Поднимаем полуовальную линию вверх, закругляем влево, коснувшись середины строки, опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой.

  Счет:          «раз»                            «и»,

    «раз»                           «и»

        «два».

VI. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие элементы письменных букв написал Почемучка?

– Найдите на первой карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов? (Полоска в форме прямой линии с четвертным овалом является лишней, так как остальные элементы относятся к группе «полоски в форме овала».)

– Какие элементы отличаются переменным свойством от остальных элементов группы «полоски в форме овалов»? (Подчеркивание одного из элементов указывает на его переменное свойство. У подчеркнутого элемента овал отличается по размеру.)

– Найдите на второй карточке известные вам элементы. Какой элемент отличается переменным свойством от остальных элементов группы «полоски в форме полуовала»? (Подчеркивание одного из элементов указывает на его переменное свойство. У подчеркнутого элемента есть отличия в форме.)

– Сравните элементы . Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по размеру и пространственному расположению.)

– Сравните элементы . Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы относятся к одной группе элементов – «полоски в форме полуовала».)

– Три точки на этой карточке указывают, что надо дописать элементы, относящиеся (по форме) к этой группе. (Учащиеся выполняют работу сначала на шаблонах, а затем в тетрадях.)

VII. Рисование узора-бордюра.        

– Отгадайте загадки:

  Серенький зверек

 Под полом таится,

 Кошки боится.

  (Мышь.)

  В землю теплую уйду,

 К солнцу колосом взойду,

 В нем таких, как я,

 Будет целая семья.

    (Зерно.)

– Рассмотрите узор и найдите в нем угаданный предмет.

Учащиеся выполняют узор-бордюр. Они воспроизводят элемент, преобразуют его в заданный рисунок или на этой же основе создают свой, используя цветные ручки.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоски в форме прямой линии, полоски в форме овала, полоски в форме полуовала, полоски в форме четвертного овала.)

VIII. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование уроков обучения грамоте, 1класс, УМК Школа 2100

Учебно – тематическое планирование по УМК «Образовательная система Школа 2100» по предмету «Обучение грамоте и  литературное чтение в первом классе».      Развёрнутое темати...

Поурочное планирование по обучению грамоте 1 класс система Л.В.Занкова ФГОС

В данном файле представлено поурочное планирование по предмету "Литературное чтение" (Обучение грамоте) 1 класс система Л.В.Занкова ФГОС...

Поурочное планирование по обучению грамоте "Школа России"

Документ содержит технологические карты уроков к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина "Азбука"....

Календарно-тематическое планирование по обучение грамоте 1класс

Календарно-тематическое планирование по обучение грамоте 1класс УМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, чтению 1класс

Календарно-тематическое планирование по чтению 1 класс. УМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, русский язык 1класс

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, русский язык. УМК "Школа России" 1 класс...

Поурочное планирование по обучению грамоте.1 класс. Школа России

Поурочное планирование по обучению грамоте.1 класс. Школа России...