Речевая деятельность младших школьников.
статья (2 класс) на тему

Ломотко Ольга Юрьевна

В статье рассмотрены вопросы создания текста. как основы  речевой деятельности детей.Это является базовыми умениями для обучения младших школьников  написанию сочинения. Структура речевой деятельности включает в себя четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль. Основываясь на данной теории, к речи подошли не только как к тексту(виду работы), но и как к процессу его порождения (действию). Система работы в школе над текстом соотносится со всеми фазами структуры речевой деятельности. Продолжением является статья "Система работы по обучению учащихся второго класса написанию сочинения", о практическом применении данного материала в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_deyatelnost_mladshikh_shkolnikov.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение младших школьников написанию сочинения – описания в художественном стиле

В основе порождения текста лежит речевая деятельность. Структура речевой деятельности включает в себя четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль. Основываясь на данной теории, к речи подошли не только как к тексту(виду работы), но и как к процессу его порождения (действию). Система работы в школе над текстом соотносится со всеми фазами структуры речевой деятельности.    

Речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей. Этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнера, то есть того, кто обращается с высказыванием, и того, кто его принимает или будет принимать. Сущность процесса и состоит для одного в создании сообщения, для другого – в восприятии. Речевая деятельность процесс активный. Целенаправленным он является потому что, вступая в речевое общение, каждый из партнеров всегда движим определенными намерениями. Процесс речевого общения осуществляется с помощью языковых средств, на его характер всегда накладывает отпечаток ситуация общения (задачи, условия), то есть это процесс обусловливаемый ситуацией общения.

Речевая деятельность направлена  на выражение собственной мысли, чувства (если мы создаем высказывание), или на восприятие чужих мыслей, переживаний (если мы принимаем сообщение). Следовательно, мысль и является предметом речевой деятельности. Речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания или для его понимания, то есть речь, -  это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание – одно предложение, если нужно только выразить мысль, или текст, если мысль получает развитие. Результатом речевой деятельности можно считать в одном случае ответную реакцию, а в другом – понимание или непонимание мысли, выраженной автором текста.

                  Текст как продукт речевой деятельности.

 Текст приобретает смысловую цельность лишь в том случае, если, сообщая что-либо о предмете речи, мы подчиняем отбор материала задаче передать основную мысль высказывания. Другими словами, не только тема, но и основная мысль объединяют предложения текста и придают ему смысловую цельность. Говоря о смысловой цельности текста, в частности о единстве темы, следует учитывать объем высказывания. В тексте большого объема в целом речевом произведении предметное единство проявляется в виде иерархии тем. В нем ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем, подтемы членятся на более подробные, вплоть до микротем. Микротема считается минимальной единицей речевого смысла. В тексте ей обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится. Таким образом, из такой сущностной характеристики текста, как смысловая цельность, вытекают следующие признаки текста:

-текст – это высказывание на определенную тему;

-в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль);

-текст любого размера – это относительно автономное (законченное) высказывание;

-правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Таким образом, текст – это речетворческое произведение, основная единица речи. Текст, как правило, реализуется в письменной форме, имеющей свою структуру (зачин, среднюю часть, концовку). Выделяются следующие характеристики текста: информативность, связность, членимость, развернутость, последовательность, завершенность, цельность. Все данные категории имеют общее назначение – реализовать коммуникативные намерения автора или декодировать эти намерения в процессе речевой деятельности.

                                              Тип речи – описание.

Как провести знакомство детей с типом речи - описание? Описание предмета создается для того, чтобы охарактеризовать его, то есть сообщить о признаках. В текстовых фрагментах этого типа содержания признаки предмета являются новой информацией, ради которой создается высказывание. Работу над описанием целесообразно начать с беседы о том, в каких жизненных ситуациях нам приходится создавать, слышать такие тексты. Далее, демонстрируется учащимся, как строится описание предмета, важно показать: отправным моментом в предложениях, то есть «данным» является название самого предмета или его частей, а «новым» – указание на признаки; развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки. Так строится описание как неодушевленного, так и одушевленного предмета. Для закрепления сведений об особенностях описания предмета полезно ограничить этот тип речи от другого – со значением оценки действительности ( «Какой у меня замечательный щенок! Просто -  чудо!»). Может быть вопрос: сообщено ли в тексте о признаках или только одна его оценка? При описании предмета необходимо обратить внимание на: - рассматривая предмет, выделить те детали, части, из описания которых сложится общая картина; - отбирать признаки с учетом требования стиля; - выбирать соответствующие средства языка. Как мы уже выше выяснили описание – это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос - «какой?». В нем нет движения, признаки неизменны и постоянны. Можно выделить схему (условную) описания.

