Урок окружающего мира "Охрана животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
ОХРАНА ЖИВОТНЫХ
Цели деятельности учителя:
Образовательная:способствовать формированию представлений о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; создать условия для ознакомления учащихся с представителями животных Красной книги.
Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, умений делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.
Воспитательная:содействовать воспитанию бережного отношения к природе, животному миру.
Оборудование: учебник; проектор, презентация, карточки «Правила поведения в природе» (о животных); аудиозапись «Звуки леса», ноутбук.
Учитель: О.А.Герасимова
Дата проведения: 29.11.2021 г.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
II. Повторение изученного материала.
– на предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания:
– На какие группы можно разделить всех животных? (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)
– Какие животные откладывают яйца? (птицы, пресмыкающиеся, насекомые.)
– Кто мечет икру?(земноводные, рыбы.)
– Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?
– Кто и как развивается? Ответьте устно, какие слова пропущены (на доске).
Яйцо – … – взрослая птица.
Икринка – … – взрослая лягушка.
… – малёк – взрослая рыба.
Яйцо – личинка – … – бабочка.
Тест (приложение)
III. Сообщение темы и целей урока.
– Переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы.
звучит аудиозапись «звуки леса».
– Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение.
учитель читает стихотворение:
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
– Кто догадался, о чем мы будем говорить? (Ответы учащихся.) Тема нашего урока «Охрана животных».
- Откройте свои учебники на с.103.
- Какие задачи поставим перед собой?
– На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.
IV. Изучение нового материала.
1. Значение животных в жизни человека и растений.
– К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его.
Попова Ника открывает конверт и зачитывает письмо:
«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».
– Кто обратился к нам за помощью? (сова.)(учитель демонстрирует рисунок.)
– Что вы узнали об этой птице из письма?
– Какую помощь мы могли бы оказать этой птице? (высказывания учащихся.)
– Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!
– Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?
- Пища (молоко, мясо, яйца, мед).
- Одежда (шерсть, кожа, замша).
- Обувь (кожа, замша, валяная шерсть).
- Лекарства (яд змей, пчелиные продукты).
- Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд).
- Предметы домашней обстановки (ковры, подушки).
- Красота природы.
- Помощь растениям.
– Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания учащихся.)
Причины исчезновения животных:
- Вырубка лесов.
- Уничтожение растений.
- Загрязнение воды.
- Охота.
- Разрушение и загрязнение почв.
2. Знакомство с животными Красной книги.
Беседа.
– С начала XVII века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.
– Для чего нужна Красная книга?(Она нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)
– А как вы думаете, почему назвали книгу именно красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)
Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому.
– Животные играют огромную роль в природе.
– Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране, все они занесены в Красную книгу.
Рассказы учащихся о животных.
Жук-красотел особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив над крыльями, длина 24–32 миллиметра. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную книгу России.
Тигр– прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча – олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр – самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3 метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.
Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко-розовое. Крылья – короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
Морж – самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса – около двух тонн. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, морскими ракушками, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.
Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2–3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 граммов, а длина туловища – 30 сантиметров, подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.
– Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились рассказы ребят, а вам?
- Ребята на с. 104 найдите небольшое сообщение еще об одном животном, которое занесено в Красную книгу. (Орел-беркут)
– Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы.
3. Работа по учебнику (с. 104).
– Где звери могут найти защиту?
- Прочитайте последний абзац на с.104.
- Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя.)
– Где смогут звери найти защиту и понимание? (в зоопарке, заповеднике, национальных парках.)
– А кто знает, что такое заповедник?
- Найдите определение этому понятию у себя на карточках, прочитайте.
– Что такое национальные парки?
- Найдите определение этому понятию у себя на карточках, прочитайте.
- Посмотрите на слайд презентации. Перед вами перечислены только некоторые заповедники России. В настоящее время в нашей стране насчитывается 103 государственных природных заповедника и 49 национальных парков, но в ближайшем будущем планируется создать еще 11 новых заповедников и расширить 9 национальных парков.
- В нащем Валуйском районе тоже есть охраняемая территория. Это Заказник «Мандровский». Одной из основных задач Заказника является поддержание целостности естественных сообществ, чтобы природа сохранялась в своей первозданной красоте, сохранение и воспроизводство популяций лося и оленя европейского, а так же на его территории обитает такое животное, как байбак.
4. Правила друзей природы (экологические правила).
Работа с экологическими знаками.
– Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.
Учитель раздает учащимся экологические знаки.
– Найдите расшифровку этим знакам на карточках-помощниках.
- Сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. V. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа.
– Чтобы вы не забыли эти знаки, вклейте карточки себе в тетрадь.
VI. Итог урока.
– Приведите примеры положительного влияния человека на природу.
– А что мы с вами можем сделать для охраны животных?
- Прочитайте вывод с.106.
Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
– Заканчивая урок, мне бы хотелось прочесть вам слова Михаила Михайловича Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!»
Рефлексия. Выскажите свое мнение, опираясь на фразу: «Сегодня на уроке окружающего мира я…».
Клятва: Мы обещаем: Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом!
Домашнее задание: учебник,с. 103–106; подготовить сообщение о животных Красной книги Белгородской области.
Тест
1. Сколько ног у насекомых?
а) Восемь; б) шесть; в) четыре.
2. Кто выкармливает детёнышей молоком?
а) земноводные; б) рыбы; в) млекопитающие.
3. Жаба, тритон, лягушка – это…
а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.
4. Как размножаются млекопитающие?
а) откладывают яйца;
б) вымётывают икру;
в) рождают живых детёнышей.
5. У какой группы животных тело покрыто голой влажной кожей?
а) пресмыкающиеся;
б) земноводные;
в) млекопитающие.
6. Орган вкуса млекопитающих:
а) волоски на теле; б) язык; в) глаза.
7. У какой группы животных тело покрыто чешуёй?
а) пресмыкающиеся;
б) земноводные;
в) рыбы.
8. Пескарь, щука, плотва – это…
а) насекомые; б) рыбы; в) птицы.
9. Какое слово пропущено6 яйцо – личинка – … – муха?
а) икринка
б) малёк
в) головастик
г) куколка
10. Какое животное относится к группе насекомых?
а) паук
б) трясогузка
в) бабочка
г) морской ёж
«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Животные леса"
Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...
Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс
Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...
Урок окружающего мира "Животные живого уголка"
Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова "Окружающий мир". Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация....
Урок окружающего мира "Животные нашего леса"
На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....
Урок окружающего мира "Животные – живые существа (организмы)"
Методическая разработка урока в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Презентация к уроку Окружающего мира "Животные" 1 класс.
Данная работа может быть использована при изучении темы "Животные" в 1 классе на уроке окружающего мира или во внеклассной работе....