Урок окружающего мира Тема: Охрана животных
план-конспект урока по теме

Мозорина Татьяна Михайловна

Тип: урок формирования новых знаний и умений

Цели: 1) образ. – познакомить уч-ся с животными, которые внесены в Красную книгу России, республики Марий Эл;

2) разв.- раскрыть основные причины сокращения численности животных; - развивать мышление детей; учить сравнивать, обобщать, наблюдать;

3) восп.- формирование чувства ответсвенноти за всё живое; - рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; - создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Охрана животных

Тип: урок формирования новых знаний и умений

Цели: 1) образ. – познакомить уч-ся с животными, которые внесены в Красную книгу России, республики Марий Эл;

2) разв.- раскрыть основные причины сокращения численности животных; - развивать мышление детей; учить сравнивать, обобщать, наблюдать;

3) восп.- формирование чувства ответсвенноти за всё живое; - рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; - создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимися.

I. Психологический настрой на урок

Сегодня на уроке можно многое узнать И друзьям потом об этом рассказать

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

- Сегодня мы продолжим изучение раздела «Эта удивительная природа» и сами определим тему нашего урока

II. проверка домашнего задания 1) пересказ с исп моделей 2) работа по карт

III. Актуализация знаний.  

Удивителен и прекрасен окружающий мир! И маленькая бабочка, и гордый орёл, и красавец лось – всё это представители замечательного царства животных.  (слайды 3-8)

- Всё в природе прекрасно, чудесно, И наблюдать за животными очень интересно.

- Но что это? Я слышу тревожную музыку. .  (слайды 9-10)

-Всё меньше нетронутых мест на планете. По рекам разлиты баррольды нефти, И заяц не может спастись от врага. Кричит всё живое: Спасите! Беда!

- Почему нам стало так тревожно? -Что мы будем изучать на уроке?

IVОпределение темы и целей урока.

 Тема урока: Охрана животных. 

V. Введение в тему урока – лекция учителя

 Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. Посмотрите на слайд.

У: Обратите внимание, сколько лет уже существует Красная книга? Показ красной книги России.

У: Для чего нужна Красная книга?

У: Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

У: Как вы думаете, почему именно Красной книгой назвали, а не синей, жёлтой? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных. Не уничтожайте растения.)

Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась.

У: Как вы думаете, почему Красную книгу переиздавали?

У.: Появлялись новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения.

У.: Писатель Николай Сладков создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”.

 Дети читают стихотворение “Красная книга»

III. У.: Международная Красная книга состоит из цветных страниц: (Слайд 12)

чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;

красные – особо редкие и исчезающие животные;

жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы;

белые – животные, которые до сих пор мало изучены;

зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

- К исчезновению животных приводит несколько причин. Как вы думаете какие? (На доске вывешивается надпись “исчезновение животных”).

Работа в группах

VI. Физкультминутка

VII.. Животные Красной книги.

- А сейчас мы поговорим о животных Красной книги.

- Отгадайте загадку. О ком она?

1) Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.

О бобрах

Бобры — чистые вегетарианцы. Летом питаются водными и прибрежными травами, а ближе к осени начинают переходить на ветви и кору деревьев, так как в спячку не впадают. Осенью они заготавливают запасы на зиму. Валят деревья, подгрызая их у основания. Затем притапливают их в воде, чтобы избежать вмерзания припасов в лед. Бобры предпочитают осину, тополь, иву В природе бобры живут около 20 лет.

Бобр — ценный пушной зверь, всегда служил объектом охоты. В результате хищнического промысла к 20 в. в России был почти истреблен, осталось 800 особей. С 1922 охота на бобров была повсеместно запрещена. Для сохранения бобров созданы Воронежский, Березинский заповедники.

2) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

Редким стал медведь белый.

О белом медведе

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики - белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Белый медведь питается рыбой, тюленями, моржами, растительной пищей.

У медведя нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она вырывает в сугробе берлогу, сварачивается “ калачиком”, и ждет появления медвежат. А пока этот день настанет, метели, бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше 1 м.

Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей медленно, но растёт.

О фламинго

Птица стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, красивого пера и пуха. Розовый фламинго занесён на страницы Красной книги. Охота на него запрещена.

Живут фламинго 25–30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1 м 50 см, вес 4 кг. Фламинго высиживают 1-2 птенца. Птенцы появляются на свет очень смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Только через 3-4 месяца они надевают такой наряд как у родителей.

О лебедях

Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует легенда о лебединой песне, которую эта птица поёт перед своей гибелью. Но на самом деле лебедя не относят к певчим птицам. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах - это очень чуткие и осторожные птицы.

Дети читают стихотворение “Береги природу!”.  

О тигре

В семействе кошачьих тигр – самая крупная кошка. Тело его – 4 м длиной, вес – около 390 кг. Тигр очень чистоплотное животное. За день тигр, в поисках добычи может пройти от 20 до 30 км. Китайские и корейские знахари убивали тигров из-за суеверий. Они из разных частей тела тигра делали лекарства от трусости, слабости, когти служили талисманом. 

О журавле

В мире 14 видов журавлей. В России обитает 7 видов. Журавли разных видов имеют общие сходства: у них длинные ноги, шея, большой клюв, они стройны. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются.

-Все ли животные нужны? Нет ли «лишних»?

Дети читают стихотворение “Береги природу!”.  

VIII. Закрепление

-Какие меры для сохранения животных предприняты в нашей стране?(учебник с. 114) (заповедники, заказники, нац парки, зоопарки)

IX.Беседа о нашем крае

Мы живём в республике Марий Эл. Красива и разнообразна природа нашего края.

- Есть ли в нашем крае природоохраняемые территории? (заповедник «Большая Кокшага», национальный парк «Марий Чодра»)

Работа в группах. –Определите животных на страницы нашей Красной книги (ДАНЫ ЛИСТЫ ЦВЕТНОЙ БУМАГИ И КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЖИВ Марий Эл)

X. Знакомство с правилами друзей природы.

- Давайте вспомним экологические правила.

Учебник. С. 115. Дети читают правила и видят его изображение на экране

.XI.Домашнее задание. С. 112-117 задание по выбору 1)отв на вопросы  2) выучить правила друзей природы 3) нарисовать экологический знак

 Итог урока.

- Назовите тему сегодняшнего урока

- Какую проблему вы увидели на уроке?

- Что было удачного на уроке?

-Что бы вы рассказали своим друзьям?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Охрана животных"

Проблемно - диалоговый урок из раздела "О царствах живой природы" для 3 класса....

Открытый урок с ИКТ по окружающему миру «Охрана животных»

Охрана животныхЦели урока: Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены; учить бережно относиться к животным; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люд...

Урок окружающего мира "Охрана животных"

   Данный урок проводится в 3 классе в первом полугодии. Это урок закрепления и осмысления уже изученного материала. Младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, большее...

Урок окружающего мира "Охрана животных"

Урок окружающего мира "Охрана животных" для 3 класса по программе "Школа России". Учебник А.А. Плешаков....

Урок окружающего мира "Охрана животных"

Урок окружающего мира "Охрана животных"...

Урок окружающего мира "Охрана животных"

Урок разработан по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана животных" 3 класс УМК Школа России А. А. Плешаков

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний об охране животных Задачи урока: Дидактические: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об охране животных; 2. ...