  1. Представление объекта в речи.
  2. Наиболее характерные признаки объекта в речи.
  3. Оценка объекта в речи.
  4. Заключение и вывод.

Данная схема помогает составить описание предложенного предмета (одушевленного, неодушевленного) с необходимыми дополнениями или изменениями признаков частей (хвост, усы, лапы и т.д.). Составляя описание учитываем подход к выделению сторон, деталей, подлежащих описанию в соответствии со стилем речи.  В художественном описании акцент делается на самых ярких деталях, позволяющим тем самым создать образ предмета. В художественном описании о признаках говорится ярко, выражается отношение к предмету. При этом могут быть отмечены не все признаки описываемого предмета, а те, которые представляются важными. Важно предлагать описания, которые опирались бы на непосредственные наблюдения. В данном случае внимание уделяется подготовке учащихся к таким описаниям. Сопоставление описания одного и того же предмета дает возможность показать учащимся различия художественного и научного описания. Вопросы к текстам помогут понять, как строится  описание, какое значение в них имеют языковые средства, с помощью которых авторам удается ярко и наглядно описывать предмет.

                   Сочинение как вид речевого высказывания.

«Текст» употребляется в методике как синоним слова высказывание во втором его значении (результат речевой деятельности) чаще применительно к письменному высказыванию. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица высшего ранга, большая чем одно предложение. Высказывание (текст), который создает ученик, может представлять собой: повествование, описание, рассуждение.

Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся и развития их связной речи.

Сочинение – это одно из упражнений по развитию связной речи. Связной речью автор называет такую речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты. Развивать связную речь - это значит прививать ряд конкретных умений:

  1. Понять и осмыслить тему, подчинить теме и замыслу ее раскрытия, сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за ее рамки, достаточно полно раскрывать тему.
  2. Собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел и отбрасывать второстепенное.
  3. Составлять план, записывать его, располагать накопленный и отобранный материал в соответствии с планом.
  4. Подготовить языковые средства, лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание слов.
  5. Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего – то существенного, постепенно и последовательно развертывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией.
  6. Совершенствовать написанное.

Высшей формой проявления умения создавать высказывание, в методике развития речи признано  сочинение. Правильно отобрать, расположить, связать синтаксические средства языка в сочинении помогает речевая ситуация, элементы которой заложены в формулировке темы и той коммуникативной задаче, которая выдвигается перед учащимися.

В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения. Однако и обучающие сочинения с целью поощрения оцениваются учителем: никакое другое упражнение так всесторонне не выявляет знаний и умений по языку, как сочинение. В начальных классах, особенно в 1 и 2 классах, не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные оценки.

Сочинения, устные и письменные, замыкают собой перечень видов работ, направленных на обучение созданию высказываний. Сочинения вплотную подводит ученика к осуществлению собственно речевой деятельности. Это тот вид упражнения, на котором как бы два направления работы: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений. Сочинение – это то упражнение, с помощью которого мы пытаемся сделать более совершенной речь учащихся, стремимся обогатить их опыт речевой деятельности.

Подготовка к сочинению проходит несколько этапов:

1.Предварительная подготовка, цель которой – создать базу для последующей работы.

         2.Создание речевой ситуации и проведение непосредственной подготовки. На этом этапе необходимо обеспечение эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организацию наблюдений, и обсуждение задач и условий ситуации, которые важно учесть, основной мысли текста, требований к языковым средствам и т.д.

3.Написание сочинения. На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы боязнью допустить орфографическую ошибку. Для этого использовать «письмо с дырками», пропускать сомнительные буквы, вместо буквы ставить точку или дробью  а / о, а на полях вопросительный знак. Если вопрос относится к неизвестной ученику орфограмме, учитель просто вставляет нужную букву; если же «дырка» на месте изученной орфограммы, он зачеркивает вопросительный знак.

4.Осуществление самоконтроля, то есть проверки написанного. Учитель должен научить детей читать текст сочинения три раза. Первый раз – целевая установка (оценить все ли будет понятно читающему,  удалось ли раскрыть основную мысль, последовательно ли изложены мысли и связаны ли они между собой). Второй раз – удачно ли сформулированы все мысли (верно ли построены предложения, правильно ли и точно подобраны слова, нет ли назойливых повторений). Третий раз – нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок.

