Урок окружающего мира "Охрана животных"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок окружающего мира "Охрана животных" для 3 класса по программе "Школа России". Учебник А.А. Плешаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzh_miru_okhrana_zhivotnykh1.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели для учителя: создать условия для знакомства с животными Красной книги; содействовать развитию приемов умственной деятельности: анализ, обобщение, сравнение;
содействовать развитию умения работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
способствовать бережному отношению к животным, развитию внимания и наблюдательности.
Задачи: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
помочь обучающимся осознать необходимость ответственного отношения к животным;
научить совместно договариваться о правилах поведения в природе (составление экологических правил);
научить обучающихся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер;
Красная книга.
«Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в ответе.
Не долог на земле твой век
И что увидят твои дети?»
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
«Доброе утро!» - птицы запели.
Умные дети за парты все сели.
Мы все за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
И чтобы нам легче было идти,
Лучики солнца нам будут светить.
- Актуализация знаний.
- Проводится игра-лото «Цепи размножения животных».
- Сообщение на тему «Как бобры заботятся о своих детенышах».
- Самоопределение к деятельности.
(Играет музыка J. Last «Одинокий пастух»)
Учитель. Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, растения! Здравствуйте, животные!
Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и совсем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Посмотрите на эпиграф нашего урока.
(Чтение учителем).
Как вы понимаете эти слова?
О чём мы сегодня будем говорить?
Ученик: Сегодня на уроке мы будем говорить о животных, которых уже нет или находятся на грани исчезновения.
Учитель: Да. Это действительно так.
4. Работа по теме урока.
Учитель: Иногда можно услышать: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Посмотрите на этот слайд.
(Демонстрация слайда).
Не правда ли прекрасны творения природы? Ими бы только восхищаться, если бы ни одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
К сожалению ни животные, ни растения не могут говорить. А если бы умели? Давайте пофантазируем.
(Разыгрывается сценка).
Итак, суд. Суд над Человеком.
Судьёй у нас будет Зубр. Может быть, вы не слышали о нём, но не могу не поделиться восхищением и уважением, которое вызывает у меня этот замечательный зверь. А ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров не задумываясь истребляли.
Обвинитель – тур. Я объясню почему. Дело в том, что последний тур был убит в 17 веке.
Адвокат – собака.
Обвиняемый – Человек.
Судья (Зубр): Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово – обвинителю.
Обвинитель (Тур): Мне трудно говорить. И не только потому, что меня давно уже не существует на свете. Я боюсь, что ещё много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять одного: ведь Человек сам – творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем существам, которые, по его мнению, вредны или опасны.
Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра – квагга.
Когда люди начали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок». Так когда-то называли зебр древние люди.
А бизоны? К началу прошлого века в Америке почти не осталось бизонов.
Ещё один пример – странствующий голубь. Последний странствующий голубь умер в зоопарке в начале прошлого века.
Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили их всех.
Где бы ни появлялся Человек, он всегда что – нибудь разрушал или кого – нибудь убивал.
Судья (Зубр): Какое наказание, по - вашему, уважаемый Тур, заслуживает человек?
Обвинитель (Тур): Он наказал и продолжает наказывать себя сам!
Судья (Зубр): Слово предоставляется защите.
Защита (Собака): Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: Человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, Человек заслуживает и уважения. Да, да! Знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году в Америке, т.е. там, где природе был нанесён сокрушительный удар. Здесь же, в 1872 году, был создан первый национальный парк. Именно Человек создал Красную книгу. Да, то, что сделал Человек – преступление. Но он может хоть что – нибудь исправить. На всяком суде даётся слово обвиняемому. Послушаем Человека.
Обвиняемый (Человек): Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не легче.
Судья (Зубр): Какое же решение нам принять?
(Совещаются).
Мы пришли к такому выводу, пусть Человек исправит то, что пока ещё можно исправить.
Обвинитель (Тур): А если не исправит?
Судья (Зубр): Тогда человека постигнет твоя участь: его не станет. Ведь без всех нас и ещё многих, без чистого воздуха, чистой воды и многого другого, он не сможет выжить. Получается, Человек сам себе подписывает, смертный приговор.
Хором. Какой ужас!
Учитель. Какой вывод вы можете сделать из увиденного?
Ученик. Да, действительно человек виноват во многом. Но он старается оправдать себя, создавая заповедники, национальные парки.
Учитель. Да, ребята. В подтверждение тому я вам хочу сообщить в качестве исторической справки, что в 1948 году было принято решение создать Комиссию по редким и исчезающим видам. Пять лет учёные всего мира собирали информацию обо всех редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения видах и вырабатывали рекомендации по их сохранению. Так была создана Красная книга.
(Демонстрация книги).
Ребята, а что обозначает аббревиатура РФ?
Ребята, а почему цвет этой книги красный?
Ученик. Я думаю, что Красная книга информирует нас, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.
Ученик. Эта книга предупреждает, что то или иное животное или растение в беде. Его надо охранять.
Ученик. Красная книга – сигнал опасности. Её цвет значит: внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.
Учитель. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты. Об этом свидетельствуют зелёные страницы Красной книги, где представлены спасённые животные и растения. Так удалось спасти, например, бобра, соболя, куницу, лебедя, белого медведя и других животных. Сегодня вы уже услышали доклад о том, как бобры заботятся о своих детенышах. Почему именно бобры?
