Организация речевой деятельности младших школьников по формированию умения слушать и слышать
статья по теме

             Одним из направлений образования определяют коммуникативную направленность процесса обучения, предполагающего овладение совокупностью знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения. Набор коммуникативных умений обеспечивает, поддерживает и формирует коммуникативную компетентность. В соответствии с планируемыми результатами начального общего образования организация речевой деятельности младших школьников по формированию умения слушать и слышать осуществляется в рамках предметной области «Филология», в частности предметов «Русский язык» и «Литературное чтение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zharkova_i.a.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Организация речевой деятельности младших школьников по формированию умения слушать и слышать

И.А.Жаркова,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №112

Калининского района городского округа г.Уфа РБ

В связи с введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов к образованию и процессу обучения стали предъявляться совершенно новые требования. Одним из направлений образования определяют коммуникативную направленность процесса обучения, предполагающего овладение совокупностью знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения. Набор коммуникативных умений обеспечивает, поддерживает и формирует коммуникативную компетентность.

Формирование умения слушать и слышать нашло отражение в коммуникативных универсальных учебных действиях, так как они обеспечивают:

-        социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

-        умение слушать и вступать в диалог;

-        участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-        интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с планируемыми результатами начального общего образования организация речевой деятельности младших школьников по формированию умения слушать и слышать осуществляется в рамках предметной области «Филология», в частности предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Согласно данному требованию ФГО НОО составлена мною система учебных заданий, которая  используется на уроках литературного чтения и русского языка, в основном на уроках развития речи (родной язык):

         1.Упражнения для осмысления учащимися правил слушания.

Послушайте несколько русских народных пословиц. Каков их общий смысл? (Или: сделайте вывод о том, важно ли в жизни уметь хорошо слушать.) (Правило: учись слушать. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше узнаешь.)

2. Послушайте несколько пословиц и скажите, о каком правиле слушания говорится в них. (Правило: внимательно слушай собеседника, не перебивай его, пока он не кончит свой рассказ.)

3. Послушайте стихотворение. Определите его тему и основную мысль. Каким тоном говорил докладчик Вова? Как слушали ребята Вову и почему? Как надо выступать, чтобы тебя слушали?

4. Послушайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? Подходят ли они к стихотворению Владимира Лифшица «Скучный Вова»?

5. Послушайте текст. Почему все засмеялись? Почему ученик ответил неправильно (какое условие правильного слушания он нарушил?)?

6. При слушании нам о многом могут рассказать жесты говорящего. Послушайте текст. По каким названным в нем жестам говорящих учитель понял, что отвечающие не знают урока?

7. Подберите фотографии в газетах, рисунки, на которых изображены слушающие люди. Что в их поведении (позе, мимике, жестах) подсказывает нам, как они слушают: внимательно – невнимательно, с интересом (с увлечением) – без интереса (без увлечения)? Почему ты так думаешь?

II.        Упражнения при работе над связной речью.

1. Упражнения аналитического характера по готовому тексту.

1.) Послушайте несколько заглавий текстов. Определите по ним тип текста (повествование, описание, рассуждение).

2.) Послушайте тексты о медведе. Определите типы текстов. Слушая, попробуйте составить план одного из текстов. Что нового вы узнали о медведях?

3.) Послушайте текст. Определите его тему и основную мысль. В каком значении употреблено здесь слово тонкий?

4.) Послушайте магнитофонную запись (или грампластинку) передачи «Радионяня». Определите ее тему (озаглавьте) и основную мысль (цель). (С целью развития умения слушать диалогическую речь желательно заранее подготовить с детьми инсценировку по этому материалу.)

5.) Послушайте песенку «Радионяни». Подумайте, как ее можно назвать (озаглавить). Кратко (одним предложением или словом) запишите содержание каждой части песенки во время слушания.

6.) Понаблюдайте за своей речью, речью товарищей, родителей, знакомых. Какие лишние слова вы заметили в речи? Постарайтесь сами не употреблять таких слов без надобности.

7.) Послушайте высказывание ученика. Определите основную мысль текста и подумайте, все ли в нем соответствует этой мысли.

8.) Послушайте стихотворение-загадку. Какие слова в нем подсказывают отгадку – название стихотворения?

9.) Послушайте высказывание ученика об осеннем лесе. Определите основную мысль текста. Назовите слова и выражения, которые помогают говорящему лучше выразить основную мысль. Какие интонационные средства выразительности также способствуют более яркому выражению основной мысли?

10.) Слушайте чтение, следя по тексту. Карандашом отметьте в тексте слова, которые я выделю с помощью логического ударения. Объясните смысл выделения именно этих слов.

11.) Послушайте магнитофонную запись текста (или на грампластинке). В процессе слушания отметьте те места, где темп чтения убыстряется (буквой Б), и места, где темп чтения замедляется (буквой М). Объясните, почему необходимо ту или иную часть текста произносить в определенном темпе.

12.) Послушайте устный ответ своего товарища и проанализируйте его: полно ли раскрыта тема, последовательно ли изложен материал, какова интонационная выразительность сообщения (тон, громкость, темп, паузы, логические ударения), как держался говорящий (поза, мимика, жесты). Удалось ли докладчику заинтересовать слушателей? Как? Все ли понятно вам было, когда слушали? Следил ли говорящий за тем, как его понимают слушающие?

2. Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту.

1.) Послушайте начало высказывания. О чем вы из него узнали? Определите по началу, о чем может говориться в тексте. А теперь послушайте весь текст и сравните со своим предполагаемым высказыванием.

2.) Послушайте ответ на грамматическую тему. Полный ли ответ, последовательно ли изложен материал? Удачно ли подобраны примеры? Что бы вы изложили иначе?

3.) Послушайте тексты, произнесенные разным тоном, в разном темпе, с разной громкостью. Какие средства выразительности больше подходят для выражения содержания и основной мысли этого высказывания?

3. Упражнения на переработку прослушанного текста.

1.) Послушайте текст. Какова его тема, мысль? Проследите порядок следования частей (слушая, попытайтесь составить план). Измените порядок следования частей.

2.) Послушайте текст. Все ли части в нем присутствуют? Закончите высказывание.

4. Упражнения, требующие создания нового текста на основе прослушанного.

1.) Послушайте очередные передачи «Радионяня», «Загадки слов» (или посмотрите телепередачу «Русская речь») и подготовьте сообщение для ребят своего класса об этой передаче.

2.) Послушайте текст и подготовьтесь к подробному пересказу. Перескажите. Теперь еще раз послушайте этот же текст. О каких деталях вы не сказали? Перескажите еще раз.

3.) Послушайте текст (стихотворение) о весне. Что вы представляли во время слушания? Словесно нарисуйте. А теперь этот же текст послушайте в сопровождении музыкальной записи («Весна» П.И. Чайковского). Запишите свои впечатления.

III.        Неспециальные упражнения, направленные на обучение не только слушанию, но через него говорению, чтению, письму.

1.        Упражнения для обучения восприятию диалогической речи «со стороны»:

- прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему;

- прослушайте начало диалога, составьте его окончание;

- прослушайте фонозапись (кинофрагмент), перескажите разговор действующих лиц;

- прослушайте диалог записанный на грампластинку, перескажите его в форме монолога (прокомментируйте его, дайте характеристику одному из действующих лиц, подберите к нему заголовок и объясните его) и т.д.;

- найдите место где можно и нужно вмешаться в разговор с целью уточнить какое либо сообщение;

- выделите новую для вас информацию;

- выскажите свое мнение о логичности построения диалога товарищей;

- озаглавьте (укажите) тему беседы;

- добавьте информацию для собеседников А и Б.

2.        Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге:

- прослушайте ряд вопросов, записанных на пленку;

- дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе;

- прослушайте начало диалога (полилога), продолжайте его в парной работе;

- по мере восприятия диалога в фонозаписи (или фрагмента кинофильма), замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями;

- воспроизведите потом диалог в новом варианте в парной работе и т.д.

3.        Упражнения для обучения восприятию монологической речи:

- прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы;

- воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины и т.д.);

- просмотрите фильм (диафильм), объясните его основную идею;

- выделите в речевом сообщении куски и озаглавьте их;

- прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: а) тема сообщения, б) действующие лица, в) краткое изложение содержания, г) основная идея, д) оценка прослушанного.

Также мною разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию умения слушать и слышать у младших школьников:

1.        Работа по совершенствованию слушания может осуществляться на любом уроке, но особые возможности для этого представляются уроки «Развития речи» и «Литературного чтения».

2.        Перед слушанием следует сделать установку на говорящего – это воспитание уважительного отношения к тому, кто говорит, которое проявляется в культуре речевого поведения слушающего.

3.        Процесс восприятия текста должен быть целенаправленным. Перед слушаем, следует сделать установку на восприятие текста, определив ее цель.

4.        Совершенствование всех компонентов речевого слуха: физического, фонематического, интонационного - способствует осмыслению высказывания.

5.        Следует помнить, что на качество слушания влияют особенности воспринимаемой речи.

6.        Для улучшения понимания прослушанного текста, его следует повторить.

7.        Надо помнить, что слишком большой объем информации воспринимается тяжелее.

8.        Важно организовывать слушание в условиях отсутствия шумовых помех.

9.        При выборе текста для слушание, следует учитывать психологические особенности воспринимающего речь.

10.        Необходимо сформировать у детей знания о приемах и правилах слушания.

11.        Использование специальных приемов работы по развитию умения слушать, приемов рефлексивного слушания способствует пониманию высказывания.

12.        Установление связей слушания с другими видами речевой деятельности (говорение, чтение, письмо) позволит повысить эффективность обучения каждому из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.

Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи  формирования речевой деятельности учащихся...

Формирование речевой деятельности младших школьников.

- Психолого-лингвистические основы речевой деятельности;- Проблемы в формировании речевой деятельности;- Роль учебника в работе по формированию речевой деятельноти;- Пути повышения эффективности в раз...

Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"

В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....

Формирование речевой деятельности младших школьников

Описан опыт работы по формированию речевой деятельности младших школьников при работе по учебно-методическому комплексу "Гармония".Данные материалы стали основой для выступления на конференции в АППО ...

Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем...

Современные подходы к организации речевого развития младших школьников на примере работы со словом в урочной и внеурочной деятельности

В представленном материале представлен опыт работы по теме "Современные подходы к организации речевого развития младших школьников на примере работы со словом в урочной  и внеурочной деятель...