    При описании предмета мы указываем их признаки – как существенные, так и несущественные. Различают два вида описания: научное и художественное. В научном описании отмечаются все существенные признаки предмета, то есть такие признаки, по которым можно представить предмет, его внешний вид, узнать его отличительные свойства.

В художественном описании об этих же признаках говорится ярко, выражается отношение к предмету. При этом могут быть отмечены не все признаки описываемого предмета, а те, которые представляются автору самыми важными. Сопоставление описаний одного и того же предмета, явления дает возможность показать учащимся различия научного и художественного описания. Вопросы к текстам помогут понять, как строится описание, какое значение в них имеют языковые средства, с помощью которых авторам удается ярко и наглядно описать предмет.

Описание игрушки в начальной школе является источником обучения связной речи детей.  Чем удобна игрушка? В чем ее преимущество?  Во – первых, образная игрушка не требует длительного рассматривания, многое в ней ребенку хорошо знакомо, поэтому и беседа, предваряющая составление рассказа, в основном сводится к отбору словаря для точной передачи мысли. Во- вторых, образная игрушка позволяет активизировать словарный запас ребенка. В – третьих, игрушка разнообразна (куклы, зверушки, машинки), и это позволяет ребенку избежать повторения рассказа товарищей, требует от него большей самостоятельности в отборе материала для составления своего рассказа.

На первом этапе работы по составлению текста-описания, основной целью было: опираясь на первоначальные умения, полученные в детском саду, в работе с образной игрушкой, обучить устным описаниям внешнего вида различных кукол. Дети работали по плану:

  1. Что это за игрушка?
  2. Из чего она сделана?
  3. Ее внешний вид: лицо (мордочка), туловище, руки, ноги (лапы); во что одета.

Обучению составлению рассказа предшествует краткая беседа, рассматривается предмет (игрушка). Если ее лицо (мордочка) выражает настроение, характер, то обсуждаются варианты слов. Слова могут быть заранее написаны на доске. Отбор словаря для характеристики выражения лица и черт его характера больше всего затрудняет детей. На этом этапе составления микроописаний игрушки решались такие задачи: научить детей рассказывать по плану о конкретном предмете; активизировать их словарь, научить выражать свое отношение к предмету речи.

На втором этапе дети составляют рассказ о своей любимой игрушке. Детям предлагается прочитать план будущего рассказа, продумать дома возможный его вариант и на следующий день в класс принести свою любимую игрушку. Дети составляют текст-описание любимой игрушки по следующему плану:

    1.Кто и когда подарил тебе эту игрушку?

   2.Ее внешний вид: голова, лицо (мордочка), глаза, нос,  щеки, выражение лица, туловище, руки, ноги (лапы); во что одета.

   3.Как ты с ней играешь?

   4.За что ты ее особенно любишь?

 Чтобы научить школьников обобщать свои наблюдения учитель на первых порах все рассказы составляются по определенному плану. При анализе сочинений возможен такой вариант: учительница читает отдельные удачные места из работ одних и тех же учащихся по одной теме (сначала первоклассников, а затем второклассников).

Следует отметить, что учащимся следует сообщать тему предстоящего сочинения за 7-10 дней. На уроках русского языка в течение этого времени проводятся грамматико-стилистические упражнения в связи с изучением грамматики и орфографии. На протяжении четырех лет обучения дети ведут словарики, в которые записывают понравившиеся отрывки, предложения, слова понятные и непонятные. Например: словарь образов, мой толковый словарь, словарик синонимов, антонимов. Такие словарики помогут детям в написании сочинений, выбрать наилучшее слово, раскрывают творческое начало детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.

Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи  формирования речевой деятельности учащихся...

Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .

ПРОГРАММА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ   "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...

Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников

Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...

Формирование речевой деятельности младших школьников.

- Психолого-лингвистические основы речевой деятельности;- Проблемы в формировании речевой деятельности;- Роль учебника в работе по формированию речевой деятельноти;- Пути повышения эффективности в раз...

Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"

В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....

Организация речевой деятельности младших школьников по формированию умения слушать и слышать

         Одним из направлений образования определяют коммуникативную направленность процесса обучения, предполагающего овладение совокуп...

Развитие речевой деятельности младших школьников.

Одно из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности её реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Работа по ра...