Ученик. На территории Воронежской области есть заповедники. В них можно встретить бобров. А раньше бобры считались исчезающим видом. Сейчас их численность удалось увеличить.
(Перечисление сопровождается показом изображения животных).
5. Физкультминутка.
Учитель. А сейчас давайте немного отдохнём.
( Музыкальная пауза. «Танец маленьких утят»).
6. Продолжение работы по теме.
1.Чтение сообщений.
Учитель. Дома вы готовили сообщения о лебеде и о белом медведе. Кто готов прочитать сейчас?
Сообщения о лебеде и о белом медведе.
(Доклады сопровождаются изображением животных).
Учитель. Молодцы. Вы хорошо поработали дома.
Учитель. Ребята, вы внимательно слушали выступления. А теперь вспомните, в каких произведениях вы встречали этих героев?
(Загадки).
2. Работа в тетради.
Учитель. Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Как выдумаете для чего?
Вырубая леса, загрязняя озёра, реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, моря, реки – это дом.
Откройте ваши рабочие тетради на странице … и найдите упр. …. Рассмотрите рисунки. Прочитайте задания.
(Самостоятельная работа с последующей проверкой).
А сейчас проверьте правильность своих ответов (слайд).
Учитель. Как мы уже сказали из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли с лица Земли, а другие стали редкими.
Морж, тигр, орёл – беркут, фламинго, жук – красотел и многие другие виды сейчас в опасности. Они внесены в Красную книгу России. Люди обязаны их спасти! Откройте ваши учебники на стр. … и прочитайте отрывок из текста об этих животных.
3. Составление экологических правил, которые обязаны соблюдать люди.
Учитель: Ребята, а что люди делают для того, чтобы сохранить животный мир на Земле?
(Ответы учащихся).
Учитель: Да. Многое делается по охране животных. Принимаются законы, в заповедниках и зоопарках животные находятся под особой охраной. Надо беречь животных, ведь они связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим. Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много и они не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.
Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда?
(Учащиеся отвечают).
В своих рабочих тетрадях найдите упр. … на стр. …. Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Какие правила зашифрованы этими условными знаками? Запишите их.
Проверьте себя по книге на стр. ….
А сейчас закройте ваши рабочие тетради и учебники и положите их на край стола.
7. Рефлексия.
Учитель: А в заключении разгадайте кроссворд. Он лежит у вас, у каждого на столе. Для того, чтобы разгадать его вам надо вспомнить животных, о которых мы говорили.
1.Очень ценный пушной зверёк. Был на грани уничтожения, но предпринятые меры по его охране спасли этот вид.
2. Владыка Арктики.
3. В двух – трёх - летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.
4. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.
5 Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.
6. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
Ответы: 1. Соболь. 2. Белый медведь. 3. Журавль. 4. Лебедь. 5. Тигр. 6. Фламинго.
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6. |
Учитель. Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ!) К чему оно призывает?
Ученик. Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода…
(Можно предложить тест)
8. Домашнее задание.
Учитель: Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание (с подробным объяснением выполнения домашнего задания):
а) в учебнике стр. …;
б) в тетради стр. …, №.
9. Итог урока.
Учитель. Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Каким бы вы хотели видеть следующий урок?
(Можно предложить другой вариант итога урока, в случае если учащиеся затрудняются это сделать самостоятельно)
Итак, ребята, чему вы учились сегодня на уроке?
Какую роль в природе и жизни человека играют животные?
Почему многие виды диких животных становятся редкими?
Каких животных вы знаете из Красной книги России?
Как нужно себя вести в природе, чтобы не причинять животным вреда?
Что люди делают для охраны животных?
Самооценка учащихся.
А в заключении, ребята, посмотрите небольшой клип.
(Чтение стихотворения учителем).
Люди, опомнитесь! Посмотрите!
Белые плиты! Видите?
На каждой отчётливо надпись животного
И перечёркнуто наискось: «Вымер».
Их почти двести – этих надгробий
Кладбище – символ, реальная смерть!
В жизни есть много разных историй
Только опомнились поздно. Заметь.
Люди, поймите, потеря любого
Вида животного на Земле -
Невосполнимая боль и тревога
За наше будущее вдвойне.
1. Назовите исчезнувший с лица земли вид животного:
а) кенгуру;
б) лиса;
в) зебра - квагга.
2. В какую книгу занесены исчезающие виды?
а) зелёную;
б) красную;
в) оранжевую.
3. Где находятся редкие животные под особой охраной?
а) дома;
б) в лесу;
в) в заповедниках и зоопарках.
4. Владыка Арктики:
а) белый медведь;
б) тигр;
в) соболь.
5. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить вреда животным?
а) веселиться и громко петь песни;
б) нарвать букет полевых цветов;
в) соблюдать правила друзей природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Животные леса"
Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...
Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс
Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...
Урок окружающего мира "Животные живого уголка"
Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова "Окружающий мир". Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация....
Урок окружающего мира "Животные нашего леса"
На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....
Урок окружающего мира "Животные – живые существа (организмы)"
Методическая разработка урока в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Презентация к уроку Окружающего мира "Животные" 1 класс.
Данная работа может быть использована при изучении темы "Животные" в 1 классе на уроке окружающего мира или во внеклассной работе....